Свадьба кыргызстан


Свадьба кыргызстан

Свадьба кыргызстан

Свадьба кыргызстан

Культура кыргызского народа богата яркими моментами в проведении свадебного обряда. Сегодня, конечно, не все ритуалы соблюдаются неукоснительно, но основные моменты обязательно присутствуют на торжестве.

Бел куда

Сватовство — одна из древних традиций кыргызского народа позволяет сватать детей еще до их появления на свет. Такая форма сватовства называется «бел куда», а самих младенцев называют «бешик куда». Во время сватовства родители будущего жениха одевают будущей невесте серьги из серебра — «сойко салуу». С этого момента родители детей могут именовать себя родственниками. Такое колыбельное сватовство распространено у давних друзей, мечтающих о кровных узах «сооктешуу» или у людей, которые в тяжелых ситуациях протянули руку помощи друг другу, а затем дали клятву породниться. Затем, как дети подрастают, им для свиданий готовят юрту, где они могут встретиться друг с другом и познакомиться. Невеста встречает жениха и его друзей с подругами. Всё это сопровождается песнями, играми и танцами. Эта традиция называется «зятевание» или знакомство с будущим зятем. И, конечно, невесту не отпускали без выкупа — «калыма».


Калым и приданое

Размер калыма демонстрирует степень почета родителей невесты — чем больше уплаченный калым, тем выше уважение. Раньше калым отдавался отцу невесты и после его смерти наследовался детьми. В древности, при невозможности выплатить калым, мужчина не мог взять себе жену и оставался безсемейным. Но иногда было возможно вместо выплаты калыма отработать в хозяйстве у отца невесты несколько лет. В свою очередь, семья невесты должна дать приданое «сеп». Существует и такое понятие как «кийит»- дорогие одежды родителям жениха и невесты и их ближайшим родственникам. Так же, есть «мэхр»-подарок будущей жене, он может получаться как по выходе замуж и при замужестве, так и после развода.

Похищение

В Центральной Азии существовало три вида похищения: без согласия невесты и с согласия невесты, но вопреки воле ее семьи. Третий вид, по согласию всех заинтересованных сторон встречался крайне редко. К похищению невесты «гыз алып качмак» прибегали в случае неодобрения брака родителями, при несогласии в размере калыма.


от обычай обусловлен тем, что исторически невесту «продавали» за определенный калым, но не все могли выплатить нужное. Поэтому влюбленные по обоюдному согласию решались на бегство (похищение – «ала-качуу») невесты из родительского дома. Похищение невесты без ее согласия в наше время преследуется законом, но все же, достаточно распространено. Обычно жених со своими друзьями или друзья жениха без него самого похищают невесту и привозят в дом жениха. Там родственники жениха стараются успокоить похищенную девушку и уговорить её выйти замуж за своего похитителя. В Средней Азии (Киргизии и Казахстане) дело обычно ограничивается психологическим давлением. Если девушка остается в доме жениха на ночь, то она считается опозоренной независимо от того, был ли у неё секс с похитителем или нет. После этого шансы выйти замуж за кого-либо другого у неё очень малы. Это вынуждает девушку соглашаться на свадьбу с похитителем.

Но иногда похищение невесты происходит по ободному согласию, как обряд, позволяющий обойти некоторые традиционные запреты. Например, если младшая сестра по традиции не может выйти замуж раньше, чем старшая, то родители не могут дать благословение на брак, и поэтому младшую сестру «похищают». Через некоторое время молодые приходят к отцу невесты просить прощения, но он их «проклинает» и «изгоняет», но с рождением первенца — «прощает».

Проводы и свадьба

Кыргызы считают, что после свадьбы, девушка уже перестает быть членом родительской семьи и становится чужой. Поэтому перед свадьбой, за день до неё, устраиваются проводы: собираются родственники девушки, подруги. Перед отъездом в дом жениха, невеста обходит всех родственников и прощается с ними.


В день отъезда молодых, для собравшихся устраивается большой праздник — «кыз узатуу» — проводы невесты, которые сопровождаются обильным застольем, разнообразными играми и гуляньями, нередко к нему приурочивались конные состязания. В это время девушке расплетают косички и заплетают косы взрослой женщины. Это значит, что девушка готова стать женой и матерью. Эта традиция соблюдается в городе не так часто, как в деревнях.

В день свадьбы жених обычно приезжает вместе со своими друзьями и женой брата — «жене». Их встречают родственники невесты. Принято долго не показывать невесту, а даже если показать, то за деньги со словами «корундук». Жениха пугают, что невесту свою он не получит, если его люди не заплатят за нее. После соблюдения всех ритуалов выкупа и ЗАГСа невесту привозят в дом жениха. У кыргызов сегодня сохраняется красочный обычай старой свадьбы – «чачыла» – осыпание невесты при входе в дом мужа сладостями, магическое значение данного обычая сохраняется как пожелание супругам счастливой жизни. В доме, невеста должна находится за ширмой, под названием «кёшёгё», она всем кланяется («жугунуу») и все ее благословляют. Поклон «жугунуу» нужен для того, чтобы не казаться грубой старшим и показать своё уважение к ним.


ответ на поклон, человек должен произнести слова доброго пожелания. Данная традиция играет важную роль в установлении теплых, дружеских отношений между невесткой и родителями мужа. В это же время начинаются смотрины невесты — «келин коруу». Гостям, которые захотели посмотреть на невесту, говорят «корундук». Смотрины могут длиться несколько дней. Молодожены ездят в гости к родственникам с обеих сторон и получают от них подарки и благословения. Во время первого дня смотрин, на невесту надевают первый белый платок, это делает мама жениха, её «кайн эне» — свекровь. Свой первый платок молодая невеста должна отложить себе куда-нибудь и не терять. Ближе к вечеру или ночи приглашают молдо для заключения брака по шариату — «нике кыйуу». Затем назначают молодоженам посаженых родителей — «окул ата, окул эне». И после всего этого жених с невестой становятся мужем и женой.

Первая брачная ночь

Раньше всегда обращали внимание на то, какой пришла невеста в дом жениха. Если она была чиста и невинна, то на следующее же утро отправляли человека в ее дом со словами «уулду болдук», а простынь смотрели все желающие и даже платили за это деньги. Считалось большой гордостью, если девушка выходила замуж чистой и не испорченной. Для родителей невесты это гордость, что они воспитали такую дочь, и для родителей жениха, а невеста может всегда ходить с гордо поднятой головой. В последнее время уже не так особо придерживаются данного обряда. Но все-таки есть такие семьи, которые соблюдают все эти правила, особенно если в семье есть пожилые люди.


енно они могут настаивать на этой традиции, хотя молодые члены семьи не очень принимают данное правило. Младшая сестренка жениха говорит так: «Утром вывесили простынь молодоженов. Хорошо, повисела немного и можно снять. Но бабушка очень ругалась и запрещала ее снимать, говорила, хочешь нас опозорить? Простынь провисела целый день, во дворе, у всех на виду. А мне было стыдно и неприятно».

Запреты

После свадьбы на поведение молодой супруги накладывают ряд запретов. Например, нельзя сидеть спиной к родственникам мужа, сидя протягивать ноги, громко говорить и называть родню мужа по имени, теперь они для молодой жены только «тергоо», не нужно специально попадаться на глаза старшим в семье мужа. А еще раньше, в жизни кыргызского народа молодая невестка обязана была избегать родственников мужа в течение года, а иногда и дольше. Запрет этот снимался после рождения первого ребенка. Иногда, эти установки давались на всю жизнь. Интересно, что будучи уже совсем пожилой, являясь главой рода, женщина и тогда не смела называть родственников мужа по имени, как дань уважения их светлой памяти. В настоящее время этого обряда придерживаются в течение 1-2 недель, а в некоторых семьях только в день свадьбы. «Я своего мужа называю только на «Вы», хотя мы в браке уже 15 лет. Его родителей посчитаю, как своих, даже больше. А вот моя мама, несмотря на приверженность традициям, когда выходила замуж за отца, сразу сказала, что будет говорить ему «ты» и в поведении не соблюдала строгих правил, хотя это был еще Союз, и традиции соблюдались намного больше, чем сейчас. Мой муж такого мне позволил».


Свадебные традиции кыргызского народа сохранили свою яркость и в наши дни, хотя некоторые из них были упрощены, а некоторые и вовсе утрачены. Но те обряды, что существуют до сих пор, несомненно, делают кыргызскую свадьбу особенной и незабываемой.

Поделится в

Источник: mp.kg

В Кыргызстане сама свадьба может быть светской, мусульманской (но без документов из органов ЗАГСа нике проводить нельзя) и традиционной. Нередко молодожены республики выбирают сразу все три церемонии. Theopenasia.net рассказал о подготовке к традиционной кыргызской свадьбе.

Свадебные обычаи отличаются в разных регионах страны. Проводы невесты Айгерим проходили на юге, откуда она, родом. Ее жених – Азамат – родился и вырос в Бишкеке.

«В Бишкеке я живу уже 15 лет. Азамат сделал предложение давно, но я хотела закончить учебу и найти работу. Только после этого мы начали планировать нашу свадьбу. Мои родители сразу сказали, что свадьба по кыргызским традициям будет обязательно, и состоится она в Джалал-Абаде – на нашей малой родине», – рассказала девушка.

Ей хотелось скромного торжества, а национальные традиции требуют больших расходов.

«Но мои родители были непреклонны. Сказали, что близкие не поймут, если они не устроят свадьбу своей единственной дочери. В общем, чтобы не расстраивать родителей, я согласилась. Азамат сказал, что ради меня будет участвовать во всех церемониях», – поясняет Айгерим.


Читайте также: Назвавшаяся дочерью Сальвадора Дали испанка претендует на его наследство>>

Кыргызская свадьба начинается с официального знакомства родителей жениха и невесты. Эта встреча называется жолугушуу.

«По традициям эта встреча проходит без молодых. Как сказали мои родители, «только взрослые должны обсуждать такое важное мероприятие». Наши родители находились в ресторане на одном конце города, мы с женихом сидели дома и молились всем богам, чтобы никто никого не покалечил.

Наши родители очень разные – с разными взглядами на жизнь, на воспитание детей… и, увы, на свадьбу. Но, к счастью, им удалось договориться», – говорит невеста.

Все знают, что за невесту на востоке дают калым. Но почему-то при этом забывают, что невесту нельзя отдать замуж просто так – в одном свадебном платье. Хорошие родители обязаны собрать сеп (приданое), которое девушка заберет с собой в дом мужа. Размер сепа может быть разным.

«Некоторые девушки получают в качестве приданного машину и даже квартиру. Если бы мои родители попросили большой калым, то им бы пришлось покупать бытовую технику, мебель. А отказавшись от калыма, они могут дать мне с собой минимальный набор: одеяла, постельное белье, посуду», – продолжает рассказ Айгерим.


Кийит – это подарок в виде одежды, которые сваты должны преподнести друг другу.

Читайте также: Как уплатить налог на транспорт, если не выпускают из аэропорта>>

«При этом шелкового платочка или носков недостаточно. Мужчинам обычно дарят костюмы, рубашки, калпаки и обувь. Женщинам – платья и платки. То есть происходит как бы обмен новой одеждой, что тоже обходится в кругленькую сумму», – объясняет невеста.

В связи с тем, что договорились обойтись без калыма и приданного, сама собой отпала процедура корпо каптар, когда сторона жениха привозит вату для тошоков, а также барана, чтобы накормить тех, кто эти тошоки будет шить.

Итак, родители обговорили все детали, и родственники невесты уехали в Джалал-Абад.

Читайте также: 15 редких фото знаменитостей, которые вы увидите впервые>>

Саму ее привезли туда через месяц. И началась церемония сойко салуу – помолвка, когда будущая свекровь надевает на келин золотые сережки и, конечно, устраивается застолье.

Подготовка ведется серьезная.

На севере невесту стараются освободить от всех работ, мол, скоро станет келинкой и тогда уже будет пахать. На юге, наоборот, невеста участвует во всех подготовительных мероприятиях.

«Зато в новый дом придешь и все знать будешь. Они скажут, что хорошо девочку воспитали и всему научили», – приговаривают женщины, с которыми невеста вместе чистит потроха, печешь боорсоки и накрываешь на стол.


Итак, все готово. Начинают прибывать гости. Невеста стоит на пороге и кланяется (жугунуу) всем входящим.

Приезжает и жених со своими родственниками. Естественно, не с пустыми руками. Как правило, они привозят двух баранов, мешок риса, 10 литров масла, а также «жети тавак» (семь блюд).

Читайте также: В Шымкенте начальника МПС арестовали за хищения и участие в ОПГ>>

Сейчас подношения мерят коробками, где должны быть конфеты (разные), печенье, нават (кусковой сахар), мыло, мягкие игрушки, фрукты.

Родственников жениха встречают с особым почетом. Кудалар (так называют друг друга стороны жениха и невесты) – это самые уважаемые люди на протяжении всей жизни.

«Как только кудалар приезжают, невесту прячут. Иногда просто за ширму. Меня же спрятали в соседнем доме. Потом «под охраной» родственников отвели в дальнюю комнату и усадили в центре с двумя невестками по бокам. Сватовство проходит без жениха и вообще без мужчин. Моей маме присутствовать при этом ритуале тоже нельзя. Мама Азамата надела на меня платок и золотые сережки. Пожалуй, это главный момент кыргызской свадьбы. После этого девушка уже считается несвободной», – делится Айгерим.

Теперь жених и невеста должны получить благословение от всех аксакалов, соседей и родственников. Эта процедура называется бата той. Самым уважаемым гостям сторона жениха раздает деньги (сумма зависит от степени уважения и от договоренности сторон).


«При этом ни жених, ни невеста за общим дастарханом не сидят. Благословения произносятся не лично им, а как бы в воздух. При этом читается Коран. Женщины могут подойти ко мне и поздравить: обнять, поцеловать. У мужчин, даже у аксакалов, на это нет прав», – говорит Айгерим.

«Собственно, и это еще не свадьба. Это только «бронирование девушки». Моя мама, знаток традиций, говорит, что раньше подобным образом сватали и совсем маленьких девочек, а свадьбу проводили, когда она достигнет половой зрелости.

Сейчас кыз узатуу (проводы невесты из родного дома) и чон той (собственно свадьба), как правило, назначают на тот же день. В нашем случае торжество состоится через две недели – уже в Бишкеке. Там я буду в светском белом платье. Но и традиции тоже будут, правда, в усеченном виде. Мама их мне уже расписала», – комментирует девушка.

В день свадьбы жених с друзьями и без родителей приедет за невестой. Его встретят жене невесты (жены брата и дяди), которые потребуют за право войти в дом корундук (выкуп).

«Точной суммы нет. Все зависит от жене и друзей жениха. Кто будет наглее, тот больше получит или сэкономит», – смеется Айгерим.

Затем жениха пускают и усаживают за дастархан.

«Меня при этом ему не показывают. За право войти в мою комнату Азамату снова придется заплатить. И за возможность меня поцеловать – тоже. После этого его друзья выйдут из комнаты, зайдет молдо и проведет обряд нике (бракосочетание по мусульманским традициям). По нашим обычаям невесту без нике не выпускают из дома», – поясняет невеста.

После этого начнется светская часть церемонии.

Читайте также: В Астане перекроют дороги из-за концерта Димаша Кудайбергена>>

Сейчас Айгерим ведет переговоры с мамой, чтобы обойтись без опко-салуу.

«Это, на мой взгляд, самая странная традиция. Сторона жениха привозит козла/козу. Животное режут и вытаскивают легкие. Пока они горячие и еще в крови, бьют ими молодых. Считается, что это убережет их от ссор в будущем», – рассказывает Айгерим.

«Скорее всего обойдемся мы без «чачыла» – осыпание невесты при входе в дом мужа сладостями, как пожелания супругам счастливой жизни. И точно не будет обряда «простыня». Не знаю, как это называется по-кыргызски. Здесь Азамат был непреклонен. Он заявил, что в нашу первую брачную ночь никто под нашими дверями сидеть не будет и простыню никому показывать мы не будем», – говорит девушка.

По традициям обе стороны обращают внимание на то, какой пришла невеста в дом жениха. Поэтому на следующее утро после брачной ночи жене (жены братьев) забирают простынь и идут к матери невесты со словами «суйунчу» (радостное известие, за которое надо платить деньги).

«По южным традициям мать невесты платит деньги за известие о том, что она сумела сохранить дочь до свадьбы невинной и, следовательно, может ходить с высоко поднятой головой. На севере, наоборот, сторона жениха платить матери невесты дополнительные деньги в качестве благодарности», – поясняет Айгерим.

Кстати, знатоки утверждают, что кыз ала качуу – то есть воровство невесты – практиковалось именно для того, чтобы избежать этих разорительных обрядов. В прежние времена воровство девушки без ее согласия кыргызами не практиковалось.

Источник: www.nur.kz

Свадебные обычаи в Кыргызстане

Они представляют собой уникальное явление культуры киргизского народа. К женитьбе относились очень серьёзно и ответственно, старались породниться со знатными семьями, родами — "тектуу эл менен". Отношения — "куда соек" — родственников жениха и невесты у киргизов отличаются подчёркнутым уважением и вниманием. Даже при худших отношениях принято было протягивать руки помощи "Куданын жаманы суу кечирет" — "Плохой сват поможет на переправе", при трудностях можно рассчитывать на помощь родственников со стороны жениха или невесты.

По обычаю существовали ранние формы сватовства — "кудалашуу", ещё не родившихся детей — "бел куда", и младенцев — "бешик куда". В первом случае, о будущей свадьбе ещё не родившихся детей договаривались преданные друг другу друзья, или совершенно чужие люди, но в самый трагический момент протянувшие руку помощи. При этом давали клятву породниться на веки — "соектешуу", подтверждали это слово ритуальными действиями — "ок тиштее" — прикасание зубами к стреле лука, "чыпалактын канын соруу" — сосание крови безымянного пальца друг у другу (делали надрез на пальце), "чырпык кыркуу" — надламывание ветки, "шилекей алышуу" — обмен слюнями и т. д.

Если по жизненным обстоятельствам женитьба детей не удавалась, то они оставались клятвенными друзьями "анттуу дос", "акыреттик дос". При обычае "бешик куда" — колыбельных сватов — родители будущих супругов друг к другу обращались со словами "куда" — сват, "кудагый" — сваха. Все родственники и аильчане хорошо знали намерения сватов. Согласно обычаю, родители будущего жениха надевали на ухо маленькой девочки серебряные серьги — "сейке салуу". Существовал обычай добрачных свиданий жениха и невесты "куйелео" или "уйдун жанына баруу" — зятевание или знакомство с зятем. Этот обычай освещался нормой обычного права и имел серьёзное значение в подготовке к свадьбе. Задолго до свадьбы жених со своими близкими друзьями останавливались недалеко в стороне от аила невесты.

Для свидания будущих молодожёнов специально ставили юрту со всеми убранствами. На свидании устраивались различные молодёжные игры, развлечения — "кыз ойнотоор". Прежде чем войти в юрту, где его ожидала невеста со своими подругами, он с наружной стороны юрты через небольшое отверстие должен был сбить головной убор невесты "шокуле" — "такыя сайуу". Если он не задевал головного убора невесты, то попытка повторялась несколько раз. Всё это сопровождалась весёлыми шутками. Затем устраивалось свидание жениха и невесты — "жар корушуу". Устраивали такие развлечения как "тануу" — подвязывание, "бээ кармоо" — ловля кобылы, "кыз куумай" — догони девушку и т.д. Этот акт, свидание с невестой, продолжался до утра и имел завершающий характер в подготовке к свадьбе. Наконец до свадьбы, за 15 дней до её увоза в свой аил, по обычаю жених давал угощение аилу невесты — "жыгач тушуруу".

Свадьба, и связанные с ней обычаи и обряды, являются самой красочной и содержательной частью всего обрядового комплекса. В день приезда родителей, родственников жениха в аиле отца невесты устраивали грандиозный свадебный пир — "кыз узатуу". Накануне приезда жениха девушка по обычаю, прощалась со всеми, обходила всех родственников, устраивала девичник для сверстниц. Сами свадебные торжества сопровождались зрелищами и увеселениями, содержащими много игровых, песенно-музыкальных и состязательных элементов. Проводы молодухи и переезд её в аил жениха сопровождались такими обрядовыми действиями, как: "кемпир олду", "чал жыгар", "кыз кыншытуу", "жыюу-жаюу", "жук керуу", "укурук байтал", "орок кой", "ергее жабар", "тундук которуу", "уй которуу", "толгоо табак", "той таратуу", были и развлечения "токмок салуу", "тешок талашуу" и др., и конно-спортивные состязания. Перед процессией протягивали толстую верёвку — "аркан тартуу", родители жениха вынуждены были откупиться раздачей мелких подарков.

В доме отца невесты происходили главные обрядовые действия: специальная женщина открывала привезённые родственниками жениха курджуны — "куржун соегу", через некоторое время раздавали привезённые дорогие одежды родителям, ближайшим родственникам невесты — "кийит". В это же время происходила ритуальная передача всего выкупа за невесту — "калын". "калын" входил, в основном, скот, при этом количество голов различных видов скота должен был быть по девять — "тогуздан". Это число имело сакральное значение. На девяти деревянных чашках — "тогуз табак" — подносили ритуальные блюда, предметы одежды и мелкие предметы.

Накануне свадьбы родственницы девушки устраивали обряд "чач оруу" — расплетали девичьи косички и заплетали женские косы. Этот обряд был посвящением перехода в другую взрослую возрастную категорию. Её напутствовали добрыми словами, быть хорошей хозяйкой и верной супругой. В полном свадебном наряде в сопровождении снох и молодух невесту в первый раз показывали родителям жениха — "жуз корушуу", за что сопровождающие получали подарки. При проводе невесты в аил жениха существовал обычай "кыз узатуу", который сопровождался громкими плачами, причитаниями женщин — "кошок айтуу".

Согласно традиции, если девушка выходила замуж, то она навсегда покидала отцовский род, — "чыккан кыз чийден тышкары", девушка вышедшая замуж, как чужая — "кыз башка элдин кишиси", "девушка — человек чужого рода" — говорили киргизы и провожали её так, как будто в последний путь. После переезда в аил жениха устраивались такие обрядовые действия, как переодевание свадебного головного убора — вместо "шокуло" на её голову одевали "элечек" — белый тюрбан, посящение огню — "отко киргизуу", заключение брака — "нике кыюу", смотрины невесты — "келин коруу", назначение посаженых родителей — "окул ата, окул эне" и др. Невестка, по обычаю, не имела права называть по имени родственников мужа — "тергео", заменяла их другими словами. Этот запрет действовал в течение всей жизни невестки.

Даже в глубокой старости женщина в дань уважения не называла имени умерших родственников мужа, за нее их имена озвучивали, кто-нибудь из присутствующих, которые их знали. Такие женщины пользовались большим уважением. В отношении невестки существовали обычаи запрета. Помимо запрета называть по имени родственников мужа, она не могла сидеть спиной к родственникам мужа, сидеть с протянутой ногой, резко и громко говорить, ходить с непокрытой головой, босой, избегала прямой встречи со старшими родственниками мужа и т.д. Однако и сами старшие родственники мужа соблюдали особый этикет в отношении к снохе — "келин".

Ритуальное значение имел обычай посвящения — "отко киргизуу". Каждая родственная семья приглашали по очереди молодожёнов, знакомила невестку с родственниками мужа, в их честь резали скот, надевали на её голову белый платок — "ак жоолук". Белый цвет у киргизов символизировал чистоту, счастливый путь, счастье и чистые помыслы. По обычаю невестка через год посещала аил родного отца — "торкулее", и находилась там в течение нескольких дней или месяцев. По обычному праву родители невестки приготавливали приданое — "сеп", которое передавали в день свадьбы стороне жениха. В состав приданого входило всё, что необходимо для жизни молодожёнов: от иголки с ниткой до скота. Причём, приданое не должно было быть меньше выкупа-калыма.

Источник: www.issykkul.com


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.