Хупа обряд


Я никогда раньше не была ни на одной свадьбе. А тут меня сразу пригласили на традиционную еврейскую свадьбу, где невестой была дочь главного раввина Москвы Эсти Гольдшмидт, а женихом — Арвен Шайнин. Свадьба была назначена на вторник. Дело в том, что у ортодоксальных пар принято играть свадьбу только в будние дни, в отличие, например, от русских, которые зачастую празднуют по субботам. Еврейская же свадьба может проводиться в любой день недели, за исключением шаббата, который начинается на закате в пятницу и длится до заката субботы, а также за исключением еврейских праздников, например еврейского Нового года.

Меня сразу предупредили по поводу наряда — платье должно покрывать локти и колени. Для гостей был свой дресс-код. Невеста решила одеть всех гостей в красное. Однако, как я потом узнала, в Талмуде сказано, что еврейские женщины не носят одежду красного цвета, поскольку это притягивает внимание и, в конечном счете, может привести к разврату. Получается, что ношение одежды красного цвета является нарушением запрета одеваться нескромно. Несмотря на это, большинство гостей соблюли дресс-код и порадовали молодую пару.


Церемония бракосочетания была назначена на 17.00, но гостей собирали уже в 16.00. Мы приехали пораньше. Дождь лил не переставая, поэтому часть гостей толпилась внутри Хоральной синагоги на Китай-городе, а другая — снаружи под крышей. В это время в Большом Молельном зале шла молитва. Поэтому нас сразу пригласили в ресторан «Римон», который находится на втором этаже. Там гостей ждали кошерные угощения и еврейская музыка. Через некоторое время в зале появилась невеста в роскошном белом платье и села на красиво украшенный стул в центре зала (этот стул ассоциируется с троном, так как в день свадьбы невеста — это царица). Затем гости начали поздравлять девушку. У меня назрел вполне логичный вопрос: «А где, собственно, жених?». — «Он подписывает договор об обручении и брачный договор на мужской половине», — подсказал мне мой сосед.

Еврейская свадьба

Еврейская свадьба


Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

Пока невеста принимает поздравления от гостей на женской половине, тем временем на мужской жених с раввинами подписывает документы. Сначала «тнаим» — договор об обручении, а затем «ктубу» — брачный договор. Документ об обручении оформляется и подписывается непосредственно перед актом бракосочетания. В это же время в молельном зале мать жениха и мать невесты вместе разбивают тарелку в память о разрушении Храма Иерусалимского. Это действие несет и символический характер: как разбитую тарелку больше невозможно полностью восстановить, так и испорченные отношения не возродить. После этого происходит подписание ктубы, то есть, брачного контракта. В этом документе перечисляются обязательства, которые берет на себя жених, и права его будущей жены. На мужскую половину меня, конечно же, не пустили, поэтому об этом я узнала из рассказа своего коллеги.

Еврейская свадьба

Еврейская свадьба


Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

Спустя примерно час музыка на женской половине стала громче и в зал зашел жених в сопровождении родственников и друзей, пришедших на Кабалат паним (прием гостей перед церемонией бракосочетания), чтобы совершить обряд «бадекен» (покрытие) в присутствии свидетелей. Этот обряд является частью церемонии «хупа» (бракосочетания). Покрывая лицо невесты, жених как бы показывает, что он берет на себя обязанность заботиться о ней. Обычай этот восходит к изречению «Девушка выходит покрытой». Согласно древней традиции европейских евреев, фата закрывала лицо невесты полностью. Поэтому свидетели должны были удостовериться, что скрывающаяся за ней девица является той самой невестой. «Дабы избежать повторения истории, произошедшей с нашим праотцем Яковом, взявшем в жены Лею вместо Рахель», — пояснили мне позже.

Еврейская свадьба


Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

Пока гости поздравляли молодых, я познакомилась с Шимоном Левиным — заместителем главного раввина Москвы. Он мне рассказал о том, что перед свадьбой огромную роль играет подготовка к этому важному дню. «По обычаю, жених и невеста не должны видеть друг друга до свадьбы неделю, чтобы они успели соскучиться друг по другу. Кроме того, в день свадьбы у жениха и невесты искупаются все грехи, поэтому они постятся до церемонии бракосочетания. Что же касается самого дня бракосочетания, то есть особая молитва, которую невеста читает перед Хупой. В этой молитве она просит о самом сокровенном и может помолиться за каждого желающего. Обычно у невесты есть список людей, которые попросили ее помолиться за них под Хупой», — рассказывает Шимон Левин.

После церемонии «бадекен» все спустились на первый этаж в Большой Молельный зал на главную церемонию бракосочетания, которая называется «Хупа». Хупа — это четыре высоких столбика, покрытых сверху куском материи — балдахином. Традиционное сооружение, в котором и совершается обряд бракосочетания жениха и невесты. Существует мнение, что хупа символизирует дом, в котором муж и жена будут жить вместе. И неспроста ткань, наброшенная на четыре подставки, не покрывает полностью это сооружение. В этом можно усмотреть аллегорию с жизнью супругов, которая будет открыта всем ветрам и ненастьям и надо быть готовым ко всем превратностям судьбы. Другая версия гласит, что хупа знаменует собой комнату в доме жениха, куда будет после приведена невеста, чтобы соединиться с молодым мужем. А открытые стены символизируют гостеприимность жениха и невесты.


Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

Во время молитвы в Молельном зале мужчины сидят внизу, а женщины наверху. В день свадьбы женщинам разрешается спуститься вниз. Однако мужчины и женщины все равно сидят отдельно — мужчины слева, женщины — справа. Заняв свое место в женской половине, я почувствовала, будто нахожусь на съемках какого-то фильма: гости встречают невесту, идущую к алтарю под руку со своим отцом. Пока все ждали невесту, я разглядывала наряды и прически еврейских женщин. И заметила, что многие из них были в париках. Позже я выяснила, что замужние еврейские женщины должны носить или плотно прикрывающий волосы головной убор, или… парик, который приравнивается к головному убору.


 

 

Через полчаса после того, как организаторы рассадили всех гостей, под музыку начала выходить семья жениха. Они выходили под песню «Заклинаю вас, дочери Иерусалима». Эта песня составлена на слова из книги «Песнь песней», в которой говорится о любви девушки, разыскивающей своего возлюбленного. Она просит дочерей Иерусалима сказать ее возлюбленному, если они его найдут, как ее сердце страдает от любви к нему. Согласно толкованию еврейских мудрецов, смысл этой Книги заключается в аллегорическом повествовании об отношениях любви между Богом и Его народом.

Следом за ними вышла семья невесты под звуки песни «Вечер роз». Это современная израильская песня, слова к которой написал Моше Дор. Она построена на основе текста из Книги «Песнь песней». Слова: «Вечер роз, выйдем в сад. Мирра, благовония и босвеллия – настил ногам твоим». В конце выходит жених под песню «Древо жизни она». В этой песне говорится о том, что Тора подобна древу жизни для тех, кто держится за нее. Песня произносится при возвращении свитка Торы в священный ковчег во время молитвы в синагоге. Так как балдахин хупы находится перед священным ковчегом, жених вспоминает об этой песне.


Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

После того, как все родственники и жених зашли в зал, гости замерли в ожидании выхода невесты. И вот под песню «Войди с миром», слова которой взяты из последнего абзаца песни «Леха доди», написанной раввином Шломо Алькабецом из Цфата, выходит невеста в роскошном белоснежном платье. Все достали уже заранее приготовленные телефоны и начали снимать. Признаться, я тоже не удержалась. Кстати, эту песню поют в синагоге в пятницу вечером. Слова песни уподобляют отношения между Шабатом и еврейским народом отношениям жениха и невесты. Восходящая звезда, ученик школы Лаудер Эц-Хаим Максимилиан Хинанашвили прекрасно ее исполнил. Мелодия взята из песни «Кон те партиро» («Ухожу с тобой») Франческо Сантори, в ознаменование того, что невеста уходит с женихом.


Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

И вот жених и невеста стоят под Хупой. По традиции первым под Хупу входит жених, олицетворяя хозяина дома. Затем в сопровождении отца или обоих родителей под полог входит и невеста. Это значит, что супруг ей предоставляет кров, одежду и берет на себя все обязательства по содержанию. Затем невеста обходит семь раз вокруг жениха под песню «Барух аба» (Благословен входящий). Слова псалма из молитвы «Алель»: «Благословен входящий во имя Господа». Эта мелодия восходит к традициям испанских и португальских еврейских общин, в память о предках семьи Гольдшмидт из Голландии.

Еврейская свадьба


Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

Про этот обычай я раньше ничего не слышала. Поэтому спросила у раввина, что он означает. «У этого обычая есть целый ряд причин. Первая из них заключается в том, чтобы показать, что хупа проходит под Божественным покровительством, поскольку Всевышний раскрывается в семи небесах. Кроме того, этот обычай символизирует желание жениха и невесты стать мужем и женой, а то, что обходит жениха именно невеста, делается для того, чтобы указать на особый высокий статус женщины в иудаизме — семью они строят вместе, но обходит именно она», — рассказал Шимон Левин.

Еврейская свадьба по традиции начинается с чтения благословений перед церемонией обручения. Эти благословения сначала читают над вином, потом начинается обручальное благословение. После благословений молодые пьют ритуальное вино. По старым обычаям жених преподносит невесте кольцо и произносит торжественные слова. Жених надевает кольцо на правую руку невесты на указательный палец в присутствии двух свидетелей. Этот обряд называется «кидушин». Если строго следовать традициям, то невеста не надевает под хупой кольцо на руку мужу.


«Дело в том, что согласно Торе активная сторона в заключении брака — это мужчина. Женщина соглашается выйти замуж. Принимая от жениха кольцо, она, тем самым, как бы соглашается выйти за него замуж», — рассказывает раввин.

Затем идет чтение ктубы и благословения родственниками и гостями, которые выражают благодарность Творцу за создание мужчины и женщины, а также за создание союза между ними. Очень красивой завершающей традицией свадебного обряда является разбивание стакана. Перед тем, как его разбить, стакан оборачивается тканью, чтоб не разлетелись мелкие осколки. Жених должен раздавить стакан правой ногой. В это время все гости кричат «Мазаль тов!», желая молодой паре счастливой судьбы.

«Стакан разбивают в память о разрушенном Иерусалимском Храме. В момент наивысшей радости мы как бы говорим себе, что наше счастье неполное и мы ждем, когда Храм в Иерусалиме будет отстроен», — рассказывает Шимон Левин.

Церемония завершается в небольшой комнате «хадар йихуд», где молодожены уединяются в сопровождении свидетелей. Там, как правило, для молодых накрыт легкий ужин, так как до Хупы жених и невеста не брали в рот ни крошки. В этой комнате жених и невесте в первый раз уединяются уже как муж и жена. Эта часть церемонии называется «йихуд». Она показывает, что теперь пара действительно состоит в браке.

После торжественной церемонии бракосочетания гости отправились на праздничный банкет. Свадебная церемония представляется радостным празднованием с национальными танцами и песнями. В ортодоксальных общинах мужчины и женщины сидят и танцуют по отдельности. Из угощений многие выбирают кошерную пищу, однако менее ортодоксальные могут заказать рыбное или вегетарианское меню. Мне посоветовали обязательно попробовать гефилте фиш — фаршированную рыбу. И, конечно же, то, без чего не обходится ни одна еврейская свадьба, — традиционный танец Хора, во время которого молодоженов поднимают на стульях и чествуют, как царя с царицей. «На самом деле, это просто красивый обычай. Думаю, что у него нет особых причин», — рассказал Шимон Левин.

Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

У иудеев существует заповедь веселить жениха и невесту. Все поют и танцуют вокруг новобрачных. Говорят, что тот, кто наслаждается свадебной трапезой и не веселит жениха и невесту, поступает неверно. И, наоборот, тот, кто веселит жениха и невесту, удостаивается мудрости Торы. Его сравнивают с тем, кто приносит благодарственную жертву в Храме и отстраивает разрушенный Иерусалим. Даже если человек только находится в месте, где устраивают свадьбу и не участвует в самой трапезе, в любом случае обязан принять участие в веселье. Поэтому скучать нам не пришлось. Однако, вспомнив в начале 12-го о том, что завтра рабочий день, мы решили поехать по домам, остальные же гости праздновали до утра.

Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

Еврейская свадьба

 

 

Татьяна Поддубская

Источник: mir24.tv

Еврейский брак – это Б-жественная заповедь, святой союз, наполненный добром и требующий обоюдного исполнения его условий. Желая упрочить Свои деяния, Создатель даровал мужчине и женщине заповедь бракосочетания. Тора, подчѐркивая еѐ великую святость, называет обряд бракосочетания Кидушин, что буквально означает “освящение”. Концепция эта отражена в каждом из этапов свадебной церемонии и в обычаях всего дня свадьбы.

 

ЧТО ПРЕДШЕСТВУЕТ СВАДЬБЕ

Будущие муж и жена – это две части одной души, поэтому до вступления в брак человек не считается цельным, совершенным существом. День бракосочетания служит как бы началом новой жизни новой, цельной души – и для невесты, и для жениха. Закладывая фундамент для своего дома, жених и невеста, несмотря на всю предсвадебную суматоху, находят время для того, чтобы увеличить свои знания в Торе, исполнить больше заповедей и укрепить свою связь со Всевышним.

 

 

СУББОТА ПЕРЕД СВАДЬБОЙ

В последнюю неделю перед свадьбой жених и невеста не должны встречаться и даже слышать голос друг друга. В субботу, непосредственно предшествующую дню свадьбы, жениха вызывают к Торе. Смысл этого обычая заключается в том, что лишь Тора должна быть вечным путеводителем в жизни новобрачных.

Есть ещѐ одно объяснение этому обычаю. Поскольку благодаря заповеди о бракосочетании мир продолжает существовать (жених и невеста считаются “партнѐрами” Всевышнего по творению, ибо цель брака – рождение и воспитание детей, которые будут изучать Тору), жениха вызывают к Торе, чьи буквы составляют Десять Речений, которыми Всевышний создал и продолжает поддерживать всѐ существование всего мира.

По обычаю, после того, как жених произносит заключительное благословение, его осыпают конфетами. Этим выражается пожелание, чтобы новая жизнь молодых была сладкой и чтобы они были щедро благословены потомством.

Невеста проводит последнюю перед свадьбой субботу в семейном кругу. В этот день к ней приходят подруги, чтобы поздравить и пожелать счастья. Суббота перед свадьбой называется Шаббат Кала или форшпиль.

За несколько дней до свадьбы и до конца послесвадебной недели молодая пара считается “королевской четой”. Поэтому в течение всех этих дней новобрачных обязательно должен кто-нибудь сопровождать.

 

ДЕНЬ СВАДЬБЫ

День свадьбы для жениха и невесты – их личный Йом-Кипур, когда Всевышний прощает им все прежние проступки. Жених и невеста постятся весь этот день – до тех пор, пока не закончится церемония бракосочетания. На протяжении дня они читают дополнительные молитвы-исповеди, а также Теилим (псалмы), прося прощения у Всевышнего за все прегрешения, совершѐнные ими сознательно и неумышленно. В тот час, когда они стоят под хупой (свадебным балдахином), им прощаются все грехи, и жизнь для них начинается заново.

 

ЧЕСТВОВАНИЕ ЖЕНИХА И НЕВЕСТЫ

Перед началом бракосочетания устраивают церемонию Кабалат Паним. Поскольку до начала свадебной церемонии молодые не должны друг с другом встречаться, Кабалат Паним проводят отдельно для жениха и отдельно для невесты – в двух разных местах. В ходе этой церемонии жених и невеста принимают благословения, поздравления и сердечные пожелания от всех присутствующих.

Во время Кабалат Паним обычно оформляют условия брачного договора (тнаим), после чего жених прочитывает наизусть маамар Леха Доди.

1. Тнаим

Согласно еврейской традиции, условия брачного договора принято обсуждать и оформлять документально до свадьбы – в присутствии молодых и их родителей. Эти условия по сути обязуют жениха исполнить своѐ обещание жениться на невесте. В наше время эту процедуру выполняют во время Кабалат Паним, перед церемонией бракосочетания.

После оформления тнаими и их оглашения мать жениха и мать невесты разбивают тарелку. Этот обычай символизирует необратимость заключѐнного брака: подобно тому, как невозможен возврат разбитой тарелки к еѐ прежнему состоянию, таким же необратимым должен быть только что совершѐнный процесс обручения. И как невозратимо откололись от тарелки осколки, так же невозвратимо “откололись” жених (от всех других женщин, кроме своей будущей жены) и невеста (от всех других мужчин, кроме своего будущего мужа).

 

2. Произнесение маамара Леха Доди

Этот маамар впервые произнѐс Шестой Любавичский Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон, в 1929 году, на свадьбе своей дочери, ребецин Хаи-Мушки, и нынешнего Любавичского Ребе Менахема-Мендла. Главная его тема – духовный подъѐм, переживаемый женихом и невестой посредством объединения своих душ. Маамар рассматривает этот союз на примере священного союза Всевышнего с еврейским народом. Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон впоследствии более глубоко разработал этот маамар.

 

БАДЕКЕНИШ

Перед самым началом церемонии бракосочетания жених в сопровождении всех, кто пришѐл на Кабалат Паним, отправляется на женскую половину, чтобы совершить обряд Бадекениш, что буквальео означает “покрывание”. Жениха ведут под руки его отец и отец невесты. Всѐ это время поют мелодию, составленный первым Ребе Хабада, рабби Шнеуром-Залманом из Ляд (Алтер Ребе). Эта мелодия носит название Арба бавот (“Четыре части”) и является отражением четырѐх высших духовных миров. Подойдя к невесте, жених покрывает ей лицо фатой.

Процедура Бадекениш должна напоминать нам о том, как Ривка, впервые увидев Ицхака, “взяла покрывало и закрыла лицо своѐ” (“Берейшит”, 24:65). Также это подчѐркивает тот факт, что жених, вступая в брак, руководствуется не столько физической красотой невесты, сколько еѐ духовной красотой. Сама невеста использует эти минуты для молитвы.

Процедура Бадекениш символизирует скромность и целомудрие – два главных качества, характеризующих еврейскую женственность. Они – основа еврейской семьи, а еврейская женщина, обладающая этими качествами, названа в Торе “опорой дома”, так как она наполняет его теплом и светом.

Традиционно, по завершении Бадекениш родные благословляют невесту.

Прежде, чем встать под хупу, жених развязывает все узлы на своей одежде – от шнурков на ботинках до галстука. В момент заключения брачного союза этим как бы устраняются все другие связи, кроме священного единения жениха и невесты.

Также перед тем, как встать под хупу, жених надевает под верхнюю одежду белый китл, какой обычно надевают на время Йом-Кипура. Это должно напомнить жениху об особой важности и торжественности момента.

 

ХУПА

Хупу принято ставить под открытым небом, чтобы исполнилось благословение, данное Всевышним нашему праотцу Аврааму: “И размножу потомство твоѐ, как звѐзды небесные” (“Берейшит”, 26:4). Хупа напоминает слова, которые Рут сказала Боазу: “Простри полу одежды над рабой своей” (Рут, 3:9). Хупа также символизирует то, что дом молодой пары будет под постоянной защитой и покровительством Всевышнего.

Хасидское учение говорит, что на каждую свадьбу являются души нескольких поколений предков новобрачных.

Жениха ведут к хупе его отец и отец невесты. Затем к нему приводят невесту, которую ведут еѐ мать и мать жениха. Эта процедура служит олицетворением того, как невеста, покидая родительский дом, отправляется жить в дом своего будущего мужа. Жених, который ждѐт, когда приведут невесту, как бы встречает еѐ на пороге своего нового дома, тем самым оказывая ей должный почѐт.

Каждый из унтерфирерс (те, кто ведут молодых к хупе) держит в руке зажжѐнную свечу, чьѐ пламя напоминает огонь, полыхавший в момент заключения великого брачного союза у горы Синай – между Б-гом и народом Израиля во время дарования Торы.

Когда жениха и невесту ведут к хупе, тоже поют мелодию Арба бавот.

 

СЕМЬ КРУГОВ

Подведя невесту, сопровождающие семь раз обводят еѐ вокруг жениха. Эти семь кругов символизируют семикратный союз, который устанавливается между женихом и невестом и их семьями в момент бракосочетания. Это также символизирует семь витков, которые совершают при возлагании тфиллин на руку. Подобно тому, как,

повязывая тфиллин на руку и на голову, еврей “привязывает” себя к Творцу, так же жених и невеста объединяют свои сердца и души.

Число семь символизирует также семь дней творения. В течение этих семи дней земной шар обернулся вокруг своей оси семь раз. Обряд бракосочетания – это своего рода процесс сотворения мира, нового мира. Таким образом, семь кругов символизируют семь оборотов земли.

Завершив последний, седьмой круг, невеста становится справа от жениха. Как сказано в Теилим: “По правую руку стоит королева”.

 

ПРИВЕТСТВИЕ

После того, как невеста, завершив последний круг, становится справа от жениха, кантор официально (от имени всех присутствующих) приветствует их словами: “Добро пожаловать! Тот, Кто Самый Могучий; Тот, Кто Самый Благословенный; Тот, Кто Самый Великий; Тот, Кто Самый Возвышенный – да благословит Он жениха и невесту!”

 

КОРОЛЕВСКОЕ СЛОВО

(ПИСЬМО РЕБЕ)

Любое торжественное собрание должно быть открыто королевским словом. Еврейское учение приравнивает мудреца Торы и главу еврейского народа к королю. Поэтому свадебную церемонию открывают чтением письма Любавичского Ребе Менахем-Мендла Шнеерсона, адресованном жениху и невесте и содержащем приветствие и благословение.

 

БЛАГОСЛОВЕНИЕ КОЭНОВ

Тора говорит нам, что каждому еврею дана сила благословлять своего ближнего. Особой силой и святостью обладает благословение коэнов. Они благословляют еврейскую общину – в диаспоре – во время праздничных молитв, а в Эрец-Исроэль – каждый день, во время утренней молитвы. Есть, однако, особые моменты, когда коэны произносят своѐ благословение “внеурочно”. Один из таких моментов – обряд бракосочетания. В большинстве еврейских общин, стоя под хупой, коэны благословляют жениха и невесту, что ещѐ больше усиливает важность и торжественность этого дня.

 

СВИДЕТЕЛИ

По закону Торы жена считается посвящѐнной своему мужу в том случае, когда он дарит ей какой-нибудь ценный подарок (деньги или кольцо), либо предоставляет ей соотвествующий брачный документ или вступает с ней в физическую близость. В настоящее время, по предписанию мудрецов, мы соблюдаем все три условия. Поэтому брачная церемония посвящения (Кидушин) состоит из трѐх этапов: жених дарит невесте обручальное кольцо, затем передаѐт невесте брачный договор (ктуба), а после завершения брачного обряда жених и невеста должны уединиться в отдельной комнате, что символизирует брачное единение.

Чтобы хупа имела законную силу, необходимо присутствие по крайней мере двух достойных согласно закону Торы свидетелей, бытькоторые смогут подтвердить, что все три условия были соблюдены..

 

ЦЕРЕМОНИЯ ОБРУЧЕНИЯ

Церемония бракосочетания подразделяется как бы на две части – Кидушин (“посвящение в жѐны”) и Нисуин (“женитьба”). Каждую из них предваряет благословение, прочитанное над бокалом вина, которое, по еврейской традиции, является символом радости и изобилия. Подобно тому, как благословение над вином освящает субботу и праздники, так же им принято освящать церемонию бракосочетания.

Ведущий церемонию прозносит благословение над бокалом вина, затем – благословение “Освящающий народ Свой, Израиль Хупой и Кидушин” и даѐт жениху и невесте отпить вино из бокала.

Наступает центральный момент церемонии Кидушин – жених, произнеся слова “Вот, ты посвящаешься мне в жѐны этим кольцом по закону Моше и Израиля”, надевает невесте обручальное кольцо на указательный палец правой руки.

Обручальное кольцо должно быть круглым, абсолютно гладким изнутри и снаружи, без вырезанных на нѐм украшений, букв и символов.

Обручальное кольцо – это символ благословения. Подобно тому, как золото, из которого оно сделано, должно быть чистым, безо всяких примесей, так и новая жизнь молодых должна быть прекрасной и гладкой, свободной от раздоров и конфликтов. Принято использовать золотое кольцо ещѐ и потому, чтобы подчеркнуть – насколько невеста, подобно золоту, дорога для жениха.

Слова, которые произносит жених, надевая невесте кольцо (“Вот, ты посвящаешься мне…”), говорят нам, что подобно тому, как Тора (“закон Моше и Израиля”) имеет Б-жественное происхождение и несѐт на себе вечную печать святости и истины, такой же будет совместная жизнь новобрачных.

КТУБА

Ктуба это документ, имеющий юридическую силу, в котором перечисляются обязанности мужа по отношению к жене, гарантия верности, преданности и надѐжности. Согласно этому документу будущий муж обязуется “работать, чтобы зарабатывать на нужды дома, и почитать жену и давать пропитание и всяческую поддержку по обычаю мужей Израиля, работающих и почитающих жѐн своих и дающих им пропитание и всяческую поддержку по правде…”

Суть содержания ктубы – обеспечить и укрепить права жены и еѐ почѐтное положение хозяйки еврейского дома. В договор входят также условия финансового расчѐта в случае, не дай Б-г, развода или смерти мужа.

Подписание ктубы показывает, что женихом и невестой при вступлении в брак руководят не просто эмоции или желание физической близости. Мораль и закон – главные условия еврейского брака. Об этом говорит Ктуба, подчѐркивая обязанности мужа и права жены. Этот документ защищает права жены на протяжении всей совместной жизни.

Ктуба является символом Синайского бракосочетания между Б-гом и народом Израиля, когда Моше-рабейну принял от Всевышнего “Книгу Завета и прочитал вслух всему народу” (“Шмот”, 24:7).

Текст ктубы прочитывают вслух. Это служит своего рода разделением между двумя этапами церемонии бракосочетания, чтобы второй этап – Нисуин – также мог начаться с благословения над вином. Затем ктубу передают невесте. Отныне этот документ – еѐ собственность. В случае его потери мужу и жене запрещено находится вместе под одной крышей до тех пор, пока не будет составлен новый.

 

СЕМЬ БЛАГОСЛОВЕНИЙ

Заключительный этап церемонии бракосочетания – семь свадебных благословений. Их цель – признание Б-га, как Создателя всего человечества, дарующего веселье жениху и невесте. Эти благословения также восхваляют Б-га за то, что Он создал человека “по образу и подобию Своему” (“Берейшит”, 1:26) и дал ему способность к продолжению своего рода.

Первое благословение произносят над бокалом вина, потому что без вина нет веселья.

Во втором благословении благодарят Б-га за сотворение мира, потому что в эту минуту для новобрачных весь мир вокруг обновляется.

Третье и четвѐртое благословение восхваляют Всевышнего за физическое и духовное сотворение человека.

Пятое – своего рода молитва за восстановление Иерусалима и Святого Храма, ибо память о Храме символизирует столь сильную связь Б-га с еврейским народом, что превосходит любую радость.

Шестое благословение выражает надежду, что любовь жениха и невесты будет подобна любви Адама и Хавы в райском саду, когда, кроме них, в мире больше никого не было.

Седьмое благословение – молитва за скорейшее наступление дней Освобождения, когда наконец придѐт Мошиах, выведет нас из изгнания, и на всей земле воцарятся мир и спокойствие.

 

РАЗБИВАНИЕ БОКАЛА

После чтения Семи Благословений жених и невеста вновь отпивают вино из бокала, а кто-либо из присутствующих допивает остатки вина и передаѐт бокал жениху. Жених кладет его на землю и разбивает его правой ногой. Этот обычай должен напоминать присутствующим о разрушении Храма, потому что память о Иерусалиме должна присутствовать в каждой нашей радости.

 

УЕДИНЕНИЕ

После церемонии бракосочетания жених и невеста должны побыть наедине. Для этой цели им выделяют особую комнату. Этот факт должен быть засвидетельствован достойными свидетелями. В комнате заранее ставят лѐгкое угощение, чтобы жених и невеста смогли прервать свой пост. Уединение жениха и невесты имеет чрезвычайно важное значение: фактически это означает, что они стали мужем и женой (поскольку до свадьбы им было запрещено оставаться наедине). В течение всего этого времени в комнату никто не имеет права входить.

Согласно обычаю, перед тем, как новобрачные войдут в эту комнату, на порог кладут серебряную ложку, через которую перешагивают (правой ногой ) сначала жених, а потом – невеста.

 

СВАДЕБНАЯ ТРАПЕЗА И ВЕСЕЛЬЕ

Торжественная трапеза – неотъемлемая часть всех еврейских праздников. То же относится и к свадьбе. Кроме того, суть свадебного торжества – исполнение великой заповеди веселить новобрачных. Эта заповедь имеет глубокое значение. Талмуд рассказывает, что даже самые великие еврейские мудрецы прерывали изучение Торы только ради того, чтобы участвовать в свадебном веселье.

При этом следует строго соблюдать закон Торы, запрещающий мужчинам и женщинам веселиться вместе. Мужская половина должна быть отделена от женской высокой и плотной перегородкой, чтобы мужчины и женщины не видели друг друга.

По завершении свадебной трапезы произносят Благословение после еды и снова повторяют Семь Благословений.

 

ПОСЛЕСВАДЕБНАЯ НЕДЕЛЯ

Еврейский обычай предписывает молодожѐнам начать новую жизнь среди своей общины. Поэтому принято на протяжении шести последующих дней устраивать для новобрачных трапезы, на которых произносят все семь свадебных благословений. Трапезы эти обычно устраивают родственники и друзья жениха и невесты. Эти семь дней служат напоминанием о послесвадебной неделе Яакова и Леи.

В течение “семи дней пира” новобрачные свободны от всех будничных забот. Молодые муж и жена полностью посвящают своѐ время друг другу и стараются также проводить эти дни в молитве, изучении Торы и исполнении заповедей, чтобы заложить прочную основу своему “новому дому в Израиле”.

Как все это выглядит

Хупа обряд

Хупа обряд

Хупа обряд

Хупа обряд

Хупа обряд

Хупа обряд

Источник: dlyatebya.kz

Подготовительный период

Для подготовки обряда бракосочетания у евреев важную роль играют родители будущих молодоженов. Именно они первым делом обсуждают друг с другом вопросы свадьбы и материального вклада в жизнь создающейся семьи. Только после того, как будет достигнута договоренность между ними, жених имеет право прийти к отцу своей невесты и попросить ее руку. В знак серьезности намерений он обязан заплатить выкуп за любимую. И таким образом заключается письменное или устное соглашение о проведении еврейской свадьбы.

Не обходится и без взаимодействия матерей. Согласно свадебной традиции для закрепления этого соглашения они разбивают тарелку как символ невозможности все вернуть обратно. После этого наступает пора назначения дня свадьбы. Здесь есть тоже свои особенности и запреты. Так, нельзя сочетаться браком во время:

  • шаббата – праздничный день у еврейского народа, в который принято воздерживаться от работы и других занятий;
  • еврейских национальных праздников;
  • постов и дней поминовения усопших.

Согласно традициям и обычаям еврейской свадьбы заканчивается подготовительный период двумя особыми церемониями для жениха и невесты. За неделю до главного события в своей жизни жених объявляет общине о предстоящей свадьбе во время службы в синагоге – церемония Уфруф. Присутствующие мужчины приветствуют его решение, осыпают конфетами и происходит праздничный обед для семьи.

Невеста же проходит очищающий обряд. Она посещает особый бассейн Миква в компании других женщин семьи, читая в нем молитвы из Торы. Считается, что после этого она выходит очищенная и обновленная, готовая для новой жизни.

День бракосочетания

День свадьбы у евреев тоже изобилует своими приметами, атрибутами и традициями. Он обладает своей четко отлаженной в течение тысячелетий структурой:

  1. Составление молодыми особого соглашения – ктубы, согласно которому жених обязуется заботиться и защищать свою будущую супругу. Немаловажно, что в ктубе оговаривается и случай развода со всеми вытекающими последствиями. Соглашение подписывается молодыми в присутствии свидетелей и торжественно оглашается на празднике перед гостями.
  2. Проведения обряда «бадекен» – покрытия фатой головы невесты. Это особое символическое таинство, когда жених приходит на женскую половину праздника (свадьба празднуется отдельно мужчинами и женщинами). Накрывая невесту фатой, жених демонстрирует ей свое покровительственное начало.
  3. Обряд Хупа. Хупа – это особая конструкция – тент, который символизирует дом и надежность. После прочтения семи благословений под ней жених одевает свадебное кольцо невесте на указательный палец и произносит священные слова. По традиции еврейской свадьбы, кольцо должно быть простым и плоским.
  4. Также жених должен выпить бокал ритуального вина и раздавить его правой ногой, а гости в это время громко и дружно должны произнести «Мазл тов!» – пожелания счастья.
  5. Собственно застолье. Обилие блюд на столе зависит от степени религиозности молодых. Праздничное пиршество может происходить как в синагоге в специально отведенном для этого месте, так и в ресторане. Кошерные блюда занимают большую часть меню, иногда сюда добавляются вегетарианские и рыбные угощения.
  6. Музыкально-развлекательная программа. Ни одна свадьба, даже еврейская, не обходится без музыки и танцев. Однако здесь особенность в том, что музыка исполняется, как правило, вживую и только в форме традиционных мотивов. Главный танец носит название «Хора» и делается всеми присутствующими под уже каноническую песню «Хава нагила». Как и на всех свадьбах для того, чтобы запечатлеть событие, нанимаются специалисты для проведения фотосъёмки еврейской свадьбы, обряда Хупа.

Послесвадебный период

Обычаи предусматривают праздник еще в течение семи дней после самого обряда бракосочетания. Продолжаются застолья для тех гостей, кто не попал на праздник в главный день. Свадьба у евреев складывается так, что лишь спустя неделю после дня свадьбы уже муж и жена имеют полное право с чистой совестью радоваться новому этапу в их жизни.

Портал www.svadebka.ws рассказал вам про обычаи и традиции на еврейских свадьбах. Такие мероприятия до сегодняшнего дня сохраняют тысячелетнюю мудрость израильского народа и демонстрируют его взгляд на мир.

Источник: svadebka.ws

Сама «хупа» напоминает о даровании Торы, когда евреи «встали у подножья горы». Существует старинный обычай ставить «хупу» под открытым небом, напоминая тем самым, что Всевышний обещал Аврааму: «Взгляни на небо и сосчитай звёзды — сумеешь ли ты их сосчитать?.. Столь же многочисленным будет потомство твоё!» То же самое заверение — что народ Израиля будет многочисленным, словно звёзды на небе, — было повторено Ицхаку и Яакову.

Итак, под «хупой» стоит жених, а справа от него — невеста. Очень распространён обычай, согласно которому невеста вместе с «шошвиним» семь раз обходит вокруг жениха, прежде чем встать возле него. Отцы стоят рядом с женихом, матери — рядом с невестой.

Сказали наши мудрецы: «Тот, кто не является специалистом в кидушин, пусть не занимается ими». Поэтому церемонию обручения предоставляют вести опытному, авторитетному раввину, который в совершенстве знает закон и является доверенным лицом жениха.

После благословения над бокалом вина («нет радости без вина, как сказано: “и вино возвеселит сердце человека”»), раввин произносит: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и предостерегший нас от кровосмешения, запретивший нам невест и разрешивший их нам лишь после того, как они станут нашими жёнами посредством хупы и кидушин. Благословен Ты, Г-сподь, освящающий народ Свой, Израиль, с помощью хупы и кидушин».

Жених и невеста отпивают из бокала, над которым раввин уже произнёс благословение также и за них. Затем свидетелей «кидушин» приглашают подойти поближе, чтобы они видели все детали обряда: как жених надевает невесте обручальное кольцо, произнося: «Ты посвящена мне этим кольцом по закону Моше и Израиля». (Заметим, что жених надевает невесте кольцо именно на указательный палец).

Затем раввин зачитывает «ктубу» (брачный договор), жених правой рукой подаёт её невесте, а та принимает её, также правой рукой.

В израильском раввинате заведён хороший обычай: копию «ктубы», заверенную подписями тех же свидетелей, сдают в раввинат на хранение. Если оригинал «ктубы» затеряется, на основе этой копии супруги смогут получить новый экземпляр «ктубы».

А теперь наступает черёд семи благословений:

1. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы».

2. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший всё во славу Свою».

3. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, создавший человека».

4. «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, создавший человека по образу Своему, по образу и подобию Своему сотворил Ты его и воздвиг для него из плоти здание вечное. Благословен Ты, Г-сподь, создавший человека».

5. «Пусть возвеселится и возликует бесплодная, когда соберутся к ней в радости её сыновья. Благословен Ты, Г-сподь, радующий Сион сыновьями».

6. «Возвесели же дружную любящую пару, как веселил Ты в древности в райском саду сотворённого Тобою. Благословен Ты, Г-сподь, радующий жениха и невесту».

7. И последнее благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший веселье и радость, жениха и невесту, ликование, пение, торжество и блаженство, любовь и братство, мир и дружбу. Да зазвучат вскоре в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, ликующие возгласы в честь женихов, стоящих под хупою и песни пирующих юношей. Благословен Ты, Г-сподь, радующий жениха с невестой».

Молодожёны снова отпивают вино, и жених правой ногой разбивает бокал.

В Теилим 137 говорится о клятве, которую дали изгнанные из Иудеи после разрушения Первого Храма: «Если забуду тебя, Иерусалим, — пусть отсохнет моя правая рука. Пусть прилипнет язык мой к нёбу, если не буду помнить о тебе, если не поставлю Иерусалим во главу веселья моего». «Глава веселья» — это ли не веселье в честь создания новой еврейской семьи? Поэтому именно в этот момент мы вспоминаем, что Храм наш разрушен, что большая часть нашего народа всё ещё пребывает в изгнании… Поэтому именно в этот момент жених разбивает красивый бокал — в знак нашей скорби, в знак того, что радость наша не полна.

(Заметим, что в некоторых общинах разбивают стакан сразу после обручения — прежде, чем зачитывают «ктубу»).

Церемония «кидушин» завершается в особой комнате, которую называют хэдер а-ихуд, «комната уединения». Свидетели «кидушин» провожают молодожёнов в эту комнату — где они в первый раз уединятся уже как муж и жена. Там они также едят лёгкий ужин после поста, когда немного утихает волнение, вызванное торжественной церемонией. Это уединение молодожёнов завершает процесс «кидушин». (В некоторых сефардских общинах молодые уединяются после свадебного пира).

Особенное значение мы придаём тому, чтобы веселить жениха и невесту. И выражается это не в обильном меню или шумном оркестре… Веселье должно быть искренним, перед женихом и невестой танцуют и поют от всего сердца. В Талмуде подробно говорится о различных видах веселья, мы же ограничимся одной лишь цитатой: «Как танцуют перед невестой? Поют перед ней: невеста прекрасная и милая». Цель этого — сделать невесту ещё желанней её жениху и осветить начало их совместного пути.

Источник: toldot.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.