Киргизская свадьба


Сегодня семья считается основой кыргызского общества, именно поэтому так важны для кыргызов свадьба и отношения между супругами. В кыргызских семьях принято заботиться друг о друге в нужде или болезни. Внутри семей существует строгая иерархия, а свадьбы традиционно справлялись для того, чтобы поприветствовать нового члена семьи.

Иногда свадьбы планировались еще до того, как дети достигали совершеннолетия, но, само собой, церемонии проводились уже тогда, когда они вырастали. Было принято, чтобы сыновья женились в порядке возраста: первым обзаводился семьей самый старший, последним – самый младший сын. После свадьбы старшим сыновьям было позволено покинуть отчий дом, но младшим, даже после женитьбы, полагалось оставаться, чтобы заботиться о родителях. Существовала иерархия среди сыновей и их жен, например, жена старшего сына имела больше власти, чем жена младшего. Люди женились в довольно молодом возрасте, чаще всего мужчина был на несколько лет старше женщины. 


Женихи просили руки невесты у её семьи и заранее договаривались о том, какой выкуп за неё отдадут. От семьи жениха к семье невесты посылались лошади, скот, деньги, а также одежда и различное рукоделие. В этом принципиально отличаются свадебные традиции кыргызов от других близких культур: так, в узбекских или уйгурских семьях невеста, начиная с самого детства, сама готовила себе в приданое одежду и рукоделие. Как только переговоры были окончены, и стороны приходили к соглашению, жених дарил невесте серьги, и с этого момента они были официально обручены.

По случаю грядущей церемонии проводилось множество связанных с ней традиционных праздников, например, праздник прощания невесты со своей семьей, сама торжественная церемония, а также церемонии и обычаи, совершаемые уже после свадьбы. Жених и невеста облачались в специальные наряды: невеста – в расшитое белое платье, а жених в темный вельветовый костюм. В наши дни чаще всего проводится лишь одна свадебная церемония. Праздник проходит в банкетном зале, а до его начала жених и невеста катаются по городу и останавливаются для фотосессии у различных живописных и памятных мест. Одеваются новобрачные в более традиционную одежду западного стиля, во время торжества принято есть, танцевать, произносить тосты. Некоторые женщины в знак того, что они замужем, повязывают на волосы платок. Состоящие в браке мужчины и женщины носят кольца на безымянном пальце правой руки.


Невеста, придя в дом жениха, стояла в самом низу семейной иерархии, в её обязанности автоматически входила уборка, готовка и забота о детях. Уважение к старшим являлось и является до сих пор важной частью культуры кыргызов, поэтому традиционно глава семьи (его называют аксакал, что буквально переводится как «белобородый») восседал на почетном месте напротив входа в юрту. По одну сторону от него находились его сыновья, а по другую – жена, дочери и невестки. Самая младшая невестка должна была накрывать на стол и заботиться о том, чтобы у всех во время застолья было достаточно еды и питья.

Если в дом приходили гости, им позволяли занять почетное место аксакала. Гости в традициях кыргызов считались подарком небес, а потому с ними обращались особенно уважительно. Любой посетивший Кыргызстан может подтвердить, что гостей встречают очень тепло, не ограничивая ни в чем, угощая едой и предлагая ночлег. Если вы планируете отправиться в гости в кыргызскую семью, можно преподнести небольшие подарки – сувениры или фотографии, привезенные вами из вашей страны.

Источник: www.advantour.com

Limon.KG — Итак, «Лимон» продолжает глаголить устами молодежи о наших традициях

wedding


Нередко возникает у современной молодежи вопрос «Зачем столько традиций? Жили бы как на Западе. Без шума и гама. Спокойно женились бы, имели детей. И не обязательно столько тоев проводить!» возмущаются некоторые молодые люди.

Есть наверное причины для возмущения. Во-первых обряды наши требует много сил и отнимают немало времени. И что самое главное, денег уходит слишком много.

Мы не стали приводить в первой своей публикации примерные затраты на все эти обряды, связанные с рождением ребенка (Кыргызские традиции устами молодежи) и дальнейшими его обрядами, а их и потом немало.

Теперь вот думаем привести хотя бы среднюю расценку этих обычаев.

Уже многие страны вводят запрет на проведение таких мероприятий, как свадьба. То есть они проводятся, но не так, как хотелось бы родителям и жениха и невесты. Поскольку есть понятие «Есть желание, но нет возможности».

Итак, следующая наша тема «Свадьба». Рассмотрим обычаи и обряды, связанные со сватовством, помолвкой и свадьбой.

У нас это событие представляет из себя тоже целый ритуал.

Начнем с самого начала. Раньше по обычаю существовали ранние формы сватовства — «кудалашуу», сватовство ещё не родившихся детей — «бел куда», и младенцев — «бешик куда». В первом случае о будущей свадьбе ещё не родившихся детей договаривались преданные друг другу друзья. Как правило, в будущем дети этих друзей называют их «аяш ата или апа».


Нередко можно увидеть и сейчас таких родителей, который делают «кудалашканский вариант» еще в детстве. Хорошо, если их дети потом соглашаются. Но бывают и случаи, когда молодые люди расстаются либо вообще не признают друг друга.

Как проходит процесс «кудалашуу»? Как правило, после того, как родители договариваются и получают согласие друг друга, на девочку, если она еще маленькая, надевают сережки — «сойко салуу». И с этого момента родители могут обращаться друг к другу со словами «куда» — сват, «кудагый» — сваха.

Если все же жених и невеста встречают друг друга уже взрослыми, то все равно надо свататься. Иначе нельзя.

Есть семьи, которые особое внимание уделяют роду той семьи, с которым собираются породниться. В большинстве случаев эти семьи стараются породниться со знатными семьями, родами — «тектуу эл менен». Отношения — «куда сёок» — родственников жениха и невесты у кыргызов отличаются подчёркнутым уважением и вниманием.

Часто при знакомстве с родственниками жениха и невесты задаются вопросы «Ата тегин ким?» — Из какого ты рода? Их у нас тоже не мало «бугу», «кыпчак», «сарыбагыш», «солто» и т.д.

Мы, кажется, отвлеклись.

«У нас у кыргызов слишком много всяких обычаев и обрядов, — говорит Аселя. — Столько сил времени на все это уходит, а самое главное средств. Спрашивается, зачем? К примеру, процесс «кыз узатуу» порой обходится дороже чуть ли не самой свадьбы. Нужно приготовить приданое («сеп», куда входит всё — одежда невесты, тошоки, посуда и т.д.) Нужно встречать гостей, резать барана и все остальное. Слишком много лишних действий и лишних затрат».


Вообще, это всё, конечно, зависит от того, как договоришься. Бывает, что обе стороны договариваются проводить без лишних затрат. Проводят свадьбу и все на этом. Но есть и такие семьи, которые хотят провести весь свадебный процесс по всем правилам наших традиций. С такими понятиями, как «кийит», «калым», «корундук», «ачуу басар» и т.д.

«Кийит» — это дорогие одежды родителям жениха и невесты и их ближайшим родственникам. В какую сумму обходится та или иная одежда — это уже дело организаторов.

По сути, на приготовление одного только приданого для невесты в среднем уходит от $1000 и выше. В некоторых современных семьях в приданое входит и машина невесты, на которой она ездила.

Естественно, помимо приданого существует и такое понятие, как «калым» — ритуальная передача всего выкупа за невесту. Это уже рассматривается по разному, т.е. у нас это может зависеть даже от месторасположения. Например, на севере, в Нарыне одна цена, в Таласе — совсем другая, в Оше — третья. В среднем, в качестве калыма дают сумму от 20000 сомов и выше, плюс еще крупный рогатый скот, барашка и «кийит» в придачу. Хотя многое все-таки будет зависеть от материального благосостояния семей.


Ладно, откидываем пока в сторону финансы и переходим к процессу.

Невесту приготовили — одели, накрасили, косички заплели. Все, как надо. Остается ждать жениха. Если невеста в свадебном платье, значит дальше они должны поехать в ЗАГС расписаться или пригласить оттуда на саму свадьбу. Жених обычно приезжает вместе со своими друзьями и женой брата — «жене». Их встречают родственники невесты. Долго не показывают невесту, а даже если покажут, то за деньги со словами «корундук». Жениха пугают, что невесту свою он не получит, если его люди не заплатят за нее. Прямо как в кино, когда выкупают заложника.

В общем, потом ее забирают, они все уезжают. Гуляют, пьют, тусуются по своему. Потом в ЗАГС, а вечером — в кафе. Ну или домой. Смотря, как договаривались. Если все-таки в кафе, то там тамада играет свою роль, гости с обеих сторон говорят тосты, желают молодоженам долгих лет жизни и много детей. Игры, пляски, веселье. Все, как надо. Весь этот процесс длится до полуночи.

52430612KZCHiG_fs

Многие иностранцы, особенно японцы, удивляются нашим свадьбам. Ведь у них такие мероприятия проходят очень быстро, всего за 2 часа. Остальное свое время, будучи самой развитой страной, люди все же тратят на полезные дела.


А у нас вот так. Праздник, так праздник до последнего гостя.

Если все-таки невесту сразу привезли домой, это значит, весь дом будет забит гостями как минимум на 3 дня. Будут приходить гости и уходить, снова приходить и уходить. Невеста находится за ширмой под названием «кёшёгё» и сидит там. Наверняка все, кто смотрел фильм «Боз салкын», должны помнить этот момент. Когда она всем кланяется («жугунуу») и все ее благословляют. Говорят, что иссык-кульские девушки кланяются всю жизнь родственникам со стороны мужа. Вообще, этот самый поклон «жугунуу» для того, чтобы не казаться грубой старшим. К примеру, вместо громкого «Здравствуйте!» можно просто поклониться. Это будет куда вежливей и красивей по понятиям кыргызов.

alco_toy

В общем, потом все заходят смотреть на невесту, это называется «келин коруу» — смотрины невесты. Она в первый день как объект всеобщего лицезрения. Там тоже говорят «корундук» гостям, которые изъявили желание на нее посмотреть. Самый свой первый платок молодая невеста должна отложить себе куда-нибудь и не терять. Так начинают говорить все бабушки, которые там есть. По традиции, первый белый платок надевает на нее мама жениха, т.е. её «кайн эне» — свекровь. Потом ближе к вечеру, ну или ночи приглашают молдо для заключения брака по шариату — «нике кыйуу». Затем назначают молодоженам посаженых родителей — «окул ата, окул эне». И после всего этого жених с невестой становятся мужем и женой.


Дальше есть еще ряд обрядов. Только в последнее время они уже не особо ценятся. Первая брачная ночь. Раньше всегда обращали внимание на то, какой пришла в их дом невеста. Если она была чиста и невинна, то на следующее же утро отправляли человека в ее дом со словами «уулду болдук», а простынь смотрели все желающие и даже платили за это деньги. Считалось большой гордостью, если девушка выходила замуж чистой и не испорченной. В первую очередь, для ее родителей за то, что они воспитали такую дочь, да и родителям жениха тоже, ну и конечно самой невесте, так как она может ходить всегда с гордо поднятой головой. В последнее время уже не так особо рассматривается этот обряд. Но все-таки есть такие семьи, которые придерживаются всех этих правил до конца.

Надо отметить и то, что невестка по обычаю не имеет права называть по имени родственников мужа, это называется «терго:», т.е. она заменяет их другими словами. Этот запрет действует в течении всей жизни невестки. Даже в глубокой старости женщина в дань уважения не называла имени умерших родственников мужа, за них их имена озвучивал кто-нибудь из присутствующих, которые их знали. Такие женщины пользовались большим уважением.

На это особо обращают внимание жители сёл и деревень, там, где пожилые люди. Они все-таки знают о наших традициях больше нас.

Обряд, связанный со свадьбой у кыргызов, один из самых веселых и самый интересный. Существует еще и кража невест «кыз ала качуу». Но об этом в следующем выпуске.

Источник: limon.kg

Традиции


  • Если молодой человек, не намерен проводить обряд похищения суженной, то ему необходимо поставить в известность родителей девушки;
  • В случае согласия, парень дарит золотые серьги, будущая жена, их надевает, это знак на помолвку;
  • Далее назначается размер калыма-выкупа, в зависимости от благосостояния семей, дарится скот, золото, бытовая утварь.

В прошлом, если парень не имел средств для выкупа возлюбленной, то он мог остаться навсегда одиноким мужчиной. В настоящее время отец девушки прилагает альтернативу отработать калым у него. После смерти главы семьи, средства от выкупа автоматически переходят его наследникам.


Свадебные мероприятия полностью оплачиваются стороной жениха. А в свою очередь семья невесты готовит приданное, женщины шьют одеяла, ткут ковры. Устанавливается белый шатер, где невеста ожидает своего суженного. Издавна на помолвке возлюбленные преподносили подарок в виде свадебных национальных костюмов. В современном обществе все упростилось, парень преподносит платье, а будущая супруга костюм европейского образца.

Проводы невесты в новую жизнь

Девушка после киргизкой свадьбы по обычаю становится чужой, поэтому устраиваются проводины. Это большой праздник, где будущая жена прощается сов семи подружками и родственниками. Этот обряд постепенно уходит в прошлое, и обычно устраивается только маленьких посёлках и деревнях, а в городах родители и дети общаются между собой.

А также для молодых девушек устраивали девичники. В этот день взрослые замужние женщины расплетали будущим невестам косы и по новой плели. Этот обычай означает, что девушкам пора готовится к новой замужней жизни.

Процесс свадьбы

В назначенный день, будущий супруг приезжает в аул к возлюбленной со свитой, которая состоит из друзей и родни. Невесту долгое время не показывают жениху, устраивают всяческие состязания, дабы удостоверится в благих намерениях парня. А также просят «позолотить ручку», чтобы понять, что супруг готов материально содержать жену.

После соблюдения всех обычаев и законной регистрации вся процессия отправляется в дом к мужу. При входе в дом новоявленную жену осыпают сладостями, это своеобразная традиция пожелания счастливой и многолетней супружеской жизни. Девушку прячут за ширмой и начинается обмен поклонами между новыми родственниками. И только потом молодую супругу дозволительно показать всем присутствующим.

Первая ночь молодоженов.

Одна из самых известных традиций-это показ простыни после ночи влюблённых. Если молодая супруга оказалась чиста и невинна, то это гордость родителям, что воспитали целомудренную дочь. А для родителей жениха это знак, что можно ходить с высокоподнятой головой. В городе этот обряд потихоньку изживает себя, а вот в небольших поселениях, к показу простыни относятся, как к особому ритуалу, за который платят деньги.

Конечно, невозможно сказать, что все традиции сохранились в полной мере, но народ Кыргызстана пытается передать и привить новому поколению правила церемонии. Ведь сохранение порядков передающихся из покон веков это не только красиво, но поддержание национальной индивидуальности народов.

Источник: xwedding.ru

Киргизская свадьба

В Алае я случайно попал на деревенскую свадьбу. В одной из попуток, которая меня подвозила, оказалась семья, направлявшаяся в деревню Карамык на женитьбу своего родственника. После небольшого разговора в пути, они пригласили меня поехать с ними. Я, не долго думая, согласился.

Утром в доме жениха начали собираться первые гости. Пришли поздравить аксакалы. Они тут, кстати, выглядят уже больше по-таджикски, нежели по-киргизски.

Киргизская свадьба

Но в основном собрались молодые парни — "друзья жениха". Началось веселье.

Киргизская свадьба

Из дома жениха вся мужская компания отправилась на машинах в дом невесты. Как и у нас, в России, тут нашлись рекетиры, перекрывшие дорогу.

Киргизская свадьба

Но с ними быстро договорились. Машины подъехали к нужному дому, и опять началось веселье.

Киргизская свадьба

Киргизская свадьба

Жених пока из машины не выходил. Ибо за него началась торговля с подошедшими представителями невесты. Друзьям жениха надо было вначале его выгодно продать. Вот подружки невесты готовят выкуп.

Киргизская свадьба

Наконец, договорились и радостной толпой пошли к дому невесты. Рядом с женихом с этого времени должна была находиться жена его старшего брата (такой вот обычай) и лучший друг.

Киргизская свадьба

Во дворе опять устроили "дискотеку".

Киргизская свадьба

Старшее поколение наблюдало издалека.

Киргизская свадьба

Киргизская свадьба

После дискача гостей пригласили за стол. Младшее поколение сидело отдельно: в одной комнате — друзья жениха, в другой — подруги невесты. Старшее поколение сидело вперемежку.

Киргизская свадьба

Киргизская свадьба

Алкоголя не пили, ибо "правильные" мусульмане. Отдельных алконавтов посадили во дворе.

Киргизская свадьба

Наевшись, опять танцевали. А потом мальчишки начали бороться. Видимо, это тоже традиция. Вначале борцов было немного.

Киргизская свадьба

Потом собралась толпа. Старшие гнали своих детей поучаствовать. Хотели не все. Для поощрения борцов предлагали даже денежную награду победителю.

Киргизская свадьба

Малыши тоже втянулись.

Киргизская свадьба

После борьбы начали петь музыканты. Особо радостные гости одаривали их деньгами.

Киргизская свадьба

Женщины постарше тоже пустились в пляс.

Киргизская свадьба

А кто-то уже начал скучать.

Киргизская свадьба

Время было уже часа четыре вечера. Невеста до сих пор не появлялась на публике. Народ начала собираться у крыльца.

Киргизская свадьба

Но вместо невесты к дому подошел жених. Ему стали вручать подарки. Вообще у киргизов довольно странная система взаимных подарков. Перед свадьбой жених должен заплатить калым. Размер его заранее оговаривается с родителями невесты — обычно это несколько тысяч долларов, десяток-другой овец и конь. А во время свадьбы и после нее родители невесты дарят новобрачным одежду, мебель и прочие необходимые предметы быта, купленные на деньги калыма. Хотя, казалось бы, все это мог бы купить сам жених, не платя калыма.

Киргизская свадьба

Киргизская свадьба

Киргизская свадьба

Гости с любопытством наблюдали за процессом и комментировали.

Киргизская свадьба

Тут меня позвали в дом и попросили сделать фотографии невесты. Сразу набежали подруги и родственники, каждый хотел сфотографироваться с ней. Вот она с родителями.

Киргизская свадьба

Наконец закончили "фотосессию". Невесту спрятали за специальной перегородкой, и настала очередь друзей жениха покупать невесту. Как я сказал, у киргизов странная система взаимообмена.

Киргизская свадьба

Сторговались быстро, и молодожены впервые за весь день вместе вышли к гостям.

Киргизская свадьба

Шампанское тут, кстати, чисто символически присутствует. Новобрачные его лишь подержали в руках и отдали обратно.

Мулла произнес молитву. Тут я не понял, была ли это просто молитва о благополучии брака или мусульманский обряд бракосочетания.

Киргизская свадьба

Наверное, все-таки, это был свадебный обряд. Потому что невеста сразу заплакала.

5075724987_c43271cf83_b.jpg

Ее успокаивали, как могли.

Киргизская свадьба

Затем молодожены отправились на обряд взаимных клятв в верности. Я на него, к сожалению, не попал, т.к. сел в "неправильную" машину.

Киргизская свадьба

Потом поехали на природу, где гости снова танцевали.

Киргизская свадьба

Киргизская свадьба

Невеста, наконец, повеселела. Меня снова привлекли в качестве фотографа. Каждый хотел запечатлеться с молодоженами.

Киргизская свадьба

Уже поздно вечером вернулись в дом жениха. Там поздравляли новую семью и снова танцевали.

Киргизская свадьба

Закончилось все это далеко за полночь. По киргизской традиции, уходящим гостям раздавали пакеты с большим количеством еды. Так вообще принято на каждом торжестве. Киргизы даже удивляются, если кто-то приходит с праздника без еды. Правда, у северных киргизов такие "добавки" принято давать только женщинам, а у южных киргизов — гостям обоего пола.

Последними со свадьбы уходили друзья жениха и подруги невесты. Они оказывали "моральную поддержку" молодоженам в их первую брачную ночь.

Киргизская свадьба

Источник: zamkosmopolit.livejournal.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.