Ложки из олова


Десерт на оловянной тарелке

О традиционной оловянной утвари, которая применялась в XVI и XVII веках написано немного, хотя мы с детства и постоянно читаем об этой посуде в художественной литературе. Например: «Д’Артаньян наполнил свой оловянный кубок и поднялся. — Господа, — обратился он к своим товарищам, — предлагаю выпить за здоровье того, кому принадлежит первое место за этим обедом: за нашего полковника. Да будет ему известно, что мы к его услугам до самого Лондона и далее»!

Антикварные и псевдо — антикварные оловянные кубки сегодня на просторах интернета продаются в обилии, и если их и приобретают, то торжественно ставят на полку, так как, по мнению большинства граждан, пить из олова вредно. Итак, поговорим сегодня о вредности посуды из олова и также об её истории, в которой есть интересные нюансы и даже пикантные подробности.

 Оловянная посуда: вредно или нет?


Оловянный кувшин с крышкойОловянный кувшин с крышкой, муниципальный музеи Тангермюнде, Германия.
В пятнадцатом веке в Европейских городах уже существовали цеховые организации оловянных мастеров, были чётко прописаны законы, по которым мастера должны были делать посуду. Жёстко контролировался состав сплава, а также порядок маркировки готовой посуды.

Дело в том, что для того чтобы олово хорошо заполняло форму, в готовом изделии не было пустот и раковин, его надо было сделать более текучим. Для этого в сплав добавляли свинец, он был намного дешевле олова, поэтому ремесленники пытались положить его побольше, и таким образом снизить себестоимость качество изделия.Для всех была строго установлена оптимальная пропорция — десять частей олова к одной части свинца, это получило название «нюренбергской пробы». У отливок высшего сорта было соотношение 15:1, а все сосуды, не предназначенные для контакта с едой, выплавлялись даже из шести частей олова и одной части свинца.


Клейма на оловянной посудеИсторически состав сплава обозначали особой маркировкой, например, в немецких землях это были клейма с короной, розой, ангелом либо просто крылатой фигурой правосудия с весами в руках. В конце XVII века, а также в XVIII веке, первый сорт посуды маркировали буквой«X», а высший — «CL» (CLir uinl l.autcr), что значило «светлое и чистое» олово. Кроме этого личное клеймо ставили и мастера. Именно тот факт, что в оловянную посуду добавляли свинец, и породил широко распространенный миф, что оловянная посуда вредна. На самом деле посуда из этого металла считается четвертой по ценности после платиновой, золотой и серебряной. Как известно, олово не ржавеет. С течением времени такие предметы утвари становится только лучше и ценнее, так как покрываются красивой патиной.

Источник: rode.land

Основанная в 1975 году немецкая компания Artina SKS стала родоначальником легендарного бренда Artina SKS, который уже к концу тысячелетия была признана одним из ведущих производителей декоративных изделий из олова во всей Европе. По мнению руководства компании, такая популярность и востребованность их продукции объясняется тем, что на протяжении всей своей истории Artina SKS занималась не только разработкой новых материалов и технологий, но и ревностно сохраняла многовековые традиции производства изделий из олова.


агодаря этому свет увидели неповторимые аксессуары Artina SKS изделия из олова, декорированные камнями и гравировками: посуда, подарочные декоративные наборы и памятные сувениры, ключницы, пивные кружки и т.д.
Мастера Artina SKS по сей день высекают из металла настоящие произведения, ведь основная концепция и философия этого бренда заложена в самом названии: «Artina SKS» — это сочетание слов «искусство» и «олово».

 

Технология производства оловянных изделий Artina SKS

По мнению Artina SKS, олово достойно стоять в одном ряду с такими благородными металлами, как платина, золото и серебро, ведь история обработки этого легкоплавкого металла с благородным серебристо-белым цветом насчитывает не одно столетие. Визитная карточка Artina SKS изделия из олова известны во всем мире благодаря великолепной ручной работе опытных немецких мастеров, которые даже сегодня, в век передовых технологий, отдают предпочтение ручной работе. Так, для того чтобы поверхность оловянной тарелки была гладкой, ее необходимо полировать вручную в течение нескольких часов, а на создание витиеватого орнамента уйдет не один день. Для того чтобы проверить целостность изделия на заводе Artina SKS, его простукивают специальным молоточком.

Незаменимые свойства оловянной посуды Artina SKS


Выпускаемая Artina SKS посуда – это не только декоративное украшение стола, это полноценный предмет сервировки, который пригоден даже для ежедневного использования, ведь вся посуда изготавливается только из высококачественного пищевого 95% олова. На всех этапах производства Artina SKS посуда проходит многочисленные экспертизы, поэтому специальное клеймо бренда свидетельствует о безупречном качестве изделий, гарантирует, что при изготовлении были использованы только допустимые стандартами, экологически чистые и безопасные материалы. Используемое Artina SKS олово не обладает никаким специфическим запахом, способным изменить аромат продуктом. Подобная металлическая посуда не влияет на вкус еды, но в то же время бокалы и тарелки, сделанные из этого металла, обладают некоторыми полезными свойствами. К примеру, люди, жившие много веков назад, заметили, что этот серебристо-белый материал великолепно сохраняет температуру продуктов. Так, к примеру, вино, налитое в оловянный бокал, дольше оставалось прохладным, а целебный отвар – горячим.

Правила уходя за оловянной посудой Artina SKS

Оловянная посуда Artina SKS – это произведение искусства, и как любой шедевр она требует трепетного обращения. Существует несколько правил, соблюдение которых позволит продлить срок службы оригинальным оловянным тарелкам, бокалам и подносам. Во-первых, не рекомендуется для их чистки использовать посудомоечную машину. Драгоценный блеск серебристого металла может потускнеть, если использовать для чистки моющие средства, особенно абразивные.

Однако качество бренда Artina SKS говорит само за себя!

Источник: www.svstime.ru

Преимущества оловянной посуды


Оловянные изделия как правило на 95 или более процентов сделаны из самого металла, а остальное – добавки из меди или сурьмы.

Олово входит в список семи самых древних металлов и обладает уникальными свойствами – оно не наносит вреда здоровью человека, при соприкосновении с горячей пищей не выделяет никаких вредных веществ, не подвержено окислению. Пища в приборах из олова не приобретает никаких посторонних запахов или вкусов. Этот металл – один из самых подходящий для создания кухонной утвари.

С течением времени изделия из олова могут выцвести, приобрести интересный бархатно-серый оттенок, называемый «патиной». Такие вещи особенно ценятся среди коллекционеров.

Чаша из олова

Вред оловянной посуды

При покупке новых изделий нужно внимательно изучить их состав. Олово – весьма дорогой металл, и некоторые недобросовестные производители могут добавлять в сплав примеси, не всегда подходящие для изготовления пищевых приборов.

Если в составе присутствует свинец, изделие со временем становится тусклым, темнеет. От использования такой посуды по прямому назначению стоит отказаться.


Уход за оловянной посудой

Изделия из олова достаточно требовательны – они нуждаются в регулярном уходе. В идеале их следует очищать сразу после использования, чтобы остатки пищи не слишком долго в них находились.

Оловянные кувшин и бокалы

Удалить грязь можно теплой водой и мягкой губкой с нанесенным на нее средством для мытья посуды. После чистки приборы нужно сполоснуть чистой водой и поставить сушиться на расстеленное полотенце или сушилку.

Использовать для чистки таких изделий посудомоечную машину нельзя. Также не следует пользоваться жесткими губками или абразивными моющими средствами – они могут поцарапать поверхность приборов.

Оловянные ложки

Современную, не покрытую патиной потемневшую посуду из олова можно чистить полиролью, предназначенной для серебряных или латунных изделий. Подойдут и некоторые мягко действующие абразивные составы («Блеск-500» или аналоги). Их наносят на мягкую тряпочку и удаляют потемнения или следы коррозии.

Изысканная оловянная посуда, интерес к которой сейчас вновь возрастает, может стать отличным подарком на любое знаменательное событие. Изготовленные из редкого и ценного металла, кропотливо исполненные предметы свидетельствуют о тонкости вкуса их обладателей. Они подарят ощущение старины, украсят любой дом и привлекут внимание гостей.


Ложки из олова

Источник: stirkauborka.ru

О немецком олове.

 

Оловянная посуда в Германии широко распространилась после открытия богатых залежей оловянной руды в  Богемии и Саксонии в средние века.  Сплав олова и свинца серебристо-серого цвета, со временем вследствие окисления становится очень похожим на серебро.  Бюргеры среднего достатка охотно покупали оловянные тарелки, блюда, кувшины и кружки.  

Немецкие ремесленники, изготавливающие оловянную утварь,  приобрели славу искусных мастеров.  Часто форму и украшение оловянных изделий они копировали с серебряных образцов.  Из массовых обиходных предметов  хозяйственного олова выделилось так называемое «благородное  олово» Edelzinn, настоящие произведения искусства 16-17 веков.

Оловянные кувшины. 18 век. Из коллекции Музея изобразительных искусств в замке Морицбург, Галле, Саксония-Анхальт.
http://www.museum-digital.de/san/images/201010/10142819049.jpg


Оловянный кувшин. Автор Johann Peter Bott, Аугсбург, 1763 г.
Литьё, сборка.

Как любые изделия ручной работы, оловянная посуда претерпевала изменения в стиле. Однако строгое временное разделение здесь затруднено.  Мастера оловянишники не использовали ручную выколотку и чеканку подобно  мастерам серебряного дела.  Оловянные   изделия  отливали в формах.  Сначала формы были глиняные,  с добавлением телячьей шерсти, затем — каменные, медные,  латунные, но чаще всего бронзовые, а в 19 веке ―   железные. Дороговизна и сложность подготовки отливочных форм, а также их долговечность обуславливала неизменность  конструкций, объемов  и  форм  оловянной  посуды в течение долгого времени. Однако, разнообразие типов посуды и утвари, созданное с изобретательностью и чувством вкуса, составляет богатейшее наследие немецких оловянщиков 17-19  веков. Влияние их расширилось в Европе, охватив Швейцарию, Австрию, Богемию, Моравию, Прибалтику, Польшу, Голландию и скандинавские страны.

Мастера оловянного дела. Гравюра Кристофа Вайгеля 1698 г.

Чтобы улучшить текучесть сплава и без пустот заполнять форму в олово добавляли свинец,.  Свинец  дешевле олова, но его токсичные свойства были давно известны. Законы старейших гильдий оловянных литейщиков в Цюрихе 1371 г. и Гамбурге 1375 г. уже содержали положения о степени чистоты олова. Единого закона в 14-15-х веках не существовало. Все правила ограничивались территорией конкретного города, где они были установлены Цехом и утверждены Советом. Контролёры готовую оловянную посуду клеймили знаком подтверждающим качество, обычно это городской герб. Городское клеймо и клеймо мастера, как правило, проставлялись вместе. Иногда, встречается тройная маркировка, когда или клеймо мастера, или городское клеймо повторяется. В Тюрингии  и  Саксонии было принято таким способом удостоверять нормативное (10:1) качество оловянного изделия.


Во второй половине 15 века действующей нормой чистоты сплава была признана оптимальная пропорция — 10:1, так называемая  «Нюрнбергская проба», т.е. на 10 частей олова добавляли не более одной части свинца. Для улучшения качества иногда использовали соотношение 15:1, а непищевую утварь выплавляли в соотношении  6 частей олова и 1 часть свинца. В других городах требовали соотношение 12:1 (Ревель, Рига, Штеттин 1534 г., Бреслау 1399 г.) 9:1 (Фрайбург 1511 г.) 8:1 (Любек 1633) 6:1 (Кёльн). https://de.wikipedia.org/wiki/Zinnmarke

Гарантированное качество оловянного сплава 10 : 1 условились обозначать на изделии  специальным знаком ― «Роза и корона», с начала 18-го века «Ангел». Ангел с весами и мечом изображает архангела Михаила, который почитается в Германии, как покровитель государства и символ правосудия.  Иногда на оловянных предметах 17-18 в.в.  имеется маркировка «CL», что означает Clаr und Lautеr, в переводе  «светлое  и  чистое» олово, знак X ― римская 10 ― означает пропорцию олова и свинца 10:1.

Клеймо «Коронованная роза», геральдическая эмблема рода Тюдоров, являлась знаком качества сплава на оловянных изделиях в Британии, знак был заимствован и стал использоваться немецкими оловянщиками. Клеймо «роза и корона» на оловянном сосуде конца 18 ― середины 19 века. Германия
http://www.museum-digital.de/nat/index.php?t=objekt&oges=77230


Клеймо «Ангел» на оловянной тарелке 1812 г. Германия
http://www.museum-digital.de/nat/index.php?t=objekt&oges=4031

После объединения немецких государств Вильгельм, король Пруссии и император Германии, в 1887 издал закон, регламентирующий сбыт изделий из сплава олова и свинца. В законе указывалась норма чистоты пищевого олова не ниже 90%. https://de.wikisource.org/wiki/Gesetz,_betreffend_den_Verkehr_mit_blei-_und_zinkhaltigen_Gegenstanden

В конце 19 века модное европейское движение «Искусство и ремесла», которое в Германии называют Югендстиль, дало новый импульс производству оловянной утвари, подъём которого продолжался до 1930-х годов. Легкоплавкое и пластичное олово позволяло создавать рельефный декор с мельчайшей детализацией, а оттенки и блеск оловянного сплава создавали неповторимый контраст света и тени. Сложная ручная работа и трудоёмкая обработка не уступали работам по серебру или бронзе, поэтому ценились одинаково высоко. Производители металлической изделий приглашали талантливых художников, которые создавали оригинальные дизайны посуды, столовых приборов, предметов интерьера. Так название одной из самых успешных фирм по производству оловянной посуды Kayserzinn стало синонимом высококачественных оловянных изделий.

Энгельберт Кайзер основал торговую марку Kayserzinn в 1894 году. Его брат Иохан Петер Кайзер руководил оловянным литейным заводом в Крефельде.* Сам Энгельберт Кайзер был владельцем галереи и основал дизайн-студию в Кёльне. В свою художественную мастерскую он пригласил нескольких известных дизайнеров**, таких как Хьюго Левен, Герман Фаузер и Карл Бергхоф, которые разработали индивидуальный стиль в контексте европейского модерна под маркой «Кайзер-Олово». Члены жюри Всемирной Парижской выставки в 1900 году стояли перед дилеммой, кому вручать золотую медаль – дизайнерскому ателье Энгельберта Кайзера в Кёльне или заводу-исполнителю в Крефельде. Продукция «Кайзерцинн» имела клеймо и номера моделей начиная с 4000. Последний номер 4999 был произведён в 1925 г. Наиболее высокую художественную ценность представляют образцы Kayserzinn в период деятельности Энгельберта Кайзера 1895-1911 г.г. Большая коллекция оловянных предметов Kayserzinn хранится в музее Цонса (Дормаген, между Кельном и Дюссельдорфом).

Оловянный лоток «Стрекозы» работы Hugo Leven из коллекции Kreismuseum Zons.

Оловянный сплав Kayserzinn не содержащий свинца иногда называют «оловянное серебро» (Zinn Silber), это вариант сплава «Британниа-Металл» в составе которого около 91% олова, 2% меди, 7% сурьмы.

Известные производители оловянных изделий югендстиль конца 19-начала 20 века в Германии: WMF, Orivit, Orion, Osiris, JUVENTA, Urania, B&g Imperial zinn (Crefelder Metaallwaaren-Fabrik Bitter & Gobbers GmbH), Reinemann & Lichtinger, Gebrueder Bing (Bingit zinn G.B.N.) и др.
WMF обозначал изделия из олова клеймом EDELZINN.
Orivit использовал оловянный сплав в составе которого 89,85% олова 7,9 % сурьмы 1,9 % меди 0,12 % серебра.
OSIRIS в 1902 г. разработал новый сорт оловянного сплава, так называемый ISIS metal.
EDUARD HUECK маркировку сплава EDELZINN (90% олово, 5-10 % сурьма, 0,5-5 % медь) и знак дизайнера выполняли прессом (выпуклые).

В 20 веке оловянные предметы массового изготовления производители маркируют знаками с информацией о чистоте олова в процентах: 92%. 93%, 94%, 95%, иногда по традиции сопровождая изображением ангела или розы с короной. Коллекция наиболее распространённых клейм немецких производителей оловянной посуды, которая может помочь Вам самостоятельно определить фирму-изготовителя, смотрите на сайте: http://macacke.com/Garage/German_Pewter_Marks.html

Оловянные марки служат важным вспомогательным средством для датировки и классификации антикварных предметов из олова. Они соответствуют функции серебряных клейм или фирменных знаков фарфоровых заводов. Оловянные клейма также подделываются, чтобы представить имитации в качестве ценных антикварных вещей.

Тиражные массовые оловянные вещи, не представляющие художественной и коллекционной ценности, скупаются в Германии перерабатывающими компаниями, цена 90-процентного олова сегодня около 7,30 евро за килограмм. https://www.scheideanstalt.de/zinn-zinngeschirr/

*В 1851 г. семья Кайзер переехала в Крефельд, где они купили существующий литейный завод. Изделия оловянного литейного завода Кайзера успешно продавались через торговые представительства и на ярмарках по всему Рейнленду и в Нидерландах. Й.П. Кайзер скупал старые оловянные изделия в нескольких точках сбора и расплавлял для повторного использования.
В 1861 году J.P. Kayser зарегистрировал фирму в реестре компаний Крефельда.
В 1874 г. Йохан Петер Кайзер, учредитель семейной фирмы, назначил своего четвертого сына, названного Йоханом Петером в честь него, но известного как Жан, управляющим директором фирмы «Britannia-Metal und Alfenide-Waaren-Fabrik J.P. Kayser, Crefeld»
В 1879 г. в адресный справочник Крефельда внесена фирма «Leuconide-und- Metallwaaren- Fabrik und handlung J.P. Kayser Sohn, Crefeld». Источник. Gerhard Dietrich, Eckard Wagner KAYSERZINN. Engelbert Kayser. Jugendstil Pewter from Cologne. http://www.arnoldsche.com/en/Collectibles/KAYSERZINN.html

** Среди Художников, работавших в студии дизайна Kayserzinn были
Hugo Leven(1874-1956)
Karl Geyer (1858-1912)
Hermann Fauser(1874-1947)
Karl Berghof(1881-1967)
Hans Stoltenberg-Lerche (1867-1920),
а также
Professor Johann Cristian Kroеner(1838-1911) ― Дюссельдорфский художник, по его проектам созданы несколько блюд с охотничьими сценами,
 

Источник: retro-dekor.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.