Свадебная мода 19 века

С самых древнейших времен свадебное платье было особенным нарядом для каждой женщины. В Древней Греции невесты надевали «пеплос» — белое легкое платье до пят, скрепленное на плечах застежками. На голове девушки лежал венок из живых цветов или покрывало золотистого цвета – прообраз фаты. Древнеегипетские девушки выходили замуж в платье «калазирис» — куске ткани, обматывающем фигуру от груди до пят и с одной бретелькой. Важнее для них было не платье, а украшения, — амулеты, талисманы, браслеты на руку и на щиколотку, диадемы из золота. После падения Римской империи красота физическая ушла на задний план, и невесты, как и все женщины эпохи аскетизма, закутывались в тяжелые ткани, маскирующие фигуру. Наряд невесты состоял из двух туник с длинными рукавами и высоким вырезом. Торжественность события выдавала лишь богатая отделка верхней туники – ее украшали жемчугом, золотом и вышивкой.

В 15 веке «готические» невесты взяли за правило непременно надевать на свадьбу новое платье, ранее никем не виданное, ну и, разумеется, по красоте это платье должно было перечеркнуть все уже имеющиеся в гардеробе.


зможно, для невесты Средневековья красивое платье было единственной радостью от замужества, ведь браки в те времена заключались как сделки, по расчету, с непременным свадебным контрактом. Подвенечное платье тоже являлось частью контракта – в нем было прописано, из какой ткани оно должно быть пошито (обычно брались бархат или парча), чем украшено, каким мехом подбито – беличьим или горностаевым. Одним из самых модных фасонов считался «котарди» с завышенной талией, длинными рукавами и треугольным вырезом. Более того, в моде была беременность, поэтому в гардеробе каждой средневековой модницы имелся небольшой накладной животик. Надевался он в том числе и на свадьбу.

Внешность женщин также подгонялась под моду – в частности, на монголоидные лица с раскосыми глазами, которые, по мнению общественности, были прекрасны. Ресницы беспощадно выщипывались, брови выбривались, зрительно приподнимая лоб, а вот косметикой пользоваться строжайше запрещалось церковью – естественно, к свадьбе девушку готовили с особой тщательностью (выбривая и выщипывая еще больше, чем обычно, видимо). На голову невесты водружали головной убор в виде башни — энен. Чтобы удержать этот тяжелый и порой достигающий метра в высоту убор, невесты всегда смотрели вниз, опуская голову. Энен обязательно украшала фата до пола – как правило, из натурального шелка. У фаты был сакральный смысл – она не только защищала невесту от злых духов, но и от взоров других мужчин, которые, увидь невесту во всей красе, могли бы пожелать ее похитить. Цвет платья зависел от пожеланий семьи жениха, но особо популярными считались красный, алый или пурпурный. Свадебная обувь представляла собой ультрамодные ботинки с длинными носами.


В эпоху Барокко силуэт свадебного платья коренным образом изменился, как и общий look невесты. В моду вошла полнота, объемные платья с пышными юбками и рукавами. Самым популярным цветом подвенечного наряда стал золотистый. Платья богато украшались кружевом, ставшего в последствии традиционным элементом украшения свадебного платья. Основным драгоценным камнем стал жемчуг, который вплетали в волосы, надевали жемчужные ожерелья и браслеты.

В начале 17 века в моду вошли гигантские воротники, которые так любили всем известные мушкетеры. Для пущей пышности под платье невесты поддевали минимум три нижние юбки, а также надевали непременные чулочки до колен с кокетливыми завязками, пышными бантами и прочим декором. Во второй половине 17 века модными стали свадебные наряды розового, коралловых цветов. Вдовы тоже могли выходить замуж, но вот колор для них был иным – допускалось надеть черное платье с красным декором. Но доминировать в наряде непременно должен был темный цвет как память о первом супруге. Кружевной воротник – фрэза — по-прежнему являлся важным атрибутом наряда. Кстати, в ту эпоху свадебное платье вовсе не являлось «платьем одного дня» — после церемонии уже жена нередко встречала гостей в подвенечном наряде.


В 18 веке мода на свадебные платья вновь изменилась и все невесты заказывали исключительно наряды с воротником Медичи. Платья богато украшались вышивкой, кружевом и золотом. Цветовая гамма оставалась разнообразной, но наиболее популярны были пастельные тона: светло-розовый, светло-зеленый, нежно-голубой. Хотя зеленый — весьма спорный цвет – например, а Англии он считался привлекающим злых гномов и других отрицательных сказочных героев. Девушки-простолюдинки имели свою моду на наряды и часто выходили замуж в сером платье. Популярны были и коричневые, и бежевые наряды, которые потом использовались для воскресных походов в церковь.

В эпоху Рококо все больше невест выбирали себе серебряные наряды. Юбка достигла апогея пышности благодаря конструкции «панье». При этом корсеты подбирались невероятно узкие, затягивающие невесту в «осиную талию». Грудь при таком корсете практически вываливалась из декольте – впрочем, это не считалось вульгарным, скорее модным. Непременным атрибутом платья был шлейф – его длина определяла статус невесты. В моду вошли напудренные парики и высокие прически.

В эпоху Неоклассицизма пришла мода на кремовые или цвета слоновой кости подвенечные наряды. В ту же эпоху прошли раскопки Помпей и достоянию общественности представили множество фресок и скульптур, изображающих древних модниц в свободных платьях-драпировках мраморного цвета. Современные красавицы той поры тотчас подхватили «ретро»- идею.


В те времена родилась и чудесная традиция, сохраняющаяся и по сей день – особенно на Западе. ««Что-то старое, что-то новое, что-то позаимствованное, что-то голубое», — вот он, непременный must have невесты, изобретенный англосаксами. Лишь эта заветная формула гарантировала паре долгие отношения и крепкую любовь. «Что-то старое» часто бралось из бабушкиного сундука – например, античная камея или другое фамильное украшение. С «новым» проблемы не возникало, ибо добрая часть гардероба невесты шилась специально для свадьбы. «Позаимствованным» выступало украшение матери жениха или любая другая изящная вещица, взятая у кого-то из близких родственников. Голубым могло быть как платье, так и любая другая часть наряда.

В конце 18 века появились первые свадебные наряды белого цвета. Но, надо отметить, произошло это потому, что белый цвет в принципе был главным в эпоху Ампир. Античные силуэты – максимально высокая талия, маленькие рукавчики, драпировки из легких тканей – покорили всю Европу. Сдавливающие дыхание корсеты ушли в прошлое. Невесомое платье часто носилось с меховым боа или теплой накидкой. Родственница Наполеона, принцесса Мюра, стала красивейшей невестой в белом и положила моду на этот цвет для свадебного платья.

В России ситуация обстояла несколько иначе: наряды невест со времен Древней Руси отличались неимоверным консерватизмом.


ого веков девушки выходили замуж в традиционном одеянии: длинная белая рубаха с широкими рукавами, поверх сарафан, украшенный позументом, и душегрея. Невесты-аристократки надевали поверх такого одеяния плащ-мантию – обычно парчовый и с золотым шитьем. Голову красавицы украшал венец-обруч с мелодично звенящими подвесками. Наиболее популярным цветом наряда невесты был красный. Начиная с 18 века, русские красавицы по указу Петра I стали следить за европейской модой и сменили сарафаны на модные платья. Тем не менее, простолюдинки еще как минимум век выходили замуж в сарафанах и рубахах.

В 19 веке невесты поголовно стали использовать для декора своего наряда шелковые кружева «блонды» красивейшего янтарно-золотистого цвета. Недостатком «блонд» была их чрезмерная хрупкость – они быстро рвались, разрушались и секлись на солнечном свету. Как правило, для невесты шили платье с декором из этих кружев и с фатой, полностью сотканной из «блонд». Высокая талия оставалась популярной, но ее начали украшать рюшами. В эпоху Бидермайер (20-30-е годы 19 века) типичное свадебное платье состояло из низкого декольте, рукава-фонарика и нормальной, не завышенной, линии талии. Платье имело колоколообразную форму благодаря вшитому в подол «рулону». Под юбкой непременно скрывался кринолин, держащий пышную форму.

Мода стала чаще меняться, чем в прошлые века, поэтому каждое десятилетие невесты слегка видоизменялись. Так, в 30-е годы голову невест стали украшать убором из цветов апельсина – флер-д’оранжем. Этот «венок» надолго закрепился в свадебной моде, став своеобразным символом невесты. Бутоны были искусственными и изготавливались из шелка, бархата и ваты. Флер-д’оранж венчал не только голову, — на груди или талии невесты красовалась брошь в том же стиле, а рукава платья были обшиты цветочными веточками.


В 50-х годах 19 века в свадебную моду вошли перчатки и ювелирные украшения – все, кроме бриллиантовых. Горный хрусталь и жемчуг стали явными фаворитами. Юбки все еще оставались широкими, также в моду вошли широчайшие рукава-пагоды. Невесты постепенно стали переходить к другому виду кружев – брюссельским. Французская императрица Евгения закрепила моду, выйдя замуж в платье, сплошь сотканном из такого рода кружев. Ближе к 90-м годам в моду вошли более узкие юбки, а вот рукава стали еще шире – рукава-жиго. Самым популярным материалом считался атлас-дюшесс.

В 1900-е, с наступлением эпохи Модерна, невероятный объем юбок окончательно вышел из моды. Юбки отделывались «крепо» — деревянными шишечками, обмотанными кружевом. Подвенечные платья стали более закрытыми — с воротником-стойкой. Надо сказать, корсет, хоть и частично вышел из моды, все же появлялся часто на свадьбах, маскируя недостатки невестиной талии. Стала меняться и длина платья – оно уже едва прикрывало лодыжки.


Лишь после Первой мировой войны корсет утратил свою актуальность, так как изменилась и форма платья – в моду вошла заниженная талия. Флер-д’оранж тоже канул в Лету, — его заменили свадебным букетом, как правило, белыми розами или каллами. Именно в этот период невесты стали активнее пользоваться косметикой и выходить замуж не только с «нарисованным» личиком, но и с ярким маникюром. В свадебную прическу часто вставлялись перья, которые могли украшать и свадебное платье. В эти же годы переворот в моде совершила Коко Шанель, предложив весьма смелые по тем временам свадебные наряды: с короткой юбкой до колена и длинным шлейфом сзади.

В 30-х годах 20 века невесты вновь перешли к корсетам и пышным платьям, нередко в комплекте с короткими жакетами. Появились также и подкладные плечики, ставшие непременным атрибутом наряда модной невесты. В течении 20 века свадебная мода много раз менялась: в 50-х Кристиан Диор ввел моду на пышные юбки, в 60-х многие выходили замуж в мини, а ближе к 80-м длинные платья с романтичными рюшами и вышивкой вновь завоевали сердца невест.

В свадебной моде 21 века сплелись все прошлые веяния — популярны и платья «ампир», и невероятно пышные юбки, и отделка кружевом, и корсеты. Современная невеста может выбрать для себя платья с мотивами любой эпохи, облачиться в мини или даже в брюки – и ее назовут максимум чудачкой.

Источник: svadba-msk.ru

Коновальцева А.И.

Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова, e-mail: [email protected]


Свадебная мода – это не только мода в прямом понимании данного термина: основные направления и тенденции формирования образа, но и система глубоких символических значений, которые определяют отличительные черты свадебного платья. История его формирования насчитывает многие столетия: от древнейших времен до наших дней. Несмотря на то, что свадебное платье в его традиционной форме и цвете появилось лишь в середине XIX века, оно всегда отличалось от повседневных и других праздничных платьев своей особой торжественностью, богатством и цветом тканей, символичностью украшений. Прежде чем выделиться в самостоятельную ассортиментную группу свадебное платье прошло долгий путь формирования его традиций и канонов.

Современная свадебная мода отличается многообразием форм и силуэтов, цветовых вариаций и аксессуаров, но, одновременно с этим, представляет собой особую систему традиционных ценностей образа невесты, которые оказывают значительное влияние на формирование тенденций подвенечных ансамблей. Система особых отличительных черт свадебного платья начинает складываться еще в Античности и, претерпевая неоднократные изменения, становится сегодня доминантой в формировании современных тенденций подвенечной моды.

До определенного времени как такового понятия свадебного или подвенечного платья не существовало – издавна девушки выходили замуж в самых лучших одеждах, которые могли показать, тем самым подчеркивая знатность и богатство своего рода.


к в Древней Греции и Риме в связи с культом богини Афродиты (Венеры), которая считалась покровительницей невест, основу подвенечного ансамбля составлял пеплос (в Древнем Риме – тога) – белое накладное платье. Дополнения костюма в виде застежек своей красотой и богатством рассказывали о состоятельности невесты. Золотая накидка, завершающая костюм, служила олицетворением солнца и счастья. Украшали голову венками из цветов и покрывалом, которое символизировало любовь и невинность [1]. Анализируя свадебные ансамбли Античности, можно сказать о том, что именно в это время формируется праобраз современной фаты – покрывало, и праобраз привычного белого свадебного платья, цвет которого на протяжении многих столетий будет постоянно меняться.

Средневековый европейский свадебный женский костюм Романики подчинялся византийским традициям и, также как и любой другой ансамбль этого периода, представлял собой монументальный, цельный, лаконичный, построенный на прямых вертикальных линиях, скрывающих естественные формы тела силуэт. Он был многослойным и состоял из нижнего платья – рубахи с узкими рукавами к запястьям – и верхнего платья (телогреи) из дорогой парчовой ткани, богато украшенной золотым и серебряным шитьем и жемчугом. Важными декоративными элементами, которые служили дополнениями к подвенечному ансамблю, были оплечье, обильно украшенное вышивкой; венцы (рясны) с височными жемчужными подвесками; поручи, выделенная за счет декора центральная передняя линия в костюме, так называемый тяж.


сить весь свадебный наряд невесты мог больше 15 килограмм, не считая головного убора, который представлял собой кокошник высотой до 50 сантиметров обильно украшенный драгоценными камнями и покрывало, которое сохраняло на протяжении всего времени свой сакральный смысл (рис. 1).

190Рис. 1. Русский боярский свадебный костюм

Следующий этап развития свадебной моды приходится на позднее Средневековье с господствующим готическим стилем. В этот период общество стало более светским, одежда – более облегающей, с корсетом, завышенной талией, V-образ-ным глубоким вырезом и длинными рукавами. Еще одной необычной частью конструкции готического свадебного платья становится небольшая подушечка, которую и в повседневном, и в нарядном платье девушки подкладывали под складки юбки платья спереди, создавая тем самым впечатление беременности. Эта традиция была, прежде всего, связана с тем, что в Средневековье огромное число мужчин погибало в крестовых походах и войнах, а большее количество европейских городов было охвачено эпидемией чумы. Поэтому женщина «в положении» пользовалась особым уважением: она была источником новой жизни. В эту эпоху, как, впрочем, и ранее, невесты непременно надевали на свадьбу новое платье, которое раньше еще никто не видел. Оно обязательно должно было быть богаче и роскошнее всех остальных нарядов девушки. Возможно, для средневековой невесты красивое платье было единственной радостью от замужества, так как браки в то время заключались как сделки, по расчету, с непременным свадебным контрактом. Подвенечное платье тоже являлось частью предписаний – было сказано, из какой ткани оно должно быть сшито (обычно использовали бархат или парчу), как украшено. При этом цветовая гамма наряда могла быть абсолютно любой, и чаще всего платье было максимально разноцветным, так как чем больше красителей могла позволить себе невеста, тем богаче был ее род. Голову невесты венчал тяжелый достигающий почти метра высотой головной убор в виде башни – энен. Чтобы удержать его, девушки всегда смотрели вниз и опускали голову. Энен обязательно украшала фата до пола из натурального шелка, которая защищала невесту от посторонних взоров [2].

Эпоха Возрождения полностью меняет каноны красоты и силуэт платья. Свадебный женский наряд итальянского Ренессанса теперь не деформирует женскую фигуру, он учитывает пропорции и естественные изгибы тела. Лиф с округлым вырезом плотно облегает тело, а юбка от талии к низу расходится легкими складками. К тому же в это время по причине проведения модных «белых балов», вновь становится популярным свадебное платье нежных пастельных оттенков. Первой в Европе подвенечный наряд белого цвета продемонстрировала королева Маргарита Валуа (рис. 2). С этого момента традиционное для нашего понимания белое платье было на протяжении двух столетий основополагающей частью свадебного ансамбля.

191

Рис. 2. Маргарита Валуа в свадебном платье

На смену традициям Ренессансной эстетики подвенечных нарядов приходит эпоха Барокко, которая коренным образом изменила силуэт свадебных платьев. Теперь костюм невесты подчиняется моде на платья с пышными юбками на кринолинах, объемными рукавами и многочисленными отделками в виде рюш и бантов. На смену белому цвету свадебных ансамблей пришел золотистый, зеленый, розовый, коралловый и даже черный, последний из которых был основным для вдов и символизировал память о первом супруге. Дополнениями к костюму были жемчужные ожерелья и браслеты, широкие отложные, полностью из кружев, воротники, которые свободно ниспадали с плеч и традиционная фата. Важным также становится тот факт, что теперь платье невесты, которое раньше надевалось всего один раз в жизни, после церемонии венчания становилось одним из праздничных платьев женщины, и она еще не раз могла использовать его для светских приемов.

Свадебная мода XVIII века вновь претерпела изменения под влиянием стиля Рококо. Платье этого периода, в том числе и подвенечное, отличалось своей необыкновенной пышностью за счет конструкции нижнего платья «панье», когда при больших объемах юбки корсет лифа был очень узким, с очень глубоким декольте, которое к этому времени уже не считалось вульгарным, а скорее модным (рис. 3). Непременным атрибутом свадебного платья был шлейф – его длина определяла статус невесты. В моду вошли и напудренные парики, и высокие прически. Цвета свадебных платьев вновь становятся пастельными и нежными.

Мода на платья светлых оттенков продолжила свое развитие в XIX веке, в первой половине которого преобладал Неоклассицизм, а затем Ампир. Этому способствовало возрождение Античных силуэтов, связанных с новым культом Древнегреческой и Римской цивилизаций.

192

Рис. 3. Свадебное платье в эпоху Рококо

В прошлом остались все излишества в костюме – пудреные парики, платья с корсетами и панье, высокие каблуки и туфли с пряжками. Идеалам того времени служили античные образцы, поэтому одежда должна была получить форму, соответствующую анатомическому строению тела. Для достижения этой цели женщины отказались от очень узких корсетов, жестких юбок, высоких причесок, благодаря чему костюм этого периода стал ярким контрастом костюмам предыдущих эпох, деформирующих естественный силуэт женской фигуры. Модные дамы стремились выглядеть как античные богини в легких платьях-рубашках и сандалиях [3]. Эти перемены отразились и в свадебном наряде. Стиль Ампир диктует моду на платья из тонкой струящейся ткани с завышенной талией, глубоким вырезом, короткими рукавами и длинными перчатками (рис. 4). Вновь цветом подвенечного платья становится белый, моду на который ввела французская невеста Мюра, которая венчалась в белом атласном платье с кружевом.

193

Рис. 4. Свадебное платье Ампир

В конце первой трети XIX века для декора свадебного костюма стали популярны шелковые кружева «блонды» янтарно-золотистого цвета. Недостатком этого материала была его чрезмерная хрупкость. Кружева быстро рвались, разрушались и секлись на солнечном свету. Поэтому его использовали лишь как элемент костюма, и только фата невесты могла быть полностью соткана из «блонд». Высокая талия оставалась популярной, однако обильное украшение платьев указывало на дальнейшую реформу женского свадебного костюма.

В эпоху Бидермайер (20-30-е годы XIX века) линия талии опускается до естественных пропорций женской фигуры, декольте становится еще более глубоким, рукава объемными, возвращается корсет, а юбка вновь пышная – в моду возвращается кринолин. Однако цвет свадебного платья по-прежнему белый. Отличительной чертой подвенечного ансамбля этого времени стал головной убор из цветов апельсина – флер-д’оранж, который надолго закрепился в свадебной моде и стал символом невесты.

Начиная с середины XIX века свадебная мода стала меняться чаще, чем в предыдущие эпохи. К 90-м годам XIX века размер юбки свадебного платья заметно уменьшился, исчез обильный декор бантами и рюшами, а рукава-жиго наоборот стали еще объемнее и пышнее. С наступлением эпохи Модерна в начале XX века очень объемные юбки платьев окончательно вышли из моды. Подвенечный ансамбль стал более скромным и закрытым, глубокое декольте сменил воротник-стойка, однако корсет все еще присутствовал и моделировал женскую фигуру в соответствии с модой этого времени, важной отличительной чертой которой было наличие тюрнюра, превращавшего женское тело в S-образный силуэт, характерный именно для этого времени (рис. 5). Неизменным оставался по-прежнему цвет – белый, и такое дополнение, как фата, которое на протяжении всех столетий сопровождало невест к алтарю.

194

Рис. 5. Свадебное платье в эпоху Модерн

Большие перемены произошли в женском костюме в период Первой мировой войны, когда корсет утратил главенствующую роль в формообразовании женского тела, вследствие чего изменилась форма свадебного платья. Кроме того с началом войны Дома мод были закрыты, и женщины сами направляли движение моды. Именно в этот период сложился костюм, который женщины будут носить в XX в.: укоротились юбки, исчезли сложные прически и большие шляпы. Женщины коротко отстригли волосы и перестали носить кринолины. В связи с этим кардинально изменился и силуэт свадебного платья. В начале XX века под влиянием всемирной эмансипации женщин подвенечное платье значительно укоротилось (длина 7/8), линия талия опустилась на бедра, а силуэт стал прямым. Такое свадебное платье отличалось от повседневного лишь цветом (оно по-прежнему оставалось белым) и наличием фаты, которая иногда заменялась украшением для волос в виде перьев (рис. 6).

195

Рис. 6. Свадебное платье начала XX века

В течение всего XX века женская мода, в том числе и свадебная, претерпевала неоднократные изменения, модифицируясь под влиянием социально-экономических, политических и культурных событий. Так к 30-м годам свадебное платье обязательно включало в себя корсет, за отсутствие которого так долго вели борьбу женщины и врачи. Вернулась в моду и пышная юбка, которая нередко комплектовалась с коротким жакетом с «плечиками». В 50-х годах свадебное платье находилось под влиянием стиля «new look», который ввел в моду Кристиан Диор. Глубокий вырез-лодочка, узкая талия и пышная юбка представляли собой классический пример белого свадебного платья того периода (рис. 7). Следующее десятилетие диктовало свои каноны красоты. Подвенечный наряд теперь нередко длины мини, но по-прежнему традиционного цвета. Женственность, предложенная Диором, утратила свою актуальность и вернется в моду лишь к 80-м годам XX века, когда длинные платья с романтичным декором из кружева, рюш и вышивки вновь станут популярны среди невест [4].

196

Рис. 7. Свадебное платье в стиле «new look»

К началу XXI века свадебная мода представляет собой синтез модных форм и традиций, накопленных на протяжении многих столетий. В ней объединились и смешались различные стили и направления: от пышных форм Ренессанса и Барокко до минимализма «шестидесятых» (рис. 8).

197

Рис. 8. Современное свадебное платье

Каждый современный Дом моды предлагает нам свое прочтение, свой взгляд на то, каким должен быть подвенечный наряд. Как правило, оно формируется в рамках стиля, который характерен для того или иного брэнда, и включается в качестве завершающего ансамбля коллекций preat-a-porter либо целого блока в показах haute couture. Так, например, Дом моды «CHANEL», отличительной чертой которого является безупречный крой, многообразие отделки различными кантами, металлическими пуговицами, обилие аксессуаров, и, одновременно с этим, утонченность и элегантность, предлагает варианты подвенечных платьев, выдержанных в этой же концепции – лаконичные, сдержанные, но в то же время с многочисленными дополнениями в виде нитей жемчуга, брошей, головных уборов и перчаток. В коллекциях preat-a-porter и haute couture брэнда «VALENTINO» представлены нежные и воздушные свадебные платья с отделкой кружевом, органзой, бисером и пайетками, что создает образ очень трогательной и изысканной невесты. В работах Elie Saab прослеживается тенденция к выбору подвенечного ансамбля с обилием вышивки, рюш, воланов, кружева, пышной юбки и длинного шлейфа. Напротив, в коллекциях Дома моды «CHRISTIAN DIOR» можно увидеть минималистичные свадебные платья лаконичного кроя с отделкой в виде кружева или бисера [5]. Анализируя подвенечные наряды, представленные в современной индустрии моды, можно судить об их стилевом многообразии, но, несмотря на это, неизменным остается цвет – белый, и другие пастельные оттенки, которые и сегодня считаются традиционными для свадебных платьев. Однако философия современной моды не отрицает подвенечных нарядов альтернативных белому цветов: сегодня это выбор каждой невесты. Фата, история которой началась много веков назад, сопровождает девушку в этот важный день и в наше время. Только уже не в качестве части обряда и оберега, а как аксессуар к свадебному платью. Цветы, будь то букет невесты или венок, или рисунок кружева – остались одним из символов невесты [6].

Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод о том, что свадебная мода зародилась еще в Античности и прошла долгий путь развития, чтобы в настоящее время представлять собой многообразие стилевых, цветовых и силуэтных решений. Начиная с древности, свадебное платье было нечто большим, чем просто одежда. Это символ невесты, показатель ее трудолюбия, знатности рода, оберег от недобрых взглядов и злых духов. Изменяясь под влиянием различных факторов, современное свадебное платье – это квинтэссенция лучших традиций разных эпох. Легкие белые платья Античности, которые привнесли в современный свадебный ансамбль греческий стиль с его ассиметричным кроем, сменили аскетичные наряды Средневековья, отличавшиеся богатством своего декора и тканей. Пышные, объемные и цветные платья эпохи Возрождения, Барокко, Рококо, Классицизма и Романтизма, наполненные декоративными элементами в виде рюш, бантов и кружева, заложили основу формирования романтического направления в современном свадебном платье. Упрощение женского костюма, начавшееся в XIX веке, когда господствовал стиль Ампир, привнесло композицию подвенечного платья новый прямой силуэт и такой элемент, как перчатки. На сегодняшний день данное направление свадебной моды стоит в числе одного из самого востребованного. Последующая трансформация подвенечного платья изменялась под влиянием ряда факторов таких, как эмансипация, революции и войны. Его силуэт, от прямого до «песочных часов» и трапеции, изменялся на протяжении всего столетия и воплощал в себе представление идеала женской красоты. Свадебные платья разных эпох – это и неизменный творческий источник для современных кутюрье, которые работают над созданием нарядов для невест: они вдохновляют, восхищают и завораживают.

 Литература

  1. Васильев А. Европейская мода. Три века. М.:Слово, 2006. 348 с.
  2. Ермилова Д.Ю. История домов моды. М.: Академия, 2003. 278с.
  3. Коммисаржевский Ф. История костюма. М.: 1999. 336 с.
  4. Современная энциклопедия Мода и стиль. М.: Аванта+, 2002. 406 с.
  5. International Textiles: информ.-аналит. Журн. / учредитель ЗАО «Эдипресс-Конлига». 2015, март-июнь. М.: Эдипресс-Конлига, 2015, №2 (46)
  6. Коллезиони: информ.-аналит. Журн. / учредитель ООО «Юнайтед Пресс». 2015, март. М.: Юнайтед Пресс, 2015, №3

Источник: polenovchtenia.org.ru

Пожалуй, ни к одному своему наряду девушка не относятся так трепетно, как свадебному платью. Современные невесты стараются выбрать свадебное платье и аксессуары к нему задолго до торжества, мечтая быть самыми неотразимыми в день бракосочетания. История свадебного платья удивительна и очень интересна. Некоторые, особенно любопытные факты с истории свадебного платья мы вам и предлагаем почитать.

Крестьянские девушки 17-19 веков начинали готовить себе приданое к свадьбе, в том числе и свадебное платье, сразу, как только получали необходимые навыки шитья (иногда и ткань для одежды им приходилось не покупать, а делать все самим – выращивать лен, прясть и ткать). Также на Руси существовала традиция передавать свадебное платье от матери к дочери, ведь женщина могла одеть его только один раз в жизни

Отметим, что традиционное русское платье невесты было красного цвета, так как он символизировал красоту и плодовитость женщины. Белые свадебные платья появились только в 17-18 веке в Европе. В России же женщина в белом одеянии считалась «невестой Христовой», то есть ей предстояло покинуть мирскую жизнь и уйти в монастырь.

Свадебная мода 19 векаТрадиционное свадебное платье не всегда было таким, как сейчас – с течением времени менялись нравы и мода, а вместе с ними – цвет, покрой, фасон свадебного платья.

В Древней Греции, родоначальнице европейского свадебного наряда, невесты надевали длинное легкое платье, скрепленное застежками на плечах («пеплос»). Белый цвет одежды жениха и невесты был символом молодости и чистоты, а лавровый венок на голове девушки указывал на её целомудрие. Вообще древние греки больше всего ценили в одежде простоту и гармоничность линий.

Свадебная мода 19 века

В Древнем Египте невесту от груди до щиколоток облачали (вернее сказать – заворачивали) в длинный кусок материи на бретельках. Главную роль в костюме египтянки играло не платье, а различные украшения с религиозной символикой – браслеты, бусы, подвески, кольца, диадемы и пояса.

Свадебная мода 19 векаВ эпоху Средневековья на смену культуре красоты и чувственности человеческого тела пришла эпоха аскетизма. Платья стали делать из тяжелых тканей, полностью закрывающими фигуру. Красота тела стала считаться греховной, а наслаждение ею – запретным. Тяжелые, полностью закрытые свадебные платья (иногда с высокими воротниками) были разнообразных цветов и оттенков, их богато украшали вышивкой, золотыми нитями, драгоценными камнями и жемчугом. Так что для свадьбы женщины по-прежнему выбирали самые лучшие и дорогие наряды.

Свадебная мода 19 века

Но желание женщины выглядеть привлекательной для противоположного пола искоренить невозможно, поэтому уже в эпоху позднего Средневековья (14-15 века) произошло некоторое смягчение суровых нравов и одежда стала более облегающей. В Европе женщины носили длинные, узкие платья из парчи или бархата с большим количеством застежек – такая одежда весьма затрудняла движения. На свадьбу невесты той поры шли в алых, красных или пурпурных платьях. В моду вошли глубокие декольте, шлейфы и вуали, а также длинные, до пола, рукава с прорезями посередине.

Свадебная мода 19 века

В эпоху Возрождения, свадебное платье снова стало учитывать пропорции тела и его естественные изгибы. Сверху оно деликатно облегает женскую фигуру, не сковывая движений, а от талии расходится легкими складками. Шикарные платья из белоснежного атласа или серебристой парчи расшивали жемчугом и драгоценными камнями. Невесты эпохи Возрождения носили много жемчужных украшений и вплетали его в волосы, так как считалась, что он укрепляет семейные узы.

Свадебная мода 19 века

Через столетие, в эпоху рококо, покрой платьев усложнился, появилось множество дополнительных деталей и извилистых форм. Высокие парики, вычурные прически, огромные шляпы, глубокие декольте и корсеты прочно вошли в моду сначала в Франции, а потом и по всей Европе. Кринолины платьев украшают кружевами, лентами, бантами и цветами. Длина шлейфа свадебного платья указывала на социальный статус невесты. Наступила эпоха игривой искусственности, которую должны были поддерживать женщины.

Свадебная мода 19 века

Кстати, моду на белые свадебные платья, по одной из версий, ввела Анна Австрийская – её белоснежный подвенечный наряд был так хорош, что все светские дамы Франции. а затем и других стран Европы, стали повторять за ней. По другой версии, это сделала королева Виктория в середине 17 века. Однако в любом случае, белый цвет свадебного платья со временем стал традиционным, символизируя непорочность невесты.

В конце 18- начале 19 веков произошла очередная смена вкусов – стиль ампир возродил античную строгость форм. В моде стали платья по фигуре из тонной струящейся ткани с завышенной талией. Глубокий вырез подчеркивает форму груди, а короткие рукава открывают плечи. Основная материя для свадебного платья – белый атлас и прозрачная ткань, спускающаяся поверх него. Обязательным аксессуаром невесты становятся белые перчатки до локтя. Образ невесты воплощает романтизм и легкость.

Свадебная мода 19 века

Правда, к середине 19 века в моду снова вошел подзабытый кринолин. Свадебное платье украшают многочисленными бантами, кружевами и оборками. При помощи специальной подушечки или каркаса зрительно увеличивали заднюю часть платья.

Свадебная мода 19 векаК концу 19 века мода снова сделала крутой поворот – теперь невеста красуется в удобном элегантном платье с высоким вырезом и слегка расклешенной нижней частью. Вышивки, банты и кринолины становятся неактуальны.

Свадебная мода 19 векаВ 20 веке со свадебным платьем произошло множество изменений. Начиная с начала века и до 1960-х годов длина свадебного платья неуклонно уменьшалась, особенно с появлением радикального и дерзкого по тем временам мини. Идеал красоты, а значит, и вид свадебного платья,  также неоднократно менялись.

В 20-х годах это девушка-подросток в скромном платье с заниженной талией и шляпке-котелке.

Свадебная мода 19 века

в 30-е годы к ней возвращается женственность.

Свадебная мода 19 века

В 40-е одежда вновь становится более строгой, с прямыми четкими линиями.

Свадебная мода 19 века

В 50-е годы легкий, романтичный образ снова в моде. Кристиан Диор, тогдашний законодатель моды, одевает женщин в приталенные платья миди с пышной юбкой.

Свадебная мода 19 века

В 60-е годы 20 века платья становятся короче и приобретают лаконичную форму – без украшений и лишних деталей.

Свадебная мода 19 века

Стиль хиппи 70-х годов привнес в моду фольклорные мотивы и пристрастие вязаным вещам. После 80-х недолго просуществовал стиль ретро, а затем его сменил удобный спортивный стиль одежды – символ независимости, уверенной жизненной позиции и активно образа жизни.

Свадебная мода 19 века

Мода 21 века на свадебные платья стала очень гибкой – теперь в ней соединяются и смешиваются буквально все стили и направления от рококо до авангарда. Выбор цвета и покроя свадебного платья теперь целиком зависит от вкуса девушки, её настроения и фантазии. В день свадьбы, в зависимости от того, какое платье она выберет, невеста может предстать перед женихом и гостями практически в лбом образе – от античной богини или воздушной мечтательницы до современной деловой женщины.

Леди Мария для сайта The-Dress.ru

Похожие статьи

Источник: the-dress.ru

Коновальцева А.И.

Детская художественная школа № 2 прикладного и декоративного искусства имени В.Д. Поленова, e-mail: [email protected]

Свадебная мода – это не только мода в прямом понимании данного термина: основные направления и тенденции формирования образа, но и система глубоких символических значений, которые определяют отличительные черты свадебного платья. История его формирования насчитывает многие столетия: от древнейших времен до наших дней. Несмотря на то, что свадебное платье в его традиционной форме и цвете появилось лишь в середине XIX века, оно всегда отличалось от повседневных и других праздничных платьев своей особой торжественностью, богатством и цветом тканей, символичностью украшений. Прежде чем выделиться в самостоятельную ассортиментную группу свадебное платье прошло долгий путь формирования его традиций и канонов.

Современная свадебная мода отличается многообразием форм и силуэтов, цветовых вариаций и аксессуаров, но, одновременно с этим, представляет собой особую систему традиционных ценностей образа невесты, которые оказывают значительное влияние на формирование тенденций подвенечных ансамблей. Система особых отличительных черт свадебного платья начинает складываться еще в Античности и, претерпевая неоднократные изменения, становится сегодня доминантой в формировании современных тенденций подвенечной моды.

До определенного времени как такового понятия свадебного или подвенечного платья не существовало – издавна девушки выходили замуж в самых лучших одеждах, которые могли показать, тем самым подчеркивая знатность и богатство своего рода. Так в Древней Греции и Риме в связи с культом богини Афродиты (Венеры), которая считалась покровительницей невест, основу подвенечного ансамбля составлял пеплос (в Древнем Риме – тога) – белое накладное платье. Дополнения костюма в виде застежек своей красотой и богатством рассказывали о состоятельности невесты. Золотая накидка, завершающая костюм, служила олицетворением солнца и счастья. Украшали голову венками из цветов и покрывалом, которое символизировало любовь и невинность [1]. Анализируя свадебные ансамбли Античности, можно сказать о том, что именно в это время формируется праобраз современной фаты – покрывало, и праобраз привычного белого свадебного платья, цвет которого на протяжении многих столетий будет постоянно меняться.

Средневековый европейский свадебный женский костюм Романики подчинялся византийским традициям и, также как и любой другой ансамбль этого периода, представлял собой монументальный, цельный, лаконичный, построенный на прямых вертикальных линиях, скрывающих естественные формы тела силуэт. Он был многослойным и состоял из нижнего платья – рубахи с узкими рукавами к запястьям – и верхнего платья (телогреи) из дорогой парчовой ткани, богато украшенной золотым и серебряным шитьем и жемчугом. Важными декоративными элементами, которые служили дополнениями к подвенечному ансамблю, были оплечье, обильно украшенное вышивкой; венцы (рясны) с височными жемчужными подвесками; поручи, выделенная за счет декора центральная передняя линия в костюме, так называемый тяж. Весить весь свадебный наряд невесты мог больше 15 килограмм, не считая головного убора, который представлял собой кокошник высотой до 50 сантиметров обильно украшенный драгоценными камнями и покрывало, которое сохраняло на протяжении всего времени свой сакральный смысл (рис. 1).

190Рис. 1. Русский боярский свадебный костюм

Следующий этап развития свадебной моды приходится на позднее Средневековье с господствующим готическим стилем. В этот период общество стало более светским, одежда – более облегающей, с корсетом, завышенной талией, V-образ-ным глубоким вырезом и длинными рукавами. Еще одной необычной частью конструкции готического свадебного платья становится небольшая подушечка, которую и в повседневном, и в нарядном платье девушки подкладывали под складки юбки платья спереди, создавая тем самым впечатление беременности. Эта традиция была, прежде всего, связана с тем, что в Средневековье огромное число мужчин погибало в крестовых походах и войнах, а большее количество европейских городов было охвачено эпидемией чумы. Поэтому женщина «в положении» пользовалась особым уважением: она была источником новой жизни. В эту эпоху, как, впрочем, и ранее, невесты непременно надевали на свадьбу новое платье, которое раньше еще никто не видел. Оно обязательно должно было быть богаче и роскошнее всех остальных нарядов девушки. Возможно, для средневековой невесты красивое платье было единственной радостью от замужества, так как браки в то время заключались как сделки, по расчету, с непременным свадебным контрактом. Подвенечное платье тоже являлось частью предписаний – было сказано, из какой ткани оно должно быть сшито (обычно использовали бархат или парчу), как украшено. При этом цветовая гамма наряда могла быть абсолютно любой, и чаще всего платье было максимально разноцветным, так как чем больше красителей могла позволить себе невеста, тем богаче был ее род. Голову невесты венчал тяжелый достигающий почти метра высотой головной убор в виде башни – энен. Чтобы удержать его, девушки всегда смотрели вниз и опускали голову. Энен обязательно украшала фата до пола из натурального шелка, которая защищала невесту от посторонних взоров [2].

Эпоха Возрождения полностью меняет каноны красоты и силуэт платья. Свадебный женский наряд итальянского Ренессанса теперь не деформирует женскую фигуру, он учитывает пропорции и естественные изгибы тела. Лиф с округлым вырезом плотно облегает тело, а юбка от талии к низу расходится легкими складками. К тому же в это время по причине проведения модных «белых балов», вновь становится популярным свадебное платье нежных пастельных оттенков. Первой в Европе подвенечный наряд белого цвета продемонстрировала королева Маргарита Валуа (рис. 2). С этого момента традиционное для нашего понимания белое платье было на протяжении двух столетий основополагающей частью свадебного ансамбля.

191

Рис. 2. Маргарита Валуа в свадебном платье

На смену традициям Ренессансной эстетики подвенечных нарядов приходит эпоха Барокко, которая коренным образом изменила силуэт свадебных платьев. Теперь костюм невесты подчиняется моде на платья с пышными юбками на кринолинах, объемными рукавами и многочисленными отделками в виде рюш и бантов. На смену белому цвету свадебных ансамблей пришел золотистый, зеленый, розовый, коралловый и даже черный, последний из которых был основным для вдов и символизировал память о первом супруге. Дополнениями к костюму были жемчужные ожерелья и браслеты, широкие отложные, полностью из кружев, воротники, которые свободно ниспадали с плеч и традиционная фата. Важным также становится тот факт, что теперь платье невесты, которое раньше надевалось всего один раз в жизни, после церемонии венчания становилось одним из праздничных платьев женщины, и она еще не раз могла использовать его для светских приемов.

Свадебная мода XVIII века вновь претерпела изменения под влиянием стиля Рококо. Платье этого периода, в том числе и подвенечное, отличалось своей необыкновенной пышностью за счет конструкции нижнего платья «панье», когда при больших объемах юбки корсет лифа был очень узким, с очень глубоким декольте, которое к этому времени уже не считалось вульгарным, а скорее модным (рис. 3). Непременным атрибутом свадебного платья был шлейф – его длина определяла статус невесты. В моду вошли и напудренные парики, и высокие прически. Цвета свадебных платьев вновь становятся пастельными и нежными.

Мода на платья светлых оттенков продолжила свое развитие в XIX веке, в первой половине которого преобладал Неоклассицизм, а затем Ампир. Этому способствовало возрождение Античных силуэтов, связанных с новым культом Древнегреческой и Римской цивилизаций.

192

Рис. 3. Свадебное платье в эпоху Рококо

В прошлом остались все излишества в костюме – пудреные парики, платья с корсетами и панье, высокие каблуки и туфли с пряжками. Идеалам того времени служили античные образцы, поэтому одежда должна была получить форму, соответствующую анатомическому строению тела. Для достижения этой цели женщины отказались от очень узких корсетов, жестких юбок, высоких причесок, благодаря чему костюм этого периода стал ярким контрастом костюмам предыдущих эпох, деформирующих естественный силуэт женской фигуры. Модные дамы стремились выглядеть как античные богини в легких платьях-рубашках и сандалиях [3]. Эти перемены отразились и в свадебном наряде. Стиль Ампир диктует моду на платья из тонкой струящейся ткани с завышенной талией, глубоким вырезом, короткими рукавами и длинными перчатками (рис. 4). Вновь цветом подвенечного платья становится белый, моду на который ввела французская невеста Мюра, которая венчалась в белом атласном платье с кружевом.

193

Рис. 4. Свадебное платье Ампир

В конце первой трети XIX века для декора свадебного костюма стали популярны шелковые кружева «блонды» янтарно-золотистого цвета. Недостатком этого материала была его чрезмерная хрупкость. Кружева быстро рвались, разрушались и секлись на солнечном свету. Поэтому его использовали лишь как элемент костюма, и только фата невесты могла быть полностью соткана из «блонд». Высокая талия оставалась популярной, однако обильное украшение платьев указывало на дальнейшую реформу женского свадебного костюма.

В эпоху Бидермайер (20-30-е годы XIX века) линия талии опускается до естественных пропорций женской фигуры, декольте становится еще более глубоким, рукава объемными, возвращается корсет, а юбка вновь пышная – в моду возвращается кринолин. Однако цвет свадебного платья по-прежнему белый. Отличительной чертой подвенечного ансамбля этого времени стал головной убор из цветов апельсина – флер-д’оранж, который надолго закрепился в свадебной моде и стал символом невесты.

Начиная с середины XIX века свадебная мода стала меняться чаще, чем в предыдущие эпохи. К 90-м годам XIX века размер юбки свадебного платья заметно уменьшился, исчез обильный декор бантами и рюшами, а рукава-жиго наоборот стали еще объемнее и пышнее. С наступлением эпохи Модерна в начале XX века очень объемные юбки платьев окончательно вышли из моды. Подвенечный ансамбль стал более скромным и закрытым, глубокое декольте сменил воротник-стойка, однако корсет все еще присутствовал и моделировал женскую фигуру в соответствии с модой этого времени, важной отличительной чертой которой было наличие тюрнюра, превращавшего женское тело в S-образный силуэт, характерный именно для этого времени (рис. 5). Неизменным оставался по-прежнему цвет – белый, и такое дополнение, как фата, которое на протяжении всех столетий сопровождало невест к алтарю.

194

Рис. 5. Свадебное платье в эпоху Модерн

Большие перемены произошли в женском костюме в период Первой мировой войны, когда корсет утратил главенствующую роль в формообразовании женского тела, вследствие чего изменилась форма свадебного платья. Кроме того с началом войны Дома мод были закрыты, и женщины сами направляли движение моды. Именно в этот период сложился костюм, который женщины будут носить в XX в.: укоротились юбки, исчезли сложные прически и большие шляпы. Женщины коротко отстригли волосы и перестали носить кринолины. В связи с этим кардинально изменился и силуэт свадебного платья. В начале XX века под влиянием всемирной эмансипации женщин подвенечное платье значительно укоротилось (длина 7/8), линия талия опустилась на бедра, а силуэт стал прямым. Такое свадебное платье отличалось от повседневного лишь цветом (оно по-прежнему оставалось белым) и наличием фаты, которая иногда заменялась украшением для волос в виде перьев (рис. 6).

195

Рис. 6. Свадебное платье начала XX века

В течение всего XX века женская мода, в том числе и свадебная, претерпевала неоднократные изменения, модифицируясь под влиянием социально-экономических, политических и культурных событий. Так к 30-м годам свадебное платье обязательно включало в себя корсет, за отсутствие которого так долго вели борьбу женщины и врачи. Вернулась в моду и пышная юбка, которая нередко комплектовалась с коротким жакетом с «плечиками». В 50-х годах свадебное платье находилось под влиянием стиля «new look», который ввел в моду Кристиан Диор. Глубокий вырез-лодочка, узкая талия и пышная юбка представляли собой классический пример белого свадебного платья того периода (рис. 7). Следующее десятилетие диктовало свои каноны красоты. Подвенечный наряд теперь нередко длины мини, но по-прежнему традиционного цвета. Женственность, предложенная Диором, утратила свою актуальность и вернется в моду лишь к 80-м годам XX века, когда длинные платья с романтичным декором из кружева, рюш и вышивки вновь станут популярны среди невест [4].

196

Рис. 7. Свадебное платье в стиле «new look»

К началу XXI века свадебная мода представляет собой синтез модных форм и традиций, накопленных на протяжении многих столетий. В ней объединились и смешались различные стили и направления: от пышных форм Ренессанса и Барокко до минимализма «шестидесятых» (рис. 8).

197

Рис. 8. Современное свадебное платье

Каждый современный Дом моды предлагает нам свое прочтение, свой взгляд на то, каким должен быть подвенечный наряд. Как правило, оно формируется в рамках стиля, который характерен для того или иного брэнда, и включается в качестве завершающего ансамбля коллекций preat-a-porter либо целого блока в показах haute couture. Так, например, Дом моды «CHANEL», отличительной чертой которого является безупречный крой, многообразие отделки различными кантами, металлическими пуговицами, обилие аксессуаров, и, одновременно с этим, утонченность и элегантность, предлагает варианты подвенечных платьев, выдержанных в этой же концепции – лаконичные, сдержанные, но в то же время с многочисленными дополнениями в виде нитей жемчуга, брошей, головных уборов и перчаток. В коллекциях preat-a-porter и haute couture брэнда «VALENTINO» представлены нежные и воздушные свадебные платья с отделкой кружевом, органзой, бисером и пайетками, что создает образ очень трогательной и изысканной невесты. В работах Elie Saab прослеживается тенденция к выбору подвенечного ансамбля с обилием вышивки, рюш, воланов, кружева, пышной юбки и длинного шлейфа. Напротив, в коллекциях Дома моды «CHRISTIAN DIOR» можно увидеть минималистичные свадебные платья лаконичного кроя с отделкой в виде кружева или бисера [5]. Анализируя подвенечные наряды, представленные в современной индустрии моды, можно судить об их стилевом многообразии, но, несмотря на это, неизменным остается цвет – белый, и другие пастельные оттенки, которые и сегодня считаются традиционными для свадебных платьев. Однако философия современной моды не отрицает подвенечных нарядов альтернативных белому цветов: сегодня это выбор каждой невесты. Фата, история которой началась много веков назад, сопровождает девушку в этот важный день и в наше время. Только уже не в качестве части обряда и оберега, а как аксессуар к свадебному платью. Цветы, будь то букет невесты или венок, или рисунок кружева – остались одним из символов невесты [6].

Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод о том, что свадебная мода зародилась еще в Античности и прошла долгий путь развития, чтобы в настоящее время представлять собой многообразие стилевых, цветовых и силуэтных решений. Начиная с древности, свадебное платье было нечто большим, чем просто одежда. Это символ невесты, показатель ее трудолюбия, знатности рода, оберег от недобрых взглядов и злых духов. Изменяясь под влиянием различных факторов, современное свадебное платье – это квинтэссенция лучших традиций разных эпох. Легкие белые платья Античности, которые привнесли в современный свадебный ансамбль греческий стиль с его ассиметричным кроем, сменили аскетичные наряды Средневековья, отличавшиеся богатством своего декора и тканей. Пышные, объемные и цветные платья эпохи Возрождения, Барокко, Рококо, Классицизма и Романтизма, наполненные декоративными элементами в виде рюш, бантов и кружева, заложили основу формирования романтического направления в современном свадебном платье. Упрощение женского костюма, начавшееся в XIX веке, когда господствовал стиль Ампир, привнесло композицию подвенечного платья новый прямой силуэт и такой элемент, как перчатки. На сегодняшний день данное направление свадебной моды стоит в числе одного из самого востребованного. Последующая трансформация подвенечного платья изменялась под влиянием ряда факторов таких, как эмансипация, революции и войны. Его силуэт, от прямого до «песочных часов» и трапеции, изменялся на протяжении всего столетия и воплощал в себе представление идеала женской красоты. Свадебные платья разных эпох – это и неизменный творческий источник для современных кутюрье, которые работают над созданием нарядов для невест: они вдохновляют, восхищают и завораживают.

 Литература

  1. Васильев А. Европейская мода. Три века. М.:Слово, 2006. 348 с.
  2. Ермилова Д.Ю. История домов моды. М.: Академия, 2003. 278с.
  3. Коммисаржевский Ф. История костюма. М.: 1999. 336 с.
  4. Современная энциклопедия Мода и стиль. М.: Аванта+, 2002. 406 с.
  5. International Textiles: информ.-аналит. Журн. / учредитель ЗАО «Эдипресс-Конлига». 2015, март-июнь. М.: Эдипресс-Конлига, 2015, №2 (46)
  6. Коллезиони: информ.-аналит. Журн. / учредитель ООО «Юнайтед Пресс». 2015, март. М.: Юнайтед Пресс, 2015, №3

Источник: polenovchtenia.org.ru

Знакомство

 

Обычно знакомство жениха и невесты происходило на балу. В первой половине XIX века законодательницей балов в Москве была Мария Ивановна Римская-Корсакова. Она устраивала вечера чуть ли не каждый день – их посещал каждый уважающий себя дворянин, у нее бывал даже Пушкин. Так Римская-Корсакова старалась найти подходящую партию для своих дочерей.

 

И, конечно, девушкам нужно было модно одеваться (чтобы выйти замуж поудачнее). На балах были популярны белые платья. Обязательным аксессуаром были перчатки, в основном длинные – подать руку без перчатки считалось неприличным. Разговаривать с молодыми людьми было нельзя, поэтому девушки общались с помощью веера. Полностью раскрытый веер означал, что девушка в восторге от юноши, закрытый – что он ей безразличен. Кроме того, девушка могла оставить на память кавалеру платок, «случайно» его бросив. 

 Свадебная мода 19 века

Сватовство

 

После знакомства жених приходил в дом к невесте с подарками – свататься. Обычно это была шкатулка с ювелирными украшениями – золотыми браслетами, серьгами, шляпными булавками. Жених всячески старался показать своё расположение и свой статус.

 

 Свадебная мода 19 века

Браслет: Россия. Последняя четверть XIX – начало XX века, золото, кварц, хризопраз; резьба (Государственный исторический музей) Кольцо: Западная Европа, Россия, Москва. Начало XX века, золото, изумруды, алмазы, бриллианты (Государственный исторический музей) Серьги: Россия. Начало XX века, Золото, бриллианты, жемчуг (Государственный исторический музей)

Еще одна важная часть подготовки к свадьбе – благословение родителей. На это событие приглашали гостей: друзей и родственников. Обычно благословение совершали иконой Спаса, Казанской Божией Матери или другим особо почитаемым в семье образом — считалось, что брак будет счастливым, а потомство здоровым.

 

«Сейчас родители чаще узнают о решении пожениться как о факте», — говорит Ольга.

 

Приданое 

 

В день помолвки составляли документ «Роспись приданому», в котором описывали, что есть у невесты – образа, шубы, капоры, сундуки, украшения. Приданое готовили заранее и отправляли в дом жениха несколькими каретами.

 

Это интересно! Елизавета Ивановна Бенардаки из рода первых миллионеров в России, которые начинали в Таганроге, помогала некоторым невестам с приданым, чтобы они удачно вышли замуж. Историки пишут, что она завещала «внести в Государственный банк 10 тысяч рублей с тем, чтобы проценты с этого капитала выдавались один раз в год пяти бедным девицам-невестам в городе Таганроге, преимущественно из греков».

 

Свадебная мода 19 века

Россия. 1885 год, апрель. Роспись к приданому
 

 

Сватовство не всегда проходило гладко – жених или его статус мог не понравиться родителям. Были случаи, когда свадьба почти состоялась, но в последнюю минуту становилось известно, что жених – родственник невесты или уже женат.

 

 «…первый ей самой не понравился, — другой был не в чинах и не понравился матери, третий было очень понравился и той и другой, уже сделано было и обручение, и день свадьбы был назначен, но накануне, к удивлению узнали, что он им в близкой родне, всё расстроилось…».

Владимир Одоевский, повесть «Княжна Мими»

Подготовка к свадьбе

 

Девичник

 

В XIX веке тоже устраивали мальчишники и девичники. Писательница Мария Каменская вспоминает, что накануне девичника девушки ходили с невестой в баню, а потом пели свадебные песни, пили, ели и плясали. Мальчишник проходил более сдержанно – жених собирал друзей, и они вели чинные разговоры. У крестьян девичник проходил по-другому: девушку оплакивали, символизируя её переход в новый статус замужней женщины. 

 

Свадебная мода 19 века

Гравюра «Одевание невесты», Западная Европа. Конец XIX века
Из коллекции Г.В. Новиковой

 

Платье

 

До XIX века в Европе венчались в разноцветных платьях – красных, зелёных или голубых. В России для этого выбиралось самое нарядное платье, модное в дворянской среде. Но в 1840 году английская королева Виктория собралась замуж и вдруг решила выбрать для церемонии белое платье и украсить его фатой и кружевами, введя тем самым этот наряд в свадебную моду. 

 

Свадебная мода 19 века

 Портрет королевы Виктории в свадебном наряде

 

 

Платья заказывали в Западной Европе. Задавали моду царственные персоны, а дворянство, купечество и крестьянство подхватывали. 

 

Свадебная мода 19 века
Свадебное платье, Западная Европа. 1914 год

 

 

Тогда не было массового производства, поэтому всё шили на заказ. Одно из платьев, которое можно увидеть на выставке, сшито в 1914 году в Нью-Йорке, туфли сделаны из похожего материала. Кстати, для этого платья сшили и чулки, причем хранились они в специальных конвертах из того же материала.

 Свадебная мода 19 века

Туфли к платью, Нью-Йорк. 1914 год (Из коллекции Г.В. Новиковой)
 

 

Фата

 

Это интересно! Традиция укутывать невесту плотным покрывалом появилась в Древней Греции и Риме. Считалось, что фата убережет невесту от недобрых взглядов завистников, сглаза и порчи. В дальнейшем покрывало трансформировалось в длинную фату. Считалось, что будущий супруг мог увидеть лицо избранницы только после свадьбы, а лицо невесты закрывали фатой, чтобы жених не передумал, увидев внешность будущей жены. 

 

Свадебная мода 19 века

Накидка, Бельгия. XVIII век

 

Кроме фаты, в XIX веке были и другие свадебные аксессуары. Один из них — перламутровый веер, на котором вырезаны скачущие всадники. Подобный находится в собрании Эрмитажа – он был изготовлен к свадьбе великой княжны Марии Александровны с герцогом Эдинбургским, которая состоялась в 1874 году в Петербурге. На выставке в Коломенском представлен практически такой же веер, только на нем изображен один голубь вместо двух. Возможно, аксессуар был сделан к свадьбе кого-то из царственной семьи.

 

Свадебная мода 19 века

 

Веер plie` свадебный «Букеты роз». Франция. 1870-е годы

 

Кружева

 

В Англии есть примета, что в день свадьбы на невесте должно быть «Что-то старое, что-то новое, что-то взятое взаймы и что-то голубое» («Something old and something new, something borrowed and something blue»).

 

Что-то старое – это кружева, которые передавались по наследству от бабушек. Они стоили очень дорого – некоторые дороже золота. Свадебное платье американской актрисы Грейс Келли (она вышла замуж в 1956 году) было украшено кружевами, которым было более 100 лет. Кружева хорошо сохраняются, поэтому зачастую в антикварных лавках можно найти целые кружева с несохранившихся платьев. 

 

Новое – это украшения, подаренные женихом. Королева Виктория спустя семь лет после свадьбы заказала портрет, на котором была изображена в свадебном платье и броши, которую ей подарил муж.

 

Что касается взятого взаймы – хорошей приметой считалось одолжить что-то у подруги, а что-то голубое – это дань прежней моде, когда были популярны платья этого цвета. Считалось, что голубой цвет – небесный, цвет Богородицы, и он обязательно должен принести счастье.

 

 

Кружева плели специальными приспособлениями — коклюшками. На портрете «Кружевницы» Тропинина изображены французские коклюшки, поскольку, скорее всего, кружевница работала у дворян. Из российских кружев мы знаем только вологодское, хотя было много центров кружевоплетения. Даже если наши кружевницы делали тонкое красивое кружево, его все равно клали в коробку из-под французского и выдавали за зарубежное — считалось, что оно лучше российского.

 

Свадебная мода 19 века

Тропинин А.В. «Кружевница»

 

 

Костюм жениха

 

Мужчины надевали на свадьбу черный фрак, белую манишку и галстук-бабочку. Фрак считался допустимым на все случаи, поэтому если молодой человек был небогат, то в первую очередь он покупал фрак. 

 

 

Свадебная мода 19 века

Фрак с жилетом, начало XX века. Сукно, шёлк (МГОМЗ)

 

 

Венчание

 

Главный предсвадебный момент XIX века – это венчание, то есть соединение двух любящих сердец небесным благословением. В день венчания жених через сваху или тетку посылал невесте «женихову шкатулку» с гостинцами и венчальными принадлежностями – фатой, обручальными кольцами, венчальными свечами, духами, булавками. Получив подарок, тетка невесты начинала одевать молодую к венцу.

 

Перед вступлением в брак составляли «Брачный обыск». Собирали свидетельства, которые подтверждали, что жених и невеста не состоят в родстве, в браке и находятся «в добром уме и трезвой памяти». Самыми счастливыми считали свадьбы, которые играли на Покров. 

 

Свадебная мода 19 века

Украшения свадебные. Российская империя. Начало XX века

 

Свадебный пир

 

После венчания все ехали на свадебный пир в дом жениха, где родители уже ждали с хлебом-солью. На столе были десерты и свадебный торт, украшенный цветами, лебедем, рогом изобилия и подковой. За здоровье гостей пили в строгой очередности – по родству и старшинству.

Увидеть свадебные наряды XIX века можно на выставке «Узоры свадьбы кружевной» до 23 сентября в музее-заповеднике «Коломенское»

 

Алена Рангаева

 

Источник: www.wedding-magazine.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.