Татарские свадебные традиции и обычаи


Традиционные свадебные наряды жениха и невесты

традиции татарской свадьбы

Национальные ритуалы передаются из поколения в поколение. Однако с течением времени современный уклад жизни приводит к тому, что многие древние постулаты перестают быть актуальными, и плохо соблюдаются молодежью. Но свадебная церемония — это особый случай для татарского народа, который стараются провести соответственно всем канонам. Свадебное платье татарки — это современный наряд с национальной символикой. Ранее, по традиции татарской свадьбы, строгие родители покупали девушке отрезы тканей на подвенечный убор. На сегодняшний день невесты могут самостоятельно подобрать дизайн наряда, фасон, а также приглянувшиеся аксессуары.


традиции татарской свадьбы

Обычно татарский свадебный наряд невесты — длинное платье в пол, украшенное национальным орнаментом и красивыми звенящими монетками, солпами. Его традиционный цвет — сочный зеленый, ярко-синий, бордовый. При желании девушке не возбраняется выбрать и белый наряд.



традиции татарской свадьбы

К свадебному платью полагается короткий или длинный изящный жакет — камзол, обычно в тон цветовой гамме платья. На голову девушки надевают воздушное покрывальце, аналог фаты. Кроме того, популярным головным убором новобрачной по-прежнему является национальная шапочка — калфак. На ногах девушки красуются татарские остроносые туфли или легкие сапожки. А особым знаком благополучия считается наличие множества сверкающих украшений: браслетов, колец, длинных сережек.


традиции татарской свадьбы

Как правило, в образ жениха входят такие элементы гардероба: белая рубашка, строгие брюки, поверх бархатный богато расшитый камзол, который часто подбирается в тон цветовой палитры наряда невесты. В итоге получается красивый органичный ансамбль. Также жениху допускается облачаться в классический костюм-тройку. По традиции татарской свадьбы голову новобрачного украшает национальная шапочка белого или черного цвета с узорами из золотых нитей.

Никах — религиозный обряд заключения брака


традиции татарской свадьбы

традиции татарской свадьбы

Татары являются приверженцами ислама, поэтому проведение бракосочетания для них невозможно без религиозной церемонии. Мусульманский ритуал росписи имеет название никах, и проводится он по незыблемым четырем правилам:

  • Обряд может быть устроен только в присутствии старшего родственника-мужчины.
  • Необходимо привлечь к церемонии двух свидетелей мужского пола, как со стороны жениха, так и со стороны невесты.
  • Обязательное условие церемонии — заранее оплаченный выкуп (калым).
  • Жених и невеста должны огласить свое согласие на бракосочетание.

традиции татарской свадьбы

Дополнительное, но не обязательное правило для жениха и невесты — белоснежная одежда на церемонии. В знак любви и уважения молодые одаривают друг друга хорошими подарками. Обычно невеста получает от молодого человека добротные украшения, а взамен вручает тонкие рукодельные изделия: калфак и рубашку с этническими узорами.



традиции татарской свадьбы

Предшествует никаху традиционное для всех народов сватовство, то есть получение согласия на брак у родителей девушки. После удачного сватовства семьи спокойно обсуждают нюансы торжественного мероприятия. Любимое время свадеб у татар — осень, свободная пора от земледелия.


традиции татарской свадьбы

Никах по обычаю предков проводится в мечети, но также разрешается пригласить мусульманского священника-муллу устроить ритуал в домашней обстановке. После ряда специальных молитв мулла регистрирует брак в метрической книге записей. Если татарский жених подарил украшение большой ценности, это также фиксируется письменно, как собственность невесты. Теперь драгоценности являются личным капиталом молодой жены.


традиции татарской свадьбы

После религиозного ритуала наступает время физического подтверждения бракосочетания. Этот очень древний обряд носит название чаршау. Так же именуется прикроватный полог, скрывающий свадебное ложе от посторонних глаз. Полог, согласно традиции татарской свадьбы, шьет и искусно украшает девушка еще до свадьбы. Стелить ложе любви полагается старшей родственнице молодого мужа. На кровать водружают несколько перин, впоследствии после каждой ночи количество перин убавляют. Нравы татар строги: невеста должна быть девственной. В противном случае после чаршау оскорбленный жених кладет на окно комнаты проколотую монету или режет полог ножом.

Выкуп невесты — чем отличается от русской традиции


традиции татарской свадьбы

Сватовство прошло успешно, и теперь самое время старшему поколению обсудить размер выкупа. Калым на татарской свадьбе внушителен, это и большая сумма денег, и драгоценности для молодой жены. Зажиточные селяне могут включить в список и несколько голов домашней скотины или птицы. Родители невесты обеспечивают молодую семью домашним скарбом: посудой, коврами, постельным бельем.


традиции татарской свадьбы

Русский свадебный церемониал не требует калыма со стороны жениха, но приданое у невесты должно быть непременно. В выкупа калыма с молодца требуют символическую плату за право забрать избранницу из родного дома. Шуточный выкуп происходит с выполнением веселых заданий для парня, и все мероприятие носит юмористическую подоплеку.

Особенности татарского свадебного застолья

традиции татарской свадьбы


Татарский народ проводит свадебные гуляния со всей широтой своей души, поэтому празднует радостное событие несколько раз. Первый этап торжества происходит в доме родителей невесты с присутствием всех настоящих и будущих родственников. Затем по гости-мужчины жениха отбывают домой, а родственницы молодоженов отмечают событие чаепитием с национальными сладостями, домашней выпечкой. Далее происходит никах при участии муллы и общее торжество для двух породнившихся домов.


традиции татарской свадьбы

После продолжительных свадебных мероприятий новобрачная отъезжает в дом возлюбленного. Через некоторое время событие отмечается в новом жилье девушки с приглашением всех близких родственников мужа на обряд, имеющий красивое название «чай от невесты». В процессе церемонии юная жена демонстрирует умение вести хозяйство, учтиво обслуживает новых родичей.

Какие блюда принято подавать

традиции татарской свадьбы

Татарская кухня изобилует вкусными блюдами, полюбившимися всему миру. На свадебном столе всегда стоит изделие из теста, пропитанное медом и маслом, всем известный чак-чак. Данное лакомство заранее готовит молодая супруга, поэтому другое название сладости — «угощение невесты».


е одно известное десертное блюдо татар — многослойный пирог из коржей и с начинкой из фруктов, называемый «губадия». Такой десерт является ритуальным пирогом. По традиции отец невесты накрывает его чистым платком и кладет поверх монеты. Выкупленный родителями пирог также в шутку покупают и гости, складывая деньги для молодых на специальный поднос. Традиционной свадебной сладостью является также коштеле, или «птичьи языки» — разновидность слоенного печенья с сахарной пудрой. Из сладкого питья подают узвары, компоты из фруктов, медовые напитки.


традиции татарской свадьбы

Мясные блюда на татарской свадьбе — это сытные жирные кушанья. Обычно в меню входят вяленая колбаса из конины, национальная разновидность пельменей из нескольких сортов мяса, суп-шурпа из говядины и рубца, плов и вареный гусь, символическое татарское блюдо на бракосочетании. Разделка готовой птицы проводится старшим родственником жениха с раздачей частей гуся жениху и невесты в качестве семейных символов. Например, мужу, как главе семейству, — голову, жене — шею.

Разрешается ли спиртное

традиции татарской свадьбы

По мусульманским канонам алкогольные напитки запрещены не только на татарской свадьбе, но и на всех других торжествах. Вместо этого после сытного обеда проводится чаепитие со сладостями. Особенно строго карается употребление спиртного во время священного ритуала никах. В этом случае обряд признается недействительным и аннулируется.

Развлечения на татарской свадьбе


традиции татарской свадьбы

Свадебное торжество длится несколько суток, и все это время организаторам требуется развлекать гостей. Участники торжества поют народные песни, танцуют соответственно национальным традициям. Музыкальное сопровождение обеспечивают самобытные инструменты: тальян (татарская гармонь), курай (флейта) и домбра (вид гитары).


традиции татарской свадьбы

Как видите, обычаи татарской свадьбы сохранились и по сей день. Гордый и самобытный народ свято чтит память предков, стараясь проводить обряд бракосочетания по заветам своей истории.

Источник: fotkay-msk.ru

Как проходит сватовство и помолвка

Практически у всех народностей существует такой ритуал, как сватовство. В татарских семьях также принято сначала сговариваться между собой, а уж потом основательно готовиться к свадьбе. Делегация от жениха в составе двух человек – свата (яучы) и старшего родственника – отправляется к родителям невесты, чтобы в присутствии муллы получить согласие на бракосочетание молодой пары.


фото 1

Причем будущих супругов на важное мероприятие не приглашают. Процедура сватовства, как правило, состоит из трех моментов:

  1. Смотрины нареченной невесты.
  2. Рассказ сватов о женихе.
  3. Совещание сторон.

При благополучном завершении первых двух этапов сватовства к переговорам подключаются родители молодого человека.

Здесь начинают решаться вопросы, касающиеся материальных и не только сторон планируемого события:

фото 2

  • размер и состав калыма от жениха;
  • объем приданого невесты;
  • местожительство молодоженов после свадьбы;
  • дата и время проведения торжества;
  • количество гостей.

Назначенный выкуп, согласно традициям, выплачивается полностью накануне или непосредственно в день бракосочетания. Калым может состоять из украшений из золота или серебра, одежды, постельного белья, меховых изделий, дорогих ковров, а также конкретной суммы денег. После сговора невесту принято называть не иначе как ярашылган кыз, что в переводе с татарского означает «сосватанная девушка».

В конечном итоге, решив все необходимые вопросы, связанные с организацией праздника, родственники оглашают дату помолвки.


Подготовка к свадьбе

Приготовления к свадьбе жениха и невесты длятся где-то в течение месяца. За это время жених должен приготовить калым в полном объеме, купить подарки для невесты и её родичей, необходимую утварь для дома. Девушка также занимается окончательной подготовкой приданого – шьет нижнее белье, платья. Обязательно готовит в подарок жениху вышитую парадную одежду – рубашку, штаны, носки и т.п.

По татарским обычаям, свадебное торжество проходит в несколько этапов:

фото 3

  1. Венчание молодой пары, по-татарски – Никах. Проходить эта церемония может как дома у невесты, так и в мечети. Проводит ее мусульманский священник – мулла в присутствии отца жениха и свидетелей новобрачных. Духовное лицо читает Коран, произносит соответствующую торжественному случаю молитву, по окончании которой брак считается зарегистрированным. Муфтий напутствует молодых супругов добрыми пожеланиями хранить семейный очаг в благости и мире. Молодая пара или свидетели от них дают священные обеты.

  2. Официальная регистрация брачного союза в органах ЗАГС.
  3. Туй – многодневный свадебный праздник. Вначале его организуют в жилище невесты, затем мероприятие переносится к жениху. В настоящее время дозволяется отмечать свадебное торжество в ресторанах, заказывая банкетный зал сразу на несколько дней.

В случае давнего знакомства молодоженов, если родители не против их союза, разрешается проводить помолвку сразу после сватовства, то есть в один день.

По этому поводу накрывают в доме невесты праздничный стол, за которым и решают все насущные вопросы по организации свадебного мероприятия. Будущие родственники обязательно одариваются презентами.

Проведение торжества

Гулять на татарской свадьбе по традиции принято по нескольку дней. Месяцем, на который приходится самое большое количество бракосочетаний, признан ноябрь, когда завершаются все сельскохозяйственные работы и наступает время отдыха от трудов праведных.

фото 4А так как татары – мусульманская нация, то и процесс празднования свадьбы таит в себе несколько особенностей. Конечно, в настоящее время невозможно провести мероприятие, соблюдая в точности все обычаи, присущие татарской свадьбе прошлого столетия.

Но добавить национального колорита в столь важную церемонию, как организация и проведение праздничного торжества, стоит обязательно. Украшают помещение для проведения торжества в зависимости от пожеланий, вкусовых пристрастий и религиозных предпочтений супругов. Не возбраняется использование стандартных наборов для декорирования свадебного зала – воздушных шариков, растяжек, пышных гирлянд из цветов и т.п.

Феерично и празднично выглядит помещение, оформленное в национальном стиле: скатерти с татарскими узорами, предметы сервировки, маленькие подушечки-думочки для гостей в красно-золотых тонах и т.д.

Особо верующие пары предпочитают, чтобы банкетный зал был украшен с обязательными элементами духовных наставлений и напутствий в счастливую семейную жизнь из священного Корана.

фото 5Время диктует свои правила, и музыкальное сопровождение праздника также может быть теперь совершенно иным, нежели прежде. Наравне с национальными песнями на торжестве вполне закономерно и присутствие современных музыкальных композиций в исполнении отечественных и зарубежных артистов.

Характерной чертой свадебного наряда невесты-татарки является закрытость всего тела по максимуму. Вместо фаты голову девушки покрывают красивым платком, полностью пряча её волосы. Ведь новобрачная отождествляется с непорочностью, смирением и добродетелью, а у мусульман особенно строго следят за нравственным поведением будущей супруги.

Примеры праздничной одежды новобрачной можно увидеть на фото, сделанных на мусульманских свадьбах.

Жениху предоставлена полная свобода в выборе праздничной одежды: это может быть костюм в европейском или национальном стиле. Главное, чтобы обязательно на голове присутствовала тюбетейка.

фото 6В основе успешного проведения татарской свадьбы лежит правильно подобранный сценарий. Следует заранее договориться с тамадой о включении веселых, интересных конкурсов и развлечений для многочисленных гостей торжества.

Не стоит пренебрегать свадебными обычаями и ритуалами – их присутствие в программе праздника поможет акцентировать внимание на семейных ценностях и традициях татарского народа. Ещё одной характерной особенность татарской свадьбы является то, что родители невесты забирают её избранника из его дома и доставляют к суженой.

Новобрачные встречаются в так называемом доме жениха — кияу эйе.

Если раньше приходилось строить отдельный домик к такому случаю, то теперь разрешается снять номер в отеле или арендовать квартиру.

фото 6

В этом помещении молодые проведут свою первую брачную ночь после свадьбы. По завершении всех вышеперечисленных мероприятий новоявленные супруги в сопровождении друзей и родственников отправляются в ресторан, где их ждет свадебный банкет.

На нем принято часто произносить в честь молодых такие тосты на татарском языке, как «Котлы булсын!» и «Озын гомер!», что означает «Да прибудет счастье в вашем доме!» и «Долгой совместной жизни!», а также зачитывать стихи.

В конце праздничного вечера молодые покидают гостей, чтобы провести совместную первую ночь в кияу эйе.

После свадьбы

Супруги по татарской старинной традиции обязаны сходить в баню. После её посещения молодых потчуют блинами и сладкими оладьями. Празднование длится несколько дней, затем новобрачные переезжают, к жениху и пир продолжается уже там.

фото 7Переезд жены в дом мужа – особенный для татар свадебный обряд входа новобрачной в новое жилище. Молодой супруге этот обычай помогает продемонстрировать свои лучшие стороны, как замечательной хозяйки, завести теплые отношения с родителями мужа. Для старшего поколения – отличная возможность отнестись добросердечно и по-отечески невестке, а также ещё раз поздравить супругов.

Происходит обряд следующим образом. По прибытии в дом мужа под ноги молодой супруге в знак особого уважения мужчины кладут подушку или шкурку животного. Свекровь и старшие сестры по линии мужа угощают новую родственницу хлебом с медом, устанавливая тем самым теплые отношения.

Чтобы привлечь изобилие и достаток в семью, молодая хозяйка погружает в миску с мукой свои ладони.

Обязательно молодая жена проводит свадебный ритуал освящения нового жилища – ей киендеру. Он состоит в украшении помещения красивыми шторами, скатертями, домоткаными половичками – так новобрачная демонстрирует своё приданное и осваивается в жилище супруга.

В этом видео представлена современная татарская свадьба:

Ещё одно испытание на хозяйственность ждет невестку во время обряда. Её просят сходить за водой, и если она сможет донести и не расплескать её, то заслужит уважение со стороны новых родственников.

Обменявшись подарками, супруги приглашают всех за праздничный стол.

Провести свадьбу по всем правилам татарского наследия, возможно, и не получится в реалиях современного времени. Но ни в коем случае нельзя пренебрегать священным Никах – благочестие ритуала является крепким фундаментом для любой молодой пары. Истинная любовь, взаимное уважение друг к другу и доверие – залог прочных семейных уз, скрепленных священными обетами. А как Вам такой стиль проведения свадебного торжества?

Источник: svadba.expert

Крымскотатарская свадьба: старинные обычаи

[Гульнара Абдулаева]  
Сегодня крымскотатарская свадьба ассоциируется с роскошным черным лимузином, ослепительным белым платьем невесты, шампанским, обручальными кольцами, нарядным кортежем, загсом и непременным никяхом в мечети. Что же поделаешь, дань нынешней моде. Все должно быть красиво и дорого, ведь такой день бывает раз в жизни и к нему необходимо готовиться загодя, обговаривать помещение, желательно стилизованный ресторан, искать хороших музыкантов, покупать новую одежду для нишана, украшать подарки, и т.д., и т.д. В общем, поле деятельности для фантазии и проявления новаторских идей, можно сказать, без ограничений. А между тем, мы шаг за шагом отдаляемся от всех тех традиций и обрядов, которые тщательно соблюдались нашими пра-пра-прабабушками и передавались из поколения в поколение. Конечно, не стоит всегда стоять на одном месте, новшества нужно вносить, хотя бы в силу того, что мы как здоровая нация должны развиваться и совершенствоваться, но и обычаев своих предков тоже не должны забывать, ведь в них был заложен особый глубокий смысл, собранный и проверенный веками.
Сватовство

Неудивительно, что сегодня мало общего со свадебными торжествами, к примеру, вековой давности. Ведь со временем многое меняется, приобретает новое формы, смысл и значение. Но все же некоторое черты сохраняются и сейчас, наверное, так и должно быть — это говорит о нашей идентичности и индивидуальности. 
Свадебная обрядность крымских татар, как и у большинства других народов, распадалась на три основных периода: предсвадебный, собственно саму свадьбу и послесвадебный.
Предсвадебный период включал в себя несколько этапов: знакомство и выбор невесты; сватовство — «сез кесим», обручение — нишан, или агъырнишан; жертвоприношение и дува (молебен); вечер-прощание в доме невесты; обряд окрашивания невесты хной. Необходимо заметить, что при всем разнообразии и локальных различиях обычаев и обрядов свадебного цикла его ключевые моменты к концу ХIХ-го — началу ХХ-го вв. оставались общими для всех групп крымских татар. Его основу составляли разнообразные ритуалы.
Знакомство молодежи, как правило, происходило на свадьбах. Юноши, заглядывая в окна и двери комнат, в которых находились девушки, выбирали себе среди них невесту. Знакомились и на праздниках, гуляньях. Люди собирались на природе, резали барана, устраивали различные соревнования, веселились. Помимо этого, несколько раз в году устраивались скачки, на которых парень мог присмотреть себе невесту.
Большое влияние на выбор жениха и невесты оказывало общественное мнение, репутация семей. Смотрели не только на богатство, хотя оно тоже играло свою роль, сколько на корни семьи, «на породу». С незапамятных времен в нашем народе не допускались близкие по крови браки. Чем дальше родство, тем лучше. Отмеривали до седьмого колена, чтобы не приведи Аллах, не жениться на своих кузинах — считалось, что крепкого потомства не будет. Но если родители одобряли выбор сына, то уже в дом девушки посылали сватов.
Одним из важных моментов предсвадебного цикла обрядов являлось сватовство «сез кесим», которое и завершало выбор брачного партнера. Роль сватов доверяли уважаемым людям. Заметим, что со времен Крымского Ханства юридически было запрещено отдавать дочерей замуж насильно. Каждая невеста во время визита посланных жениха, стояла за ширмой и сама изъявляла свое желание или нежелание. Если она была согласна, то после троекратного вопроса послов жениха, она подавала знак родителям кончиком платья высунутого из-за ширмы, в противном случае, она хранила молчание, тогда отец находил предлог для отказа претенденту. Если же родители и невеста были согласны, последняя передавала сватам вышитый собственноручно платочек. Взамен сваты отдавали ей приготовленный заранее подарок от жениха (платок, платье, отрез на платье, золотое кольцо и т. п.). Таким образом, при обоюдном согласии сторон, совершалась помолвка. А спустя некоторое время заключался агъырнишан. Сваты приносили с собой богъча (узел), в котором лежали подарки для невесты и для всех ее родственников, включая и грудных детей. Невесте обычно приносили подарки из золота. Родные невесты, в свою очередь, готовили подарки родне жениха. 
Забытая традиция
После нишана с обеих сторон шла подготовка к свадьбе. Невеста с подругами и родными занималась приданым, хотя, в основном, оно давно уже было приготовлено, так как начинали его готовить со дня рождения девочки. Приданое зависело от благосостояния семьи и обычно в него входило подушки, ковры, медная посуда, постельное белье, перины, одеяла, шелковые головные платки, шали, полотенца, салфетки, скатерти, носовые платочки. Незадолго до свадьбы, обязательно обе стороны проводили дува.
На кануне свадьбы, в доме невесты устраивался прощальный вечер, на котором присутствовали и гости со стороны жениха, но не он сам.
За день до этого события совершался ритуал с хной в присутствии родственников и свах жениха, которым в доме невесты накрывали стол. После угощения в специальной посуде начинали разводить хну. В это время девушки пели песню, посвященную этому обряду. Затем невесте красили хной кончики пальцев рук, а в некоторых районах и пальцы ног, а также волосы. На прощальном вечере у невесты всем желающим гостям, в специально отведенной комнате, показывали приданое. 
Это веселье (с песнями, танцами) продолжалось до следующего утра. Утром жених посылал подводу за невестой и приданым.
Свадьба
В некоторых районах, «никях» (собственно сам брак) заключался в доме невесты. Ее облачали в свадебный наряд, и следовало прощание с матерью, которая благословляла дочь. После ее ухода входил отец. Он надевал на дочь серебряный пояс. Затем невесту, укрытую марамой, усаживали в украшенный фаэтон, а рядом сажали маленького мальчика с Кораном в руках. За фаэтоном невесты двигались подводы с ее близкими родственниками и подвода с приданым. В таком составе свадебная процессия торжественно выезжала к жениху. Впереди посылали верховых с известием, что невеста выехала из дома. Они везли с собой подушечку. Эту подушку шили подруги невесты. Затем, в момент отъезда невесты, подушка эта продавалась с торга по низкой цене одному из друзей жениха, а тот по дороге продавал ее по более высокой цене другому, тот — третьему, и так — до приезда в дом жениха, где ее выкупали по высокой цене. По ней сторона жениха узнавала о приближении невесты.
Сам свадебный обряд — «той» проходил в доме жениха. Продолжительность его в прошлом была семь дней, позже он сократился до трех дней. Всадники с полотенцами через плечо, которое им подвязывала мать жениха, были вестниками предстоящей свадьбы.
В доме жениха готовили несколько комнат для разных групп гостей: стариков, замужних женщин, мужчин, девушек, парней, а особую для жениха и невесты. В специальной комнате под потолком, крест-накрест, из угла в угол натягивали веревку, на которой затем развешивали приданое, посмотреть которое мог зайти каждый. Музыканты по очереди обходили эти комнаты и развлекали гостей. 
В день приезда невесты жених уходил к своим близким родственникам, так как считалось, что если он увидит приезд невесты, то рано умрет.
Все ждали приезда невесты. И когда процессия подъезжала к дому жениха, у самых ворот ее встречали музыканты, исполняющие встречный марш. Близкие родственники вели невесту в дом жениха. У дверей ее встречали родители. Мать жениха обсыпала невесту пшеницей, сладостями, монетами. У приехавших с невестой выкупался Коран. Мальчику, привезшему Коран, давали большой подарок, а невесту провожали в специальную комнату, где происходил обряд «никях», если его не совершили в доме у невесты.
После приезда невесты начиналась свадьба. Гостей сажали за столы, на которые подавали чебуреки, сарма, долма, шашлыки, отварное мясо, курабье, печенье и т.д. 
Мать жениха шла в комнату невесты, где при ее входе старшая из сопровождающих невесту приподнимала покрывало, и будущая свекровь клала невестке в рот мед с маслом или варенье. Затем, выпив кофе, она уходила, посылая через некоторое время угощение в эту комнату.
«Головы жениха»
После приезда невесты двое приближенных жениха, так называемые «головы жениха», начинали приготовление к его бритью (к тому времени он уже возвращался от родственников). Этот обряд символизировал прощание с холостяцкой жизнью и смену социального статуса. Парикмахер брил жениха. Бритье периодически прерывалось танцами всех присутствующих. Тут же, на земле, лежал платочек, на который все присутствующие бросали деньги, которые затем отдавали парикмахеру. А от невесты ему же дарили красивое полотенце. Жених после этого с помощью друзей переодевался и обходил родителей и всех присутствующих стариков и целовал им руки. Отец и мать благословляли сына, отец надевал ему на голову шапку. В это время в приготовленной для жениха и его друзей комнате накрывали стол.
После угощения молодежь с музыкантами выходила во двор и пела песню: «Выходи жених», повторяя ее несколько раз. Жених выходил и вместе с друзьями удалялся со свадьбы на холостяцкую пирушку, они развлекались вдали от дома, где-нибудь на природе. Там устраивали различные соревнования, например, борьбу.
После ужина невесту провожали в отдельную комнату, где она, совершив омовение, начинала читать молитвы. После этого ее переодевали в другое красивое, дорогое платье, подаренное женихом, преимущественно из бархата обшитое серебряной тесьмой, опоясывали серебряным поясом, на голову надевали фес, украшенную золотыми монетами. Поверх фески надевался шарф. На ногах у невесты были кожаные туфли без каблуков, а зимой — вышитые, мягкие, кожаные сапоги. Кроме того, на ней было много украшений: браслеты, кольца, бусы, серьги, большое количество золотых украшений на груди. Сверху невесту покрывали покрывалом. Бывало и так: пользуясь тем, что невеста закрыта покрывалом ото всех, показывали одну дочь, а в день свадьбы подсаживали другую (например, старшую). Так как свадьбы раньше были дорогими, то таких невест не возвращали.
Невесту сажали за занавес, где она ждала прихода жениха. После застолья, разговоров, песен, музыки и танцев гости начинали расходиться по домам. И только около двенадцати ночи жениха с песнями и музыкой вели к невесте.
Утром молодых будили музыканты. Невеста с женихом вставали, совершали омовение. Затем жених уходил к молодежи. А к невесте приходили свахи, переодевали ее в другое, более дорогое платье и только потом давали знать, что молодая невестка готова к приходу родственников мужа.

Источник: avdet.org

1

  • Авторы
  • Файлы
  • Литература

Во время свадебной церемонии происходит юридическое оформление отношений парня и девушки. В результате этого формируется новая ячейка общества, осуществляется воспроизводство человека, его воспитание.

В силу своей большой значимости, свадебный обряд является одним из самых устойчивых элементов традиционной культуры.

Татарская свадьба – это яркое и очень сложное явление быта татар. Изучению семейных и свадебных татарских традиций посвящены многие научные труды. То обстоятельство, что татары в большинстве своем – мусульмане, диктует проведение свадьбы по законам ислама, а богатые национальные обычаи древнего народа делают татарскую свадьбу самобытной и интересной [1, c. 38-42].

У татарского народа очень древняя культура с сильным национальным духом, сохранившим свои традиции и своеобразные обряды. Именно они проявляются в возрождающихся сегодня свадебных традициях. Татарская свадьба изменялась и развивалась, но при этом прослеживается некое наличие единства свадебных обрядов у разных групп татар, хотя свадебные обряды, угощения и чины у них называются различными терминами. Например, у православных татар – кряшен и татар-мусульман религиозный обряд- бракосочетание: у мусульман – это никах, а у христиан – это венчание в церкви.

Торжественные обряды у татар издавна были своеобразны и самобытны. Они сохранили свой тайный смысл для обеспечения спокойствия, достатка и многодетности семьи.

Г. Агмеров в начале XX века выделял три формы заключения брака у татар: похищение невесты, по сватовству и добровольный уход девушки к жениху. До начала XX века для свадебного обряда татар было характерно заключать брак по сватовству [2]. Именно эта форма бракосочетания в отличие от добровольного ухода девушки к жениху и похищения невесты, отличалась строгим соблюдением обрядности. Причем, обряды были характерны для определенной местности, а различия имели социальный характер (богатство подарков, количество гостей, длительность свадебных гуляний).

Порядок проведения свадьбы был следующим: от родственников жениха поступало предложение родителям невесты, и во время сватовства обсуждалось количество и качество даров – калым (по-татарски – калын) и время проведения свадьбы. В перечень подарков, которыми родственники жениха должны были уплатить выкуп за невесту, входили головные уборы, обувь, предметы обихода, одежда, постельные принадлежности. Так же, полагалось отдать деньги для приготовления приданного невесты и внести лепту продуктами для свадебного торжества. Размер приданого невесты особо не обговаривался. После этого, следовал сговор. Сторона невесты передавала в подарок полотенце или скатерть, а сторона жениха чаще всего, передавала деньги. Родственников невесты, принимавших участие в сговоре, всегда потчевали угощением.

Официальная часть, называемая никах, проводилась в доме невесты. Родители жениха были главными гостями. Они приезжали не с пустыми руками, привозили угощения и калым, если он не был передан до свадьбы. Роли всех присутствующих на этом событии, (родственников), были заранее оговорены: часть родни невесты приглашала к себе родственников жениха, и приглашала их на ночлег, так как свадьба продолжалась не один день, другая часть родственников невесты приносила угощение на свадьбу.

Сам обряд никах проводил мулла [3]. Он записывал в особой книге условия, на которых заключался брак. При этом оговаривалась сумма, которая достанется жене при расторжении брака по желанию мужа, так же перечислялись затраты на свадьбу со стороны жениха. При этом действе жениха и невесты не было, и на вопрос муллы о согласии на брак отвечали за жениха – его отец, а за невесту – свидетели. Свидетели интересовались у невесты, о ее согласии или несогласии на брак, когда она находилась в другой комнате. Получив согласие жениха и невесты, мулла читал Коран в торжественной обстановке. И только после обряда никах начиналось свадебное угощение.

Два или три дня гости праздновали свадьбу в доме невесты. А после их отъезда, готовились к приезду жениха. Помещение, в котором молодые проведут несколько дней, на период первого приезда жениха, тщательно украшали предметами из приданого невесты. Этот приезд знаменателен тем, что жениху приходилось неоднократно платить выкуп, как за въезд во двор, за возможность войти к невесте, а так же тем, кто стелил брачную постель и топил баню. Самый ценный подарок преподносился супруге. Первый приезд жениха длился от двух до шести дней, потом он уезжал к своим родителям и затем навещал невесту по четвергам, а утром уезжал. Продолжительность этого периода зависела от выплаты калыма.

После полного погашения калыма, молодая жена могла переехать в дом мужа. Здесь тоже соблюдались традиции. Встречая молодую невестку, мать мужа стелила ей под ноги шубу или мягкую подушку, встречая с добрыми словами. В доме, невестка должна была повесить полотенце, а только потом уже сесть за стол и обязательно отведать намазанную маслом и медом хлебную горбушку. Этот обычай соблюдался, чтобы невестка в будущем была покладистой, мягкой и уживчивой. Так же, руки молодой жены, погружали в муку, чтобы обеспечить достаток в новой семье. Она должна была украсить дом, предметами из приданного и ей показывали дорогу к роднику, после чего молодая жена одаривала всех родственниц, которые помогали ей в этом действе.

После переезда молодой в дом мужа, продолжались угощения, как в доме родителей мужа, так и в домах его родственников. Молодые навещали родителей жены, а они в свою очередь навещали их, приходя в дом жениха [4].

На обычаи татарских свадеб повлияли изменения в жизни всего общества. Было не простым начало XX века. Годы восстановления после тяжелой гражданской войны, материальные лишения привели к менее строгому соблюдению cвадебных традиций. Период 30-х-60-х годов характеризовался сокращением традиционных и появлением новых свадебных обрядов.

Студенткой кафедры «Реклама и связи с общественностью», (Казанский (Приволжский) федеральный университет), было проведено социологическое исследование по выявлению отношения к свадебным традициям и обрядам татарского народа.

Исследование проводилось с 6-8 января 2013 г. среди жителей республики Татарстан г. Набережные Челны, с помощью интернет – опроса, всего было опрошено 77 человека, в анкетировании приняли участие респонденты в возрасте от 18 до 27 лет, как мужчины, так и женщины, представители мусульманской религии.

usupova1.wmf

Рис. 1

usupova2.wmf

Рис. 2

usupova3.wmf

Рис. 3

Данные опроса показали, что респонденты 22-27 лет положительно относятся к никаху, как мужчины, так и женщины (92 %-95 %). Это говорит о том, что в наше время, молодежь является духовно развитой, что не может не радовать.

Практически все опрошенные сходятся в одном, что в наше время старые традиции и обряды утеряны или не соблюдаются (98 %), и лишь 2 % считают иначе и готовы вступить в брак по старым традициям.

Опрос показал, что молодежь не против религиозных браков (возврат к старым традициям), но на вопрос, о совместном проживании с родителями мужа, женщины 100 % ответили, что не согласны, а вот мужчины (25 %) согласны жить под одной крышей со своими родными.

Из проведенного социологического исследования можно сделать вывод: традиции, передаваемые от поколения к поколению, в наше время, пожалуй, можно сравнить с антиквариатом, так как общество неуклонно развивается, а вместе с ним изменяются и обычаи. Возврат к духовным ценностям, вернет и передаст новым поколениям большую часть народных традиций.


Библиографическая ссылка

Юсупова К.Н. СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ ТАТАРСКОГО НАРОДА // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 8. – С. 88-90;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32712 (дата обращения: 17.08.2019).

Источник: natural-sciences.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.