Туркменская свадьба


Туркменская свадьбаВ Туркменистане, как и в другой любой восточной стране, свадебная процессия не возможна  без национальных обрядов и обычаев.  В брачных обрядах сплелись и религиозные верования, и древние традиции народа, которые в наши дни, утратив первоначальное значение, приобрели символический смысл, а некоторые обычаи трансформировались в условные. Однако в целом свадьба продолжает сохранять традиционный характер.
Как это часто происходит на Востоке, все затраты, непосредственно связанные со свадьбой ложатся на плечи семьи жениха. Поэтому семье жениха в этом помогают все родственники.
Традиция обязательного выкупа за невесту не растеряла свою актуальность и сегодня. Вдобавок к этому, сторона жениха берет расходы по свадьбе  на себя. По этой причине, если в семье родился сын, родители намного раньше его совершеннолетия начинают делать сбережения для его свадьбы.


едует сказать, что выкуп за невесту – это очень хорошая возможность улучшить свое финансовое положение для родителей девушки. Но, все же новорожденный малыш приветствуется больше, нежели девочка, так как сын остается с родителями после совершеннолетия и женитьбы.
В Туркменистане ровно за девять дней до свадьбы приданое невесты отправляют  в дом жениха. В приданое невесты включаются предметы домашней утвари, одежда, ковры. Приданое готовили задолго, за много лет вперед, и делалось оно руками самой невесты, но иногда ей, особенно когда она сама не успевала, помогали близкие родственницы, подруги. Им предстояло соткать и вышить все необходимое для юрты, а также весь полагающийся комплект одежды.
Туркменская свадьбаКогда-то свадебное шествие представляло собой один из самых ярких моментов церемонии. Торжественная процессия красочно оформлялась. На сбрую лошадей вешали звенящие бубенцы, платки. Девушки и женщины в праздничных нарядах восседали на верблюдах, украшенных великолепными коврами. Если в прошлом роль свадебного кортежа выполняли верблюды, то сегодня это автомобили. В Туркменистане вместо традиционных шаров и лент, принято украшать машины специальными платками.
Традиции женского свадебного наряда богаты и разнообразны. Возьмем один из наиболее распространенных вариантов. Красное платье из шелковой домотканой ткани кетени, усыпанное серебряными или позолоченными подвесками от вышитого ворота до подола, дополняется нарядным распашным халатом, борта которого покрыты, будто изящными доспехами, серебряными украшениями.

лову и волосы невесты украшают расшитая шелковыми нитками тюбетейка и накосные украшения: серебряные цепочки, бубенцы и подвески. По-прежнему особое предпочтение в убранстве невесты отдается старинным туркменским ювелирным украшениям. Исключительно тонкие по технике изготовления и строгие в своем изысканном стиле они окружают невесту ореолом таинственности, окутывают атмосферой загадки. Так же, как и в прошлом, головной убор невесты покрывает халат-накидка, почти сплошь расшитый вручную ярким орнаментом.
 После завершения свадьбы, чуть больше чем через месяц, уже замужняя дочь может пойти в дом родителей для того, чтобы навестить их. Там у родителей, организовывается отдельный праздник, во время которого происходит еще один ритуал. Молодую невесту одевают в специальное одеяние – халат красного цвета в узенькую полоску по вертикали. Платок оливкового цвета надевается девушке на голову и домой она уже вернется в этом наряде.
По сей день туркменская свадьба сохранила тот неповторимый колорит старинных традиций, который делает ее удивительным, ярким и необыкновенным событием.

Источник: www.tourstoturkmenistan.com

Подготовка к торжеству

Изначально браки в Туркменистане заключались только по договоренности между старейшинами родов жениха и невесты. Жених и невеста могли быть еще детьми, когда составлялась пара.


Дату выбирали так же старейшины, ориентируясь на туркменские представления о хороших и плохих днях. Самым лучшим днем, в который все стремились сыграть свадьбу, был и остается понедельник.

За 9 дней подготавливали и отправляли в дом жениха приданое невесты. Оно состояло из ковров, одежды, сумок и предметов, необходимых в хозяйстве. Эти вещи изготавливала сама невеста с помощью близких родственниц и подруг.

В приданное в настоящее время могут входить золотые украшения, отрезы дорогой ткани, пальто, телевизоры, бытовая техника.

Туркменская свадьба

Глашатаи объявляли о свадьбе в соседних аулах за несколько дней до счастливого события. В день свадьбы они объявляли о начале свадьбы в ближайших окрестностях и в ауле, в котором будет проходить празднество.

В первый свадебный день происходят угощения в доме родителей невесты.

Невеста остается жить с родителями, пока жених не выплатит калым полностью. Большая часть свадебных затрат также ложится на плечи жениха и его семьи. Поэтому с появлением на свет сына семья начинает потихоньку собирать сбережения на его свадьбу.

Туркменская свадьба

Платье невесты

Одежда молодых традиционно шилась родственниками.


Женщина-старейшина из аула жениха, которая пользовалась наибольшим уважением, приходила в дом к невесте и занималась пошивом свадебного платья невесты. Она же помогала собрать предметы, необходимые будущей жене в новой, замужней жизни.

Ткань присылали из аула жениха. Кроила платье уважаемая женщина-мать из селения невесты. День начала пошива платья также выбирался с особой тщательностью.

После того, как платье было раскроено, оставшиеся куски отдавали подружкам невесты в качестве счастливых талисманов для скорейшего замужества.

Платье невесты изготавливалось из красной домотканой шелковой ткани кетени.

Для платья туркменской невесты характерны наличие орнамента, вышивки и большого количества серебряных и позолоченных украшений. Украшения пришиваются на уровне груди в несколько ярусов. Считается, что подвески отгоняют злых духов своим звоном.

На голове невесты находится тюбетейка, в косы вплетены накосные украшения.

Невесту защищали от злых духов, которые по народным суевериям перед свадьбой вьются вокруг девушки, всевозможными способами. Кроме звенящих украшений использовали накидки, скрывающие лицо невесты, вплетали в наряд невесты косички из шести верблюда и зубы свиньи.

На платье невесты вы можете посмотреть в следующем видео:

Свадебный караван

Свадебный караван, отправляющийся из дома жениха, состоит из женщин в праздничных нарядах, сидящих в особых будочках, которые установлены на украшенных бубенцами и платками верблюдах.

Мужчины с ружьями окружают караван для его охраны, потому что караван нагружен подарками для невесты и ее дома.

Невесте приготовлено особое место в будочке невесты. К шее ее верблюда привязан колокольчик.

Караван останавливается недалеко от селения невесты и в ее дом засылаются снохи.

Начало торжества в доме невесты


В доме невесты тем временем с самого утра забивают скот для свадьбы. В таком же количестве, в каком планируют забить в доме жениха.

Ранним утром в дом невесты приходят ее подруги и начинают петь веселые песни, играть на гонузе.

После того, как приходит свадебный караван, в комнату врывается сноха невесты и пытается набросить на невесту накидку-халат. Подружки мешают ей. Сноха использует различные уловки, чтобы подойти к невесте и в конце концов прибегает к помощи женщин, приехавших с ней в караване. Это шуточное противостояние, в котором всегда одерживает победу сноха и надевает на невесту накидку-халат.

Туркменская свадьба

Новые веяния

Несмотря на некоторую консервативность, с каждым годом современные элементы все больше входят в сценарий туркменской свадьбы. Появляются лимузины и белые платья. Караван из верблюдов превратился в группу автомобилей, украшенных платками.

Свадьба перестала быть зависимой от сезона и может проводиться в любой период.


Раньше невесту не спрашивали о ее желании выйти замуж, теперь она может принимать участие в решении вопроса о своем замужестве.

Но традиции в этом стане прочны и не собираются исчезать. Наоборот, туркменская свадьба ничего не потеряла, а только приобрела и стала мультикультурной. Поэтому время проведения торжеств увеличилось, теперь свадьбу в туркменском стиле играют 3-5 дней.

Подборка видео с туркменской свадьбой:

 

Источник: weddingadvice.ru

Туркменская свадьба ч.1

Несколько лет назад я писала о своем родном городе — Ашхабаде, немного коснулась и традиций. Сегодня, почитав комменты к посту на главной про свадьбу Гуцериева и рассказ блогера classy999 решила написать о свадьбах и традициях туркмен. 
 В любой стране, в любое семье независимо от национальности свадьба является одним из главных событий. И, конечно, к ней готовятся. Кто-то просто расписывается и уезжает отдыхать, кто-то собирает самых близких и родных и просто отмечает скромно в ресторане/на природе/дома. В Туркмении в национальных семьях такое не прокатит))) Свадьба там самый значительный и долгожданный праздник для любой туркменской семьи. Если в городе еще как-то спокойнее, то в аулах это проходит по традициям, как положено и как нужно. Туркменская свадьба
Когда-то очень давно, браки в Туркмении заключались в очень раннем возрасте, старейшины рода подбирали пары задолго до их совершеннолетия, поэтому церемония сватовства, просто отсутствовала.


совете родственников, называвшемся «генеш той» обсуждались условия проведения церемонии и назначалась торжественная дата. Обычно свадьбу стремились устроить в понедельник, считавшийся у туркмен удачным днем – «сэхетли гун». Глашатаи – «джарчы» оповещали о радостном событии весь аул и близлежащие окрестности.  На следующий день самая уважаемая женщина в селение приходила в дом к невесте, чтобы начать пошив свадебных одеяний и сбор необходимой в новой жизни утвари: ковров, одежды, предметов домашнего обихода. Для кройки и шитья платья тоже выбирали «удачные» дни, ткань для свадебного наряда получали из дома жениха. Раскроем, по традиции, занималась уважаемая в селе женщина, многодетная мать. Оставшиеся после раскроя ласкуты забирали подруги невесты, на счастье.
 Туркменская свадьба
Платье невесты, при своей сдержанности и консервативности кроя всегда богато украшалось вышивкой и ювелирными изделиями, которые пришивались на грудь в несколько рядов и выполняли функцию оберегов. При ходьбе украшения издавали мелодичный звук и тем самым отгоняли злых духов, которые по преданиям, все время вьются возле молодой женщины, привлеченные ее красотой. Вообще, невесту берегли от злых сил всеми доступными способами: укрывали ее с ног до головы накидками, вплетали в свадебный наряд множество оберегов, от косичек из верблюжьей шерсти до зубов свиньи, украшали руки девушки различными талисманами от сглаза (такой наряд мог весить до 40 кг).

Туркменская свадьба
Туркменская свадьба
Туркменская свадьба
Туркменская свадьба
Основные свадебные торжества в Туркмении происходят в доме жениха, хотя начинается она, по традиции, в доме невесты, где для праздничной церемонии забивали столько голов скота, сколько планировали забить родители жениха (обычно по 10 голов с каждой стороны). Рано утром в дом к невесте приходили ее подруги, которые провожая ее, пели веселые песни (еленлер). Снохи девушки в шуточных песнях обсуждали выдуманные и реальные качества жениха, а родственницы жениха пытались им возразить и расписывали достоинства будущего мужа. Согласно традициям к приходу за невестой свадебного каравана, ей насильно (шуточно) надевали на голову свадебный халат-накидку (пуренжек). Туркменская свадьба Веселую возню в доме всегда провоцировали снохи с одной и другой сторон, которые и впоследствии играли значительную роль, устанавливая первый контакт между молодоженами и т.д.
Свадебный поезд имел следующий вид: на разряженных верблюдах в специально оборудованных будочках (кедбеже) сидели разодетые женщины, караван окружали мужественные всадники с ружьями.

я невесты бала приготовлена особая кибитка (дик кежебе), со всех сторон украшенная бахромой, а с шеи ее верблюда свисал колокольчик. Свадебный караван был нагружен подарками для родственников невесты.
Туркменская свадьба
Подъехав, процессия останавливалась в полукилометре от деревни и к дому суженной засылали гонцов, роль которых опять же играли снохи. После получения радостного известия, молодую начинали спешно готовить в дорогу. Наряженную девушку выводили за околицу, где ее уже ждал суженый на лихом коне с красивой сбруей (ала гайыш), в сопровождении старшего брата. После невесту сажали в предназначенное «кедбеже» и караван уходил в сторону деревни жениха.
На протяжении всей церемонии передачи невесты жениху, снохи, подруги и жители деревни всячески пытались остановить процессию и в качестве откупа получали подарки — тканые платки или отрезы материи. Самым почетным подарком, считалось получение лоскута, оставшегося после раскроя свадебного платья. В сопровождении всадников охраны, караван прибывал к дому жениха, где и разворачивались основные гуляния. Для проведения официальной церемонии во дворе сооружался большой помост, на котором молодожены должны были произнести слова торжественной свадебной молитвы, после которой и начиналось основное веселье.

Туркменская свадьба
Туркменская свадьба
Первое общение молодых происходило тогда, когда жених, окруженный толпой приглашенных, начинал испытывать невесту, заставляя развязать на нем поясной платок, снять сапоги и т.д. Все это девушка должна была проделать вслепую с закрытым лицом. Шуточное мероприятие символизировало дальнейшую безоговорочную покорность молодой жены и исполнение всех прихотей мужа. После церемонии первого знакомства друзья жениха провожали его на женскую половину к невесте, у дверей комнаты которой их ждал ожесточенный отпор со стороны женщин. В неравной борьбе, конечно, побеждал жених и отбирал кусочки сахара у бдительных сторожей, что бы в дальнейшем, традиционно, разбросать их у свадебного ложа. Во дворе полным ходом шло веселье, но молодые уже не принимали в нем никакого участия.
 Обычно, к свадебным торжествам, если они выпадали на осень (конец сбора урожая) или начало весны (перед севом) приурачивались и народные гуляния, сопровождавшиеся конными скачками, игрой в «козлодрание» (овлак чапды) или собачьими боями (алабаи). Среди мужчин на соревнованиях самым желанным призом было выиграть красивый платок – важный атрибут свадебного ритуала, имеющий древнее сакральное значение. На следующий день в комнату молодой жены приходили женщины, которые одаривали ее подарками и пытались развлечь. Так продолжалось в течение нескольких дней. Жених же таинственным образом исчезал утром, а появлялся только с наступление сумерек. В один из дней, новая свекровь приводила невестке маленького мальчика, расстилала на полу ватный матрас, покрывала платком, бросала на него подушку и просила молодую на нем попрыгать. Этот обряд символизировал пожелание невестке много сыновей.  Через несколько дней, после брачной ночи молодая жена должна была заменить девичий убор на женский. Как всегда, это мероприятие сопровождалось шуточной борьбой между подругами невесты и зрелыми женщинами со стороны жениха. Лишь после вмешательства старейшин потасовка прекращалась и девушке заплетали косы, опуская их за спину. На смену девичьей тюбетейке приходил женский головной убор «топбы», а шапочку невесты дарили младшей сестре жениха. Только после смены наряда молодая жена имела право посетить соседей и односельчан, от которых принимала приглашение на обед. После всех выше перечисленных торжеств происходил обряд временного возвращения молодой жены в дом к ее родителям.
  Продолжение дальше в ч.2

 

Источник: www.spletnik.ru

Для любой туркменской семьи свадьба – самый значительный праздник. Издревле вступление  в брак сопровождалось множеством всевозможных традиций и обычаев, от соблюдения которых, как считалось, зависит дальнейшая жизнь и счастье молодоженов. 

Туркменская свадьбаСвадебные церемонии проходят в несколько этапов:

  • сватовство
  • свадьба
  • послесвадебные обряды

Туркменская свадьба требует немалых затрат, все родственники  стараются принять участие и оказать материальную помощь. За несколько месяцев до свадебной церемонии на совете родственников, называемом «генеш той» обсуждаются условия проведения и назначается дата, распределяются обязанности и расходы, уточняются все нюансы.


Банкетные залы в Каталоге поставщиков Kvent.kz


Туркмены свадьбу старались устроить в понедельник, который считался удачным днем – «сэхетли гун».

Изначально браки в Туркменистане заключались только по договоренности между старейшинами родов жениха и невесты. Жених и невеста могли быть еще младенцами, когда их уже засватали.

Глашатаи – «джарчы» оповещали о радостном событии весь аул и близлежащие окрестности.

Туркменское свадебное платье

Важным атрибутом свадебной церемонии является платье невесты.  Для кройки и шитья платья тоже выбирали «удачные» дни, ткань для свадебного наряда получали из дома жениха. Кроила это платье, начав с благославения, уважаемая в ауле женщина, многодетная мать. Оставшиеся лоскуты отдавали подружкам невесты в качестве счастливых талисманов для скорейшего замужества. Платье шили из красной домотканой шелковой ткани "кетене". Красный цвет был любимым и почитаемым у туркмен, люди верили в его магические свойства оберегать человека и во всем помогать в жизни. Платье невесты богато украшалось вышивкой и  большим количеством серебряных и позолоченных украшений, которые своим звоном при ходьбе отгоняли злых духов и выполняли функцию оберегов. Вообще, невесту берегли от злых сил всеми доступными способами: укрывали ее с ног до головы накидками, вплетали в свадебный наряд множество оберегов, от косичек из верблюжьей шерсти до зубов свиньи, украшали руки девушки различными талисманами от сглаза (такой наряд мог весить до 40 кг).

Сватовство

Туркменская свадьбаНаиболее распространѐнной формой у туркмен является брак по сватовству — кафы ачу, его ещѐ называют «брак — покупкой». В этом случае парень засылал сватов в дом невесты. Сватами – кудалар, могли быть старший брат жениха с женой или другой старший родственник с супругой. Число сватов обычно было чѐтным. Сватать можно было в день, когда звезды располагали (это мог определить мулла, к которому сваты заходили за одобрением). Сваты, идя по улице, не показывали, тщательно скрывали свои замыслы. Объясняли это тем, что злые духи могли помешать намеченному действию. В дом заходили обязательно с правой ноги. Они начинали разговор на посторонние темы (здоровье семьи, благополучие домашнего скота и т.д.), а уже затем переходили к главной цели своего визита. О цели своего прихода говорили в иносказательной форме, поскольку это считалось магическим средством обмана и запутывания злых сил. Одной из распространѐнных фраз была следующая: «Бездэ кемеш, сезда — алтын, улары бр кушыйк» (перевод: У нас есть серебро, у вас — золото, давайте  соединим их в одно целое).

В случае согласия родителей девушки, назначался день проведения никах, обговаривали сроки свадебного тоя, размеры калыма и устанавливали келин геим (подарки для невесты). В состав геим входили: золотые украшения, комплект зимней и летней одежды, постельное бельѐ, ковер, занавеси, кумган (кувшин для омовения) и т.д.

Туркменская свадьбаВ свою очередь и девушке собирали приданое, она с малых лет начинала готовить его своими руками, ей могли помогать близкие родственницы, подруги. Им предстояло соткать и вышить все необходимое для юрты, а также весь полагающийся комплект одежды (12 платьев и к ним специальные вышитые штанишки). В новый семейный очаг молодая приносила в качестве приданого по два ковровых или паласовых чувала, сумки для хранения различного рода домашних вещей, один или два ковра, паласы, кошмы, торбы, подушки,одеяла, туты-чмлдрык (накидка-занавеска) , кухонную утварь. Количество их строго определялось обычаем. Обязательной, главной частью приданого был сундук, в котором девушка хранила свою одежду, украшения.  При переезде в дом мужа молодая жена на всеобщее обозрение выставляла сундук и ковровые изделия,  таким образом гости оценивали мастерство, трудолюбие и вкус девушки. Обряд оценки приданого невесты называется Атгулак.

Другим распространенным вариантом вступления в брак было похищение девушки — кыз огырлу, когда насильно увозили девушку без ее согласия. Для этого парень уговаривал подружек привести ее в условленное место, где их поджидали сообщники парня. На выбранную девушку ребята накидывали тулуп и на лошади увозили в дом жениха. Неблагоприятными днями недели для похищения невесты считались вторник и пятница, благоприятным — среда. Прежде, чем привезти девушку к себе, парень заезжал к своим родственникам, чтобы предупредить их о случившемся.  В тот же день родственники парня (трое мужчин) отправлялись к родителям девушки, сообщали о похищении невесты и просили благословения. Украденную девушку посещала енге (тетя-жена брата или дяди), чтобы убедиться в ее согласии. Бывали случаи, когда, обнаружив пропажу дочери, родители сами шли искать ее. После обнаружения дочери они могли забрать ее, если парень им не нравился.  Но обычно  родители девушки не возвращали свою дочь, поскольку это считалось позором. 

Обряд никах

Никах — это религиозный обряд заключения брака, мулла читал соответствующие для данного случая молитвы. Затем, согласно предписаниям ислама, он трижды спрашивал у парня, потом у девушки согласия на брак, после чего объявлял их мужем женой. Никах проводился в доме невесты. На обряд никах приглашали только близких родственников с обеих сторон.  После официальной части начинался обмен подарками. Сначала матери жениха и невесты дарили мулле полотенце и намазлык — коврик для совершения намаза, а также давали деньги. Далее стороны начинали обмениваться подарками.  Единственным запретом на проведение никах был пост в месяц Рамазан по мусульманскому календарю.

После обряда никах  родители жениха и невесты обращались друг к другу куда и кудагый, т.е. сват и сватья. Родители жениха и его старшие родственники называли невесту килен, а младшие родственники жениха называли ее енге. Родители невесты и ее старшие родственники обращались к жениху кияу, а младшие — езне. Атай — так обращался жених к отцу невесты, анай — к еѐ матери. Невеста же называла родителей жениха также как и своих: афа и деде. 

Прощание с родным домом

С самого утра в доме невесты царило оживление — здесь готовили девушку к проводам в дом жениха.  Перед тем, как переступить чужой порог, девушка у себя дома прощается с родителями, родными братьями и сестрами, с родственниками. В своей прощальной песне она сожалеет о том, что родилась девочкой, а не мальчиком, что вынуждена покинуть родной очаг.  После прощальной песни енге (сноха) успокаивают девушку (тоже песней), желает ей счастья. 

Бетачар 

Туркменская свадьбаБетачар – обряд открывания лица невесты (показа невесты родственникам жениха и гостям) обязательно сопровождается традиционной песней «Орайда». В дом отца жениха, где собираются гости, приводят невесту в национальном наряде и сажают ее за чемылдрык (занавес) на овчину. По обе стороны невесты, взяв ее под руки, стоят снохи. В «бетачар» входит знакомство невесты с родственниками мужа, их добрые советы и пожелания на будущее в семейной жизни. Певец-импровизатор(бахши), характеризуя в стихах родственников, призывает невесту поклониться каждому; в ответ на это близкие родственники мужа дают «гориндир» (подарок «за погляд»). «Бетачар» заканчивается наставлениями, пожеланиями, советами. После традиционного «бетачар» к невесте подходит свекровь (каинана), целует свою сноху и высказывает ей свои пожелания. Енге невесты угощает всех мясом и сладостями.

Песнопения сопровождали свадебные торжества : начиная с первых стадий сватовства и девичника в доме невесты, хода свадебного кортежа, введения невесты в дом жениха, и на обряде «посвящения в невестки» наутро после свадьбы, после которого проводили ритуал «приветствие невестки». Девушки и молодые женщины исполняли свадебные песни, которые издревле были распространены повсеместно в Туркменистане и носили различное название в разных регионах  «йар-йар»,  «елен», «хай елен». В одних селениях свадебные песни исполняют совсем юные девушки, в других — женщины зрелого возраста, которые мастерски поют их, сопровождая мелодии ударами в бубен. Не менее зрелищны и  танцы — "чапак», «салланма гозел», «хекджебекуш» .

Кроме песенных традиций, особое место в свадебных обрядах принадлежит и специальной накидке невесты — «курте»/ 

Туркменская свадьбаПо традиции свадебную накидку на голову новобрачной накидывала сноха. Вплоть до этой минуты даже мать не могла разрешить сватам забрать невесту из отчего дома.Первая и самая важная функция свадебной накидки — это уберечь новобрачную от сглаза и недобрых чар. С другой стороны, прятать лицо под накидкой — это своего рода уважение к родне жениха. В первые годы замужества молодой полагалось прикрываться яшмаком, общаться со старшими она могла лишь при помощи младших. Она не снимала головной накидки и не раскрывала своего лица вплоть до специального на то разрешения свекра со свекровью. По такому случаю также затевали особое торжество — «иуз горди», с участием родных и близких, в ходе которого невестке преподносили дорогостоящий подарок. Лишь после этого молодая снимала головную накидку, оставаясь при этом в большом платке, прикрываясь яшмаком от старших.

В некоторых селениях голову новобрачной вместо расшитой накидки покрывали большим белым платком — «бюренчек». Белоснежный шелковый платок крепят к лицевой части накидки, красиво укладывая длинную бахрому, полностью закрывающую лицо невесты.

Белый цвет занимает центральное место в туркменских обрядах. Обряд сватовства начинается с подношения матерью будущего жениха белоснежного узелка со сладостями и сахаром. Приданое новобрачной укладывают также в белоснежные чувалы. Белой косынкой подвязывают голову засватанной девы, и отныне она официально признается помолвленной. Прибытие новобрачной в дом жениха приветствовали рассыпанием вокруг горсти белой пшеничной муки, затем её руки окунали в топленое масло и муку, дабы изобильным и радостным был созданный ею семейный очаг.


Свадебный кортеж в Каталоге поставщиков Kvent.kz


По традиции молодая преподносила мужу, его родителям и остальным членам семьи подарки: свекру — халат или вышитую тюбетейку, свекрови — головной платок-покрывало. Всем остальным мужчинам, женщинам и детям по тюбетейке, отрезы, платки и другие подарки. Своему мужу она дарила нарядную вышитую тюбетейку.

Обычно, к свадебным торжествам, если они выпадали на осень (конец сбора урожая) или начало весны (перед севом) приурачивались и народные гуляния, сопровождавшиеся конными скачками, игрой в "козлодрание" (овлак чапды) или собачьими боями (алабаи). Среди мужчин на соревнованиях самым желанным призом было выиграть красивый платок. Платок имеет особое значение в Туркменистане. На свадьбу женщины обычно приходят в красивых ярких платках. И подарки новобрачным дарят, предварительно завернув гостинцы в платок. Но и гости, которые пришли с подарком, не уходят с пустыми руками: семьи жениха и невесты также готовят ответные подарки для них, которые также заворачивают в платок.

На следующий день в комнату молодой жены приходили женщины, которые одаривали ее подарками и пытались развлечь. Так продолжалось в течение нескольких дней. 

После всех вышеперечисленных торжеств происходил обряд временного возвращения молодой жены в дом к ее родителям.  Караван с невестой состоял из 3-4 верблюдов и сопровождался родителями жениха, завидев которых отец невесты забивал баранов и начинал готовить угощение новым родственникам. Этот обряд выполнялся в разные сроки после свадьбы (от месяца, до года у разных племен) и считался обязательным. Невесту  возвращали к родителям, где она и оставалась ждать выплаты всего калыма новоиспеченным мужем.

Срок пребывания в отчем доме был для невест различным и напрямую зависел от состоятельности жениха. Эта традиция могла быть нарушена, только в случае беременности молодой женщины. Если жених оказывался неспособным уплатить калым, новые родственники могли взять его в качестве батрака в свое хозяйство (гуйч гиев). Поэтому, когда в туркменской семье рождался мальчик, его родители сразу же начинали откладывать деньги для уплаты будущего калыма.

Когда молодой зять окончательно выплачивал калым , его родственники приезжали за невестой. Зятю дарили красный шелковый халат (гырмызы дон), не оставались без подарков и остальные приехавшие.  Обычно после получения красного халата молодой муж, в течение трех дней должен был навещать тестя с тещей (салама бармак), которые по традиции накрывали стол для него. Каждый раз, уходя, зять оставлял на скатерти несколько серебряных монет в знак благодарности. На третий день отец невесты обычно благодарил зятя за внимание. С этого дня приглашения поступали уже от родителей жениха. Эти традиции способствовали укреплению родственных связей между породнившимися семьями.    

Современная свадьба

Теперь  немного о современной туркменской свадьбе. Она празднуется три дня:

Ялан-чельпек – помолвка, окончательное подтверждение свадьбы, выплата калыма и преподнесение подарков невесте;

Чин-чельпек – свадьба в доме невесты, или так называемый «девичник»;

Гелен-алджи-той – третий день свадебного торжества, или «мальчишник», когда невесту увозят  в дом жениха.


Свадебный торт в Каталоге поставщиков Kvent.kz


Первый официальный визит родни жениха в дом невесты считается началом свадьбы – «ялан- чельпек». В этот день родня жениха дарит подарки, выплачивает калым, а жених преподносит золотые украшения невесте. Сейчас сумма калыма в среднем составляет 1-7 тыс. долларов США. Кроме денег он включает обязательный подарок невесте «ювелирного комплекта», состоящего, как правило,  из не менее чем пяти предметов: цепочки, кулона, сережек, кольца и браслета.  Но калым – это деньги, которые возвращаются обратно в дом жениха в виде приданого. Невеста также должна подготовить подарки для будущей родни. 

Ялан-чельпек иногда может проходить за 2–3 месяца до свадьбы и по этому случаю  режется баран, готовится праздничное угощение.

Второй этап свадьбы "чин-чельпек- девичник"  устраивается, как правило, в «Той-Меканы»,  кафе или ресторане. На «девичнике» гуляет родня невесты, а также ее друзья, со стороны жениха приглашаются только самые близкие родственники – не более 20–30 человек. По мусульманской  традиции мужчины могут сидеть отдельно от женщин, но также женщины и мужчины могут сидеть за столами вместе. Свадебное платье невесты в этот день, как правило, белое и пышное, с фатой. Плечи  часто открыты. Молодожены сидят вдвоем на возвышении ,отдельно от всех . 

Туркменская свадьба«Гелен-алджи-той» – третий день свадьбы.  Невеста с утра  наряжается в национальный костюм, который украшен различными серебряными изделиями с сердоликом. Невесту забирают в дом к жениху в свадебном кортеже, состоящем в среднем  из 5–7 машин.  Также стало модным забирать невесту из родительского дома, как в старину на верблюде. В отличие от прошлых лет, когда на спине верблюда в специально оборудованной будочке («кедбеже») находилась только невеста, теперь жених и невеста едут вместе. В большинстве случаев молодую забирает старшая невестка и жених  на машине, которая украшается бантами, лентами, травой юзерлык — наш адраспан (считается, что она может защитить молодых от сглаза).

Иногда делается специальное украшение для машины в национальном стиле (серебряные и позолоченные украшения с сердоликом или цветным стеклом, украшенные ниточками из шерсти верблюда). Так, помимо национальной атрибутики, на крышу машины очень часто  ставятся обручальные кольца или фигурки голубей. Машины, сопровождающие головную украшаются в основном платками, реже яркими лентами. Платок в Туркменистане является знаком счастья и богатой жизни. В городах практически перестали украшать машины кисточками, коврами или кошмами, специально вытканными для этого случая. Дальше  молодые  едут кататься, возлагают цветы к вечному огню, запускают на счастье голубей,  устраивают фотосессию. 

В «Той-Меканы» приглашаются все родственники жениха и самые близкие члены семьи невесты. За  два дня празднования на свадьбе успевает побывать  2 тыс. человек, как близких, так и дальних родственников, включая друзей родных и просто знакомых семьи.

Туркменская свадьбаВечерний наряд невесты на третий день отличается от «девичника», девушки стараются придать своему костюму как традиционный, так и современный стиль. Белое платье шьется по национальному крою из шелка, реже бархата, украшается вышивкой и серебрянными изделиями  с сердоликом в национальном стиле. На белую фату надевается губпа  (серебряное украшение на голову). Рот девушка прикрывает белым  платочком, что означает ее новый статус замужней женщины. В основном празднование третьего дня ничем не отличается от гуляний на чин-чельпеке. В ресторан также приглашаются тамада, ди-джей, певцы и танцоры,которые развлекают гостей.

Торжество может проходить как в ресторане, так и в доме жениха. В сельской местности большинство свадеб отмечается дома. Традиция справлять свадьбу дома зависит не от количества дохода – это уважение к родительскому дому. В день свадьбы у жениха в доме, как и в прошлом, готовят праздничное блюдо суп-чорба, которое подается, как и прежде, с чуреками и палов (плов).  Также  готовят  ритуальное блюдо «ярма» (каша из пшеничной крупы на мясном бульоне).

По сей день все эти ритуалы и обряды носят  развлекательно-игровой характер и туркменская свадьба сохранила тот неповторимый колорит старинных традиций, который делает ее удивительным, ярким событием.

Источник: kvent.kz

Родилась я в Средней Азии, а именно на территории Туркменской ССР, поэтому могу поделиться о свадебной традиции это страны.

Там свадьба – самый значительный праздник для любой туркменской семьи. Однако традиционные свадебные обряды в городе из культа превратились в дань этикету, их соблюдают лишь схематично. Но наиболее ярко свадебный ритуал выполняется в сельской местности (аулах).

Когда-то очень давно, браки в Туркмении заключались в очень раннем возрасте, старейшины рода подбирали пары задолго до их совершеннолетия, поэтому церемония сватовства, просто отсутствовала. На совете родственников, называвшемся «генеш той» обсуждались условия проведения церемонии и назначалась торжественная дата.

Обычно свадьбу стремились устроить в понедельник, считавшийся у туркмен удачным днем – «сэхетли гун». Глашатаи – «джарчы» оповещали о радостном событии весь аул и близлежащие окрестности.

На следующий день самая уважаемая женщина в селение приходила в дом к невесте, чтобы начать пошив свадебных одеяний и сбор необходимой в новой жизни утвари: ковров, одежды, предметов домашнего обихода. Для кройки и шитья платья тоже выбирали «удачные» дни, ткань для свадебного наряда получали из дома жениха. Раскроем, по традиции, занималась уважаемая в селе женщина, многодетная мать. Оставшиеся после раскроя ласкуты забирали подруги невесты, на счастье.

Платье невесты, при своей сдержанности и консервативности кроя всегда богато украшалось вышивкой и ювелирными изделиями, которые пришивались на грудь в несколько рядов и выполняли функцию оберегов. При ходьбе украшения издавали мелодичный звук и тем самым отгоняли злых духов, которые по преданиям, все время вьются возле молодой женщины, привлеченные ее красотой. Вообще, невесту берегли от злых сил всеми доступными способами: укрывали ее с ног до головы накидками, вплетали в свадебный наряд множество оберегов, от косичек из верблюжьей шерсти до зубов свиньи, украшали руки девушки различными талисманами от сглаза (такой наряд мог весить до 40 кг).

Основные свадебные торжества в Туркмении происходят в доме жениха, хотя начинается она, по традиции, в доме невесты, где для праздничной церемонии забивали столько голов скота, сколько планировали забить родители жениха (обычно по 10 голов с каждой стороны).

Рано утром в дом к невесте приходили ее подруги, которые провожая ее, пели веселые песни (еленлер). Снохи девушки в шуточных песнях обсуждали выдуманные и реальные качества жениха, а родственницы жениха пытались им возразить и расписывали достоинства будущего мужа. Согласно традициям к приходу за невестой свадебного каравана, ей насильно (шуточно) надевали на голову свадебный халат-накидку (пуренжек). Веселую возню в доме всегда провоцировали снохи с одной и другой сторон, которые и впоследствии играли значительную роль, устанавливая первый контакт между молодоженами и т.д.

Свадебный поезд имел следущий вид: на разряженных верблюдах в специально оборудованных будочках (кедбеже) сидели разодетые женщины, караван окружали мужественные всадники с ружьями. Для невесты бала приготовлена особая кибитка (дик кежебе), со всех сторон украшенная бахромой, а с шеи ее верблюда свисал колокольчик. Свадебный караван был нагружен подарками для родственников невесты.

Подъехав, процессия останавливалась в полукилометре от деревни и к дому суженной засылали гонцов, роль которых опять же играли снохи. После получения радостного известия, молодую начинали спешно готовить в дорогу.

Наряженную девушку выводили за околицу, где ее уже ждал суженый на лихом коне с красивой сбруей (ала гайыш), в сопровождении старшего брата. После невесту сажали в предназначенное «кедбеже» и караван уходил в сторону деревни жениха.

На протяжении всей церемонии передачи невесты жениху, снохи, подруги и жители деревни всячески пытались остановить процессию и в качестве откупа получали подарки — тканые платки или отрезы материи. Самым почетным подарком, считалось получение лоскута, оставшегося после раскроя свадебного платья.

В сопровождении всадников охраны, караван прибывал к дому жениха, где и разворачивались основные гуляния. Для проведения официальной церемонии во дворе сооружался большой помост, на котором молодожены должны были произнести слова торжественной свадебной молитвы, после которой и начиналось основное веселье.

Первое общение молодых происходило тогда, когда жених, окруженный толпой приглашенных, начинал испытывать невесту, заставляя развязать на нем поясной платок, снять сапоги и т.д. Все это девушка должна была проделать вслепую с закрытым лицом. Шуточное мероприятие символизировало дальнейшую безоговорочную покорность молодой жены и исполнение всех прихотей мужа.

После церемонии первого знакомства друзья жениха провожали его на женскую половину к невесте, у дверей комнаты которой их ждал ожесточенный отпор со стороны женщин. В неравной борьбе, конечно, побеждал жених и отбирал кусочки сахара у бдительных сторожей, что бы в дальнейшем, традиционно, разбросать их у свадебного ложа.

Во дворе полным ходом шло веселье, но молодые уже не принимали в нем никакого участия. Обычно, к свадебным торжествам, если они выпадали на осень (конец сбора урожая) или начало весны (перед севом) приурачивались и народные гуляния, сопровождавшиеся конными скачками, игрой в «козлодрание» (овлак чапды) или собачьими боями (алабаи). Среди мужчин на соревнованиях самым желанным призом было выиграть красивый платок – важный атрибут свадебного ритуала, имеющий древнее сакральное значение.

На следующий день в комнату молодой жены приходили женщины, которые одаривали ее подарками и пытались развлечь. Так продолжалось в течение нескольких дней. Жених же таинственным образом исчезал утром, а появлялся только с наступление сумерек. В один из дней, новая свекровь приводила невестке маленького мальчика, расстилала на полу ватный матрас, покрывала платком, бросала на него подушку и просила молодую на нем попрыгать. Этот обряд символизировал пожелание невестке много сыновей.

Через несколько дней, после брачной ночи молодая жена должна была заменить девичий убор на женский. Как всегда, это мероприятие сопровождалось шуточной борьбой между подругами невесты и зрелыми женщинами со стороны жениха. Лишь после вмешательства старейшин потасовка прекращалась и девушке заплетали косы, опуская их за спину. На смену девичьей тюбетейке приходил женский головной убор «топбы», а шапочку невесты дарили младшей сестре жениха. Только после смены наряда молодая жена имела право посетить соседей и односельчан, от которых принимала приглашение на обед.

После всех выше перечисленных торжеств происходил обряд временного возвращения молодой жены в дом к ее родителям.

Караван с невестой состоял из 3-4 верблюдов и сопровождался родителями жениха, завидев которых отец невесты забивал баранов и начинал готовить угощение новым родственникам. Этот обряд выполнялся в разные сроки после свадьбы (от месяца, до года у разных племен) и считался обязательным. Юную невесту возвращали к родителям, где она и оставалась ждать выплаты всего калыма новоиспеченным мужем, кроме того данный обряд позволял поближе познакомиться родителям молодоженов и соответственно подружиться. Срок пребывания в отчем доме был для невест различным и напрямую зависел от состоятельности жениха. Эта традиция могла быть нарушена, только в случае беременности молодой женщины. Если жених оказывался неспособным уплатить калым, новые родственники могли взять его в качестве батрака в свое хозяйство (гуйч гиев).

Поэтому, когда в туркменской семье рождался мальчик, его родители сразу же начинали откладывать деньги, в счет уплаты будущего калыма. В небогатых семьях, где рождались девочки, огромные надежды возлагались на удачное замужество и большой калым, хотя появление сына в семье, по традиции, все равно более желанно. Если же молодой зять сполна выплачивал калым, отец невесты и зять били по рукам и на другой день вызывали его родственников, которые приезжали за невестой. Зятю-молодцу дарили красный шелковый халат (гырмызы дон), не оставались без подарков и остальные приехавшие.

Обычно после получения красного халата молодой муж, в течение трех дней должен был приходить и здороваться со свекром и свекровью (салама бармак), которые по традиции угощали его разными яствами и всячески ублажали. Каждый раз, уходя, зять оставлял на скатерти несколько серебряных монет, в знак благодарности. На третий день отец невесты обычно благодарил зятя за внимание и просил больше не беспокоиться. С этого дня приглашения поступали уже от родителей жениха. Эти традиции очень способствовали укреплению родственных связей между породнившимися семьями.

Сегодня большинство из этих обрядов кануло в лету, однако в целом свадьба продолжает сохранять традиционный характер. Современная молодежь с удовольствием включает в свадебную церемонию и элементы древних обрядов. Например, традицией стало приглашать подруг невесты на девичьи вечеринки. В связи с этим исчез и обычай, когда невесте «полагалось» грустить и плакать в последний день незамужней жизни в доме родителей. Девушки поют, шутят, обсуждают свадебный наряд и прическу невесты, делают последние приготовления.

Традиции женского свадебного наряда сохранены до нынешних времен. Один из наиболее распространенных вариантов это красное платье из шелковой домотканой ткани кетени, усыпанное серебряными или позолоченными подвесками от вышитого ворота до подола, дополняется нарядным распашным халатом, борта которого покрыты, будто изящными доспехами, серебряными украшениями. Голову и волосы невесты украшают расшитая шелковыми нитками тюбетейка и накосные украшения: серебряные цепочки, бубенцы и подвески. По-прежнему предпочтение в убранстве невесты отдается старинным туркменским ювелирным украшениям. Так же, как и в прошлом, головной убор невесты покрывает халат-накидка, почти сплошь расшитый вручную ярким орнаментом.

Обычаи и обряды, связанных с приготовлением к свадьбе, выводом невесты из родного дома и приходом в дом жениха, носит развлекательно-игровой характер. Как говорилось ранее свадебное шествие красочно оформлялась. На сбрую лошадей вешали звенящие бубенцы, платки. Девушки и женщины в праздничных нарядах восседали на верблюдах, украшенных великолепными коврами. Сегодня свадебный кортеж составляют легковые автомобили, причем количество их должно быть четным, что символизирует парность.

К числу свадебных обычаев относился и обряд проверки хозяйственных навыков невесты, символического закрепления новых родственных связей. Игровые моменты, сопровождавшие «знакомство» жениха и невесты, проходили весело и шумно. Например, такое «задание»: невеста должна развязать крепко стянутые узлы на шелковом поясе жениха. Жених сидит в окружении гостей, которые поддразнивают жениха, что невесту он взял слабую, что у нее не хватает сил. Громкие восклицания, шутки, смех помогают невесте преодолеть смущение и справиться с этими сложными узлами. Затем друзья жениха отрывают пуговицу на вороте его рубахи, а невеста пришивает ее обратно. В этот вечер на жениха его товарищи надевали тугие сапоги, которые должна была снять невеста. Этим как бы определяли ее сноровку. Эти шуточные испытания, устраиваемые невесте, вносили радостное оживление, много смеха, веселья в свадебное торжество.

Существовало много вариантов смены девичьей прически и головного убора. Четыре косы невесты закладывают за спину, снимают с головы маленький платок, который успевает захватить среди шумной толпы мальчик или девочка. Свекровь возвращает этот платок невесте за небольшой выкуп — сласти, печенье. Молодая женщина обязана хранить этот платок до замужества своей дочери или женитьбы сына (предстоит подарить его невестке).

Другой вариант: на халат невесты накидывают «уздечки» из сплетенных веревок. Жених символически трижды дергает их, как бы срывая девичий головной убор, после чего на нее сразу накидывают большой головной платок, подаренный почтенной многодетной женщиной. Этот платок становится символом замужества женщины, начала женской судьбы.

По обычаю, родители невестки передавали в день свадьбы стороне жениха приданое — (сеп). Приданое готовили задолго, за много лет вперед, и делалось оно руками самой невесты, но иногда ей, особенно когда она сама не успевала, помогали близкие родственницы, подруги. Им предстояло соткать и вышить все необходимое для юрты, а также весь полагающийся комплект одежды (12 платьев и к ним специальные вышитые штанишки). В новый семейный очаг молодая приносила в качестве приданого, в первую очередь, по два ковровых или паласовых чувала, сумки для хранения различного рода домашних вещей, один или два ковра, паласы, кошмы, торбы, теплое одеяло, кухонную утварь. Количество их строго определялось обычаем. Выделывали все эти вещи с особой любовью и тщательностью, их высокая добротность была делом семейной чести.

В приданое входила одежда — нарядные шелковые рубашки, вышитые штаны, халаты, шелковые и шерстяные шали, накидки и другие принадлежности. Приданое измерялось ковровыми изделиями в новом жилище, подразумевая, что это и богатство, и украшение, и надежный недвижимый капитал. Ковровые изделия, привезенные невестой, полагалось выставлять напоказ и рассматривалось гостями, которые оценивали, таким образом, мастерство и трудолюбие девушки. Если жених строил новое жилище для своей будущей семьи, то невеста приготавливала полное ковровое «оснащение» интерьера своего очага. И действительно, развесив шедевры, она как бы расписывала все стены нового дома, дверь и порог. Здесь все было продумано до мелочей. Современный дизайнер мог бы позавидовать непревзойденному вкусу туркменской хозяйки.

К примеру, коврик для колыбели ребенка, с затейливым рисунком мешочек для мальчиков, а для дочери — мешочек для зеркальца и расчески, большой ковровый конверт — для девичьих принадлежностей. В тканые ковровые сундуки, футляры, чемоданы разложит она свою изысканную, расшитую шелком одежду. Кроме того, у девушки должен быть свой узорный сундук, чтобы было, куда складывать вещи.

По традиции молодая преподносила мужу, его родителям и остальным членам семьи подарки: свекру — халат или вышитую тюбетейку, свекрови — головной платок-покрывало. Всем остальным мужчинам, женщинам и детям по тюбетейке, отрезы, платки и другие подарки. Своему мужу она дарила обычно нарядную вышитую тюбетейку.

Поэтому невесты стоили и стоят очень дорого…

Источник: www.oculus.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.