Мордовская свадьба традиции


Кудашкина Яна Денисовна ученица 6 «Б» класса МАОУ «МСОШ № 20»
Руководитель: Слобода Вероника Викторовна

Свадебные обряды и традиции мордвы в этногенезе времен

Земля появилась – обычай появился,
Без обычаев на земле не проживёшь,
Без обычаев на земле жить не будешь.
Вся жизнь людьми делается,
Все обычаи людьми устанавливаются…
[Старая мордовская песня// http://www.zubova-poliana.ru/history-090.htm]

В словах старой мордовской песни воплощена народная мудрость, осознание того, что традиция, обычай – основа жизни. Каждый народ на Земле, независимо от цвета кожи и расы, имеет свои обычаи и верования, свой язык и свои легенды. Каждый народ имеет свою историю. Каждый народ внес в общечеловеческую культуру свой вклад. Неважно, велик этот вклад или мал, важно то, что он неповторим.


Мордовская свадьба традиции

Своя история, свой вклад и у мордовского народа. Конечно, многие элементы обрядов мордвы ушли в прошлое, претерпели значительные изменения. Но, прослеживая изменения и инновации, происходящие в различные периоды, реконструируя древние пласты обрядовой культуры, можно получить глубокое представление об этнической истории народа, эволюции его мировоззрения, о различных аспектах духовной и материальной культуры. Обычаи и обряды являются своего рода хранителями достижений прошлого. С их помощью народ воспроизводит себя, свою культуру и характер из поколения в поколение.

Мордовская свадьба традиции

Традиционный термин «мордва» является общим названием для двух культур: эрзян и мокшан. На самом деле, традиции мордвы очень сильно разнятся у этих двух народов, они говорят на совершенно разных языках, абсолютно различны между собой внешне, и что самое значительное – они даже не поймут друг друга, если будут разговаривать на своих родных языках.


к что можно сказать, что обычаи мордвы крайне разнообразны. Сразу оговоримся, что исследовать мы будем обряды и традиции мокшан. Именно к ним принадлежит половина моего генеалогического древа по папе. Я себя тоже причисляю к этому народу, поэтому хочу сохранить культуру и обычаи. По данным переписи 2010 года в России проживает 744237 человек [Всероссийская перепись населения 2010 // http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm], а в Челябинской области – 12147 человек (1,6% от общероссийского). Хочется отметить, что с каждым годом население мордовского народа в России становится все меньше и меньше. Самым знаковым событием любой девушки является свадьба, поэтому мне стало интересно проследить, как менялись обряды на протяжении всего 20 века. Для этого я нашла 3 человек, которые мне смогли и рассказать о том, как праздновались их свадьбы. Свадьба папы с мамой не отличалась ничем от русской свадьбы: белое платье, выкуп, праздничный вечер (приложение – фотографии). А вот свадебные обряды бабушки и прабабушки уже очень отличались от современных [Воспоминания Кудашкиной Ирины Матвеевны от 15.11.2016// личный архив автора].

Мордовская свадьба традиции

С самого начала, ночью, было сватовство. Могли выйти замуж и не по любви.


гли не принять подарок. У невесты было длинное самотканое платье, красиво вышитое внизу на рукавах, на груди и красивый кушак: зеленый или голубой, на голове платок. У жениха русская рубаха, плетеный поясок , и все это вышито, также темные штаны и лапти , которые одевали даже зимой. На свадьбе были подруга невесты и друг жениха, которые помогали им во всех свадебных делах и хлопотах. Подруги невесты оплакивали невесту перед свадьбой (утром). Невесту благословляла ее мама утром и дарила икону, с которой та выходила замуж.

Свадьбу праздновали несколько дней: 1 день- у невесты,2 день- у жениха, а 3 день-все наряжались как могли и ходили по деревне .У кого были гости, жених и невеста должен был готовить стол. На свадьбе гуляло 30-40 человек. В первый день (у невесты) подарки получали все от невесты (платок, рубаха, полотенце). А потом уже подарки дарили возлюбленным. Дарили деньги, но еще могли подарить постельное белье или корову.

Мордовская свадьба традиции

Дом наряжали к свадьбе: вышитые полотенца, скатерти (вязанные крючком или вышитые), а также наволочки. На полу самотканные половички.

Не просто было и с межнациональными браками. Если жених был мокша, а невеста эрзя все равно женились (если родители не были против) просто у каждого была своя вера, но вот если кто-то из татар, а кто-то мордва, то свадьбы уже точно не было. Жених и невеста давали клятву, но после смерти кого-либо имели право выйти за муж или жениться снова . Детей на свадьбу не пускали так как считали , что дети со взрослыми за одним столом сидеть не должны.


Жених с невестой не делали документы, а только регистрировали брак в сельсовете. При советской власти не разрешали венчаться ( только через месяц венчались тайно). После церкви или в конце свадьбы муж и жена снимали свадебную одежду и убирали в сундук, а когда умирали их хоронили в этой одежде4. Похороны были такие же как и у нас сейчас (хоронили в гробу лежа). Такой сундук сохранился и у моей бабушки.

4. Воспоминания Дряхловой Татьяны Владимировны от 12.12.2016//личный архив автора

Еда была разнообразная, похожа на русскую. Капуста тушеная с мясом, блины , сало, соленые огурцы, квашенная капуста, мясо тушеное, птицы( куры , гуси ) , салаты не готовили. Но самым большим лакомством были блины. Я записала рецепт от бабушки:

«Мордовские-,,кислые блины»- толстые, пышные, где есть маленькие дырочки. Способ приготовления : Вечером берется пол кило манки и пол-кило пшеничной муки. Размешивается теплой водой до густоты, как сметана , и »туди,, чайная ложка сухих дрожжей. Оставляется до утра, где оно начинает бродить. Утром добавляют 3 яйца , соль , сахар, немного подсолнечного маслаи кипяченое молоко( до нужной густоты), перед выпечкой пол чайной ложки соды и сразу выпекать . Раньше выпекали в печи» [Воспоминания Кудашкиной Ирины Матвеевны от 15.11.2016// личный архив автора].


Мордовская свадьба традиции

Пили на свадьбах «база» — полуквас. «Рожь »прощаевается» потом в чугуне в русскую печь, томится на первый день ,когда печь истопиться,рожь чернеет и становится сладкой. Ее просушивают и мелят, получается мука-солод( темная) . Из этой муки делают квас».
Мы видим, что постепенно, с 19 в., в свадебные обряды мордвы вошли советские правила, но на протяжении 20 века еще сохраняется связь с христианской религией. К сожалению, исконные обычаи и традиции дохристианского мордовского народа я не нашла. В своем исследовании я выяснила, что традиции мордвы тесно переплелись с русским народом, чему способствовало их тесное проживание, а во второй половине 20 века и межнациональные браки, которые уже никто не мог запретить. Были записаны интересные рецепты мордовских блинов, но, к сожалению, этот рецепт можно отнести только к 20 веку, так как используется сода. Составленное родословное древо я буду продолжать составлять уже по линии мамы.

Библиография:

1. Праздники народов России/Бронштейн М. М., Жуковская Н. Л. [и др.]. – М.: ООО «Издательство «Росмен-пресс», 2004. – 103 с.: ил. –.693 с.

2. Лузин, Л. Планета Южный Урал : Живая энциклопедия народов Челябинской области/ Л. Лузин. — Челябинск : Авто Граф, 2012. – 408 с.


3. Старая мордовская песня «Однажды  Чам-Паз  сотворил птицу…»или как древние предки мордвы представляли себе сотворение мира // http://www.zubova-poliana.ru/history-090.htm

4. Всероссийская перепись населения 2010 // http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm

3. Воспоминания Кудашкиной Ирины Матвеевны от 15.11.2016// личный архив автора

4. Воспоминания Дряхловой Татьяны Владимировны от 12.12.2016//личный архив автора

Источник: miasslib.ru

Пирогова Ольга Александровна


МБОУ «Зубово- Полянская гимназия»

Зубово- Полянского района

Республики Мордовия

Учитель начальных классов

                                                                                       О. А. Пирогова

                         СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ МОРДВЫ

                Свадебные обряды мордвы отличались большой сложностью и разнообразием, определялись особенностями расселения, многообразием контактов отдельных ее групп с соседями. Традиционные обряды, приуроченные к разным историческим этапам, должны были способствовать благополучному ходу развития этноса и знаменовали переход жениха и невесты в новую социальную категорию — категорию семьи.

             Свадебный цикл мордвы начинался со сватовства («ладяма» — мокша, «ладямо» -эрзя). Сватовство у мордвы проходило в несколько этапов. Прежде чем в дом невесты отправлять сватов для предварительных переговоров, туда шел один из родственников жениха («ингольдень якай» — мокша — «вперед идущий»). Придя в дом невесты, он садился под так называемую матицу, где, как считалось, пребывала хранительница дома. Под матицу гости садились еще и потому, что она якобы «опутывала», связывала, и тогда сватов уже не прогонят. В тех деревнях, где свадебный обряд мордвы сохранял больше традиционных черт, сватать ходили только мужчины. Порядок, при котором сватать ходили мужчины, может быть отголоском так называемого брака умыканием. Исследователи мордвы отмечали, что в некоторых местах умыкание невест существовало приблизительно до середины XIX в.Окончательная договоренность о предстоящей свадьбе достигалась во время большого сватовства, которое называлось «симома» — мокша, «симема» — эрзя (букв. «питье») — «запой», «пропой». Во время него договаривались о «кладке» за невесту («питне» — мокша), о подарках, которые она должна была сделать родственникам жениха, и о приданом.

       У мордвы, как у мокши, так и у эрзи, существовал обычай после сватовства знакомиться с хозяйством жениха. Этот обряд назывался «дом глядеть» или «смотреть место» («васта варджама» — мокша, «тарка вачамо» — эрзя). Этот обычай был широко распространен и у русского населения, живущего в Мордовии. У мордвы этот обряд не имел значения серьезного ознакомления с хозяйством жениха. Иногда родственники невесты приходили в дом жениха и на следующий день. Это посещение называлось «печурки смотреть». Оно имело шуточный, веселый характер: родственники невесты вооружались чем попало и грозили хозяину сломать печь, если он не откупится от них угощением.                                                      

          Значительным событием предсвадебного периода у мордвы было обрядовое мытье невесты в бане накануне свадьбы или за несколько дней до нее («стиръ баня»-мокша, «тейтеренъ баня» — эрзя, т. е. «девичья баня»). Баню для невесты топили подруги или невестки. Посещение девичьей бани у мордвы сопровождалось причитаниями и было обставлено особыми церемониями. Смысл девичьей бани у мордвы состоял в очищении водой, так как известно, что у мордвы существовала вера в очистительную силу воды. Возможно, посещение бани невестой накануне свадьбы было ее прощанием с покровительницей бани («баня — ава» — мокша, эрзя). Возвращаясь из бани, невеста благодарила ее за то, что она вымыла ее.

         Для мордовской свадьбы характерно прощание невесты с девичеством, когда она с причитаниями дарила каждой из подруг алую ленту. Большое значение придавалось у мордвы выпечке свадебных пирогов в доме жениха. Особо торжественно, с многочисленными обрядами ставили для них тесто. В данном обряде активно участвовали родственницы жениха.

          В период между сватовством и свадьбой из дома жениха несколько раз приходили к невесте его родственники с гостинцами, чтобы назначить день ее проведения. Также существовал обычай ходить от невесты в дом жениха снимать мерку со стола и окна для того, чтобы сшить по этим размерам скатерть и занавески. Это сравнительно поздний обычай, называемый у мордвы «моркш мерама» — мокша («стол мерить») и «навеска мерама» — мокша («занавески мерить»), был распространен в с. Зарубкино, Каргалы, Новые Выселки Зубово-Полянского района. Родственницы невесты ходили к жениху также за рубахой, по размеру которой невеста шила ему в подарок рубаху к свадьбе. Подруги невесты и ее родственницы относили эту рубаху жениху, а в подарок стряпухам -полотенца. У мордвы было принято, чтобы невеста делала подарки не только жениху, но и его родственникам. Будущей свекрови она дарила «рукава» (рубаху со станом), свекру — рубаху и штаны, а другим родственникам — более мелкие подарки. Готовить эти подарки невесте помогали подруги. Вечером накануне свадьбы мать невесты угощала ее подруг ужином, а сама невеста благодарила их за помощь в приготовлении ксвадьбе.                                                                                                                        

           Венчание жениха и невесты сочеталось с обрядами, направленными на предохранение от злых сил. В конце XIX — начале XX в. венчание обычно совершалось в тот день, когда невесту забирали в дом жениха.За невестой приезжал «свадебный поезд», который состоял из родственников жениха. Большую роль при этом играли крестные жениха. Свахой обычно была крестная мать жениха — главное лицо в свадебном поезде. Вторым по значению лицом свадебного поезда был человек — посаженый отец «батьке» — мокша, который охранял жениха от порчи. К нему молодая относилась с особым почтением в течение всей жизни. В некоторых местах  «батьке» на свадьбе не было, и его роль выполнял «покш куда» — эрзя -«старший поезжанин», который был следующим после батьке свадебным персонажем. Нужно отметить, что в разных районах состав, название и назначение свадебных чинов варьировало. У мордвы-мокши Краснослободского, Темниковского и некоторых других районов главным свадебным персонажем был «торынъ ганды» -мокша («тор» — «сабля», «ганды» — «идущий»). Им был обычно зять жениха, муж его сестры. Здесь в поезде жениха были «рьвянянъ морайхтъ» -мокша (букв. «поющие в честь невесты») -девушки, в обязанность которых входило в песнях охаивать невесту. Следует отметить, что батьке играл роль охранителя жениха, невесты и всего свадебного поезда. Для этого он трижды с иконой в руках обходил вокруг свадебного поезда перед его отъездом в дом невесты. Торынъ ганды у мордвы-мокши делал это ножом или саблей. Большую роль в свадебной церемонии у мордвы-мокши играла крестная мать жениха — «крестный дедей». Поезжане, не наделенные особыми функциями, назывались «кудат» — мокша, эрзя. В некоторых местах все кудат, за исключением свахи -«кудавы», были мужчинами. В тех местах расселения мордвы, где в свадьбе сохранилось больше традиционных черт, жених не ездил за невестой со свадебным поездом. Молодые встречались у церкви.

        Когда свадебный поезд подъезжал к дому невесты, ее родственники запирали ворота и требовали выкуп, высмеивая или величая приехавших. Сваха у ворот тоже пела, прося быстрее впустить поезжан в дом. Войдя в дом, поезжане должны были дать еще ряд выкупов, в частности выкупить место около невесты. После благословения невесты родителями ее близкие родственники — «урьвали» — мокша — брали ее на руки и выносили во двор. Невеста пыталась сопротивляться, хваталась за дверной косяк и с причитаниями покидала родительский дом.

         В конце XIX в. из дома невесты свадебный поезд отправлялся в церковь, а оттуда в дом жениха. Лишь в некоторых местах у мордвы свадебный поезд ехал вначале в дом жениха, а уже оттуда в церковь. Например, в Стандрово Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне Теньгушевский район) невесту привозили в дом жениха вечером. Венчание происходило на следующий день. Такой порядок, вероятно, пережиток того времени, когда венчание не входило в свадебную обрядность мордвы.

             После венчания молодую пару встречали в доме родителей жениха. Здесь родители молодого встречали их хлебом-солью, осыпали хмелем. Этот древний обряд имел магический смысл обеспечения деторождения. У мордвы молодых встречала обычно и «овта» («медведь» — мокша) — женщина, одетая в шубу, вывернутую наизнанку. В руках она держала сковороду с хмелем и потухшими углями, которую подставляли под ноги молодой. Она трижды должна была отшвырнуть ее. В конце XIX в. этому обряду придавали значение определения характера молодой.

             Большое значение у мордвы придавалось надеванию молодой женского головного убора. Этот обряд совершался через 5-6 недель после брака и сопровождался жертвоприношениями покровителям дома, двора и предкам. В одних местах женский головной убор молодой надевали после венчания в церковной сторожке, в других — после брачной ночи. По другим данным, это делали через год после свадьбы или после рождения ребенка. Разница во времени надевания могла быть вызвана включением после христианизации мордвы в ее свадебные обряды церковного венчания. Возможно, в этом нашло отражение как былое деление женщин на половозрастные группы, так и изживание этой системы.

            Наряду с этими обрядами, у мордвы широко был распространен обряд представления молодой печке в доме родителей мужа. И. Н. Смирнов связывал его с существовавшей у мордвы верой в то, что в доме есть покровительница печи. Молодую подводили к ней для того, чтобы она вошла с ней в добрые отношения.

            Интересным и своеобразным являлся мордовский обряд наречения «невесткой» -«лемдима» («лем» — «имя» — мокша).На второй день свадьбы свекровь, уредев или какой-то другой родственник молодого нарекал молодую особым названием «невестки» в зависимости от того, женой какого по счету сына она была. Этим именем ее называли в дальнейшем все члены семьи мужа, кроме него самого, свекра и свекрови. Свекор и свекровь называли молодую «урьва» — мокша, эрзя — «сноха», а муж называл ее по прозвищу или используя местоимение («ты», «эй, ты»). Этот обряд совершался тоже перед печью. Связан он был, вероятно, с очистительной силой огня и воды (в некоторых местах обряд сопровождался перешагиванием молодой через ушат с водой и обрызгиванием ее и присутствующих этой водой). При наречении молодой ее стукали по лбу специально для этого испеченным хлебом (это говорит о том, что этот обряд мордвы связан с земледелием). Новое имя молодой служило знаком ее принадлежности к новой семье и указывало на ее положение в ней.  Этот обряд почти всюду исчез у мордвы-эрзи и был распространен главным образом у мордвы-мокши. Можно предполагать, что в прошлом он был одним из основных обрядов мордовской свадьбы.

         Особыми церемониями сопровождалось у мордвы представление молодой в доме мужа усопшим предкам, хранителю двора, богине воды. Хранительнице воды — Ведь — аве — эрзя-мокша — молодая раньше делала приношения, она одаривала тех, кто «показывал» ей дорогу к колодцу. Родственники молодой у мордвы в ряде мест назывались «горные». Они приходили в дом родителей молодого в день венчаний, на второй или третий день после него. Для них накрывали два стола — один для мужчин, другой для женщин. У мордвы-мокши второй день свадьбы назывался «потиха ши» («потешный день»). Гости рядились кто во что, в некоторых местах били горшки. Из дома молодой приходили ее родственники «искать ярку».После этого обряда поезжане покидали свадьбу. На второй день свадьбы молодую заставляли мести пол. Присутствующие бросали на пол мусор, деньги, которые шли в пользу новобрачной. Когда она в первый раз в доме мужа шла за водой, встретившиеся ей по дороге люди обрызгивали ее водой.

              Во время первого посещения бани в новой семье («одирвань баня» — мокша, эрзя — «баня молодой») молодая одаривала всех родственниц мужа кольцами. При выходе из бани она оставляла кольцо и в дар хранительнице бани. В первую после свадьбы Пасху молодая одаривала родственников мужа. В это время ее вводили в дома родственников.

            В конце XIX в. у мордвы в той или иной мере сохранялся обычай возвращения молодой в дом родителей через некоторое время после свадьбы. Он назывался «потавтома», «потавкс» — мокша, эрзя («возвращение»). Через неделю или две после свадьбы в праздничный день за молодой приезжали ее братья или другие близкие родственники и отвозили ее в дом родителей на неделю или две. У мордвы-мокши молодая ездила к своим родителям недели за четыре до религиозных праздников (Рождество, Пасха и др.) и оставалась там до самого праздника. Здесь перед Пасхой одна из ее родственниц («прянь понай») надевала ей женский головной убор и делала женскую прическу.                                        

                Таким образом, свадебная обрядность мордвы конца XIX — начала XX в. представляла собой яркое, самобытное явление культуры. Некоторые из обрядов относились к сфере магических действий, направленных на охрану молодых от сглаза, порчи (втыкание иголок или булавок в одежду жениха и невесты, закрывание лица невесты, обход свадебного поезда одним из свадебных персонажей, отдельное кормление молодых и др.) или на плодородие (обсыпание хмелем, сажание им на колени ребенка и др.). Со временем одни обряды утрачивали свой первоначальный смысл и исполнялись лишь по традиции, другие получали новое осмысление, третьи приобретали шуточный, игровой характер.

Литература.

  1. Федянович Т. П. Черты сходства свадебной обрядности русских и мордвы // Русский народный свадебный обряд. Л., 1978. С. 250.
  2. Евсевьев М. Е. Избранные труды. Саранск, 1966. Т. V. С. 96.
  3.  Майнов В. Н. Очерк юридического быта мордвы. СПб., 1885. С. 81-85;
  4.  Федянович Т. П. Мокшанская свадьба (XX в.) // Краеведение Мордовии. Саранск, 1973. С. 205.
  5.  Федянович Т. П. Черты сходства свадебной обрядности русских и мордвы. С. 253.
  6.  Федянович Т. П. Семейные обряды финно-угорских народов Урало-Поволжья (конец XIX века -1980-е годы). М., 1997. С. 38-39.
  7.  Федянович Т. П. Черты сходства свадебной обрядности русских и мордвы. С. 255.
  8. Федянович Т. П. Мокшанская свадьба (XX в.). С. 206;
  9. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/svadebnye-obryady-mordvy-kontsa-xix-nachala-xx-v#ixzz2jlP9Vg5n

Источник: nsportal.ru

Ход праздника:

(На середину зала выходит ведущая в эрзянском костюме)

Ведущая: Свадьба— волнующий и трогательный момент. Дети с младшего возраста начинают играть в свадьбы, представляют себя невестами, одевают фату. Сейчас мы забыли свои корни, оторвались и поэтому мы решили показать мордовскую свадьбу, а что же ей предшествует.

Начинался день с обряда «Кашадо ярсамо» — день каши. Это последний день пребывания невесты в родительском доме.

(Под мордовскую музыку в зал заходят дети в национальных костюмах. Идут к двери и приглашают гостей)

— Шумбратадо, вечкевикс, ялгат! / Здравствуйте, дорогие, гости!

— Моледе кашань кандомо! / Приходите на день каши!

(Заходят девочки с чугунками, исполняют танец, затем чугунки ставят на стол, девочки садятся, едят кашу да нахваливают)

Девочки: Вай, вадря кашась!/ Хороша каша!

Вай, тантей кашась!/ Вкусная каша!

Вай, оев кашась!/ Масляная каша!

Ведущая: Девушки кашу едят, да нахваливают, а невеста грустна сидит, плачет, причитает, с родным домом прощается.

(Невеста идёт на середину избы, кланяется трижды на четыре стороны, под причитание одаривает подружек кольцами)

(Включается фонограмма причитания):

(Включаются звуки колокольчиков и бубенчиков, поднимается суматоха все кричат):

— Кудатне ардыть! / Сваты едут!

— Кудатне ардыть! / Сваты едут!

Приближается свадебный поезд со свахой, с хлебом (лукш, все здороваются, обмениваются хлебами приговаривая:

— Улезэ женихнень ды одирьванень покш вечкема, эйкакшонь- пакшань кастома. Сватнэнень карадо каршо якамс, роднякс тейнемс.

(Чтоб было у молодых большая любовь, детей растили. Сватьям быть родственниками).

— Жених берёт невесту под переливы бубенчиков, у входа их встречает

«медведь», переодетая в шубу девочка, осыпает невесту хмелем, приговаривая:

Тона ёнксось чополгадозо. / Одна сторона темна.

Те енксось валдомгадозо,/ Другая сторона светла

Кодат комулятне шождынеть/ Какая хмель лёгкая

Истя эрядо шождынестэ!/ Пусть жизнь молодых будет лёгкой такой.

Невесту подводят к печке со словами:

— Качамосот сувтыка/ Дымом обдай

Пси парнесэть эждика!/ Жарким паром согрей!

Гости усаживаются и начинается веселье.

(исполняется песня «Самсон леляй ков якить?»

Дальше идёт сцена одаривания невестой родных: ставится на середину сундук с подарками.

Ведущая: — Тейтерть лиседе киштеме. / Девушки- подружки выходите танцевать.

(Танец мордовский «Пряхи»).

Ведущая: — А какая же свадьба без частушек! (частушки на эрзянском языке).

1. Адя, Катя, моратано

Давай, Катя, киштяно

Ломанть оймсеме састь

Кадык минек кунсолыть.

2. И киштеме маштан,

И морамо маштан,

А паксясо роботамо

Теке овто шаштан.

3. Верьга ливти самолёт

Потмосонзо пайге

Моратано мазый моро

Вайгеленек гайги.

4. Ой, сорока- ашо бока,

Тонавтомак ливтнеме,

А верьга- а алга

Миколень вальмалга.

Ведущая: А, бывает ли свадьба без мордовской народной игры?

Проводится мордовская народная игра » Суркске».

Первый день свадьбы заканчивается, всех зовут – приглашают на второй день свадьбы.

Второй день- «Сюкоро ускомо»— приезд горных. Под весёлую песню «Вай, Ванине, Ванине» приплясывая дети уходят из зала.

Ведущая: Третий день- «Одирьва мельга молема»— приезд за невестой.

Четвёртый день- «Баба ряд»— все женщины и мужчины одевают платки, выносят ведро браги и вязанку соломы, поджигают и прыгают.

Ведущая:На этом кончается эрзянская свадьба. Молодым мы пожелаем:

— Кеме вечкема, кувака эрямо.

— Шумбра чи ды валдо ки!

Литература

1. А. В. Орлова. Русское народное творчество.

2. Мы в Мордовии живём. Примерный региональный модуль программы

дошкольного образования.

3. Материалы из опыта.

4. Устно- поэтическое творчество мордовского нар

Источник: www.maam.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.