Православная свадьба

Православная свадьба у большинства молодожёнов связанна с ассоциацией  с таинством венчания. Тем не менее, ей свойственны и другие свадебные традиции обычаи, и жизненный уклад, многие обряды утеряны. В наши дни молодожёны, желая приобщиться к своим историческим корням, проводят свадьбы по сохранившимся до нас свадебным обрядам и сценариям.

фотография лампадки в церкви

Сценарий православной свадьбы

Чтобы сыграть свадьбу по православным канонам, молодожёны должны знать, как правильно выбрать дату по церковному календарю и как совместить обряд венчания и свадьбу в один день. Из каких этапов состоит обряд православной свадьбы?

  • Всё начинается со сватовства невесты. Эта свадебная традиция представляет собой знакомство семьи жениха с семьей невесты.

  • Далее – смотрины. Родственники невесты навещают дом жениха, для того чтобы обсудить приданое невесты и предстоящие расходы на свадьбу.
  • После того как родители жениха и невесты решили все вопросы, жених и невеста считаются помолвленными. То есть публично оглашается дата предстоящей свадьбы. После этого будущие молодожёны обручаются.
  • По существующему порядку, обряд венчания молодожёнов возможен только после предоставления свидетельства о регистрации брака. Поэтому, чтобы провести церемонию венчания и свадьбу в один день, молодожёнам рекомендуется выбрать время для бракосочетания в отделе ЗАГС в первой половине дня, чтобы потом успеть совершить обряд венчания.

православная свадьба фото обряд венчания

Чтобы сценарий православной свадьбы сделать интересным и праздничным, можно воспользоваться услугами свадебного ведущего, который знает все связанные с этим обрядом традиции. Выкуп невесты, сватовство, встреча родителями молодожёнов с караваем, зажжение семейного очага на свадьбе, всё это можно сделать с использованием традиционных русских народных свадебных костюмов. Посмотрите как выглядел свадебный наряд невесты на Руси.

Традиция сватовства невесты

В былые времена на Руси у невесты не спрашивали согласия на брак. Семья жениха присматривала себе будущую сноху задолго до свадьбы, порой сам будущий жених не знал о том, что родители уже присмотрели ему будущую жену. Когда родители жениха и невесты пришли к обоюдному согласию на брак, тогда молодых людей, знакомили друг с другом. Сваты со стороны жениха засылались в дом невесты, происходило это в определённый день недели, как правило, это были выходные дни.


свадебный обряд православной свадьбы сватовство невесты
сватовство невесты

Сватов принимали с большим почётом. Переступив порог дома невесты, они снимали шапки и клали поклоны в красный угол, где находился иконостас. Затем их усаживали за стол и угощали.

Вот в этой традиции есть символичный эпизод, связанный со свадебным караваем. Прежде чем принять угощение от родителей невесты, сваты преломляли свой каравай, который они брали с собой для совершения обряда сватовства.

В знак полного взаимопонимания они его ломали на две половины, и только потом начиналась трапеза». Так налаживались отношения между семьёй жениха и невесты. В ходе застолья выяснялось приданое невесты, состоятельность жениха, наличие утвари и домашней скотины. Обговаривалось, как они будут вести совместное хозяйство.


Невеста одаривала сватов рушниками и рубахами, которые она сама вышивала. Таким способом она демонстрировала своё мастерство рукоделия. После полной договорённости сторон о предстоящей свадьбе, начинался подготовительный этап. Выбиралась дата свадьбы, как правило, это были зимние месяцы, когда полностью были завершены все полевые работы. Православная свадьба ну Руси начиналась с обряда венчания, которое состояло из двух этапов:

Обручение

Раньше обряд обручения и венчания были разделены по дням. Обручение происходило при объявлении помолвки между будущими молодожёнами, оно могло быть отменено, если для будущего брака существовали препятствия. При обручении батюшка вручал новобрачным зажженные свечи как образ света, сияющей чистоты и света радости. Затем батюшка надевал кольца, начиная с жениха, затем невесте. В знак Святой Троицы он трижды их менял. По традиции у жениха кольцо из золота, а у невесты из серебра.

Венчание

Посмотрите видео в котором священник даёт комментарий о венчании и православной свадьбе.


Жених и невеста должны подготовиться к таинству венчания: соблюсти трёхдневный пост, совершить молитвы, исповедаться у священника и причаститься Святых Христовых Тайн. При подготовке к  венчанию, эти правила, обязательные для всех. После того как обручение состоялось, молодых проводят в центр храма. Священник задаёт им вопросы. Добровольно они заключают брак? Нет ли у них обязательств перед другими людьми?


православная свадьба фото обряда венчания

 

Затем читается евангелие, и преподносятся венцы как знаки Царства Божия. Венцы одеваются на головы молодожёнов. Затем им преподносится чаша с вином, она символизирует чашу жизни, как источник счастья и печали, которую новобрачным предстоит разделить до конца своих земных дней. Затем священник объединяет их руки и три раза обводит вокруг аналоя с молитвой. В завершении обряда венчания молодожёны останавливаются у Царских врат алтаря, где батюшка говорит для них слова напутствия.

фото жениха и невесты у царских врат после обряда венчания

 

По православным традициям начиналась свадьба дома у жениха. На протяжении всей свадьбы звучали величальные песни, частушки, тосты не только в честь молодых супругов, но и в честь их родителей и сватов. После свадебного пира, сваха готовила постель новобрачным. По старинной свадебной традиции после первой ночи, жених должен продемонстрировать простынь со следами крови, как подтверждение девственности своей избранницы.


Если оказывалось, что новобрачная не девственна, её ждала незавидная участь. На шею ей вешали хомут, а ворота родительского дома пачкались дёгтем. Второй день свадьбы дома у невесты, третий завершающий в доме жениха. Именно в третий день свадьбы вся деревня принимала участие в свадебном веселье, ходили ряженые гости, воровали молодую жену, пели на улице песни и частушки, били горшки на счастье молодым.

Свадебные конкурсы

Во многих свадебных забавах и конкурсах присутствуют отголоски старинных языческих обрядов, которые Православная Церковь не одобряет. Во многих местах есть свои национальные интерпретации свадебных конкурсов и развлечений. Если они претят христианским ценностям и канонам веры, православным молодожёнам следует от них воздерживаться.

Православной свадьбе должны быть чужды разгульные излишества, свадебное веселье должно быть умеренным. Традиционные свадьбы на Руси всегда игрались по особым традициям: ратные конкурсы для молодых людей, соревнования по «молодецкой удали», испытания молодожёнов на смекалку и находчивость, шутки и загадки, песни, хороводы и пляски были традиционным свадебным развлечением.


свадебные традиции выкуп невесты на православной свадьбе
свадебный поезд

Источник: mihail-ushakov.ru

Есть ещё пункты, не связанные с расходами, но напрямую связанные с приготовлением к свадьбе. Это знакомство с теми текстами Писания, которые будут читаться на венчании. Покупать ничего не надо, спешить тоже — наоборот, нужно сесть поудобней, открыть Книгу и посвятить полчаса вдумчивому чтению.
Зачем это нужно? Затем, чтобы не превращать венчание в фотосессию и не стоять под пристальными взглядами родственников и друзей, подобно фарфоровому болванчику, ничего не понимая, держа в руках свечу, думая про себя: «Когда же всё это закончится?»
«Всё это» только начинается, и церковную службу нужно не отбыть, а впитать, чтобы положить семейной жизни твёрдое основание.
Из послания апостола Павла к Ефесянам на венчании будет прочтён отрывок, состоящий из тринадцати стихов. Пятая глава, с двадцатого стиха и до конца. Это — новозаветное учение об отношениях в браке.
Начинается оно с обращения к женщинам. Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Можно прочесть эти слова не один, но два, три и больше раз, чтобы поглубже напечатлеть их в уме.


этих словах есть вызов всему образу современной жизни. Женщина всё меньше хочет повиноваться мужу, да и мужья всё меньше достойны подчинения. Поэтому мы читаем не слова только, но впитываем силу и идём на конфликт с привычно-греховным порядком вещей. Ведь мы хотим жить не «как все», а «как Бог велел».
Итак: Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу (и тут же поясняется, почему это надо делать), потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём.
Честно говоря, в размышлениях о браке мысль наша никогда в такие заоблачные высоты не залетела. Оказывается, смысл брака тесно связан с Христом и Церковью, и, ничего не зная об этом, мы обречены вращаться в сфере сентиментальности и личных чувств, подобных не столько твёрдому фундаменту, сколько жидкому киселю. Можно прочесть эти слова ещё раз, дать им зазвучать в сознании мощным аккордом и прислушаться к этому звуку.
Пойдём дальше. Женщины скажут: «Почему с нас всё начинается?
И так вся тяжесть быта — на наших плечах. Ещё и ответственность на нас. А о мужьях что-то говорится?» Говорится. Слушайте. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё. Церкви (а значит, жене) вменяется повиновение. Ну а Христос (а значит, и муж) идёт на самопожертвование. Мы прикасаемся к важнейшей истине. Любовь, оказывается, связана с жертвой. Христос унизился, став человеком, и умер на Кресте, чтобы мы жили вечно.

муж должен подражать Христу. Он должен жертвовать собою — временем, деньгами, силами, кровью, жизнью, наконец, — ради жены. Нет жертвы, нет готовности пойти на неё — значит, нет и любви. Мы действительно так высоко не взлетали, и нам придётся усвоить этот новый образ мысли и действия.
Впрочем, чтобы душа не утомилась созерцанием, Писание понижает планку и переходит к предметам более понятным. Апостол переводит речь с Церкви и Христа на человека и его тело. Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
Жена — это не отдельный от мужа человек. Она — часть нового человека, состоящего из двух. И относиться к ней нужно как к себе самому. Нет на земле боле тесного союза, чем союз мужа и жены. Между ними — нулевая степень родства. Между матерью и ребёнком — первая степень родства. Они очень близки, но не так, как муж и жена. Поэтому мужа следует слушаться больше, чем собственную мать. Жену следует любить больше, чем собственных родителей. От непонимания этой истины, от бесчувствия к ней рождаются многие семейные конфликты. Мамы лезут в жизнь молодожёнов с благими советами.
Молодые жалуются друг на друга родителям. Чтобы избегнуть этих и других ошибок
в будущем, мы с корнем вырываем расхожее заблуждение и насаждаем закон Божий.
Вот что было сказано еще в раю: Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть. Это говорится в рассказе о сотворении человека. Любящий свою жену любит самого себя. Так говорит апостол Павел.


Источник: vk.com

Не вытравить из русского человека стремления жить по Божьему закону. Это проявляется во всем образе жизни: детей крестят, яйца на Пасху красят, Крещенской водой запасаются, свадьбы «гуляют» на Покров и Красную Горку. Самым значительным, самым радостным событием в жизни, отмечаемым широко и принародно, была, есть и будет – свадьба! И здесь особенно все стараются соблюсти правила и традиции. Старались это делать и в советское время, но чаще тайно, в узком семейном кругу.

Наша с мужем свадьба пришлась на советское время, и мы долго были не венчаны. Но на всю жизнь запомнились несколько черт этого события. Родители мужа – люди сельские, а в деревнях, как известно, традиции крепче. Приехали сватать меня во главе со старейшиной рода бабушкой Марией, которая строго сказала, что свадьба должна пройти до Великого поста. Во-вторых, бабушка определила, что жить невестка должна в доме мужа, что вызвало у меня слезы! Перед росписью свекровь поставила нас на овчинный полушубок на колени и благословила иконой. Все это было тайно. На свадебный пир нас встречали караваем, как и сегодня, но в этот момент мы должны были породниться и назвать родителей «мама» и «папа». Мы так и сделали, и всю жизнь так и именовали родителей. Я и муж быстро привыкли, и это стало естественным. Гуляли свадьбу три дня! Мне понравилось в деревне на третий день, а вот на первый свекровь не разрешала нам даже рук размыкать, вставали из-за стола мы только вместе, спиртного не пили.


зумеется, не по причине соблюдения каких-то тонкостей свадебного обряда наш брак длится уже сорок пятый год. Но все эти детали говорят о серьезности происходящего, напоминают, что семья – это святыня, а брак – навсегда! Спустя много лет мы с мужем обвенчались.
Можно, конечно, и все правила соблюсти, все, как положено, сделать, а брак все равно распадется! К великому сожалению, это одна из примет последних времен. Желание роскошной свадьбы порой ставит родителей в тупик. Невесте хочется дорогое платье, шикарную машину. Бедные родители берут кредиты, залезают в долги. А ведь было время, играли и студенческие свадьбы, и колхозные. Находятся и сегодня молодые пары, которые сами зарабатывают на свадьбу. Мне думается, что в пределах разумного все хорошо. Как говорят старцы: «Самая важная добродетель – это добродетель РАССУЖДЕНИЯ».

В свое время мне пришлось столкнуться с тем, что православные пары затруднялись в проведении свадеб, как говорят, в «православном ключе». Тогда сначала для выпускников нашей рязанской Православной гимназии, а потом и для других, я стала разрабатывать сценарии, писать стихи, пожелания и даже была тамадой. Не могу сказать, что эти свадьбы как-то сильно отличались от хорошей светской свадьбы, где не позволяются питейные излишества и пошлые речи, но особый чин и настрой, безусловно, присутствовал. Некоторыми моментами, исходящими из православных традиций и адаптированными к сегодняшнему времени, в преддверии весенних свадеб на Красную Горку, да и на любое другое время, я сегодня поделюсь с читателями.
Во-первых, важно подготовить встречу молодых. Проведем их через свадебные ворота, которые делаются из одного длинного рушника. Парень и девушка высоко поднимают рушник за середину, образовывая угол. В эти ворота, нагибаясь, показывая свое смирение, проходят молодые.
«Поднимаем ворота, / Всему миру красота, / Кто в эти ворота войдет, / Новую семью обретет!» – приговаривают в это время подружки.
Далее они проходят по «коридору» из гостей, которые осыпают их лепестками роз сверху и пшеном, либо другой крупой, под ноги. Иногда бросают конфеты (карамель). Их потом собирают дети. В это время гости могут что-то хором провозглашать, например, «Честь и слава молодым!», «Осыплем их щедро с головы до пяток, Пусть будет в их доме любовь и достаток!». Также в это время может петь народный хор или звучать музыка. В конце «коридора» пару встречают родители с иконами и хлебным караваем. Часто спрашивают: кто должен держать иконы и какие? Принято встречать иконами Спасителя и Матери Божией «Казанская». А благословлять молодых могут как родители жениха, так и невесты, как договорятся старшие. Про хлебный каравай, мне кажется, известно всем. Говорят, кто больше откусит, тот и будет лидером в паре. Это, конечно, шутка, которая допускается. Но на мой взгляд, важнее было бы перекрестить хлеб, перекреститься самим молодым, чтобы утвердить семейную традицию относиться к святыне хлеба с благоговением.
Во-вторых, на православной свадьбе нужно помнить о молитве. Когда все гости рассядутся, ведущий, или, как принято называть, тамада провозглашает начало пира и всеми присутствующими поется пасхальный тропарь (до Вознесения) или «Отче наш» (в другое время). Пищу благословляет присутствующий священник, либо родители или крестные. Хорошим правилом является и в заключение свадебной трапезы петь благодарственную молитву. После «расслабления» часто забывается это правило. А ведь вся свадебная церемония содержит в себе благословение и поучение на весь жизненный путь новой семьи.
В-третьих, важно дать полезные наставления молодой семье. Чтобы не утомлять гостей и излишне не затягивать, все можно провести в форме игры, а весь «Свод правил и обязанностей» подарить молодым в печатном виде. Затем родители или тамада задают вопрос молодым: Как вы понимаете свою роль в семье? После этого можно выборочно зачитать советы и высказывания святых отцов Церкви, опять же все это разместив на экране.

Однажды я услышала из уст известного, почтенного священника, протоиерея Владимира Правдолюбова, как он говорил о «классах любви». Вся жизнь семьи, говорил батюшка, подразделяется на четыре класса любви: праздник любви (ухаживание, сватовство, свадьба, медовый месяц); будни любви (первые трудности, каждодневный труд); подвиг любви (рождение и воспитание детей или несение креста бездетности); осознание любви (зрелость и почтенная старость). Об этом я не только рассказывала на свадьбе, но и организовала следующие конкурсы.
На Празднике любви молодожены по очереди называли: жених – ласковое слово, а невеста – вкусное блюдо. Например, он говорит: любимая, она – яичница; он – драгоценная, она – борщ! Он – нежная, она – пельмени, и так далее. Если жених стесняется при всех говорить ласковые слова, может называть цветы, как бы дарить их жене. Она же в ответ его «кормит». Будни любви – это кулинарный конкурс: кто оригинальнее приготовит из овощей и фруктов нарезку за ограниченное время. Как правило, команда жениха и команда невесты активно болеют и скандируют: «Саша! Маша!» Подвиг любви – здесь нужно запеленать или одеть куклу. Предварительно жениха и невесту ставят рядом и связывают две их руки. Очень забавно выглядят попытки молодой пары справиться с таким сложным делом, в ход идут даже зубы жениха, когда он затягивает бант. Осознание любви – жених держит иголку, невеста на счет раз! два! три! вдевает нитку в иголку по слову русской поговорки о жене: куда иголка, туда и нитка.
Важно на свадьбе уделить внимание родителям молодых, окружить их любовью и благодарностью. И этому способствует обряд «Породнения». Молодые становятся напротив родителей, тамада зачитывает определенные слова. После этого молодые говорят слова благодарности родителям и обещают любить и беречь друг друга, дарят родителям подарки. Если есть общее решение, то при всех называют родителей «мама» и «папа».
Вообще, свадьбы на Руси всегда «играли», поэтому по русской традиции на свадьбах прижились ратные соревнования, испытания молодых, а также загадки и шутки, застольные песнопения, хороводы и пляски.
Я очень люблю большие сельские свадьбы, когда народ выходит на улицу, мужчины показывают умения метать копья, колоть дрова. Девушки водят хороводы, дети играют в «Третий лишний», и все включаются в игру «Ручеек». Можно и голубей выпустить, заранее приготовленных. Такая атмосфера всеобщего праздника отвлекает от питейных излишеств, поднимает в душе какие-то уснувшие пласты исторической памяти. Здесь можно и прохожих угостить пирожком или яблоком, дать испить русского кваса! Широта русской свадьбы как раз исходила из того, что такое бывает один раз в жизни.
Меня очень радует тот факт, что ни один брак моих подопечных, чьи свадьбы я проводила, не распался!
Многие из моих учеников стали священниками, их матушки подарили им крепких детишек. Сегодня эти православные семьи являются примером и украшением нашей повседневности, хранящие верность и любовь, по слову апостола носящие «бремена друг друга». Вспоминая все эти дорогие мне лица, я, как на их свадебных пирах, и сегодня повторю слова пожелания для всех брачующихся:
Желаю вам любовь как дар великий
Хранить и не утратить до конца.
Пусть ангельски сияют ваши лики
И мудростью наполнятся сердца!

См. далее: Кто же в семье главный?

Источник: zyorna.ru

Мы пришли к такому варианту. Торжественная регистрация в ЗАГСе, но не в свадебном наряде (Богу — Богово, а кесарю – кесарево). Свадебное платье может испачкаться, порваться, да и свадебный день может быть только один. Так наши свадебные наряды получились подвенечными. Но прическа с макияжем были очень кстати. Приятно, что регистрация была торжественной, т.к. признание нас семьей обществом и государством тоже очень важно. И в этот день мы получили дополнительную частичку праздника и счастья. В ЗАГС пришли только родители. Кольцами мы не обменивались. Через день после регистрации: утром – причастие, днем – приготовления (визажист, парикмахер), венчание – в три часа дня, после этого – банкет. Причащаться непросто в день венчания и свадьбы, но надо постараться, и это принесет свои плоды. Свадьба была веселая, с музыкой, танцами и некоторыми конкурсами. Еще была певица, что тоже было очень приятно. Был и каравай, и букет, и торт, и тамада, и ди-джей, и фотограф.  
Свадебный торт
«Свадебный торт» на Яндекс.Фотках

Венчание было изумительное, но это – время большой духовной работы. На венчание были приглашены все гости, которые присутствовали на свадьбе. Были и некоторые из друзей, которые хотели быть на венчании, но которых на свадьбу пригласить мы не могли. На венчании я была с макияжем. Считаю, что это нормальный вариант, если макияж не слишком сильный. Правда, нестираемая помада все же оставляла слабые отпечатки. Но тут уж каждый решает сам. Можно не пользоваться помадой, или пользоваться нестираемой, но промокнуть губы салфеткой перед тем, как прикладываться к иконам. После выхода из храма нас обсыпали зерном (бросали под ноги), лепестками роз, монетками. Ох, как это было весело!
     Ну и насчет «горько» (чуть не забыла). Мы предупредили гостей, чтобы было без «горько». Но, правда, один раз нам покричали, мы поцеловались, и в этот момент увидели фотографа, подскочившего к нам и нацелившего на нас объектив. Как-то не очень здорово выставлять проявления интимности на всеобщее обозрение. Но сейчас немножечко жалко, все-таки немножко можно было бы. Я знаю, многих людей смущает этот момент, а многим молодоженам это нравится. Надо делать так, как нравится молодым – их ничего не должно омрачать, беспокоить и напрягать в этот день. По крайней мере, гости смирились, а свадьба и без того была веселая и красивая. «Многая лета!» вместо «горько!» — разве плохо?

Источник: mattiniero.livejournal.com

Православная свадьба, Традиции православного брака

Венчание
   
   В Русской православной церкви венчание не совершается во все посты. Существуют однодневные и многодневные посты. Однодневные посты установлены: в среды и пятницы всего года, за исключением нескольких недель — седмиц: недель, в которые в среду и пятницу нет поста.
   
   К таким относятся: святки; третья неделя перед Великим постом; масленица; Пасхальная (Светлая) седмица — неделя после Пасхи; Троицкая седмица — неделя после дня Святой Троицы (Пятидесятницы). А также в праздник Воздвижения Креста Господня, День Усекновения главы Иоанна Предтечи и сочельники. Многодневные посты: Великий пост, Петровский — начинается через неделю после праздника Троицы и кончается днем апостолов Петра и Павла (12 июля); Успенский — с 1 (14) августа по Успение Богородицы 15 (28) августа; Рождественский — с 15 (28) ноября по рождественский сочельник 24 декабря (6 января). Великий пост, а также посты в среды и пятницы являются каноническими — см. 69 правило св. Апостолов.
   
   Остальные посты являются уставными, т.е. введенными в практику через монастырский устав, впоследствии распространившийся и на мирян. Накануне однодневных постов и в течение многодневных не совершается.
   
   
   
   Нельзя венчаться также:
   
    * на пасхальной неделе;
    * на святках (дни от Рождества Христова 25 декабря старого стиля (7 января нов. ст.) до дня, предшествующего Крещенскому сочельнику;
    * в дни накануне двунадесятых праздников;
    * в субботу;
    * во вторник и четверг (т.е. в дни накануне среды и пятницы).
    * Невесте нужно подсчитать, не попадает ли венчание на «критические дни» (в эти дни женщине запрещено появляться в церкви).
   
   
   
   Требования, которые вносит православная церковь в наряд невесты:
   
    * минимальный, практически не заметный макияж и неброский маникюр, несильные духи;
    * обязателен головной убор — фата, косынка;
    * на ногах должны быть закрытые туфли, а не босоножки;
    * нельзя надевать женщине брюки;
    * руки, плечи, спина, грудь — должны быть закрыты (позаботиться о накидке);
    * проблема с длинной и пышной фатой — можно испортить, если коснется горящих свечей.
   
   
   
   На венчание нужно будет взять с собой 2 полотенца (одно кладут под ноги, другим завязывают руки), 4 носовых платка (2 для молодых — держать свечи, 2 для свидетелей — держать венцы), 2 иконы. Венчальные свечи можно будет купить в церкви непосредственно перед началом церемонии.
   
   
   
   Приготовления к свадьбе
   
   Приготовления к православному бракосочетанию, как и обычные приготовления к свадьбе, наполнены множеством хлопот, приобретений, покупок и пр. Но православному христианину нужно прежде всего помнить, что вступление в брак, освященный Церковью, есть не только начало новой (хозяйственной, домашней) жизни, но и начало жизни христианской, начало домашней церкви, поэтому отношение к браку должно быть особым. Объявление о том, что люди собираются пожениться (помолвка) — молоды они или находятся в зрелом возрасте, — для всех, кому об этом объявляется, служит сигналом к тому, чтобы отношение к ним стало более серьезным, более уважительным и внимательным.
   
   Конечно, приготовление к бракосочетанию должно быть не только вещественным и телесным, но и духовным. Прежде всего, следует подумать о том, где будет совершено Таинство Венчания, кто будет его совершать, учесть имеющиеся пожелания. Заранее нужно поговорить со священником и получить его благословение на бракосочетание в тот или иной день, договориться в церкви с хором, который будет петь, записать имена брачующихся в приходской книге.
   
   В любом православном церковном календаре можно посмотреть, в какие дни бракосочетание не совершается, но в общем надо отметить, что Таинство может совершаться в воскресенье, понедельник, среду и пятницу. В остальные дни недели Венчание не совершается ни под каким предлогом. Кроме того, Таинство не совершается в дни многодневных постов — Великого, Успенского, Рождественского и Петрова, причем уже за несколько дней или даже за неделю до начала поста. Об этих подробностях надо узнать у священника, поэтому планировать Венчание нужно задолго, чтобы день, который вы хотите назначить для своего бракосочетания, был также днем, разрешенным для этого Церковью.
   
   Следует подумать о том, в какое время перед Венчанием будет совершаться Исповедь невесты и жениха и Причащение Святых Христовых Таин. Это может совершиться накануне или в самый день Венчания. При этом невесте следует иметь в виду, что у нее могут быть препятствия к участию ее в этих Таинствах, поэтому она должна заранее рассчитать свой женский календарь, чтобы этих препятствий не было.
   
   
   
   Венчание
   
   «Брак есть таинство, в котором при свободном, перед священником и Церковью, обещании женихом и невестой взаимной верности благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей».
   
   «Православный катехизис» митрополита Филарета
   
   
   
   Советы венчающимся:
   
    * Чтобы венчание стало подлинным праздником, запоминающимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться о его организации. В первую очередь согласовать место и время совершения таинства.
    * В церкви понадобится свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в загсе должна быть раньше венчания.
    * В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за Божественной литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому венчающимся надо приходить в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи, и, если супружеская жизнь уже имеет место, воздержаться в последнюю ночь от брачных отношений. В храме жених и невеста исповедуются, молятся за литургией и причащаются Святых Тайн. После этого обычно около часа идут молебны, панихиды и отпевания. За это время можно переодеться в венчальные одежды (если в храме есть помещение для этого). Невесте следует надеть удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно выстоять несколько часов подряд.
    * Делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой разрешается не во всех храмах: лучше обойтись без этого, сделав памятную фотографию на фоне храма после совершения таинства.
    * Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол.
    * Возьмите с собой кусок белого полотна или полотенце, на котором будете стоять во время венчания.
    * По русской традиции, всякая супружеская пара имеет свидетелей (шаферов), организующих брачный пир. Пригодятся они и в храме — держать венцы над головами новобрачных. Лучше, если это будут двое мужчин, поскольку венцы достаточно тяжелые. Шаферы должны быть крещеными.
   
   
   
   Чино-последование таинства
   
   Таинство брака состоит из двух частей — обручения и венчания. В прошлом они были отделены по времени друг от друга, обручение совершалось при помолвке и могло быть расторгнуто впоследствии. Во время обручения священник вручает брачующимся зажженные свечи — символ радости, тепла и чистоты. Затем он надевает кольца, сначала жениху, а потом невесте, и трижды — в образ Святой Троицы — переменяет их. По уставу кольцо жениха должно быть золотым, а невесты — серебряным, причем после тройной перемены у жениха остается кольцо невесты, серебряное, а у нее — золотое, как залог верности. Но допустимы и другие материалы.
   
   После обручения молодые проходят на середину храма. Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, не обещались ли они кому-нибудь другому. После этого произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов. Выносятся венцы — богато украшенные короны, подобно царским, и возлагаются на головы молодым. Венец — это образ венца Царства Небесного и символ сродни мученичеству. Священник, воздев к Богу руки, трижды произносит: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их!» — после чего читает отрывок из апостольского послания и отрывок из Евангелия, рассказывающий о том, как Господь благословил брак в Кане Галилейской.
   
   Приносится чаша с вином — символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Священник в три приема преподает вино молодым. Затем он соединяет их руки и трижды обводит вокруг аналоя под пение свадебных тропарей. Круг — символ того, что таинство совершено навечно, хождение за священником — образ служения Церкви.
   
   В завершение таинства супруги встают у Царских врат алтаря, где священник произносит им слово назидания. Затем родные и друзья поздравляют новую христианскую семью.
   
   
   
   Суеверия, связанные с венчанием
   
   Пережитки язычества дают о себе знать всевозможными суевериями, которые хранятся в народе. Так, существует поверье, что случайно упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча предвещает всевозможные несчастья, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов. Распространено и суеверие, что тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье. Некоторые думают, что нельзя венчаться в мае, «будешь потом всю жизнь маяться». Все эти вымыслы не должны волновать сердца, ибо их творец — сатана, названный в Евангелии «отцом лжи». А к случайностям (например, падение кольца) нужно относиться спокойно — всякое бывает.
   
   
   
   Последование о второбрачных
   
   Церковь смотрит на второй брак неодобрительно и допускает его только по снисхождению к человеческим немощам. В последование о второбрачных добавляются две покаянные молитвы, нет вопрошений о свободе волеизъявления. Такой чин совершается в случае, если и жених, и невеста вступают в брак во второй раз. Если один из них венчается впервые, совершается обычное чинопоследование.
   
   
   
   Венчаться никогда не поздно
   
   В безбожное время множество супружеских пар образовалось без благословения Церкви. При этом невенчанные супруги часто всю жизнь хранят верность друг другу, воспитывают детей и внуков в мире и согласии, но по каким-то причинам не хотят венчаться. Церковь никогда не отказывает в благодати таинства, даже если супруги находятся на склоне лет. Как свидетельствуют многие священники, те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, порой относятся к таинству брака серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.
   
   
   
   Расторжение церковного брака
   
   Расторгнуть церковный брак может только правящий архиерей той епархии, где совершалось венчание, при наличии измены одного из супругов или других серьезных причин (например, вины прелюбодеяния или обмана при произнесении свадебных клятв).
   
   
   
   Церковно-канонические препятствия к браку
   
   Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в загсе, может быть освящен в таинстве брака.
   
    * Церковью не допускается четвертый и пятый браки; запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей. Нельзя венчаться некрещеным.
    * Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.
    * Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (то есть с троюродным братом или сестрой).
    * Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.
    * Нельзя венчаться тем, кто дал ранее монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.
    * В наши дни Церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку можно. Но невозможно обмануть Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачующихся.
    * Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего — благословением духовника хотя бы одного из супругов.
   
   
   
   Венчание не совершается:
   
    * в течение всех четырех многодневных постов;
    * во время Сырной седмицы (Масленицы);
    * на Светлой (Пасхальной) седмице;
    * от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января);
    * накануне двунадесятых праздников;
    * по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года;
    * 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня);
    * накануне престольных храмовых дней (в каждом храме — свои).
   
   При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.

Источник статьи

2010-06-11 19:01:01

Предыдущая статьяНазад в раздел Следующая статья


|Планировщик

| Калькулятор

| Объявления

| Подбор прически |

|

Вставить в блог

| Поделиться ссылкой

| Подписаться на RSS |

Теги: Тегов нет

Источник: www.svadba-rb.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.