Свадьба в китае


Брак в Китае (кит. 婚姻, пиньинь «hun yin») — традиционный ритуал для китайского общества, характеризующийся предварительной договоренностью между семьями. В Древнем Китае женились только по указанию родителей.

Этимология[править | править код]

В более древних писаниях слова婚姻, первый иероглиф состоял из ключа女 (переводится, как «женщина», «женский») и иероглифа昏. Означает, что свадебная церемония проводится вечером, что считалось наиболее удачным временем. Аналогичным образом образован и иероглиф姻, который имеет такое же произношение, как因 («инь»). В словаре традиционных китайских иероглифов, согласно Чжану И, 因 означает «дружелюбие», «любовь» и «гармонию», характерные для идеальной семейной жизни.

Супружество в Конфуцианском контексте[править | править код]


Согласно конфуцианству брак имеет серьёзное значение как для семьи и общества, так и для культивирования добродетели. Традиционно считалось, что инцест, или кровосмешение — это брак между людьми с одинаковыми фамилиями. Поэтому, с точки зрения конфуцианской семьи, брак должен объединять семьи с разными фамилиями, что способствует продолжению рода по линии отца. В связи с этим рождение наследника-мальчика было предпочтительнее рождения девочки. Таким образом, преимущества и недостатки любого брака существенны для всей семьи, а не только для конкретных пар. В социальном отношении семья считается основной ячейкой общества. В китайской истории есть много примеров, когда брак оказывал влияние на политическую стабильность внутри страны и международные отношения. Со времен династии Хань правители определенных правящих племен, таких, как монголы, маньчжуры, гунны и турки, выбирали для брака женщин из императорской семьи. Во многие периоды китайской истории страной управляли жены или матери правящего императора.

Доисторические китайские браки[править | править код]

Браки в раннем обществе[править | править код]

В традиционном китайском понимании первобытные люди не женились, а вступали в беспорядочные сексуальные отношения. Полагали, что в древности люди жили подобно животным, и у них не было четкого понимания материнства, отцовства, двоюродных братьев и сестер, мужа и жены, пола, не говоря о сватовстве и браке. Поэтому частью конфуцианской «цивилизационной миссии» было определение того, что значит быть отцом или мужем, научить людей уважать отношения между членами семьи и упорядочить их сексуальное поведение.


Мифологическое происхождение[править | править код]

История о Нюйва и Фу Си, которые были сестрой и братом, рассказывает нам о том, как они изобрели соответствующую процедуру бракосочетания. В то время мир был безлюден, поэтому брат и сестра хотели соединиться узами брака, одновременно им было стыдно за это. Поэтому они пошли к горе Шанлунь. Они попросили разрешения на брак и сказали, что «если им позволено пожениться, пусть их окружит туман». Небеса дали им своё позволение, и тут же гору окутал туман. Говорят, для того чтобы скрыть свою застенчивость, Нюйва закрыла лицо веером. В некоторых деревнях Китая такой обычай существует и сейчас.

Традиционные брачные ритуалы[править | править код]

Китайский брак стал обычаем в 402—221 гг. до н. э. Несмотря на долгую историю Китая и различные географические ареалы, существует 6 основных ритуалов, известных как три письма и шесть обрядов (三書六禮).

Три письма[править | править код]

Письмо с просьбой, которое отправляет семья жениха семье невесты, и это является официальным предложением брака.

Письмо с подарком, которое семья жениха отправляет невесте незадолго до свадьбы.

Свадебное письмо отправляется в день бракосочетания, в котором сообщается, что невеста принята семьей жениха.


Шесть обрядов[править | править код]

Предложение: когда родители жениха находят потенциальную невестку, они прибегают к услугам свахи, которая должна уладить конфликты и общие недопонимания между двумя совершенно незнакомыми семьями при обсуждении возможности заключения брака.

Дни рождения: если семья предполагаемой невестки не возражает против предложения, то сваха сверяет дни рождения пары. Если, согласно китайской астрологии, пара совместима, то они переходят к следующему этапу.

Выкуп за невесту (обручальные подарки): на данном этапе семья жениха обговаривает со свахой условия выкупа невесты.

Свадебные подарки: затем семья жениха отправляет семье невесты в качестве подарка продукты и предметы религиозного значения.

Организация свадьбы: две семьи выбирают день свадьбы, который будет самым удачным для пары, опять же по китайскому календарю.

Свадебная церемония: окончательным этапом является непосредственно само бракосочетание, когда жених и невеста становятся семейной парой. Церемония состоит из нескольких частей.

  • Свадебная процессия: из дома невесты в дом жениха. Основные составляющие свадебной процессии — традиционная музыкальная группа, паланкин, слуги, которые несут паланкин, приданое, в качестве которого выступают уже не деньги.
  • Встреча невесты: свадебная процессия завершает свой путь у дома жениха.
  • Фактические брачные обряды: если на Западе принято обмениваться клятвами на свадьбе, то в Китае молодожены выказывают своё уважение небесам, родителям жениха и друг другу.
  • Свадебный банкет: в Китае свадебный банкет известен как xǐ-jǐu (喜酒, дословно — «веселое, счастливое вино»), и иногда он даже более важен, чем сама свадьба. Его обычаем является угощение родителей, мужа и гостей вином и чаем.

Традиционный бракоразводный процесс[править | править код]

Для традиционного китайского общества характерно три способа аннулирования брака. Первый способ расторжения брака — по обоюдному согласию. Согласно своду законов династии Тан (618—907), брак может быть расторгнут при условии личной несовместимости супругов, при этом муж должен написать бракоразводное письмо.

Второй способ — санкционированное признание брака недействительным. Это касается ситуации, когда один из супругов совершает серьёзное преступление против другого или его (её) семьи.

И, наконец, муж может в одностороннем порядке объявить о расторжении брака. Чтобы быть юридически признанным, оно должно быть основано на одной из следующих семи причин:

  1. Жена не проявляет благочестивого уважения к родителям мужа. В этом случае родители мужа способны расторгнуть брак, помимо воли обоих супругов.
  2. Она не может родить сына.
  3. Если жена ведет себя вульгарно или виновна в измене.
  4. Ревнивая жена, которая выступает против того, чтобы муж взял ещё одну жену или наложницу.
  5. Серьёзное заболевание жены.
  6. Чрезмерная болтливость жены.
  7. Жена совершила преступление.

Очевидно, что эти причины были наиболее удобны для мужа и его семьи. Однако существует три четко определенных исключения, при которых развод невозможен, даже если имеет место одна из семи причин:

  1. Если у жены нет семьи, куда вернуться обратно.
  2. Если жена соблюдала траур по свекрови или свекру в течение трех лет.
  3. Если муж был беден, когда они поженились, а сейчас богат.

Вышеупомянутый закон об односторонних разводах действовал со времен династии Тан и был окончательно отменен после принятия Гражданского кодекса Китайской республики (раздел 5) в 1930 году.

Полигамия, или многобрачие[править | править код]

Традиционная культура не запрещает, но и открыто не одобряет многожёнство (кроме случаев, когда они совершаются при необходимости рождения наследника). На практике же такие браки ограничиваются как количеством жён, так и материальным положением мужа, ибо он должен быть способен содержать всех жён. Таким образом, многожёнство, в основном, характерно для высших и средних классов общества, в то время как моногамия является нормой для всего остального населения.

Сорорат[править | править код]

Сорорат — это обычай, по которому мужчина вступает в брак одновременно или последовательно с несколькими родными или двоюродными сестрами жены. Такой брак заключался как во время супружества, несмотря на то, что жена была ещё жива, так и после её смерти. Подобная практика была обычной среди дворянства династии Чжоу, продолжая существовать и в более поздние периоды.


Несколько жен с равным статусом

Императоры некоторых сравнительно несущественных династий имели по несколько жен. Причиной на то были особые обстоятельства. Например, в военное время мужчина мог быть разлучен со своей женой, и поэтому он ошибочно полагал, что жена умерла. Он снова женился, а позднее оказывалось, что его первая жена жива. После того как они вновь соединялись, признавалось наличие обеих жен. Император Цяньлун династии Цин разрешил полигамные браки для специальной цели, а именно для рождения наследников в другой семейной ветви. Это так называемое «многократное наследие», то есть если мужчина — единственный сын своего отца, а у его дяди нет детей, то в таком случае, по обоюдному согласию, он может взять ещё одну жену. Ребенок-мальчик от такого брака становится внуком дяди и его наследником.

Помимо основного желания — рождения наследников мужского пола для продолжения рода — это допущение решает дилемму, поставленную императором. в своё время он запретил все формы наследия не по отцовской линии с целью сохранить их в надлежащем порядке. Поэтому, если у семейной пары нет сына, то она не может взять ребенка в рамках расширенной семьи. Они вынуждены либо брать ребенка извне, либо остаться без наследника. Браки с множественным наследованием возможны при условии, что у брата мужа есть сын.


Внебрачное сожительство

Женщина, состоящая во внебрачном сожительстве, считается младшей, и предполагается, что должна подчиняться жене мужа. Женщины вступали в брак без соблюдения всех формальностей, были ущемлены в правах, и с ними можно было развестись при отсутствии достаточных оснований. Они обычно происходили из низших социальных слоев или были куплены, как рабыни. Сбежавшие женщины также могли состоять во внебрачном сожительстве, так как для осуществления официальной брачной церемонии необходимо согласие её родителей.

Количество наложниц ограничивалось в соответствии с занимаемым мужчиной социальным положением. Императоры практически всегда имели несколько королевских наложниц.

Существуют и другая форма сожительства, немного отличающаяся от предыдущей, и называется она — «две главные жены». Традиционно замужняя женщина должна жить в семье мужа. Но когда муж вынужден жить вдали от семьи, жена должна остаться в доме его родителей и заботиться о них. Мужчина, который постоянно находится в разлуке с женой, например, купец, может жениться на другой женщине и вести с ней отдельное домашнее хозяйство. Из-за географической отдаленности вторая жена часто считает себя полноправной во всех аспектах, хотя законным такой брак не признается, и с ней (второй женой) обращаются, как с наложницей. В Китае, в тех случаях, когда первая жена не может родить наследника для продолжения рода, то только тогда законно признается вторая жена.


Такая практика привела к недавнему росту полигамных браков на материковом Китае. После открытия границы с Китаем в 1970 г. бизнесмены из Гонконга и Тайваня начали брать на материке вторых жен. Эта практика распространилась и среди материковых обеспеченных китайцев.

В соответствии с китайским уголовным правом, женатые люди, которые оставляют дом, чтобы жить с любовницами, считаются двоеженцами.

Полиандрия, или многомужество

Полиандрия, практика, когда одна жена имеет несколько мужей, традиционно считается безнравственной, запрещенной по закону и непривычной в обыденной жизни.

Источник: ru.wikipedia.org

Свадебные традиции в Китае

Китайская свадьба: как выбирали пару

Свадьба была своеобразным ритуалом, призванным служить делу у крепления и увеличения семьи. Отец семейства при участии многочисленных родственников принимал решение кого из сыновей женить и на ком. Решение принималось только после «одобрения» покойных предков семьи, для чего проводились специальные обряды и жертвоприношения.

Китайские сваты

Если все складывалось благоприятно, отец жениха посылал в дом будущей невестки гуся – своеобразный символ руки и сердца. Если родители невесты принимали предложение, семья жениха преподносила им подарки и взамен получала документ, в котором указывалась точная дата рождения дочери.


Эти данные, равно как и дату рождения жениха, передавали гадателю, который и определял, будет ли союз благоприятный. Если все в порядке, назначался день свадьбы.

Китайские свадебные традиции: невеста была без бровей

Перед торжеством невеста должна была выщипать все волосы на лице, включая брови и ресницы, что символизировало «обновление себя». Лицо густо пудрили и румянили, губы красили ярко-красной помадой. Девушку облачали в красное платье, лицо прикрывали вуалью того же цвета.

Обручение перед китайской свадьбой

В доме жениха невесту встречали ракетами-шутихами, одаривали подарками ее и ее семью. После чего молодые совершали ряд обрядов и поклонений, им подносили две рюмки вина, перевязанные красной лентой, угощали пельменями, символизирующими многодетность.

Торжественное застолье с многочисленной родней и гостями проводили уже на следующий день.

Современная китайская свадьба: в чем отличие?

В сегодняшнем Китае мало что сохранилось от древних традиций предков. Современная китайская свадьба уже больше напоминают европейский вариант. Но все же есть некоторые нюансы.

Цвет китайской свадьбы

Красный цвет играет важнейшую роль в свадебной церемонии, символизируя радость. Даже если невеста надевает белое платье, туфельки на ее маленькой ножке будут красными. Плохой приметой у китайцев считается, если невеста одета в черные, синие или серые цвета.

Фотосессия китайской свадьбы

Профессиональную фотосессию китайские женихи и невесты устраивают до свадьбы, демонстрируя уже готовое портфолио гостям на торжестве.


Письма о помолвке в Китае

Эта традиция, немного видоизменившись, дошла и до наших дней. Семья жениха в письменном виде просит руки и сердца невесты. Если семья девушки дает свое согласие, то обратная сторона посылает подарочное письмо, а жених преподносит семье своей суженной подарки.

Это своеобразная помолвка, после которой невеста начинает готовить приданое, состоящее из вещей первой необходимости. В день свадьбы приданое приносится в семью жениха. Родители молодого отправляют свадебное письмо, в котором официально признают молодую членом их семьи. 

Выбор даты свадебной церемонии в Китае

Китайцы очень серьезно относятся к астрологии, поэтому большое значение уделяют гороскопам и назначают дату бракосочетания, полагаясь на предсказания. Поэтому зачастую парам приходится ждать заветный день несколько лет.

Супружеские клятвы в Китае

Во время свадебной церемонии молодая пара становится три раза на колени, преклоняясь небу и земле, родителям и фамильной дощечке, а после – друг другу. Аналог этой церемонии на западе – обмен супружескими клятвами.

После этого обряда следует чайная церемония, во время которой невеста угощает чаем семью жениха. Взамен она получает украшения или деньги в красном конверте.

Свадебный банкет по китайски

Свадебному банкету уделяется не меньше внимания, чем самой свадебной церемонии. Угощение должно быть богатым, рыба – обязательное блюдо на столах как символ изобилия.

Свадебный банкет в Китае длится очень недолго – всего пару часов, а то и меньше. Никаких гуляний до утра с песнями, конкурсами, плясками, привычными для нашего соотечественника, вы здесь не увидите.

Тамада, если и приглашается, то основная его задача – рассказать гостям о женихе, невесте и их родителях. Выбирая презент для молодых, не забывайте, что китайцы очень суеверны.

Если вы решили подарить деньги, ни в коем случае сумма в конверте не должна содержать цифру 4.

Источник: lulusvadba.ru

Древний Китай

В бессмертной комедии Гайдая Шурик, пытаясь узнать о женихе Нины, получает ответ: «Порой, мы об этом узнаём только на свадьбе». В Древнем Китае молодые всегда знакомились только на свадьбе. Если только, волей случая не получалось иначе.

Муки выбора пары

Браки заключались не на небесах, а тщательно выбирались родителями. Это всегда был брак по расчёту. А уж если в браке рождалась Любовь, ну, значит повезло. Если же молодой человек даже умудрялся влюбиться в какую-то девушку до свадьбы, то считалось верхом легкомыслия связывать с ней жизнь, если, конечно, она не подходила ему по статусу или по другим характеристикам.

В любом случае, кандидатуру невесты должен был выбрать и одобрить глава семьи, при том после совещания со старейшими рода. Живыми и мёртвыми.

Свадьба в китае

После того как с кандидатурой определились, засылали в дом к невесте сватью с гусём – подношение родителям возможной будущей невесты. Если те не против такого жениха, взамен отсылалась табличка с нанесёнными точными датой и местом рождения девушки, информацией какой она по счёту ребёнок и многое другое.

На основании полученных данных вместе с аналогичными данными жениха передавались специальному человеку – гадателю, который и определял насколько благополучен может быть этот союз.

Гадатель учитывал всё, начиная от года рождения. Так, например, брак между мужчиной рождённому в год лошади, и женщины, рождённой в год быка, изначально считался несчастливым.

Свадьба в китае

Если в течении 3 дней, после того как таблички с данными возможного будущего супруга или супруги, в доме что-то случался, брак так же не заключался.

Знакомство жениха и невесты

Если же и гадатель дал добро, и несчастий никаких не произошло в отпущенный срок – то организуется пиршество, на котором происходит знакомство жениха и невесты. И даже в этот момент для невесты не всё ещё решено. Если вдруг, она не приглянулась жениху, то он просто откупается шёлком и свадьбы не будет. Если же невеста понравилась, то он втыкал золотую шпильку в причёску будущей супруги. В этом случае происходит очередной обмен подарками, каждый из которых имеет свой особое значение, и выбирается дата свадьбы. Обычно это чётное число и вторая половина часа. Так, в традиционном Китае свадьбы устраивались в основном в конце года. Всё это, согласно поверьям китайского народа, приносит счастье.

Свадьба в китае

Обручение и свадьба в Китае

После чего невеста в сопровождении жениха и его свиты, куда, между прочим, входили и куртизанки, отправлялась в дом жениха. Кстати именно куртизанки провожали невесту в брачные покои, где её ожидал жених, которого сопроводил туда церемониймейстер.

Свадьба в китае

В брачных покоях молодые только обменивались чарками с виной и определённым образом повязывали волосы. Завершался обряд в центральных покоях, где невесту представляли новоявленным родственникам.

Кстати, в Китае были и гаремы. И зачастую девушка, выходя замуж, брала подружек или сестёр как наложниц и запасных жён своему мужу.

Свадьба в китае

Это очередное доказательство что женщина в Китае была очень бесправным существом. Кстати, традиционная подготовка к свадьбе очень хорошо показана в мультфильме «Мулан» от компании Дисней, особенно во второй части.

Впрочем, данные традиции касались только богатых и знатных семей. По свидетельствованию историков, в деревенских общинах в весенне-летний период молодые люди и девушки вели бурную сексуальную жизнь. И в конце года браки заключались чаще всего как раз из-за беременностей.

Свадьба в китае

Современные китайские свадьбы

Но, вернёмся в наше время. Конечно же, традиции сильно поменялись. Но, многое и осталось. Что же происходит на современных свадьбах.

  • Даты свадьбы так же выбирают тщательно. В этом плане китайцы не далеко ушли от своих предков, и считают, что неправильно выбранная дата свадьбы может разрушить самый крепкий союз.
  • Накануне свадьбы невеста проводит сутки в тесном семейном кругу, где прощается с родными. Ведь на следующий день она как бы умирает для своей семьи и рождается в семье мужа.
  • Макияж у невесты тоже особенный. Накануне девушка должна удалить всю растительность на лице. После чего обелить лицо до состояния маски, нарисовать стрелки и яркие губы. Такая необычная «раскраска» позволяет обновить невесте себя. Ведь с этого дня у неё начинается совсем другая жизнь.

Свадьба в китае

  • Фотосессия проводится не как у нас в день свадьбы, а заранее. И на самой свадьбе уж демонстрируются готовые фото.
  • Без чайной церемонии не обходится ни одна традиционная свадьба. Невеста должна угостить чаем родню жениха.

Свадьба в китае

  • Во время банкета молодожёны обходят всех гостей, получают подарки, выслушивают тосты, выпивают вино или саке. Так что поесть жениху и невесте удастся ох как не скоро.

Свадьба в китае

Во время самой свадебной церемонии невеста минимум трижды меняет свой наряд. Основной цвет на китайской свадьбе – красный, хотя порой первый наряд может быть и белого цвета, но в этом случае хотя бы обувь должна быть красной. Обязательно переодеваться в традиционный китайский наряд.

Чтобы узнать больше о свадебных традициях современного Китая – посмотрите несколько видео, представленных ниже:

Источник: womee.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.