Традиции якутского народа


Якуты являются коренным населением Республики Якутия (Саха) и самым крупным из всех коренных народов Сибири. О предках якутов было впервые упомянуто в 14 веке. Предки современных якутов — кочевое племя курыканов, которые до XIVвека жили на территории Забайкалья. Пришли они туда из-за реки Енисей. Якуты делятся на несколько основных групп:

  • амгинско-ленские, проживают между рекой Леной, на прилегающем левобережье реки, между нижним Алданом и Амгой;
  • олёкминские, заселяют территории в бассейне Олёкмы;
  • вилюйские, живут в бассейне Вилюя;
  • северные, проживают в тундровой зоне бассейнов рек Колыма, Оленёк, Анабар, Индигирка и Яна.

Самоназвание народа звучит как саха, во множественном числе сахалар. Есть и старинное самоназвание уранхай, которое еще пишется ураанхай и ураангхай. Эти названия и сегодня используются в торжественных речах, песнях и олонхо. Есть среди якутов сахаляры — метисы, потомки смешанных браков между якутами и представителями европеоидной расы. Это слово нельзя путать с вышеупомянутым сахалар.

Традиции якутского народа

Где живут

Основная часть якутов проживает в Якутии, на территории России, некоторая часть живет в Магаданской, Иркутской областях, Красноярском и Хабаровском краях, в Москве, Бурятии, Санкт-Петербурге и на Камчатке.

Численность

На 2018 год численность населения республики Якутия составляет 964 330 человек. Почти половина всей численности приходится на центральную часть Якутии.

Язык

Якутский на ряду с русским является одним из государственных языков Республики Якутии. Якутский относится к тюркской группе языков, но значительно отличается от них лексикой неясного происхождения, которая, возможно, относится к палеоазиатской. В якутском много слов монгольского происхождения, древних заимствований и русских слов, которые появились в языке после того, как Якутия вошла в состав России.

Используется якутский язык в основном в быту якутов и их общественной жизни. Владеют этим языком эвенки, эвены, долганы, юкагиры, русское старожильческое население: ленские крестьяне, якутяне, походчане и русскоустьинцы. Используют этот язык на территории Якутии в делопроизводстве, на нем проводятся мероприятия культурно-массового характера, издаются газеты, журналы, книги, ведется радиовещание и телевизионные программы, есть интернет-ресурсы на якутском языке. В городе и сельских местностях на нем ставят постановки. Якутский является языком древнего эпоса олонхо.


Распространено среди якутов двуязычие, 65% свободно говорят на русском. В якутском языке существует несколько групп диалектов:

  1. Северо-Западная
  2. Вилюйская
  3. Центральная
  4. Таймырская

В якутском языке сегодня используется алфавит на основе кириллицы, в нем есть все русские буквы и еще 5 дополнительных, а также 2 комбинации Дь дь и Нь нь, применяется 4 дифтонга. Долгие гласные звуки на письме обозначаются удвоенными гласными буквами.

Традиции якутского народа

Характер

Якуты очень трудолюбивые, выносливые, организованные и упорные люди, обладают хорошей способностью приспосабливаться к новым условиям жизни, переносить трудности, невзгоды и голод.

Внешность

У якутов чистой расы овальная форма лица, широкий и гладкий, невысокий лоб, черные глаза с чуть скошенными веками. Нос прямой, часто с горбинкой, рот большой, зубы крупные, скулы умеренные. Цвет лица смуглый, бронзовый или изжелта-серый. Волосы прямые и жесткие, черного цвета.


Одежда

В национальном костюме якутов сочетаются традиции разных народов, он отлично приспособлен для сурового климата, в котором живет этот народ. Это отражается в крое и оформлении одежды. Состоит костюм из кафтана с поясом, кожаных штанов и меховых носков. Рубахи якуты подпоясывают ремешком. Зимой носят сапоги из оленьей кожи и меха.

Главный орнамент одежды, это цветок лилии-санданы. В одежде якуты стараются сочетать все цвета года. Черный — это символ земли и весны, зеленый — лето, коричневый и красный — осень, серебряные украшения символизируют снег, звезды и зиму. Якутские узоры всегда состоят из разветвленных непрерывных линий, которые означают, что род не должен прекращаться. Чем больше у такой линии ответвлений, тем больше детей у человека, которому принадлежит одежда.

Традиции якутского народа

В пошиве верхней одежды использован разношерстный мех, жаккардовый шелк, сукно, кожа и ровдуга. Украшается костюм бисером, орнаментными вставками, металлическими подвесками и украшениями.

Бедняки шили нательную и летнюю одежду из тонкой замшевой кожи, богатые носили рубахи из китайской хлопчатобумажной ткани, которая была дорогой и получить ее можно было только путем натурального обмена.


Праздничная одежда якутов более сложного кроя. Стан к низу расширен, у рукавов сборка по окату. Называются такие рукава бууктаах. Облегченные кафтаны имели ассиметричную застежку, щедро декорировались бисерной вышивкой, узкой полоской дорогого меха и металлическими элементами. Носили такую одежду только зажиточные.

Одним из предметов гардероба якутов являются халатообразные изделия, пошитые из ткани дабы с цельнокроеными рукавами. Носили ее женщины в летний период. Шапка якутов похожа на камелек. На верхушке обычно делали отверстие для того, чтоб туда заглядывали луна и солнце. Ушки на шапке означают связь с космосом. Сегодня их принято украшать бисером.

Традиции якутского народа

Религия

До того, как Якутия вступила в состав России, народ исповедовал религию Аар Айыы, которая предполагала веру в то, что все якуты являются детьми Танара — бога и родственника 12 Белых Айыы. Они верили, что ребенок еще с момента зачатия окружен духами иччи и небожителями, верили в злых и добрых духов, духов-хозяев и духов умерших шаманов. У каждого рода было животное-покровитель, которого нельзя было называть по имени и убивать.

Якуты верили, что мир состоит из нескольких ярусов, в верхнем главой является Юрюнг Айыы Тойон, в нижнем — Ала Буура Тойон. Духам, которые живут в верхнем мире, в жертву приносили лошадей, тем, кто живет в нижнем мире — коров. Важное место занимал культ женского божества плодородия Айыысыт.


В 18 веке в Якутию пришло христианство, и большая часть коренного населения стала православными христианами. Но массовая христианизация в большинстве была формальной, якуты нередко принимали ее из-за льгот, которые им полагались взамен, и долгое время поверхностно относились к этой религии. Сегодня большинство якутов являются христианами, но распространена и традиционная вера, пантеизм, агностицизм. До сих пор в Якутии есть шаманы, правда, их крайне мало.

Традиции якутского народа

Жилище

Якуты жили в урасах и бревенчатых балаганах, которые еще назывались якутскими юртами. С 20 века начали строить избы. Поселения якутов состояло из нескольких юрт, которые располагались друг от друга на большом расстоянии.

Юрты строились из стоячих круглых бревен. Для строительства использовались только мелкие деревья, рубка больших является грехом. Место для постройки должно быть расположено низко и защищено от ветра. Якуты всегда ищут «счастливое место» и не селятся среди больших деревьев, так как считают, что они уже взяли из земли всю силу. При выборе места для строительства юрты якуты обращались к шаману. Часто жилища строились разборными, чтобы было легко их перевозить при кочевом образе жизни.


Двери в жилище расположены с восточной стороны, навстречу солнцу. Крышу покрывали берестой, для освещения в юрте делали много маленьких окон. Внутри расположен камин, обмазанный глиной, вдоль стен стояли широкие лежаки разной формы, отделенные друг от друга перегородками. У входа расположен самый низкий. На высоком лежаке спит хозяин жилища.

Традиции якутского народа

Жизнь

Основными занятиями якутов было коневодство и скотоводство. Мужчины смотрели за лошадьми, женщины — за крупным рогатым скотом. Проживающие на севере якуты разводили оленей. Якутский скот был малопродуктивен, но очень выносливый. Издавна среди якутов было известно сенокошение, еще до прихода русских развито было и рыболовство. Рыбу ловили в основном летом, зимой во льду делали проруби. В осенний период якуты устраивали коллективную неводьбу, добыча делилась между всеми участниками. Бедняки, у которых скота не было, кормились в основном рыбой. Специализировались на этой деятельности и пешие якуты: кокулы, онтуи, осекуи, орготы, крикийцы и кыргыдайцы.

Охота особенно была распространена на севере и являлась в этих регионах основным источником пропитания. Охотились якуты на зайца, песца, птицу, лося и северного оленя. С приходом русских в тайге стала распространяться пушная и мясная охота на медведя, белку, лисицу, но позже, из-за снижения численности зверей, стала уже не так популярна. Якуты охотились с быком, за которого прятались, подкрадываясь к добыче. По следу зверей гонялись на конях, иногда с собаками.


Традиции якутского народа

Занимались якуты и собирательством, собирали внутренний слой коры лиственницы и сосны, сушили на зиму. Собирали коренья чекана и сарана, зелень: лук, щавель и хрен, занимались сбором ягод, но не употребляли малину, так как считали ее нечистой.

Земледелие якуты заимствовали у русских в 17 веке, и до 19 века это направление хозяйства было развито очень слабо. Выращивали ячмень, редко пшеницу. Широкому распространению земледелия среди этого народа, особенно в Олёмкинском округе, способствовали ссыльные русские поселенцы.

Хорошо развита была обработка дерева, якуты занимались художественной резьбой, раскрашивали изделия отваром из ольхи. Обрабатывали также бересту, кожу и меха. Из кожи производили посуду, из шкур коров и лошадей — коврики, из меха зайца шили одеяла. Конский волос использовали в шитье, плетении и вышивке, ссучивали руками в шнуры. Якуты занимались лепной керамикой, что выделяло их среди других сибирских народов. Была развита в народе плавка и ковка железа, плавка и чеканка серебра, меди и других металлов. С 19 века якуты начали заниматься резьбой по кости.


Передвигались якуты в основном верхом, а грузы перевозили вьюками. Делали лыжи, которые подбивали конским камусом, и сани, в которые запрягали быков и оленей. Для передвижения по воде мастерили берестяные лодки под названием тыы, делали плоскодонные доски, парусные суда-карбасы, которые заимствовали у русских.

В древности коренные народы, проживавшие на севере Якутии, вывели породу собак якутская лайка. Распространена и порода крупных придворовых якутских собак, которая отличается неприхотливостью.

Коновязей у якутов очень много, с древних времен они являются основными составляющими народа, с ними связаны традиции, обычаи, верования и обряды. Все коновязи имеют различную высоту, форму, украшения и орнаменты. Существует 3 группы таких конструкций:

  • надворная, в нее входят те коновязи, которые устанавливают у жилища. К ним коней привязывают;
  • столбы для проведения религиозных обрядов;
  • коновязи, устанавливаемые на главном празднике Ысыах.

Еда

Традиции якутского народа

Национальная кухня якутов немного схожа с кухней монголов, бурятов, северных народов и русских. Блюда готовят методом отваривания, сбраживания и заморозки. Из мяса якуты употребляют в пищу конину, оленину и говядину, дичь, кровь и потроха. Широко распространено в кухне этого народа приготовление блюд из сибирской рыбы: чира, осетра, омуля, муксуна, пеляди, хариуса, нельмы и таймени.


Якуты максимально используют все компоненты исходного продукта. Например, при приготовлении карасей по-якутски рыба остается с головой и практически не потрошится. Чешую счищают, через небольшой надрез удаляют желчный пузырь, часть толстой кишки и прокалывают плавательный пузырь. Рыбу жарят или варят.

Все субпродукты используются довольно активно, очень популярен суп из потрошков, кровяные деликатесы, конский и говяжий ливер, который заполняется смесью из крови и молока. Мясо с говяжьих и конских ребер называется в Якутии ойогос. Едят его замороженным или сырым. Из замороженной рыбы и мяса делают строганину, которую едят с острой приправой. Из лошадиной и говяжьей крови делают кровяную колбасу хаан.

В традиционной кухне якутов не используются овощи, грибы и фрукты, употребляются только некоторые ягоды. Из напитков употребляют кумыс и более крепкий койуургэн, вместо чая пьют горячий морс. Из молока коровы готовят простоквашу суорат, взбитые сливки керчэх, густой крем из сбитого с молоком масла, который называется кобер, чохоон — сбитое с ягодами молоком и масло, творог иэдьэгэй, сыр суумэх. Из смеси молочных продуктов и муки варят густую массу саламат. Из квашеного раствора ячменной или ржаной муки делают бурдук.

Традиции якутского народа

Фольклор


Древний эпос олонхо передается из поколения в поколение и похож в исполнении на оперу. Это древнейшее эпическое искусство якутов, которое занимает самое основное место в фольклоре народа. Олонхо обозначает эпическую традицию и служит названием отдельных сказаний. Поэмы длиной в 10 000-15 000 строк исполняются народными сказителями, которыми могут стать далеко не все. Сказитель должен обладать ораторским и актерским талантом, уметь импровизировать. На исполнение больших олонхо может уйти 7 ночей. Самое крупное такое произведение состоит из 36 000 стихотворных знаков. В 2005 году олонхо было объявлено ЮНЕСКО «шедевром нематериального и устного наследия человечества».

Народные певцы якутов используют тип горлового пения дьиэрэтии ырыа. Это необычная техника пения, артикуляция которой основана в гортани или глотке.

Самый известный из музыкальных инструментов якутов это хомус — якутская разновидность варгана и струнно-смычкового инструмента. Играют на нем губами и языком.

Традиции якутского народа

Традиции

Якуты всегда стремились жить в гармонии с собой, верой и природой, они чтут традиции и не боятся перемен. Традиций и обрядов у этого народа столько, что можно написать об этом отдельную книгу.

Якуты ограждают свои жилища и скот от злых духов, используя множество заговоров, проводят обряды для приплода скота, хорошего урожая и рождения детей. До сегодняшнего дня у якутов существует кровная месть, но ее постепенно заменили на выкуп.

Камень Сат у этого народа считается волшебным, женщинам на него смотреть нельзя, иначе он потеряет свою силу. Находят эти камни в желудках птиц и животных, заворачивают в бересту и заматывают конским волосом. Считается, что с помощью определенных заклинаний и этого камня можно вызвать снег, дождь и ветер.

Якуты являются очень гостеприимными людьми и любят дарить друг другу подарки. Родильные обряды у них связаны с богиней Айыысыт, которую считают покровительницей детей. Согласно мифам, Айыы принимает только жертвоприношения растительного происхождения и молочные продукты. В бытовом современном языке якутов есть слово «аньыы», смысл которого переводится как «нельзя».

В брак якуты вступают с 16 до 25 лет, если семья жениха небогатая и калыма нет, можно невесту украсть, а потом помогать семье жены и тем самым отработать калым.

До 19 века в Якутии было распространено многоженство, но жены при этом жили отдельно от мужа, и каждая вела свое хозяйство. Существовал калым, который состоял из скота. Часть калыма — курум предназначалась для свадебного празднества. За невестой было приданое, которое по своей ценности было равно половине калыма. В основном это была одежда и утварь. Современный калым заменили на деньги.

Обязательный традиционный обряд у якутов — это Благословение Айыы на торжествах и праздниках на природе. Благословения — это молитвы. Самым важным праздником является Ысыах, день восхваления Белых Айыы. При охоте и рыболовстве проводят обряд задабривания духа охоты и удачи Байанай.

Традиции якутского народа

С умершими проводили обряд воздушного погребения, подвешивали тело в воздухе. Обряд означал предание покойного свету, воздуху, духу и дереву.

Все якуты почитают деревья, считают, что в них живет дух хозяйки земли Аан Дархан Хотун. Когда восходили на горы, лесным духам традиционно приносили в жертву рыбу и животных.

Во время национального праздника Ысыах проводятся национальные якутские прыжки, международные игры «Дети Азии», которые делятся на следующие этапы:

  1. Кылыы, 11 прыжков без остановки, начинается прыжок на одной ноге, приземляться надо на обе ноги;
  2. Ыстанга, 11 прыжков по очереди с ноги на ногу. Приземляться нужно на обе ноги;
  3. Куобах, 11 прыжков без остановки, во время прыжка с места нужно отталкиваться сразу двумя ногами или приземляться с разбега на обе ноги.

Национальным видом спорта у якутов является мас-рестлинг, в процессе которого соперник должен вырвать из рук соперника палку. Этот спорт был выведен в 2003 году. Еще один вид спорта хапсагай — очень древний вид борьбы у якутов.

Свадьба в Якутии — особенное явление. С рождением в семье девочки, родители, по священной древней традиции, ищут ей жениха и многие годы следят за его жизнью, манерами и поведением. Обычно мальчика выбирают из той семьи, где отцы отличаются крепким здоровьем, выносливостью и силой, хорошо умеют трудиться руками, строить юрты, добывают пропитание. Если отец мальчика не передаст ему все свои навыки, его перестают рассматривать в качестве жениха. У некоторых родителей получается быстро найти жениха для дочери, а у кого-то этот процесс занимает долгие годы.

Традиции якутского народа

Сватовство является одним из обычаев и традиций якутов. Родители в назначенный день уходят в дом предполагаемого жениха, а девушке нельзя выходить из дома. Родители беседуют с родителями парня, во всех красках описывают свою дочь и ее достоинства. Если родители парня не против свадьбы, обсуждается размер калыма. К свадьбе девушку готовит ее мать, готовит ей приданое, шьет наряды. Невеста выбирает время свадьбы.

Раньше свадебное платье шили только из натуральных материалов. Сегодня это необязательно, важно только, чтобы наряд был белоснежным и комплектовался тугим поясом. На невесте должны быть обереги для защиты новой семьи от болезней и зла.

Невеста и жених сидят в разных юртах, шаман, мать жениха или отец невесты окуривают их дымом, очищая от всего дурного. Только после этого жених с невестой встречаются, их объявляют мужем и женой, и начинается торжество с застольем, танцами и песнями. После замужества девушка должна ходить только с покрытой головой, ее волосы должен видеть только муж.

Источник: travelask.ru

Знакомство  с бытом и традициями якутского народа.

                                                                                          Люблю тебя, Якутия моя!

                                                                                                Отчизна, занесенная снегами.

                                                                                Ветра твоих долин,

                                                                                        В весеннем небе солнце,

                                                                        Словно пламя!

С. Денисов

Каждый народ, даже самый малочисленный, представляет собой живительный источник знаний и добра. Северные народы не только освоили для человечества крайне суровую и богатейшую по своим природным ресурсам огромную территорию, но и создали свою самобытную материальную и духовную культуру. Этим самым они доказали способность человека к выживанию и занятиям созидательной деятельностью.

«Крайний север – край вечной мерзлоты, северных сияний, долгой зимы и короткого лета. Дивный край завьюженной зимы».  Так нежно,  с  любовью  отзывался   о Якутии поэт П. Федосеев. Когда-то по заснеженным просторам нашей родины бродили гигантские предки слонов – мохнатые мамонты, и первобытные охотники оглашали воздух своим боевым кличем. Следы тех давних событий хранит замерзшая земля – земля Саха.

Сегодняшний день требует приобщения детей к процессу дальнейшего развития культуры народов Якутии,  ее национальной гордости, к процветанию родной земли во всех отношениях. Детство – пора становления личности. Только в детстве закладывается фундамент для  развития личности человека, для совершенного знания родного языка, определяющего характер и направленность его отношения к природе, людям, культуре.  В дошкольном возрасте любознательность ребенка чрезвычайно остра, его познавательный интерес беспрестанно растет, он засыпает взрослых вопросами. Нельзя подавлять в нем это естественное стремление, нужно стараться давать максимально полные ответы, обогащать его язык.

Якутия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью,  необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять якутский язык, историю и культуру как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, прививать ненавязчиво, непринужденно, иначе в ребенке не сможем пробудить чувство любви к Родине, к краю, в котором живем.

Якутский философ А.Г. Новиков писал, что в этом огромном мире вера в одухотворенность природы позволила нашим предкам находиться в  более гармоничных отношениях с окружающей средой. Для саха особенно характерно художественное, а затем шаманское осмысление мира. Именно поэтому национальная культура,  как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души  ребенка, началом, порождающим личность. Надо научить ребенка с любовью и уважением относиться к национальным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, пронесенных сквозь века.

 В результате бесед с детьми мы  выявили, что у детей нет знаний о том, чем занимаются люди, живущие в Якутии, каковы их традиции и обычаи. А после беседы «Мой город Нерюнгри»  убедились в этом еще раз, потому что у большинства детей крайне мало знаний даже  о городе, в котором они живут.

Родителям предложили заполнить анкету «Знаете ли вы о том…?»

  1. Сколько городов  в Якутии? (11)
  2. В каком году началось строительство БАМа?(1974)
  3. На сколько километров тянутся  Ленские столбы? (180)
  4. Какими полезными ископаемыми богата Якутия? (золото, алмазы, уголь, железная руда…)
  5. Самое большое озеро Якутии? (Моготоево)
  6. Какие коренные народы населяют Якутию? (саха, эвены, эвенки, юкагиры, чукчи, долганы)
  7. Какой традиционный праздник отмечают в Якутии летом? (Ысыах)

Ответы были разными, и общая картина мало впечатляла. Мы поставили перед собой цель:

  • Приобщить детей к культуре, традициям, обычаям северян, воспитывать уважение к их труду.

Мы  обратились к родителям с просьбой помочь  в подборе необходимой литературы: детской художественной, литературы, отражающей национальный фольклор и игры. И были приятно удивлены, когда наряду с литературой стали приносить национальные предметы быта и труда, образцы национальной одежды и полезных ископаемых, изделия народно-прикладного искусства, фотографии о строительстве БАМа и о городе Нерюнгри, шкуры оленя и даже медведя.  Эта поисковая работа, в которую включились педагоги, родители и дети, еще больше объединила нас, сплотила, дала толчок к дальнейшей творческой работе.

Видя заинтересованность родителей, живой познавательный интерес в глазах детей, их эмоциональное отношение, у нас возникла идея создать в нашем детском саду  особую комнату якутской культуры.  Но чтобы осуществить эту идею, предстояло еще много работы. Был  составлен перспективный план работы на год, где первым пунктом было знакомство детей с родным городом. Мы начали с оформления фотоальбома «Любимый город» и сразу столкнулись с проблемой, какая фотография должна быть первой в альбоме. Каждому ребенку хотелось, чтобы это была фотография его улицы или дома.   Дети спорили, рассуждали, приводили свои доводы, доказывали, пытались отстоять свою точку зрения. В результате спора мы пришли к решению, что это должна быть фотография нашего общего дома – нашего детского сада.

Ко дню города оформила папку «Белокаменный красавец» и выставку детских рисунков, в которых была отражена повседневная жизнь горожан.  Чтобы вызвать интерес у детей и желание больше узнавать о своем городе,   организовали экскурсию по городу. Для закрепления полученных знаний были проведены беседы «Строители БАМа», «Кто построил мой город», «Нерюнгри – один из промышленных центров Якутии». Также на занятиях по аппликации и рисованию дети выполняли работы по темам «Мы строим город», «Идет добыча угля», «Праздничный салют» и др. В рисунках дети отображали свои впечатления, наблюдения.

С целью познакомить детей с коренным населением нашей республики была организована экскурсия в краеведческий музей. Экскурсовод музея рассказала детям о родном крае, о коренных жителях Якутии, о занятиях людей, традициях, природе и животном мире Якутии. Детям все было интересно, они с увлечением рассматривали, как выглядит якутский балаган, различные орудия труда, старинная якутская одежда, посуда и многое другое. Экскурсия в музей открыла для детей новую неизвестную страницу, с которой им предстояло  познакомиться. Мы поставили перед собой цель  — изучить научно-методическую литературу, которая была опорой в   работе. Мы познакомились с работами «Якуты» В. Серошевского,  «Этнопедагогика» Г.Н.Волкова, «Родной край» Р.И. Жуковского, «История Якутии» А.Н. Гоголева. Много информации получили из работы Е.Е. Аммосовой «Ремесла предков вчера и сегодня». Просмотрели детские научно-познавательные журналы «Колокольчик», «Илкен», «Северные просторы», детскую художественную литературу писателей и поэтов Якутии.

Наиболее распространенным жанром фольклора является сказка. Именно сказка располагает самой яркой доступной информацией для детей. И поэтому ей отведено главное место  в своей работе  по ознакомлению детей с бытом и традициями народов Севера. Мы с детьми приходим в свой мини-музей, рассаживаемся на медвежьей шкуре вокруг камелька  и ведем задушевный разговор. Так, через сказки, наглядный материал, дидактические и подвижные игры мы начали знакомить детей с традиционными занятиями коренных  народов Якутии (охота, рыболовство, оленеводство, животноводство).

Каждый раз после чтения или рассказывания сказки мы беседуем по ее содержанию. Так, познакомив детей с якутской народной сказкой «Смелый Ойхур»,  стараемся воспитывать в них такие качества, как отвага, находчивость, смелость. Задаю вопросы:

  • Кто вам понравился в сказке больше? И почему?
  • Что было бы, если Ойхур струсил? Хотели бы вы быть похожими на него?

Через сказки  «Скупой рыбак», «Как песня спасла жизнь», «Умная девушка» и др.  знакомим детей с традициями гостеприимства: приветь любого гостя, обогрей заблудившегося путника, не расспрашивай, угости лучшим куском. Через такие сказки подводим детей к пониманию того, что на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.

Большое место в фольклоре народов Севера занимают сказки о животных. Они по- своему объясняют повадки, рассказывают о внешнем виде животных, о взаимоотношениях человека и зверя. В этих сказках учим детей видеть  в главных  персонажах людей, оценивать героев и их поступки.

Для закрепления знаний и расширения кругозора детей используем такую  дидактическую игру, как  «Отгадай загадку, используя символы». Мы вместе с детьми  придумали символы, которые характеризуют северных животных, птиц, растения.

Хочу особо подчеркнуть, что большую роль при знакомстве  с трудом и бытом коренных жителей Якутии играет наглядный материал. Наличие иллюстраций, ярких, красочных, вызывает у детей интерес к занятиям, повышает их активность.

Беседуя с детьми о жизни и труде коренных жителей Якутии,  стараемся задавать детям такие вопросы, которые бы заставляли их думать, рассуждать. Например:

  • Как вы думаете, для чего у уросы вверху отверстие?
  • Чем отличается лыжа охотника от лыж спортсмена?
  • Кто такие оленеводы?
  • Из чего северяне шьют одежду и почему?
  • Как называются сани в оленьей и собачьей упряжке?
  • Для чего нужен аркан (маут)?

Отвечая на такие вопросы, у детей развивается мыслительная деятельность, логика, умение сравнивать и делать выводы. Развивается диалогическая речь, память, обогащается словарь. В работе над обогащением словаря и его красочностью нам помогает любимый сказочный  персонаж – девочка Нюргуяна. «Я Нюргуяна! Злой и жадный шаман похитил меня и увез в бескрайнюю заснеженную тундру, но смелые и гордые олени помогли мне и привезли к вам».  Приветливая,  добрая, ласковая, и в тоже время такая беззащитная, Нюргуяна сразу полюбилась детям.  Обступив, они с любопытством и интересом стали рассматривать ее яркий и необычный для них наряд. Их любопытству не было конца.

  • Какая красивая у тебя шубка. А как она называется?
  • Кухлянка.
  • А почему у тебя такая острая шапка?
  • Это национальная якутская шапка дьабака.
  • А это что такое?
  • Женская сумочка для мелочей, расшитая бисером.
  • Какие красивые у тебя сапоги!
  • Это торбаса. На мне надет якутский национальный костюм. Платье – халадай с оборками и жилет, украшенный орнаментом. На голове женское украшение бастынга.

Так,  в свободной обстановке, непринужденном разговоре дети узнали много нового об одежде якутов, национальном орнаменте, традиционном шитье, услышали якутскую речь. Использование в беседе, диалоге – разговоре игрового приема побуждает детей быть сообразительными, любознательными, внимательными. Вопросно-ответный характер бесед учит детей  внимательно слушать других, дополнять, поправлять ответы друзей, самому задавать вопросы.

Якутская одежда всегда нарядна, даже повседневная одежда украшена простым незатейливым узором, а к украшению праздничной одежды мастерицы относятся с особым рвением. У них есть свой якутский стиль, позволяющий отличать их изделия от изделий других северных народов. Подборы сочетания цветов у якутов тоже своеобразны. Нюргуяна рассказала, что каждый цвет имеет свое значение. Например, черный символизирует землю, зеленый – растительный мир, красный – тепло, солнце, голубой – простор, легкость.  Также девочка Нюргуяна рассказала, что орнамент, который выкладывается из ромбиков, называется ромбовидный, из треугольников – зубчатовидный, из полуовалов – ногтевидный. Еще  бывают орнаменты сердцевидные, копьевидные, пальцеобразные, «елочка». Дети узнали, что составить узор можно из одного вида орнамента или чередуя два – три вида. При украшении чашки ногтевидным орнаментом я предложила детям наложить свой ноготь на орнамент, чтобы убедиться в их схожести. Теперь дети часто пользуются этим приемом и при рисовании.

На занятиях по лепке мы лепили туесок (тууйас), чашку (кытыйа) и чорон. Детям рассказали, что  у якутов исстари для кумыса (напитка из молока кобылы) существовала специальная посуда, деревянный бокал – чорон. Чороны выдалбливали из дерева специальным инструментом, затем пропитывали животным жиром и просушивали  на открытом воздухе. Благодаря этому чороны приобретали темный цвет. Чороны изготавливались разных видов: большие и маленькие, на одной ножке и на трех. Самые крупные из них (7 -8 литров) предназначались для питья во время традиционного праздника Ысыах и подавались почетным гостям. Чорон является одним из символов Якутии. Он символизирует благополучие, гостеприимство. На таких занятиях дети глубже знакомятся с обычаями якутов, с традиционным украшением чорона, закрепляют цвет, форму, развивают  мелкую моторику.

Большое место в своей работе  уделяется   дидактическим играм и   их применению как на занятиях, так и вне их. Такие игры, как «Назови орнамент», «На что похоже?», «Выложи узор», «Выставка вещей» закрепляют знания о декоративно-прикладном искусстве, о традиционном украшении одежды и посуды, развивают у детей наблюдательность, умение сравнивать и находить в окружающей среде похожие предметы.  Дидактическая  игра «Магазин игрушек», «Бабушкин сундук», «Чудо — вещи  вокруг нас» формируют представление детей о том, что вещи сделаны людьми и имеют разное значение. Игры заставляют детей думать, делать правильный выбор, анализировать, определять структуру материала по внешнему виду и на ощупь.

Много воспитательных и познавательных задач мне помогли решить подвижные игры: «Сокол и лиса», «Метание маута», «Займи место первым», «Бык и пенек»,  «Летящий диск» и другие. Все игры глубоко национальны, ярко отражают труд и традиции коренного народа Якутии. Через такие игры развивается ловкость, гибкость, сила, реакция, выносливость. Они объединяют детей, воспитывают в них чувство взаимовыручки, товарищества, развивают силу воли.

Нюргуяна продолжает знакомить нас с бытом якутов. Через дидактическую игру «Якутская кухонная утварь»  знакомим детей с посудой из бересты: туйас – туесок для сбора ягод, юабас – берестяное ведро, матарчах – сосуд для молочных продуктов, кытыйа – деревянная чашка и др. Дети узнали, что в берестяной посуде молочные продукты сохраняются дольше.

Сочетание разнообразных методов и приемов позволило нам в комплексе решить   воспитательные задачи. У детей появился интерес к дальнейшему знакомству с традициями и обычаями народов Якутии.

С помощью родителей мы сделали макет летнего якутского жилища – урасы. Обтянули его оленьими шкурами, внутри в центре занял свое место камелек, на стене висит ковер из лоскутков, на самом верху имеется отверстие для выхода дыма.  Пол в жилище выстлан мехом, а на входе – ветками лиственницы. Теперь мы имеем возможность наглядно познакомить детей с  якутской национальной одеждой, берестяной и деревянной посудой, изделиями народно – прикладного искусства (женские украшения из бисера, серебра, полудрагоценных камней и мн. др.).  Одна из стен представляет собой заснеженную тундру, на фоне которой в ярких красках переливается северное сияние, на середине лежит медвежья шкура.  Весь наглядный и художественный материал распределила по темам: «Мой родной край», «Животные и птицы Якутии», «Растительный мир», «Традиции и обычаи».  Теперь мы часто проводим  занятия по ознакомлению детей с Якутией в нашем мини-музее. А во вторую половину дня обычно мы читаем сказки, знакомимся с новыми играми, рисуем, лепим.

Для более полного знакомства с традициями и обычаями якутского народа, мы с детьми побывали в Экологическом Этнографическом центре. Эта экскурсия дала детям много новых знаний и впечатлений. Самобытная обстановка и атмосфера,  которая царит в балагане, окружение настоящих старинных вещей, радушное гостеприимство хозяев подталкивает нас к поиску нового, неизвестного, к новым встречам и наблюдениям.

Делая выводы о своей работе по ознакомлению детей с традициями и обычаями коренного населения Якутии, можно сказать следующее. Основным показателем   работы стала поисковая работа по созданию мини-музея якутской культуры. Использование в работе различных методов и приемов дало свои результаты: дети получили знания о жизни и основных занятиях, о традициях и одежде, еде и нравственных устоях этих народов.

Работу по ознакомлению с обычаями и традициями северян   необходимо продолжить. Мы  наметила в следующем году глубже познакомить детей с традиционным праздником Ысыах и символами Якутии, провести ряд бесед, опираясь на известную легенду о великом преклонении якутов природе «Сказание о дереве», шире раскрыть тему о народно-прикладном искусстве (меховая мозаика, изготовление мягкой игрушки, резьба по кости и дереву). Раздел по физическому здоровью дополнить подвижными играми силового характера, которые бы способствовали развитию нравственно-волевых качеств («Перетягивание палки», «Соколиный бой», борьба и др.).

В заключение отметим, что положительный результат по формированию у детей представлений о людях разных национальностей, понимания того, что  у народов есть свои культурные традиции, обычаи, речь дает систематичная и планомерная работа. Она воспитывает чувство дружбы, уважения, симпатии, что оказывает влияние на формирование личности в целом.

Источник: nsportal.ru

Как на родовых сходах главное значение принадлежит старейшим, так и в семье первая роль принадлежит старшему: «кто старше, тот глава, а самый главный — отец». Одряхление родителей ведет, однако, к переходу власти в семье к старшему из остальных, и тогда положение родителей становится крайне тяжелым.

Экзогамия и прочный брак окончательно уничтожили независимость якутской женщины, исключив ее из членов рода. Вне семьи для нее не стало места, а во главе новой семьи очутился ее властелин — муж, обращение которого отличается нередко суровостью; жена — только бесправная работница. Положение девушки после смерти родителей также тяжелое: она обречена на вечное подчинение и попреки всей своей родни. Осиротевшая дочь или молодая бездетная вдова принуждены скитаться от одного опекуна к другому или жить у кого-нибудь из них в качестве бессловесной работницы.

За жену обыкновенно платится калым. Родители женят детей иногда в весьма раннем возрасте. Участие невесты в сговоре очень слабое; редко когда спросят о ее согласии, да и это уже нововведение последнего времени. Нарушение супружеской верности женою порицается обыкновенно только на словах, но в сущности, кроме мужа, все смотрят на это снисходительно. Якуты вообще не видят в незаконной любви ничего безнравственного, если только никто не терпит от нее материального ущерба.

Обычаи якутов

Рождение девушкой незаконного ребенка позором не считается; родители упрекают ее лишь потому, что при сватовстве за нее может уменьшиться размер калыма. Чувство любви, однако, знакомо якутам; они умеют ценить его, в чем можно убедиться на якутских песнях и былинах, где описание любовных сцен отличается ярким страстным колоритом. Ввод невесты в дом жениха сопровождается нередко обрядами, симулирующими похищение невесты. Все это, очевидно, пережитки былого, когда невесты брались из чужого рода уводом.

Детям якуты рады, потому что возлагают на них надежду как на будущих кормильцев и поддержку в старости. Обилие детей считается за благословение Божие и якутские браки вообще довольно плодовиты. Ухода за детьми почти нет: летом они совершенно предоставляются самим себе. Якуты приучают детей работать исподволь, с самого раннего детства; с 10 лет якутский ребенок начинает считаться как бы полувзрослым. К наукам якутские дети прилежны и понятливы; в якутской гимназии, особенно в низших классах, они идут впереди русских. Все болезни, по мнению якутов, происходят от злых духов (ёр); лечение их должно состоять в изгнании духов из тела или же задабривания этих непрошеных гостей (при посредстве огня или различных шаманских обрядов).

Источник: geographyofrussia.com

Ареал распространения

Нельзя забывать, что народы Якутии произошли от кочевников, но согласно легенде однажды нашли долину, идеальную для проживания, названную Туймаада. Сегодня в центре нее расположилась столица республики — Якутск. Большая численность якутов наблюдается в Иркутской, Красноярской и Хабаровской областях Российской Федерации, но конечно же наибольшее количество можно встретить в месте их давнего обитания, — ныне Республика Саха.

Традиции якутского народа

Слова «якуты» и «саха» по одной из версий восходит к одному общему, более раннему понятию, которое получило распространение как самоназвание. С другой стороны, предполагается, что первым называли народ другие этногруппы, а Саха — они сами.

Установив центр в месте теперешнего пребывания, на протяжении истории якуты продолжали увеличивать ареал обитания. Двигаясь к востоку Сибири, они осваивали и совершенствовали оленеводство, вырабатывали свои техники упряжки. В итоге, им удалось укорениться и в тех краях.

Традиции якутского народа

История и происхождение

Народность сформировалась в 14-15 веке. Принято считать, что курыканы из Забайкалья переместились к средней части реки Лена, вытесняя при этом тунгусов и других «местных» кочевников. Хотя отчасти группы объединялись, создавали взаимосвязи делового характера, хоть на фоне этого конфликты не переставали вспыхивать.

Конечно, было немало тойнов (предводителей), которые прославились объединительными настроениями. Стараясь подавить внутренние бунты, а также усмирить внешних врагов (конкурентов на пастбища и земли), случались попытки решить вопрос агрессивным путем — внук Баджея тойон Тыгын. Однако насильственные методы только отдаляли от якутов другие народности, усиливая противостояние.

Традиции якутского народа

Переломным моментом в истории стало присоединение территории к Российскому государству, которое произошло в 1620-30 гг. С развитием и прогрессом, в каждую дверь балагана (жилья) постучало и православие. Поощрительные методы относительно тех, кто принял крещение, и карательные для приверженцев веры отцов, достигли своей цели — большая часть якутов приняла новую религию.

Вернуться к оглавлению 

Культура и быт народа Якутии

Якуты научились выживать в тяжелых условиях, а традиции и обычаи народа продиктованы теми факторами, которые этому способствовали. Расположенные на дальнем расстоянии жилища, никак не сказывались на социальной активности представителей народа.

Традиции якутского народа

По истечению жизни старцу было о чем рассказать молодому поколению — на общих праздниках и во время ритуалов завязывалась дружба, а при разделении территорий появлялись враги. Народ не отличался миролюбием. Давняя привычка к охоте, борьбе за жизнь и умения обращаться с оружием (лук) создавали условия для конфликтов между другими этническими группами месторасположения.

Семью же чтили испокон веков, в почете было и остается старшее поколение. К ним не относятся со снисхождением, как это случается в современном мире, наоборот — их уважают за большой жизненный опыт, слушают их наставления и уж тем более считают за честь принимать их у себя в доме.

Традиции якутского народа

Жилище якутов

Домом здесь служила народная юрта — балаган. Строилась она в виде трапеции из молодых бревен, а щели между ними плотно набивались навозом, стружкой и дерном. Расширяющаяся к земле форма стен позволяла экономно и быстро согревать помещение печкой-мазанкой, которая располагалась в центре. Окон не было или предусматривались небольшие отверстия, которые было легко закрыть.

Традиции якутского народа

Летом для постройки использовали берест, создавая урасу — сезонное жилье. Стояла она неподалеку от балагана. В нее даже не переносили все вещи, ведь зима возвращалась очень скоро. Юрта представляла собой округлую кверху конусообразную палатку с дверью. По периметру располагались спальные места, иногда отделенные символическими перегородками. Печи здесь не было — огонь разводили на земле, да так, чтобы дым уходил прямиком через отверстие в верхушке.

Традиции якутского народа

Одежда

Изначально целью одежды была защита тела от холода, поэтому ее шили из шкур убитых животных. Освоив скотоводство на смену пришли шкуры домашней живности. Эстетическим компонентом на фоне крупного изделия из меха служили пояса и подвески из металлов. Также мастерицы старались комбинировать цвета и толщину меха, чтобы на плечах или рукавах появлялась выделяющаяся отделка. Позже стали использовать ткани и вышивку. Летом же цвета пестрили разнообразием, отображая буйство природы.

Традиции якутского народа

Классическим набором служили:

  • меховая шапка, сшитая кверху или со вставкой ткани;
  • шуба, опоясанная металлическим ремнем;
  • кожаные штаны;
  • вязаные шерстяные носки.

Обувь и варежки делали также из меха, не забывая о том, что руки и ноги отмораживаются в первую очередь.

Традиции якутского народа

Вернуться к оглавлению 

Якутская кухня

Ввиду условиям выживания, продукты питания животного происхождения использовали полностью — от рыбы, птицы (с охоты), коровы, лошади или оленя не оставалось и следа после приготовления. В ход шло все:

  • мясо;
  • потроха;
  • головы;
  • кровь.

Из наивных продуктов варили супы, их тушили, перетирали в ливер. Особенное место в рационе занимали молочные продукты. От них зависело наличие в доме питья — айран, соурат, десерта — чохоон, а также сыра и масла.

Одним из самых необычных способов готовки является замораживание. Без него в Сибири не обойтись, поэтому якуты могут похвастаться таким блюдом, как строганина (раньше «струганина»). Рыба (чир, нельма, мускун, омуль и другие) или мясо оленя замораживали в естественной среде и подавали на стол в виде тончайших пластов или стружки. Была продумана и «маканина», которая придавала вкус сырому продукту. Она состояла из смеси соли и молотого перца 50/50.

Традиции якутского народа

Кому поклонялись якуты с древних времен

Несмотря на принятие христианства, культура Якутии по-прежнему тесно связана с теми канонами веры, которые заложили в них предки. По преданиям народа, у каждого элемента природы и окружающего мира есть дух-хозяин, который вызывал страх и почтение. В качестве жертвы на них оставляли конские волосы с гривы, клаптики сукна, пуговицы и монетки. Существовали правящие покровители:

  • дорог — он укажет путь и поможет не сбиться с маршрута;
  • водоемов — из-за него нельзя бросать в реки нож или острые лука, а приношением считают маленькую берестяную лодочку с символом человека внутри;
  • земли — дух женского рода, который отвечает за плодородие всего живого;
  • ветра — берег землю от вражды;
  • грома и молнии — если стихия попадала в дерево, его остатки считались целебными;
  • огня — хранит мир в семье, поэтому очаг переносили с места на место в глинянном горшке, чтобы никогда не тушить;
  • леса — помощник в охотничьем ремесле и рыбальчестве.

Промыслы

По объединении с большой и сильной Россией, жизнь народа изменилась. Скотоводство по прежнему процветало, вывовидись морозоустойчивые породы коров и лошадей, которые и на сегодняшний день остаются уникальными в своем роде. Однако развивалось и земледелие, несмотря на то, что в условиях резко-континентального климата уличный градусник подолгу остается на отметке — 40-50º, а зима длиться 9 месяцев в году.

Традиции якутского народа

На второй план отошла охота и рыбалка, которые когда-то являлись последней надеждой на пропитание. Развитие хозяйства помогло сохранить численность народа, так как суровые зимы нередко заканчивались фатально. В ледяную стужу за много километров от поселения, сражаясь с морозом и дикими животными, не каждый охотник возвращался домой. Молодая семья, которой не было на кого рассчитывать, могла остаться без пропитания, и, за неимением запасов (в закрома отправлять было просто нечего), попросту погибала от голода.

Передвижение по снежному покрову народ доверил самостоятельно выведенной породе лайки, а охрану дома — менее проворной и большой по размерам, но с такой же теплой «шубкой» якутской собаке.

Традиции якутского народа

Вернуться к оглавлению 

Фольклор

Эталоном народного эпоса являются поэмы олонхо. Они представляют собой от 10 до 36 тысяч рифмованных строк, повествующих о фантазийным мирах, благодаря действиям в которых и появилось все сущее. Стоит отметить, что сюжеты не лишены исторической подоплеки. При этом сохраняется образность, религиозность и художественность произведения.

Также нельзя забывать об оригинальном музыкальном инструменте — варгане (хомус). Зажимая губами или зубами, основная часть входит в ротовую полость, где звук резонирует. Визитной карточкой также называют горловое пение.

Традиции якутского народа

Традиции и обычаи народа Якутии

Следует начать с того, что даже среди современного населения остались отголоски давнего шаманизма или синтоизма. Почтение духов и явлений природы переросли в устоявшиеся обряды. Некоторые представители народа уже отвергают компонент веры в силу данных ритуалов, однако исполняют их по настоянию старшего поколения или по привычке.

К примеру, раньше обязательным ритуалом перед готовкой было «кормление огня». В очаг бросали еду и окропляли его молоком или кумысом. Сейчас его проводят по праздникам и символически. На смену шаманам пришли «благословители», которые желают счастья, процветания и здоровья присутствующим на торжестве.

Традиции якутского народа

Интересно, что у якутов, как и у кавказских народов, в привычку вошла кровная месть. Конечно, на сегодняшний день силы традиции ослабели, а ущерб возмещают выкупом. Однако по натуре своей это люди добрые и гостеприимные, любят щедро делиться тем, чем богаты, и делать подарки.

Якутская свадьба

Не удивительно, что праздничным нарядом для девушки служила шуба. Только не простая, а в пол, обшитая соболями, песцом и украшенная серебряными элементами. В современной одежде уже присутствуют плотные ткани, в которых мех гармонично создает нарядный вид и согревает. На голове девушки была шапка, с конусным концом и яркой вставкой с вышивкой.

В древние времена о свадьбе договаривались родители, не учитывая желания молодых. Если семья невесты была настолько бедна, что не в состоянии была принять участие в ритуальных мероприятиях, ее могли попросту выкрасть. Благословляли молодых отдельно, окуривая дымом бересты в разных юртах, а затем и во время праздника, разводя ритуальный огонь. Вместо шамана, сегодня этим занимается отец или мать жениха.

Традиции якутского народа

Вернуться к оглавлению 

Праздничные обычаи якутов

В самый долгий день в году 21 июня отмечается Ысах, что в переводе означает «изобилие», но все его знают как праздник кумыса. На его появление повлияли сразу несколько исторических и культурных факторов:

  • долгожданное тепло по истечению длительной зимы дает возможность встретиться всем родственникам после морозного уединения;
  • ритуальное почитание коня (кумыс готовят из молока кобылицы) — животное тесно связано с народом, присутствует в декоре и украшениях, так как по преданию предков было первым на земле;
  • обряд включает в себя «кормление огня» жертвенным кумысом с рук шамана.

Традиции якутского народа

Неотъемлемой частью праздника является хоровод, участниками которого становятся все присутствующие. Двигаясь по направлению солнца, они символически запускают ход жизненного круга. Держась за руки с родными и близкими, ощущается единение и сила народа.

Заключение

Традиции якутов многогранны и неповторимы. Прикоснуться к их вековой истории, ощутить силу воли в борьбе за свое выживание и благополучие рода стоит каждому. Тем более, можно не только гордиться, что такой народ живет с вами в одной стране, но и беспрепятственно увидеть его рост и развитие своими глазами.

Вернуться к оглавлению 

Источник: 7kul.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.