Народные свадебные песни


Наверное, нет ничего в мире более сложного и монументального, чем обычаи настоящей русской свадьбы, уходящие корнями глубоко в славянские традиции и обряды. Причем вся церемония, которая тянулась достаточно долго, полностью, от самого начала и до конца, сопровождалась аутентичными песнями, которые как нельзя лучше отражали образ жизни, а также чувства народа. Причем невеста играет ключевую роль в славянском свадебном обряде, а жених довольно скромно топчется в стороне, но давайте все по порядку.

Сегодня многие пары желают обратиться к своим корням и заручиться помощью предков, потому предпочитают проводить торжества максимально приближенными к оригиналу, наполнять каждую секунду смыслом и глубокими чувствами. Русские народные песни на свадьбу, это действительно неисчерпаемый материал для изучения, в них скорбь и тоска, боль и любовь, а также немного иронии по отношению к самим себе. Давайте же разберемся, какие песни и когда уместны на русской свадьбе.

С чего начинается праздник: свадебные обрядовые песни русского народа


Как ни крути, а представить себе русскую свадебную церемонию без народных, таких разных, как по характеру, так и по настроению, песен и плясок не просто сложно, но и невозможно. Они бывают грустными и скорбными, трогательными и жалостливыми, а также веселыми и заводными, задорными и даже ироничными. Русские народные песни про свадьбу формировались в народной среде многие тысячелетия, потому в полной мере отражают уклад жизни, и даже, можно сказать, некую народную идеологию.

Народная русская поэзия, а уж тем более свадебная, чрезвычайно разнообразна по своей тематической направленности, потому стоит разобраться в ней более подробно. Причем можно сделать условное разделение на те свадебные песни русского народа, что стали обрядовыми и на отдельные, что не имеют отношения к обрядам напрямую, однако косвенно, все равно, касающиеся свадьбы, как таковой. Можно сказать, что в древности русская свадьбы состояла из нескольких основных традиций и обрядов, которые можно условно обозначить:

  • В первую очередь, еще от древнейших предков, к нам пришла вера в магические обряды, которые помогут молодым защитить себя, а заодно и свое будущее потомство от воздействия злых сил, а порой, даже и заставить их приносить пользу.
  • Юридические и бытовые обряды заключались в венчании и регистрации брака, который ранее проводился в самой церкви, где и велся подобный учет в специальных книгах.
  • Третьим видом традиционного песнопения можно назвать ритуально-игровыми, они были призваны для ублажения эстетических запросов, а попросту, украшали церемонию, делали ее красивой, трогательной, нежной, а к тому же забавной и веселой.

Современные люди уже с трудом вспомнят названия русских народных свадебных песен, если вообще вспомнят, между тем они играли колоссальную роль в этой действительно таинственном и мистическом обряде, что облекал девушку на символическую смерть, для того, чтобы сразу же возродиться для своего избранника.

Сватовство – пора сговора и получения разрешения на брак: русские народные песни на свадьбу, текст

Так как вся свадьба начиналась всегда со сватовства, то и нам следует начать изучение свадебного фольклора именно с этого момента, хотя после сватанья до самой свадьбы порой проходило не один-два дня, а два, три, а то и четыре месяца. Изначально, в доме невесты должны были ждать сватов каждый день, как только девушка «вступала в возраст», так как заранее договариваться об этом было не принято. Тем не менее, в доме всегда должно был быть чисто, а на столе не пусто, так как гости могут нагрянуть когда угодно, и их нужно было накормить-напоить.

Чаще всего сватанье длилось несколько дней, а суть его, как уже и говорилось, в том, чтобы провести сговор, то есть, договориться о свадьбе. Причем девушку чаще всего никто и не спрашивал, желает ли она замуж за того или иного претендента. Потому в обрядовых песнях очень часто обыгрывалась несчастная женская доля, когда забирают девицу из отчего дома и отправляют жить к чужим людям. Кроме того, свадьба для невесты была символом того, что она умирала для своей девичьей жизни и возрождалась снова в доме мужа.


Потому многие обрядовые песни даже называли причетами, сродни похоронным. Русские народные свадебные песни, тексты которых разнообразны, все направлены на то, чтобы обмануть судьбу, ведь девушка-невеста должна была, как бы, умереть для рода отца, вступая в новую жизнь в новой семье, семье своего суженого.

Сватовство завершалось сговором, тогда назначался и день свадьбы, потому оставалось только основательно подготовиться. Однако еще до того, как свадебный поезд с женихом въезжал в ворота невестиного дома, она должна была основательно потрудиться, пройти обряд очищения в бане и провести девичник.

Для жениха в это же время, а порой и в день свадьбы с раннего утра, проводился молодечник, на современный манер его можно назвать мальчишником, когда парень также готовился к обряду. Сам свадебный жанр русской народной песни подразумевает некую театральность действа, ведь нужно было обмануть судьбу, отрывая невесту от отчего дома и вводя ее в род жениха, что зачастую и становилось основной нитью всех церемоний и песнопений. Все предсвадебные причеты заунывные и грустные, наполнены тревогой и переживаниями, но также и надеждой, что и с мужем она не пропадет.

Свадебный поезд и княжий стол: лучшие русские народные свадебные песни для застолья


После окончательной подготовки, жених и его дружки, во главе с главным, садились в свадебный поезд, который должен был состоять из нескольких повозок и отправлялись в доме невесты, откуда ее и нужно было доставить к церкви. Жених тут снова отодвигался на второй план, а главная роль принадлежала дружке, который и должен быть провести молодого беспрепятственно до пункта назначения. Сегодня все значительно упростилось, однако препятствия все же могут возникнуть, как и в старину, только решают свои проблемы сегодня женихи преимущественно сами.

5-vyun-nad-vodoj

В доме девушки всю процессию встречала тишина и покой, а главное, никаких признаков свадебных приготовлений. Не помешает обратить внимание на текст свадебных песни русского народа, которые полагалось петь в этот момент. Когда жених настоятельно стучал в ворота появлялись подружки невесты, во главе с ее сестрицами и братьями. После того, как выкуп за невесту всех удовлетворял, а он сам проходил все испытания, причем их могло быть вовсе немало, девушку, наконец-то выводили к жениху под красивые обрядовые напевы, символизирующие, насколько сильно парень любит девушку, что готов оставить все, радии нее.

Но отправляться в церковь невеста должна была сама, то есть в отдельной повозке. Первым ехал дружка верхом, вслед за ним жених, и только потом невеста. Ни в коем разе в церковь не должны были идти родители молодого, это считалось дурной приметой, они должны были готовить празднество, угощение, а также семейное ложе для молодоженов.

Свадебные обрядовые песни русского народа, текст


В церкви имеется свой собственный обряд, традиционный и устоявшийся, который сегодня снова становится актуальным, так как очень много людей действительно повышает духовность, возвращаясь к корням. Однако в русской народной традиции очень много сохранилось и от язычества, которое на протяжении многих веков, вплоть до введения христианства было главенствующим. Люди верили в многих богов и духов природы, потому до сей поры стараются отдать им должное, хотя бы в обрядовых свадебных русских народных песнях.

6-za-stolom

Новый этап свадьбы начинается, когда свадебный поезд, в котором невеста уже едет в одной повозке с женихом, въезжает во двор его дома. Традиционно, именно девушка отправлялась жить к мужу, становясь неотъемлемым членом его семейства и рода, полностью покидая отчий дом навсегда. В доме жениха накрывались столы, а молодым выделялось место во главе стола, причем на протяжении всего торжества их теперь называли князем и княгиней, а стол, за которым они сидели, соответственно, большим княжим.


7-batyushka

Всех по очереди, за свадебным столом начинали величать, то есть расхваливать, что-то при этом требуя взамен. Обязательным и почетным гостем на русской свадьбе всегда являлся священник, к которому также обращались, задевая его, он же должен был парировать смело и умело. Песен на свадьбе звучало немало, причем они были в основном развлекательного и шуточного характера. На свадьбах традиционно устраивались самые разнообразные игрища, ставились качели, а посреди двора могли вкопать столб, на который вешали разнообразные призы, за которыми молодые парни решительно взбирались на самый верх.

Под конец торжества молодым пели последние прощальные песни, а потом отправляли отдыхать, после длинного и трудного дня. Причем это вовсе не значит, что праздник на этом прекращался. На утро должен был быть организован и малый княжий стол, куда приглашались все гости, что были на основном торжестве. Нужно сказать, что список свадебных русских народных песен, которые можно использовать на подобном празднике просто колоссален, и не хватит жизни, чтобы все их изучить досконально, даже наполовину.

8-ukhodyat


Если уж настолько сильна тяга к корням, стоит обязательно выбрать для собственной свадьбы именно народный вариант, ведь он подразумевает невероятно красивое действо, наполненное легкой грустью и тоской по отчему дому, а также светлой надеждой на счастье рядом с любимой. Многие молодожены выбирают именно русский народный свадебный церемониал, даже если платье и костюм остается пышным и красивым, на западный манер. Не помешает также разобраться, как же правильно оформить дом или же зал ресторана, где будут проходить торжества. Такой выбор точно не принесет разочарования, потому что народ придумал миллионы способов повеселиться хорошенько, так почему бы ими не воспользоваться и не связать свои жизни с миллионами судеб далеких и близких предков, дающих силу, выдержку, задорный характер и веру в будущее.

9-spisok-pesen

Источник: pochti-zhena.ru

Свадебные обрядовые песни

В составе свадебного обряда самое важное место занимают песни: они принадлежат обряду и вне обряда не исполняются. Их функция — обрядовая, они придают гласности начало, ход и завершение свадьбы как бытового юридического акта. Свое назначение эти песни сочетают с поэтизацией традиционного ритуала. Отличительной особенностью свадебных песен является эпический, повествовательный стиль.


Обрядовый фольклор — свадебные песни сложен по своему составу. Существует четыре основных жанра – свадебные, величальные, корильные песни и причитания. 

Свадебные обрядовые песни русского народа богаты изобразительно-выразительными сред­ствами. Характерными признаками традиционной поэтики обрядо­вых песен являются постоянные эпитеты («высокие хоромы», «тра­ва шелковая»), олицетворения («утушка крылышку любовалася»), сравнения («личенько, как брусничка»), слова с уменьшительно-ла­скательными суффиксами как в обозначении жениха и невесты, так и членов семей («Марьюшка», «Иванушка», «матушка», «батюш­ка», «подруженьки», «свашенъки» и др.).

Для величальных песен характерен прием идеализации в изо­бражении характеров и внешности жениха и невесты. Как отмечают исследователи, основной чертой, общей для величальных свадебных песен, является необычайная яркость изображаемых картин, красо­та рисуемых портретов, богатство и пышность всей обстановки дей­ствия, это достигается прежде всего путем отбора из народных песен поэтических средств тех образов, которые искони связываются с по­нятиями богатства, благополучия и счастья.

Лирические образы свадебных обрядных песен: селезень, со­кол — для изображения жениха, и уточка, кукушка — для изобра­жения невесты. Образ кукушки, связанный с похоронной символикой, появляется в свадебных песнях не случайно. По древнему обряду инициации, девушка должна была «умереть», похоронив прежнюю жизнь. Характерно, что символ кукушки звучит в песнях девичника, а также во время отъезда к венцу, то есть в пес­нях довенечной обрядности.


Для сопоставления образов из мира природы и мира человека в песнях широко используется прием психологического параллелизма («На море утица да й купалася»).

Некоторые свадебные песни сохранили древнюю связь с кален­дарно-обрядовой поэзией ( У ворот береза стояла)

Таким образом, свадебный обряд — это целый комплекс обрядовых действий, элементов устной поэзии, народной мифологии и народного, красноречия. Это своего рода энциклопедия крестьянской жизни.

Этапы свадебного обряда русского народа.

  • Сватовство
  • Сговор
  • Девичник
  • День свадьбы
  • Свадебный пир

На уроках литературного чтения или музыки школьникам в качестве домашнего задания предлагается привести примеры свадебных обрядовых песен. Далее приведем примеры, тексты, слова, названия песен свадебного обрядового фольклора русского народа.

Тексты песен:

Лирические свадебные песни

Кланялась береза лесу темному…

Кланялась береза лесу темному:
— Спасибо, лес темный, за стояние.
Я за тобою, лес темный, настоялася,
Сучьями, ветьями намахалася,
Яркого солнца навидалася.
Леночка с батюшкой говорила:
— Спасибо, батюшка, за гуляния,
Я у тебя, батюшка, нагулялася,
На танцы, на пиры находилася,
В молодого Ванечку влюбилася.


***

На море утица да й купалася…

На море утица да й купалася,
На берег вылезши отряхалася,
Она своему крылышку любовалася:
—Крыло мое, крылышко, крыло сизое,
Ти будешь так сизо, как в море было?
В море крылышко вымывалося,
На ярком солнце высушивалося.
А в тереме Леночка собиралася,
Она своему личеньку любовалася:
—Лицо мое, личенько, лицо белое,
Ти будешь ты так бело, как у батьки было?
А у батьки личенько вымывалося, 
А у свекра работой зануждалося.

***

Что ты, лучина березовая, не ярко горишь…

Что ты, лучина березовая, не ярко горишь, не ярко горишь?
Или ты, лучина, в печи не была, в печи не была?
В печке побудешь, жару увидишь, ярчей гореть будешь.
Что ж ты, Танечка, не жалостно плачешь, не жалостно плачешь?
Или ты, Танечка, давно в людях не была, давно в людях не была?
В людях не была, горя не видала, горя не видала.
В людях побудешь, горя увидишь,Танечка, больше плакать будешь.

Свадебные ритуальные  обрядовые народные песни

Песня оповещала об обряде поздравления жениха после положительного решения родителей новобрачных о свадьбе.

Как у свата на дворе,
У Михаила Афанасьевича,
В трое колокол ударили 
Молодца поздравляли
Со своей со будущей (женой) —
С раздушой красной девицей!.

Рассказывает о свадебном обряде бани в доме невесты.

Заводилась мыленка
Как у наших у девушек.
Затоплялась банюшка,
Разгоралися дровечика:
Первые дровечика-то —березовые,
Другие-то дровечика —сосновые,
Третьи-то дровечика —кедровые;
Накалилася каменка,
Камешочки троеразные,
Троеразные, самоцветные,
Самоцветные, лазоревые!

Песня исполнялась на девичнике, когда приезжал жених, или в день свадьбы.

Все-то бояре на двор въехали.
Молодые-то на крыльцо взошли,
Со крыльца-то в нову горенку!

И плавала утица…    Пелась на девичнике во время расплетания косы. Акт расплетания косы был типичен для восточно-славян­ской свадьбы и символизировал расставание невесты с деви­чеством.

И плавала утица по росе,
И плавала серая по росе.
И плакала девица по косе
И плакала красна по косе.
— А кто ж мою косыньку расплетет,
А кто ж мою русую расплетет?
А кто ж мою головку почешет,
А кто ж мою гладеньку почешет?
Расплетет же косыньку сестричка,
Почешет же головку матушка.
Почешет же головку матушка,
Заплетет же косыньку невестка.

Куковала кукуша в садочку… Содержание и слова песни соответствует свадебной символике: орел — жених, кукушка — невеста. Свадеб­ная поэзия на руси находится в рамках обрядовой символической системы, в которой сокол (орел) — хищник, нападает, а лебедь (кукушка) — жертва, страдает. Поэтическая образность ведет происхождение от условных обозначений свадебного действия в древней иноска­зательной речи.

Куковала кукуша в садочку,  
Приломши голов(ы)чку к листочку.
В ее пташки спрашивали:
— Чего ты, кукуша, кукуешь?
— Как мне, кукуше, да не куковать?
Свила я себе гнездечко,
Снесла я себе яичко.
Откуль прилетел орлище,
Он мое гнездечко разорил,
Меня, кукушу, с собою взял.
Плакала Манечка в светлице,
Приложивши головочку к сестрице.
В ее девушки спрашивали:
— Чего ты, Манечка, так плачешь?
— Ванечка венок разорвал.

У ворот береза стояла... (Свадебная календарно — обрядовая песня) Возникающая в свадебных песнях па­раллель береза без верха  (родители без дочери) связывается с весенними календарными обрядами, нацеленными на плодоро­дие земли. Как уже было отмечено, именно в верхушке березы, по народным представлениям, сосредотачивалась вся сила роста, которую нужно было передать земле. В свадебной песне невеста срывает верхушку и таким образом забирает с собой ее плодо­родную силу, т.к. В скором времени сама девушка должна высту­пить в новом качестве матери и продолжательницы рода мужа. 

У ворот береза стояла,
Ворота ветками застлала,
Туда Марьюшка въезжала
И верх той березы сломала.
Стой, моя березонька,
Стой теперь без верху.
Живи, мой батюшка,
Теперь без меня…

Песня оповещала о состоявшемся обряде выкупа поезжанами места для жениха рядом с невестой.

Продал брат сестрицу
За рубль, за полтину,
За золоту гривну,
Продал, променял,
Черные черочки подвязал!

В песне рассказывается об обряде сидения жениха рядом с невестой после выкупа места; в ней отражен также магический обряд осыпания жениха и дружки зерном.

Катился бел виноград да по загорью,
Красно солнышко да по залесью,
Дружка с князем да по застолью,
Сзади за ним посыпальная сестра,
Сыплет житом и хмелем;
Житом посыплет, чтоб жить хорошо,
Хмелем посыплет, чтоб жить хорошо!

Песня оповещала об обряде соединения молодых —центральной части обряда отдавания невесты жениху; обряд происходил так: взяв невесту за правую руку, дружка соединял руки жениха и невесты; в момент соединения рук и пелась эта песня.

Ягода с ягодой сокатилась.
Ягода с ягодой целовалась,
Ягода с ягодой обнималась!

Оповещала о том, как жених и невеста садились за стол после исполнения обряда передачи жениху невесты.

Упал соловей на свое гнездечко,
Сел князь молодой на свое местечко!

Песня оповещала об обряде одаривания жениха.

По городу звоны пошли,
По терему дары понесли:
Дарила дары свет (имя невесты).
Принимал дары добрый молодец,
Добрый молодец — новобрачный князь.

***

На дворе, матушка, что ни дождь, ни роса,
В тереме мила теща бояр дарила:
Камкой, тафтой, золотой парчой,
Милого зятя — вековечным даром,
Вековечным даром — своей дочерью!

Песня оповещала об обряде благословения невесты родителями.

Не гром гремит во тереме,
Не верба в поле шатается,
Ко сырой земле приклоняется
Милое чадо благословляется
Ко златому венцу ехати!

Песня оповещала об отъезде свадебного поезда от дома невесты.

Разливается полая вода.
Потопляет весь широкий двор;
На дворе-то три кораблика:
Как и первый-то кораблик
С сундуками, со укладами,
А другой-то кораблик
Со купцами, со боярами,
А третий кораблик
Со душою красной девицей 
Со душой Анной-то
Семеновной!

***

Отставала лебедушка,
Да отставала лебедь белая
Прочь от стада лебединого,
Приставала лебедушка,
Да приставала лебедь белая
Ко стаду ко серым гусям.

Песня оповещала об исполнении магического обряда осыпания свадебного поезда хмелем.

Заюшка лесы обегает.
Серенький лесы обегает;
Сватьюшка хмелем осыпает,
Гордая хмелем осыпает,
Дружилушко вслед ходит.
Хороброй кнутом порет!

Песня оповещала о приезде свадебного поезда к дому жениха.

Андрей-то едет с суженой, с суженой
Иванович едет с ряженой, с ряженой,
Со своей суженой Анной Ивановной!

Песня фиксировала совместное сидение новобрачных за свадебным столом в доме жениха.

Вскочило солнце в оконце,
Светит месяц с зарею;
Сидит Иван с женою,
С Авдотьюшкой душою! 

Заклинательные свадебные обрядные песни русского народа — текст, примеры

Исполнялась в день свадьбы

Ты и скуй нам,
[Кузьма-Демьян], свадебку! —
Чтобы крепко-накрепко,
Чтобы вечно-навечно,
Чтобы солнцем не рассушивало,

Чтобы дождем не размачивало,
Чтобы ветром не раскидывало,
Чтобы люди не рассказывали!

Песня исполнялась накануне дня свадьбы во время посадки каравая в печь.

Пекись, пекись, сыр каравай,
Дерись, дерись, сыр каравай —
Выше дуба дубова,
Выше матицы еловой,
Ширше печи кирпичной!

Обрядовая песнь свадебному поезду

Не белы наехали —
Чтой черные, как вороны,
Чтой черные, как вороны!
Да неумытые головы,
Неумытые головы.
Да не учесаны бороды,
Не учесаны бороды,
Еще чьи это бояре.
Еще чьи это бояре?
Да чтой бояре Ивановы,
Чтой бояре Ивановы,
Да поезжане Ивановича,
Поезжане Ивановича!
— Да уж вы бояре, бояре,
Уж вы бояре, бояре,
Да вы бояре Ивановы,
Вы бояре Ивановы,
Да поезжане Ивановича,

Поезжане Ивановича!
Уж вы съездите, бояре.
Уж вы съездите, бояре,
Да вы на Кицкое озеро,
Вы на Кицкое озеро,
Да насеките ольшинничку,
Насеките ольшинничку,
Да вы нажгите-ко пепелу,
Вы нажгите-ко пепелу,
Да наварите-ко щёлоку,
Наварите-ко щёлоку,
Да вы умойте-ко головы,
Вы умойте-ко головы,
Да учешите-ко бороды,
Учешите-ко бороды —
Да вы тогда будете бояре,
Вы тогда будете бояре,
И чтой бояре Олександровы,
Чтой бояре Олександровы,
Да поезжане Ивановича!

Обрядовая свадебная песня вьюн над водой

Вьюн над водой, вьюн над водой,
Вьюн над водой расстелается.
Жених молодой, жених молодой,
Жених у ворот дожидается.
Вынесли ему, вынесли ему,
Вынесли ему сундуки полны добра.
— Это не мое, ой, это не мое,
Это не мое, а деверя мово.
Вывели ему, вывели ему,
Вывели ему ворона коня.
— Это не мое, ой, это не мое,
Это не мое, а деверя мово.

Вывели ему, вывели ему,
Вывели ему свет Настасьюшку.
— Это вот мое, ой, это вот мое,
Это вот мое, Богом суженое.
Вьюн над водой, вьюн над водой,
Вьюн над водой расстелается.
Гости у ворот, гости у ворот,
Гости у ворот собираются.

русские народные свадебные обрядные песни

Свадебные обрядные песни, величания и причитания — примеры текстов

Величальные песни

Величания — жанр песенного восхваления преимущественно жениха, невесты. Изначально функция величания в свадьбе соединялась с заклинательной магией: благополучие, счастье невесты и жениха, их родных представлялись реальными, уже наступившими. В поздних формах заклинательную магию в величаниях вытеснило выражение идеального типа нравственного поведения, красоты, бытового достатка вне связи с магией.

 Сказали, наша Маринушка…

Сказали, наша Маринушка
Неткаха, непряха,
А она, наша Гавриловна,
Еще и шелкошвейка!
Тонко пряла, часто ткала,
Бело белила
—Весь род подарила:
Она подарила свекру рубашку,
Свекрови — другую,
А деверечкам-соколочкам
Да по шитому платочку.

Ох, ты, винная ягодка…

Ох, ты, винная ягодка
Наливное сладкое яблочко
— Удалой добрый молодец
Свет Иван-то Васильевич!
Уродился хорош и пригож,
Уродился он счастливый,
Говорливый, талантливый,
Говорливый, забавливый!
Что за это его тесть возлюбил,
Теща-матушка жаловала:
Милой дочерью даровала
— Свет-от Марьей Ивановной!

Тихонько, бояре…

Тихонько, бояре,
Вы с горы спущайтесь!
Не сломите вишенки,
Не сорвите ягодки:
Вишенка — Викторушка,
Ягодка — Настюшка!

***

У ворот трава шёлковая:
Кто траву топтал,
А кто травушку вытоптал?
Топтали травушку
Все боярские сватья,
Сватали за красную девушку,
Спрашивали у ближних соседушек:
— Какова, какова красна девушка?
— Ростом она, ростом
Ни малая, ни великая,
Личиком, личиком
Бело-круглоликая,
Глазушки, глазушки
Что ясного сокола,
Бровушки что у чёрного соболя.
Сама девка бравая,
В косе лента алая.

Что у месяца рога золоты,
И у солнышка лучи светлые;
У Ивана кудри русые
—Из кольца в кольцо испрониваны!
Что за эти-то за кудерочки
Государь его хочет жаловать
Первым городом — славным Питером,
Другим городом — Белым Озером,
Третьим городом — каменной Москвой!
На Белом Озере — там пиво варят,
В каменной Москве — там вино гонят,
В славном Питере — там женить хотят,
У купца брать дочь, у богатого,
Дочь умную, дочь разумную
—Катерину Пантелеевну,
Со данъём её, со приданым,
Со бельём её коробейным!

Причитания

Причитания — лирические произведения, непосредственно передающие чувства и мысли невесты, ее родственников и подруг, других участников свадьбы. Изначально функция причитания была всецело предопределена обрядом. Невеста представляла свой уход из семьи как действие, свершающееся против ее воли, чтобы избежать нежелательной мести покровителей очага.

Но, возможно, что уже и в ту далекую пору плач явился в какой-то степени и прямым выражением подлинных чувств невесты в момент расставания с родной семьей. Позднее причитания лишь отчасти следовали древнему ритуалу и по большей части стали прямым выражением чувств людей, которых кровно касалась драма разлуки с семьей. Наиболее существенная стилевая особенность причитания — передача смятенных чувств человека.

Перекатное красное солнышко,
Перекатная ты звезда,
За облака звезда закатилася,
Что от светлого месяца.
Перешла наша девица
Что из горницы во горницу,
Из столовыя во новую,
Перешед, она задумалась,
Что, задумавшись, заплакала,
Во слезах она слово молвила:
— Государь мой родной батюшка,
Не возможно ли того сделати,
Меня девицу не выдати?

***

— Ты рябина ли, рябинушка,
Ой да ты рябинушка кудрявая,
Ты рябинушка кудрявая,
Ой да ты когда взошла, когда выросла?
— Ой да я весной взошла, летом выросла,
Ой да за осенним солнцем вызрела.
— Ой да ты зачем рано пошатилася,
Ой да ко сырой земле приклонилася?
— Ой да, не сама собой пошатилася,
Ой да, пошатили меня ветры буйные,
Ой да, приклонили меня снеги белые,
Ой да, не белы снеги, часты дожди.
— Ой да, ты Еленушка Гурьяновна,
Ой да, ты зачем рано замуж пошла,
Ой да, ты зачем рано поизволила?
— Ой да, вы подруженьки, голубушки,
Ой да, не сама собой во замуж пошла,
Ой да, не сама собой поизволила,
Ой да, спотакнули да люди добрые,
Ой да, пропивал кормилец батюшко,
Ой да, со родимою со матушкой,
Ой да, на чужу дальну сторонушку,
Ой да, за одно вино за зелёное,
Ой да, за удалу за головушку.

***

Поля ли мои, поля чистые,
Лужки мои зелёные,
Травушки шёлковые,
Цветки мои лазоревые!
Любила я по вам гулять,
Я по вам гулять, красоватися,
Своей путевою косой выхвалятися;
Уж одна была у меня коса
Да две волюшки,
Две волюшки, и обе вольные;
Хоть две у меня будут косы,
Да одна волюшка,
Одна волюшка, и та невольная.

Корильные  свадебные песни

Слезную тональность причитаний, строгую эпичность песен и торжественность величаний в свадьбе хорошо дополняли так называемые корильиые песни — песни-шутки, часто — пародии на величания. Корильиые песни исполнялись в семье жениха и невесты после свершения всех основных действий свадебного «чина». Их функция чисто развлекательная и юмористическая.

Этот жанр достаточно древний. Исследователи считают, что его возникновение было связано, возможно, с тем, чтобы умилости­вить покровительствовавшие магические силы. Семья боялась по­терять расположение мифических покровителей, а чтобы не ли­шиться их расположения, надо было предствить уход невесты как вынужденный. Корильные песни рано потеряли свое магическое значение. Осмеянию в песне подвергались скупость, пьянство, се­мейные неурядицы

 Приведем примеры и слова песен:

А в нашем во мху…

А в нашем во мху…
— Все тетерева — глушаки,
А наши сваты
—Все дураки:
Влезли в хату,
— Печке кланяются.
На печке сидит
Серый кот с хвостом,
А сваты думали,
Что это поп с крестом.
Они котику поклонилися,
К серому хвостику приложилися.

Неряхи, сваты, неряхи…

Неряхи, сваты, неряхи,
— Немытые у вас рубахи;
Вы на свадебку спешили:
В трубе рубашки сушили.

Приехали к Марьечке сваты…

Приехали к Марьечке сваты
На буланой кобыле;
Приданое забрали,
А Марью забыли.

Сказали: «Наш сват богат!»

Сказали: «Наш сват богат!».
Говорили: «У него денег много!».
Положили копеечку — за всех
— Соседским курам на смех!
Убери-ка, сват, копейку —
Не позорь свою семейку!

Смотрите также:

  • календарно — обрядовые песни
  • веселые календарно — обрядовые песни

Источник: ucthat-v-skole.ru

А кто ж у нас ранёшенько на дворе,

А кто ж у нас ранёшенько на дворе, на дворе, на дворе, да на дворе, на дворе.

Щекотала ласточка на заре,

Щекотала ласточка на заре, ой, на заре, на заре, ой, на заре, на заре.

Плакала девчоночка на море,

Плакала девчоночка на море, ой, на море, на море, ой, на море, на море.

На белом на камушке сидючи,

На белом на камушке сидючи, сидючи, сидючи, да сидючи, сидючи.

На быструю реченьку глядючи,

На быструю реченьку глядючи, ой, глядючи, глядючи, да глядючи, глядючи.

По бережку батенька гуляет,

По бережку батенька гуляет, гуляет, гуляет, да гуляет, гуляет.

Гуляй, гуляй, батенька, здорова,

Гуляй, гуляй, мой батенька, здорова, ой, здорова, здорова да здорова, здорова.

Сыми меня с камушка белова,

Сыми меня с камушка белова, белова, белова, да белова, белова.

У батеньки жалости не многа,

У батеньки жалости не многа, не много, не многа, не много, не многа.

Не снял меня с камушка белыва,

Не снял меня с камушка белыва, белова, белыва, белова, белыва.

По бережку мамонька гуляет,

По бережку мамонька гуляет, гуляет, гуляет, да гуляет, гуляет.

Гуляй, гуляй, мамонька, здорова,

Гуляй, гуляй, мамонька, здорова, ой, здорова, здорова да здорова, здорова.

Сыми меня с камушка белова,

Сыми меня с камушка белова, белова, белова, да белова, белова.

У мамоньки жалости не многа,

У мамоньки жалости не многа, не много, не многа, не много, не многа.

Не сняла меня с камушка белыва,

Не сняла меня с камушка белыва, белова, белыва, белова, белыва.

По бережку миленький гуляет,

По бережку миленький гуляет, гуляет, гуляет, да гуляет, гуляет.

Гуляй, гуляй, миленький, здорова,

Гуляй, гуляй, миленький, здорова, ой, здорова, здорова, да здорова, здорова.

Сыми меня с камушка белова,

Сыми меня с камушка белова, белова, белова, да белова, белова.

У милова жалости поболе,

У милова жалости поболе, поболе, поболе, ой, поболе, поболе.

Он снял меня с камушка белова,

Он снял меня с камушка белова, ой, белова, белова, да ой, белова, белова.

Источник: document.wikireading.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.