Стихи для встречи гостей с караваем


Хлеб — всему голова.

Действие первое.


Встреча гостей:

-День добрый, гости званные, желанные!

-Гость в дом — Бог в дом!

-Гость нА гость — хозяевам радость!

-Милости просим к чайку на избу!

-Гостинцев откушать — ученье послушать!

Ученье не простое, для ума золотое.

Если мы хотим кого — то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С Уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

— По старинному обычаю дорогих гостей встречаем хлебом – солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай,  что, принимая хлеб — соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

А как вы думаете, ребята: почему хлеб издавна считается ГЛАВНОЙ едой на столе нашем?

Варианты ответов

-Молодцы! Правильно говорите, а как называется большой круглый хлеб, который гостям подносят?..

 -Каравай! Песенку — игру помните? Каравай-каравай, кого хочешь выбирай…

_ Слово это происходит от слова “кара” — круг, потому что каравай – круглый хлеб. А наши предки в понятие “круг” вкладывали большой смысл: крУглое крАсное…?.. Солнышко, светит нам крУглый…?…Год!.. Вот и стал хлеб — символ жизни — КРУГЛЫМ.

— А давайте и мы по кругу волшебному пройдем, да и к чайку-самовару придем…


Действие второе.

— А какие пословицы и поговорки, гости дорогие, вы про хлебушек знаете?

Если вариантов мало, то дополняется ведущими:

-Хлеб всему голова

-Где хлеб и тепло, там и жить добро.

-Земля — матушка, а хлеб – батюшка

-Без золота проживешь, а без хлеба – нет

— А булочки-то вы в столовой кушать любите?…

А вот наши хозяюшки видели, как кто-то бросал хлеб на пол или в ведро помойное! А ведь грех большой так поступать: и в  каравай и в маленькую булочку столько труда вложено!

-Кто сидит на печи — не ест калачи! – слышали такую пословицу?

— А начинается все ранней весной, когда поле освободиться от снега…Землю надо вспахать, разрыхлить, корешки да камешки выбрать…

Демонстрация картины с пахотой

— И засеять поле вот такими маленькими зернышками. Каждому зернышку — свое место…

— Смотрите, ребята. Сейчас зернышки эти твердые, как камешки, но в каждом из них дремлет Жизнь! Пройдут теплые майские дожди и прорастут детки хлебные! Зазеленеет поле, потянуться росточки к солнышку!

Демонстрация ростков

И в солнечном августе вырастут из наших зернышек вот такие колоски, станет поле золотым, заколосИтся!


Демонстрация колосьев

Вырос в поле дом —
полон дом зерном.
Стены позолочены,
ставни заколочены.
И стоит новый дом на столбе золотом.

— Что это, ребята?…

— Колос!

Демонстрация картины «Рожь»

Выйдет хлебороб в поле, сорвет колосок, разотрет в ладонях….

— Смотрите, чудеса какие! – было одно зернышко, а теперь много стало…

Мы золотые зернышки
Живем лучистым светом,
Мы дружим, неразлучные,
Под тучами и ветром.
Мы чистые, струистые.
Выносливы, дружны.
И людям так нужны.

— Созрели наши колоски. Вот и начинается в жизни хлеба первая горячая пора…? …жАтва!. Сейчас всю работу в поле машины делают – комбайны. А раньше колоски убирали вручную. Как?….СЕРПОМ.   Вот он какой сЕрп, посмотрите…Весь день, не разгибаясь, старастельно собирали люди каждый колосок. Теперь эта пора СТРАДОЙ называется, от слова «стараться» от тяжелого труда крестьянского.

— Маленький, горбатенький все поле пробежал, все поле ощипал.

Колосок к колоску — сноп получается.

— Теперь зернышки обмолотить надо и отвезти…куда?….на МЕЛЬНИЦУ!

— Вот и мукА получилась!


Всю жизнь крыльями машет, а улететь не может!

На горе-горушке стоит старушка

Крыльями машет-хлеба просит

Дашь ей хлеба-назад отдает

Демонстрация картины с мельницей

-А до печки далеко еще… Из одной муки хлебушек-то не сделаешь. Чего же нам не хватает? …Давайте спросим у каравайщицы….

Каравайщица:

 -Здравствуйте ребята! Послушайте внимательно и попробуйте отгадать, что нужно добавить, чтобы получился хороший каравай?:

1. Из воды родиться, а воды боится! Что это?…соль.

Ее добывают в соляных озерах и она без следа растворяется в воде.

2. Белое а не вода. Сладкое, а не мед. От рогатого беру и деточкам отдаю!…молоко! Коровушке тоже надо потрудиться, чтобы хлебушку народиться!

3. В доме еда, а дверь заперта! …

Избушка нова, а жильца нет. Жилец появиться, изба-то и развалиться. Что это? Яйцо1

Несет яички курочка, чтоб к чаю была булочка!

4. Бел как снег, в чести у всех! Нравлюсь вам, но во вред зубам!….сахар!

 Сахар получают из сахарной свеклы, ее тоже надо вырастить и переработать.

5. А что же я забыла назвать?….

Была бела беляна, по полю гуляла

Домой пришла — в сусек легла.


МукА! это самый главный продукт в хлебе.

— Все продукты мы собрали, а теперь  замесим тесто. Пышное тесто получиться, если работать с добром, с хорошим настроением, а если браниться или злиться, то тесто скиснет и хлеб будет не вкусным.

Демонстрация теста в кадушке.

— А теперь мы ему форму придадим…и…куда, ребята, мы тесто поставим?

— Что за зверь: зимой ест, летом спит, тело теплое, сесть на него сядешь, а с места не свезет? Что в избе с места на место не переставишь и во двор не выставишь?…печь! Правильно!

— Печь в крестьянской избе любили все: она кормила вкусной едой, грела дом, на печи спали старики и дети. Но более всего времени проводила у печи хозяйка дома . Даже  угол возле печи так и назывался «бабий кут»

— Ставили хлеб в печь вот такой лопатой…Поставит хозяюшка форму из теста и ждет, когда каравай подрумяниться и станет похож на красное солнышко!

Бежит, бежит овечка по липовой дощечке,

Сядет в пламень-будет камень.

А пока наш хлебушек печется, просим, гости дорогие, чаю откушать, да потешки послушать.

— К столу садитесь, да не суетитесь!…

Потешница 2
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа.


ра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников, считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица  не может поселиться нечистая сила.
В игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. А давайте и мы сделаем такие куклы – обереги?
Разные виды кукол использовались для детских игр. Самая простая делалась из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья. (демонстрация) Потом кукла укладывалась в лапоть-колыбельку. Игрушка готова. Еще один вид кукол делали из щепки, которую также обматывали лоскутами. Главное, чтоб количество узлов на платке и платье было нечетным.
Веснянка — это веселая, задорная кукла, которую делают на приход весны. У куколки Веснянки есть еще одно имя — Авдотья-Весновка.
Веснянки начинали делать с 14 марта. В старину этот день считался первой встречей весны. С этим днем связывались особые приметы. Считалось, что Авдотья хранит ключи от весенних вод, и если захочет, то пустит воду, а нет – так и задержит, либо морозы напустит.
Начало весенних ветров тоже ассоциировалось с 14-м марта, поэтому Веснянку прозвали еще и Свистуньей, приговаривая: «Вот те на! Приехала Свистунья».


А еще Веснянку-Авдотью именовали Плющихой, Плющихой – из-за того, что снег начинал «плющиться», то есть оседать, слеживаться при таянии. Потому и говорили: «Плющиха провела плюшки».
Ростом куколка – с ладошку, а силы, радости и молодой весенней яри в ней запас до самой Купалы. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Она является оберегом молодости и красоты. для изготовления  нужно иметь лишь несколько лоскутков, кусочки тесьмы и нитки. Ни иголка, ни ножницы не пригодятся нам в этой затее: кукла-скрутка изготавливается БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГЛЫ и ножниц.

Показ мастер-класса.
Делаем тельце: складываем ткань к середине. Это называется скрутка.
Формируем голову: скрутку сворачиваем пополам, сгинаем валик пополам. Делаем волшебный жест: нитку прижимаем крепко большим пальцем, перевязываем, это у нас будет шея. Делаем руки. Подгибаем тряпочку для рук, заглаживаем. Складываем к центру (так же, как и скрутку для тельца). Завязываем края.  Заправляем концы нитей в складку рукавчика.
Соединяем тельце и руки. Вставляем рукава поглубже к горлу. Надеваем юбку. Здесь начинаем спереди. Накрываем тельце тканью по центру и от середины формируем складки, двигаясь от центра назад. Возможно, вам удастся заложить складки от центра в разные стороны.. Привязывать верхнюю юбку начинаем сзади, — нитку крепко прижимаем большим пальцем. Обращаю внимание, что край верхней юбки — почти вровень с подбородком Веснянки. Так надо. Это така оборка.

Приступаем к волосам. Сначала проверьте как пролазит палец внутрь головы. Затем намотайте на книгу нитки, и разрежьте их с одного края. Затолкайте нитки в голову, и расправьте так, чтобы концы были одинаковые.
Формируем прическу. Кладем ее лицом вниз, отделяем прядку, которая будет закрывать затылок. Плетем косичку. В конце ввязываем тесьму.  Готово! Ну ка, что у вас получилось? Молодцы!
                            Действие третье.

Напекли мы для гостей

Много разных слАдостей.

Тары-бары растабары

Выпьем чай из самовара!

Если холодно – согреет,
Жарко – жажду утолит,
Заболеешь, аль устанешь,
Крепкий чай надо попить.

Мы за чаем не скучаем – по три чашки выпиваем.

-Без чая не обходилось русское застолье, звать на чай означало тоже, что «звать в гости». «Пожалуйте кушать чай!» — с этими словами хозяева приглашали гостей к столу.

— «Чай и (да) сахар!», «Чай с сахаром!» — оказывается, так было принято говорить, если хотите пожелать кому-нибудь приятного аппетита..

-А я чаю накачаю,
Сладкий сахар наколю.
Подходите, дорогие,
Я вас тоже угощу…

— Чай располагает к разговору задушевному. Издревле на Руси ценился чай  с травами – ароматный, душистый, вкусный. А кто мне подскажет, с чем можно заваривать чай?….Правильно, а еще с липовым цветом, смородиной, мятой, шиповником…

Гостей всех близких привечаем

Мы ароматным нашим чаем.

От всех невзгод, от всех болезней

Что может быть еще полезней?

Чай горячий, ароматный

И на вкус такой приятный.

Он недуги исцеляет,

Он усталость прогоняет,

Силы свежие дарит,

Всем за стол присесть велит!

— У нас в дерене  принято пить чай с сахаром. Сахар кололи вот такими щипчиками и подавали гостям.  Можно было пить чай «вприкуску»….. « внакладку» . «вприлизку» или даже   «в приглядку»…а хотите я и вас научу? Ну-ка, возьмите кусочек сахара и повторяйте за мной: «вприкуску»….. « внакладку» . «вприлизку» ,«в приглядку». Молодцы!

— А еще с чем можно пить чай?….Правильно! С вареньем, с баранками, пряниками, бубликами…

Бублики подовые,
Баранки пудовые.
Бублики получает тот,
Кто правильное число их назовёт

Зрители определяют количество баранок в связке.

— Ой, ребятки, а самое главное – то мы забыли!  Каравай – то наш давно испекся!

Вот он — хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он… теплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
В нем здоровье, наша сила,
В нем — чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

Не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!

Что ж гости дорогие, вы чай допивайте, а нам-пора прощаться, в путь собираться, да по домам разъезжаться! Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней остается таким же вкусным. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Черными, белыми, только не горелыми!

Источник: nsportal.ru

Галина Гуденко
Сценарий к празднику «Хлеб — всему голова»

Оформление: на центральной стене музыкального зала цветная аппликация, отражающая каравай, колосья пшеницы, солнце. На полу стоят снопы. На полках-витринах и столе хлебобулочные изделия.

Под народную мелодию входит хозяйка с караваем на расшитом полотенце. Дети одеты в русские народные костюмы.

Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души

С уважением большим

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем!

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим!

Хозяйка с поклоном подходит к гостям с караваем и просит отведать хлеб-соль.

Ребёнок. Этот наш обычай вечный –

Из далёкой старины:

Честь гостям и радость встречи

Словно символ доброты!

Хозяйка. В старину хлебом-солью встречали жениха и невесту на пороге их дома, новорожденного, дорогих и уважаемых гостей – это считалось символом благополучия и гостеприимства. Сегодня мы с вами будем прославлять чудо земли – хлеб. В честь хлеба слагали гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники.

Ребёнок. У народа есть слова:

«Хлеб – всей жизни голова».

Славится он первым на земле,

Славится он первым на столе.

Хозяйка. Ребята, сегодня мы будем много говорить о хлебе, но сначала я хочу подарить вам сказку. И эта сказка не простая. Хотите послушать и увидеть её?

Жили-были на свете Солнце Земля и Труд. Земля питала каждую травинку, Солнышко ласкало, Труд оберегал. Но вдруг, откуда ни возьмись….

Входит Безделица

Безделица. Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь безделицей. Больше всего не люблю труд. Вы его, ребята, не видели?

Появляется труд, в руках он несёт зерно.

Труд (смотрит на зерно). Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра!

Безделица набрасывается сзади на него и пытается отнять зёрнышко.

Безделица. Всё-равно я стану владычицей Земли!

Труд. Владыкой мира будет Труд!

Безделица. Ха! Давай позовём человека. Пусть он решит, толи ему обливаться потом, трудиться, то ли ему ничего не делать, полёживая в тени!

Труд. Будь по-твоему.

Появляется Человек.

Труд (протягивает Человеку зёрна). Вот тебе горсть зерна. Сумеешь вырастить хороший урожай, значит, принесёшь всем радость.

Безделица. А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе (зевает) подремать, да понежиться (потягивается, уж тогда мы с тобой друзьями станем.

Человек (кланяется Труду). Спасибо, тебе, батюшка Труд! Я тебя не подведу.

Звучит русская народная мелодия. Человек под музыку сеет зерно. На каждый взмах руки выбегают дети-всходы и водят хоровод.

Хоровод «Всходы».

Безделица. Ну, надо же! Труд верх берёт! Эх, была, не была! Позову-ка я морозы, пусть заморозят всходы. Эй, Морозы лютые! Сюда, сюда!

Под музыку влетают Морозы: Красный нос и Синий нос и бегают по залу.

Труд. Ребята, беда может случиться! Скорее в круг! Не дадим морозам погубить зелёные всходы хлеба!

Дети окружают всходы.

Морозы. Я Мороз-Красный нос, а я Мороз – Синий нос! Померяемся силой! Если мы перетянем канат – наши всходы.

Игра «Перетягивание каната». Дети побеждают. Морозы убегают.

Безделица. Ох, и бездельники эти Морозы. Ну да у меня есть ещё ветры суховеи. Отзовитесь! Появитесь!

Вбегают ветры, бегают вокруг всходов.

Безделица. Ну, сушите! Ну, губите!

Человек. Нашим всходам нужна влага! В воде их спасенье. Там вдали озеро. Необходимо сюда доставить как можно больше влаги. Но ветры-суховеи постараются овладеть водой, поэтому мне нужна ваша помощь!

Игра «Не пролей воду!»

На середине зала миска с водой. Это озеро. Надо ложкой зачерпнуть воду и быстро перенести её в стакан, который стоит у всходов, то же делают суховеи, только они носят воду в обратную сторону. В чьём стакане окажется больше воды?

Всходы. Спасибо, ребята, напоили нас!

Безделица. Горе мне, горе! Ухожу я от вас! Фу! Какая противная сказка! И здесь мне не удалось повеселиться!

Безделица уходит.

Всход. Поднимаются ростки,

Зеленеют стебельки.

Скоро будут колоски.

Станет поле щедрой нивой:

Сильной, рослой, златогривой.

Дети исполняют песню «Слава урожаю»

Музыка и слова Е. Шаламоновой, «Музыкальный руководитель» № 5-2009, стр. 26

Хозяйка. Но не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

1 ребёнок. За лесами, за лугами

Раздаётся в поле гром,

Это тракторы плугами

Пашут лёгкий чернозём.

2 ребёнок. На широкие долины

Вышли новые машины:

Глянь в раскрытое окно –

Сеют сеялки зерно.

3 ребёнок. Сколько в это зёрнышко

Вложено труда,

Знают только солнышко,

Ветер да вода.

4 ребёнок. Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

5 ребёнок. Зреет тучей золотой

Новый урожай

Каждый колос налитой

Крепко уважай!

Хозяйка. Силою державы

Его звали встарь.

Хлебушек по праву

В государстве – царь!

Взрослые исполняют песню «Русское поле» (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф) На экране слайды на тему «Хлебные поля».

Хозяйка. Вот и созрели колосья. Наступает пора жатвы. В наше время хлеб убирают огромные комбайны, машины. А в старину колосья срезали серпами, жали, поэтому уборка хлеба и называется жатвой.

Ребёнок. Солнце поднимается,

Заря загорается,

А наши жницы на поле идут,

Поют, заливаются.

Исполняется песня с движениями:

А мы жито жали,

Во снопочки вязали

На ток возили,

Цепами молотили.

Будем тесто месить,

Пирогами всех кормить.

Выходит Тит с большой ложкой, к нему подходят девочки-жницы.

Тит. Где баранки, калачи?

1 жница. Не колода-лодырь, не пень

Пролежал целый день!

2 жница. Не жнёт, не косит

А обедать просит!

3 жница. Тит, иди молотить!

Тит (плаксиво). У меня живот болит!

4 жница. Тит, иди колотить!

Тит. У меня спина болит!

5 жница. Тит, иди мёд пить!

Тит. Дай скорее ложку схватить!

Все жницы. Хочешь есть калачи –

Не сиди на печи!

Хозяйка. У всех народов хлеб пользуется особым уважением. Хлеб почитали с древних времён и складывали о нём мудрые изречения, пословицы. Сейчас мы проведём игру с взрослыми.

Проводится игра с взрослыми «Угадай-ка»

Воспитатель читает начало пословицы, а взрослые должны сказать концовку.

Горька работа — … (да хлеб сладок)

Пироги не растут… (на кустах)

В землю не положишь-… (с земли не возьмёшь)

На чужой каравай…. (рта не раззевай)

Доплясались…. (что без хлеба остались).

Хозяйка. Молодцы, порадовали вы нас своими знаниями.

Ребята, что нужно для того, чтобы замесить тесто?

Дети. Мука и вода.

Хозяйка (обращается к детям). Ох, захотелось пирожка!

У нас есть масло и мука.

Вы бы тесто замесили,

Да гостей бы пригласили.

Девочки исполняют частушки.

1 девочка. Тесто я месить пойду,

Отходите далее.

Неужели вы меня

Раньше не видали?

2 девочка. Замешу я тесто,

Чем вам не невеста?

Головой вот так качну,

Завлекать парней начну!

3 девочка. Хоть месить мне тесто лень

Всё же потружуся,

А когда я подрасту,

Бизнесом займуся!

4 девочка. Помесить мне разрешите.

Я работы не боюсь.

Если правый бок устанет,

Я на левый повернусь!

5 девочка. Меня мама бережёт

Месить тесто не даёт.

Жарит рыбки – окуньки,

Чтоб любили пареньки!

Хозяйка. А сейчас предлагаем вашему вниманию сценку «Тесто».

Проводится сценка-сюрприз «Тесто».

Входят Дед и Баба, несут кастрюлю, ставят её на пол, начинают «месить» тесто. Затем вытирают пол со лба и садятся на скамеечку.

Хозяйка. Замесили Бабка и Дедка тесто и сели ждать, когда тесто поднимется. Было тесто бело, дулось и пыхтело.

Фыркало, шипело, тесто песню пело…

Тесто (вылезая из кастрюли). Уползу я из кастрюли,

Я не буду пирогом!

Не хочу я быть ватрушкой

Иль пампушкой с творогом!

Бабка (пытается запихнуть тесто обратно в кастрюлю).

Стой, стой, не беги!

Я спеку пироги.

Будешь ты с начинкой,

С ягодкой – малинкой.

Будешь кулебякой

И коврижкой с маком!

Хозяйка. Отвечает бабке тесто.

Тесто (вываливается из кастрюли на пол, затем встаёт во весь рост).

Мне в кастрюльке мало места.

Мне в кастрюльке стало тесно!

В печку лезть неинтересно.

Хозяйка. На пороге свинка

Розовая спинка.

Свинка хрюкает, визжит

К тесту белому спешит.

Свинка подбегает к тесту.

Тесто (испуганно). Ты меня не трогай, подожди немного

Буду я с начинкой, ягодкой-малинкой

Буду кулебякой и коврижкой с маком.

Свинка. Мне не нужен мак, съем тебя и так!

Свинка бегает за тестом, тесто убегает.

Тесто. Ой, спасите, пропаду!

Ой, спасите, караул!

Баба и Дед (вместе). Будешь кулебякой и коврижкой с маком?

Тесто. Буду! Я хочу быть пирогом

Вкусным, ароматным!

Угостите всех детей

Булочками с маком!

Дед с Бабкой «уводят» тесто.

1 ребёнок. Каравай земли и неба на твоём столе.

Ничего сильнее хлеба нету на Земле

2 ребенок. В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля.

И на каждом колосочке

Держится земля.

3 ребенок. В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила зернышка хранится

Из земли родной.

Дети водят хоровод «Колосок»

Хозяйка. Нелёгок труд землепашца. Вырастить хлеб – святое дело.

С детства учитесь ценить труд хлебороба и бережно относитесь к хлебу.

Вы запомните, дети, золотые слова:

«Хлеб – всему голова! Хлеб всему голова!

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе

Ребёнок. Людям – хлеб, детям – мир.

Пусть начнётся дружный пир.

Крикнуть нам сейчас пора:

Все вместе: Хлебу — дружное «Ура»!

Хозяйка приглашает гостей и детей на чаепитие у самовара с пирогами, пряниками, сушками, ватрушками!

Источник: www.maam.ru

Ходить в гости на Руси начали примерно тогда же, что и готовить салат ‘Оливье’ — в конце X — начале XI веков. Гостей зазывали подолгу, по одному-два раза. Сначала тот, кого приглашают, должен был отказаться. Считалось, что отказавшись от приглашения, он сделает хозяевам приятно. Чем больше раз откажется — тем приятнее. А вообще на Руси всегда было принято быть радым гостям. Если кто бывал не рад — его били всем миром. Кто выживал — становился гостеприимным и хлебосольным *. Получив наконец от гостя согласие прийти назавтра в гости, хозяйка наклонялась в пояс и мыла в доме все полы, чтобы гостям было где спать. Считалось особым шиком помыть пол непосредственно перед приходом гостей, но не вытирать его насухо, а все тапки спрятать. К походу в гости тоже готовились заранее: прикармливали хозяйскую собаку, чтобы пустила в дом и не покусала. Древнерусские князья перед походом в гости отправляли к хозяевам гонца с посланием «Иду на гы!» К назначенному часу хозяева запасались радушием и терпением и встречали визитеров у дверей хлебом-солью в надежде, что они возьмут и тут же уйдут. Если гости хлеб брали, но не уходили, их провожали в дом и сажали за стол. В некоторых деревнях существовал другой красивый обычай: перед приходом гостей ворота наглухо запирали, закладывали надежным засовом, подпирали кольями. А с приходом гостей начинали все это отпирать. Считалось, что таким образом пришельцу дают понять, насколько он дорог, если ради него отпираются так надежно запертые ворота. Гости же тем временем водили вокруг дома хоровод и просили их впустить. Кто помоложе — прыгали через палисадник или запертую калитку. Войдя наконец на двор, гости кланялись и заводили таковы слова:

У вас салат, у нас — живот!
У вас водочка, у нас — охоточка!
Не скупитеся, хозяева, потчевать,
А скупитеся, хозяева, жмотчевать!..

Стихи для встречи гостей с караваем
и направлялись прямиком за стол. Хозяева в этом случае должны были следовать правилу: ‘Все что есть в печи — на стол мечи!’ Поэтому перед приходом гостей в печь складывали всякий мусор — битые горшки, стружку, куриный помет, золу: Разговор за столом положено было начинать с неловкого молчания. После неловкого молчания гости начинали ‘хвалить’ дом, хозяев, крепкое хозяйство, погреб полный самогонки и солений-варений. А хозяева начинали ‘прибедняться’, и говорили, что налоги непомерные, что урожай нехорош, что самогона нагнали в этом году совсем чуток:
Обычай гласил: если гость похвалит какую-нибудь вещь в доме хозяина, тот должен тут же ее спрятать. Угощали все тем же — хлебом-солью, салатом ‘Оливье’. Помимо этого, гости лакомились водкой и любимым блюдом русских крестьян — шпротами. В качестве платы за угощение гости должны были послушать, как хозяйские дети играют на гуслях, рожках и других инструментах. Но иногда удавалось ‘отойти’ деньгами. В самый разгар пира по кругу пускали гостевую чашу с мёдом. Кто из гостей отхлебывал последний глоток — тот считался дурак, и его посылали за мёдом в ближайший круглосуточный улей.
Стихи для встречи гостей с караваем
А танцы! Мы совсем забыли про танцы! Танцевали на Руси много и с удовольствием. Плясали «Камаринского», «Бухаринского», ‘Плисецкого’ и даже «Чайковского»! Кстати, знаменитый брейк-дэнс зародился именно на Руси. Первыми танцевать лежа стали подвыпившие русские мужики. Когда начинались танцы, дети и старики спускались в погреб, чтобы с ними не случилось ничего плохого. А песни! Мы же совсем забыли про песни! Какие песни пелись за столом:
— «Ой, мороз, мороз!..», «Ой, жара, жара!..», «Ой, сквозняк, сквозняк!..», ‘Ой, пожар, пожар!..’ В самый разгар праздника в доме появлялся дрессированный медведь, который плясал и время от времени весело задирал того или иного гостя. Обычай спать лицом в салате был завезен в Россию при Петре I, а вовсе не является народным, как многие думают. Петр лично тыкал бояр лицом в салат и приговаривал: ‘В Голландии так спят, и вы спите!’ Ставни во время приема гостей не закрывали, чтобы гости могли видеть , что уже смеркается, что солнце уже закатилось, что вышла луна, зажглись звезды, начало светать, и пора идти на утреннюю дойку: Засидевшимся гостям стелили в прихожей и за ноги их туда оттаскивали. Ежели кто просыпался, то ему говорили, что все нормально, и предлагали выпить еще:

* * *Так на Руси обходились со зваными и желанными гостями. Но иногда бывало так, что хозяин приходил домой и обнаруживал в шкафу гостя. Он его сразу начинал потчевать всем, что было в доме и что попадалось под руку. Хозяйка, уже к тому времени принарядившись в простыню, запевала:

Ой, да милый ты мой муж!
Ты богатенький, да не рогатенький!
Ой, да я щас все те объясню,
Ой, да тут не то, что ты подумал…

и т. д.

* * *Мыть хозяйскую посуду гостям после застолья было не принято. Мол, так счастье из дома вымывается: По пути из гостей гости всячески запутывали следы. Петляли из стороны в сторону, падали вдоль дороги и часто шли совсем в другую сторону, — делали все, чтобы радушные хозяева не догнали и не угостили еще: Если гость засиживался допоздна, он перед уходом кланялся хозяевам в пояс. Хозяева разворачивали гостя лицом от себя и сильно толкали его ногой в зад, приговаривая:

Ой, ты гость еси, милый гостьюшка! Заходи к нам еще, будем радые!..

Вообще, кланялись на Руси много, с удовольствием, по поводу и без повода — в ноги, в пояс, в шею… Немощные гости кланялись в угол, в сосиску или в дупель, а объевшиеся шли в отхожее место и кланялись там. Как только за гостями закрывалась дверь — подавали горячее:

«Встречают по одежке, а провожают по уму»,
«Не всяк хорош,кто платьем пригож,а тот хорош,кто на дело гож»,- говорит русская пословица.
Когда гостя провожали,то желали ему хорошего пути говоря при этом «скатертью дорога».В те времена эти слова означали,что хозяин дома, желает гостю,чтобы его дорога была такая же гладкая,как скатерть.

Для славянских мужчин
Славянские воины были смелыми, храбрыми. Отвага и самоотверженность являлись из визитной карточкой. Интересно, что перед каждым боем они клялись стоять столько, сколько потребуется за жизнь своей семьи, своего Рода, своего племени. И пусть ценой за это была их собственная жизнь.

А вот плен – это позор для славян. Наверное, многие древние славянские мужчины предпочли бы ему смерть. Также позором было встать на сторону врага, встать против своих же. Но это уже скорее расценивалось как предательство. По словам князя Святослава, позором было и бежать от врага, а не сражаться с ним. Даже, если силы были неравны, то нужно бороться до конца. Наверное поэтому зарубежные летописцы и авторы описывали славян как лучших воинов, стойких и стоящих до конца.

Также для славянина было позором не защитить свою женщину, своих детей от опасности.

Для славянских женщин
Да, на мужчин всегда возлагалось много обязанностей, много ответственности, много опасностей. Но и у славянских женщин были причины, по которым они могли быть подвержены позору. Для славян идеалом женщины была целомудренная, верная, хранившая свою честь для мужа. Поэтому все, что противоречило этим понятиям, легко могло быть названо позором:

*Во-первых, это не покрытая убором голова замужней женщины на улице, в людном месте. Также недопустимым считалось распускать волосы на людях. Отсюда и понятие «опростоволоситься».
*Во-вторых, если девушка, уже не будучи девственницей, выходила замуж. Таким женщинам надевали на голову половину венка, чтобы все видели ее позор.
*В-третьих, если девушка была распущенной и гулящей. Чтобы о ее позоре знали другие, ворота дома, в котором она живет, пачкали дегтем. Также могли отрезать ей косу. После подобных действий, ее часто оскорбляли, насмехались над ней. Шансы ее выйти замуж были равны нулю. Но хитрые девушки могли дождаться, пока волосы отрастут заново. А все это время просто не выходить из дому.

Такие случаи, хоть и имели место быть, но происходили нечасто. Наши предки, как мужчины, так и женщины, очень дорожили своей честью. А позор был эквивалентом бесчестия, предательства моральных законов своего Рода, Божьих законов.

*) Обычай угощаться солью русские позаимствовали у благородных лосей и оленей. (Прим. ред.)



*)из комментарии:
С самого детства внушали и бабушка, и мама, что нужно носить платок на голове. Особенно, на похоронах, поминках.
На кладбище нельзя расчесываться и стряхивать волосы на кладбищенскую землю.
На поминках женщина должна быть в платке, как и в церкви.
А сейчас, часто и густо, на похоронах не то, что нет платка, а еще и губы накрашены. Уместно ли это, рядом со скорбящими родными?
Наши предки ведали о многом, береглись.
Источник

Источник: www.liveinternet.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.