Еврейская свадьба традиции и обычаи


Еврейская свадьбаТрадиционные свадьбы евреев отличаются свадеб других народов. Иудейская бракосочетание достаточно необычное и интересное. Еврейская свадьба имеет ряд своих особенностей, которые будут изложены ниже. В Израиле жители чтят свои свадебные традиции. Церемонии бракосочетания основаны на древней религии и философии народа Израиля. Иудеи стараются организовывать современные еврейские свадьбы подобно тем, что проводились много лет тому назад.

Неотъемлемой частью еврейской свадьбы является символ, олицетворяющий еврейский дом. Это тканевый балдахин с четырьмя столбами, под которым молодожены стоят во время проведения брачной церемонии. Такой балдахин имеет свое название – хупа. Наличие хупы на еврейской свадьбе говорит о радушие к гостям. Согласно традициям, жених первым заходит под балдахин, что говорит о его главенстве в этой семье, и только затем он запускает невесту.

Особенности еврейской свадьбы


Выездная еврейская свадьба
Выездная еврейская свадьба

Не многие знают, что у иудеев отсутствуют специальные свадебные наряды. Одежда жениха – это классический черный костюм, а одежда невесты –непримечательное и закрытое белое платье.

Свадебное бракосочетание в большинстве своем не сопровождается музыкальными композициями. Да, есть исключения – некоторые пары отдают предпочтение легким еврейским песням для оживления атмосферы.

Обычаи еврейской свадьбы гласят, что на свадебном торжестве должна быть подписана Ктуба, другими словами брачный договор/ свидетельство о браке.

В данном договоре прописываются правила, которые муж обязуется выполнять и сумма денег, которую он обязан выплатить супруге в случае развода. Если же развод все-таки произошел в еврейской семье, то супруг обязан предоставить жене гет – документ о разводе. Без этого документа разведенная жена не сможет сыграть еще одну свадьбу.

Выбор даты проведения еврейского бракосочетания


Иудеи организуют и празднуют свои свадьбы в любое время года. Но все же есть определенный период времени, который считают неблагоприятным для назначения даты. Это период времени между Песахом и Шавуотом – время скорби.

Церемония обручения еврейской свадьбы

Образ молодой невесты
Образ молодой невесты

У израильтян церемония обручения имеет свое название – эрусин. Согласно еврейским обычаям судьбу молодоженов решают родители и йенты (свахи). Родители с обоих сторон проводили встречи и договаривались о всем предстоящем. А сами молодожены встречались только на свадебной церемонии, заходя под хупу. Современные еврейские свадьбы немного изменили свои традиции – будущим супругам разрешено видеться до свадьбы, но при этом добрачные отношения им не позволяются.

После всех встреч и переговоров родителей с обоих сторон, жених приходит в дом невесты. Он просит у ее отца разрешения на женитьбу и платит выкуп за свою суженную. Таким образом он говорит о своих доброжелательных намерениях.

Большинство традиционных еврейских свадеб сопровождается чтением благословения:


  1. Благословение у евреев
    Благословение у евреев

    Благословение над вином.

  2. Обручальное благословение:
  • жених: Вот, с этим кольцом ты посвящаешься мне согласно закону Моисея и Израиля.
  • невеста: я принадлежу возлюбленному моему, и мой возлюбленный принадлежит мне (цитата из еврейской песни).

Совместно с этими словами жених подает невесте кольцо – идеально гладкое, без узоров, допускается гравировка. При этом данное действие обязательно должны видеть два правомочных свидетеля.

Кольцо и текстПо желанию супругов слова благословения невесты могут быть выгравированы на кольце.


Когда кольца надеты, происходит очень интересный эпизод всей еврейской свадьбы – разбивание стакана. Чтобы обезопасить молодоженов и гостей свадебного торжества, стакан оборачивают в плотную ткань, бумагу, фольгу или пакет. Жених, разбив стакан, дотаптывает его ногой, в то время как все гости громко выкрикивают ему: «Счастливой жизни!»

Традиционные танцы еврейской свадьбы

Танцы на еврейской свадьбе стали вроде основной традиции. Они исполняются гостями для супругов. Существуют следующие виды танцевальных развлечений:

  1. «Мицва», члены семьи и уважаемые раввины исполняют танец перед невестой, применяя специальные ремни. Если невеста не против, то они могут попросить ее присоединиться к танцу. Затем танец исполняется и с женихом. В заключение жених и невеста исполняют танец вдвоем.«Крензл», данный танец исполняется на свадьбе последней из дочерей. Его танцуют мама, которая находится в центре зала, вместе с остальными дочерьми, находящимися вокруг нее. Все эти замужние женщины надевают веночки из цветов.
  2. Еврейская свадьба традиции и обычаи

последним в заключении брака.
  • «Хора», ближневосточный/израильский танец, который на очереди исполняют вторым.
  • «Веселье для невесты, танец состоит в том, что гости развлекают невесту несколько минут; они располагаются вокруг нее, используя забавную атрибутику.
  • Источник: isvadby.ru

    Свадьба – всегда праздник. В большинстве стран церемония бракосочетания стала унифицированной. Но некоторые народы соблюдают особые свадебные традиции. Например, традиционная еврейская свадьба имеет множество интересных обрядов и обычаев. О них мы и расскажем в нашей небольшой статье.

    1. Королевская неделя

    В течение недели, предшествующей свадьбе, жених и невеста становятся буквально королем и королевой. Члены семьи и друзья относятся к ним с особым почтением. Шомер и Шомерет, избранные друзья, выступают в роли служанок для жениха и невесты, пока они не станут мужем и женой в глазах Бога. Многие пары, жившие до этого вместе, предпочитают в течение недели жить раздельно, со своей семьей.


    2. Ктуба

    В иудаизме ктуба – брачный договор, в котором излагаются обязанности жениха и невесты в браке. Написанный арамейской письменностью, он обычно висит дома возле главного входа. Ктуба – это не просто произведение искусства, это преданность жениха как невесте, так и браку и семье. Каждый ктуба уникален для супружеской пары, также как и супружеская клятва в католической свадьбе. Любопытно, что жених и невеста подписывают не ктубу, а свидетельство. Этим они подтверждают, что действительно верят в обещания друг друга.Еврейская свадьба традиции и обычаи


    39 srcset="" sizes="(max-width: 600px) 100vw, 600px" data-recalc-dims=1 />

    3. Ты мой дом

    Повторяя свои клятвы, пара стоит под хупой. Этот традиционный еврейский брачный навес. Он имеет четыре угла и крышу. Хупа символизирует дом, который супруги построят вместе. Как правило, навес поддерживают четыре человека, каждый из которых готов оказать поддержку молодой семье. В качестве навеса используют белую молитвенную шаль. Навес также может покоиться и на колоннах. Очень часто их украшают цветами. Пока жених и невеста находятся под навесом, считается, что пара имеет прямую божественную связь с Богом. Поэтому приглашенные молятся о хорошем здоровье и удаче, считая, что через жениха и невесту Бог услышит их молитвы.

    4. Кто она?

    Бадекен – церемония накрывания невесты в еврейской церемонии бракосочетания. В отличие от католической свадьбы, где жених не должен видеть невесту, в еврейской традиции будущий муж самолично накрывает невесту специальным покрывалом.


    рвоначально эта традиция была взята из старой еврейской легенды, где отец обманул молодого жениха, чтобы он женился не на той женщине. Кроме того, под хупой невеста представляет Моисея, спускающегося с горы с десятью заповедями. Таким образом, Божественный свет должен исходить от невесты на протяжении всей церемонии. В современных реалиях этот обычай также подчеркивает, что истинная красота находится внутри, это свет души и прекрасный характер невесты.

    Еврейская свадьба традиции и обычаи


    5. Единство

    На еврейской свадьбе жених обычно надевает белый молитвенный халат или платок, который зависит от происхождения его семьи. Например, евреи из Восточной Европы, также известные как ашкеназы,  используют килт или белый халат. Евреи с Ближнего Востока носят талит – белую молитвенную шаль. В конце церемонии жених надевает талит не только на  свои плечи, но и на плечи невесты. Общая шаль означает, что это уже не два человека, а единое целое навсегда.

    6. Еврейское благословение

    Шева Брахот, также известная как Семь Благословений, является ключом к любой еврейской свадебной церемонии. Друзья и члены семьи читают на иврите и на английском языке благословения за чашкой вина. Эти радостные благословения празднуют союз двух душ. Благословения начинаются с простых и постепенно усложняются, переходя на все более сложные темы. Они заканчиваются пожеланиями мира для счастливой пары, счастья и удачи в браке. Благословения в большинстве случаев касаются силы любви, которая будет сопровождать пару на протяжении всей жизни.

    7. Разрушение стен

    Во время церемонии невеста водит жениха по кругу семь раз, это считается своеобразным символ разрушения барьеров между ними. Круг символизирует исключительность их отношений и союза, который они создают. Семь – это каббалистическое число завершения. Оно выбрано не случайно. Согласно еврейской традиции это число означает окончание поиска родственной души, то есть пара нашла друг друга.


    8. Мазл Тов!

    В конце церемонии раввин оборачивает стакан в салфетку и протягивает его жениху. Положив его на землю, жених изо всех сил топает по стеклу. Разбитый стакан символизирует о конечности принятого решения, о том, что после произнесения клятвы нет пути назад. После этого все гости кричат ​​радостное Мазл Тов!

    9. Только мы

    После церемонии пара может воспользоваться правом на Йихуд – уединение вдвоем. Уединение может длиться  от несколько до восемнадцати минут. Некоторые пары даже назначают охрану у входа, чтобы не беспокоить их. Это уединение является символом их новых отношений и их ярлыка женатых людей.

    Источник: nryahtclub.ru

    Концепция брака в иудаизме

    Брак как исполнение Божественного предназначения и обретение целостности

    «И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сделаю ему подмогу, соответствующую ему… И навёл Господь Бог крепкий сон на Адама, и взял одну из сторон его… И перестроил Господь Бог сторону, которую взял у человека, в женщину, и привёл её к Адаму. И сказал Адам: на этот раз — это кость от кости моей и плоть от плоти моей… Поэтому оставит мужчина отца и мать и прилепится к жене своей, и будут они единой плотью» (Тора, Брейшит 2)

    Итак, создание семьи понимается в иудаизме не только как способ удовлетворения практических нужд, но и как реализация Божественного предназначения, исполнение Божественного повеления, направленного на восстановление целостности человека. Более того, на основании сказанного там же в Торе (Брейшит 1): «Мужчиной и женщиной сотворил Он их и назвал им имя ЧЕЛОВЕК» еврейские мудрецы заключают: тот, кто ещё не создал семью, не является «человеком» в полном смысле слова (Талмуд, трактат «Йевамот»).

    Комментарий Сфорно добавляет по этому поводу: «Человек в каждом своём действии стремится достичь совершенства, заложенного в самой его природе, в самой идее сотворения человека. А суть этого совершенства такова, что муж и жена существуют только как одно целое».
    Это телесное единство, о котором сказано: «и будут они единой плотью» и которое реализуется в «сотворении» новой жизни, объединяет человека с Творцом. Об этом сказано в Мидраше: «Трое участвуют в создании человека: отец и мать дают ему тело, а Всевышний даёт ему душу». Поэтому Хава при рождении сына говорит: «Обрела я человека вместе с Господом» (Брейшит 4).

    Брак: мистическая интерпретация

    В Талмуде об отношениях мужа и жены говорится следующее. В еврейском слове иш — «муж» — содержится одна из букв Имени Всевышнего — йод (י), связанная с мужским началом. А в слове иша — «жена» — содержится другая буква из Имени Творца — эй (ה), символизирующая женское начало. Остальные общие для этих слов буквы — алеф (א) и шин (ש) — составляют слово эш  — «огонь». Смысл этого такой: когда муж и жена, иш и иша, живут по законам Торы, — Создатель с ними. Но если они не соблюдают ее заповеди, изгоняя Имя Создателя из своего союза, то остается лишь пламя, сжигающее обоих.

    Муж и жена; Бог и народ Израиля

    Священное писание проводит аналогию между отношениями мужа и жены, с одной стороны, и Бога с народом Израиля, с другой стороны. Так, в книге пророка Йермияу Всевышний, обращаясь к народу Израиля, говорит: «Я буду помнить тебя, доброту твоей юности, любовь той поры, когда была ты невестой и пошла за Мной в пустыню, землю незасеянную». В книге пророка Ошеа Бог обращается к народу Израиля с такими словами: «Я обручу тебя Мне навеки… и познаешь Господа».

    Дарование Торы в еврейской традиции уподобляется свадьбе. Суть свадебного обряда в создании семьи — еще одной частички большого еврейского мира. А сущность сотворения мира — это объединение Б-га со Своим народом: еврейский народ и Творец Мира объединили свои судьбы. Во время объединения у горы Синай Б-г вручил нам Свою Тору — законы и обязательства. Жених дает невесте Ктубу — брачный контракт, документ, в котором перечисляются обязанности мужа по отношению к жене. Всевышний объявил евреев Своим народом. И жених надевает кольцо на палец невесте, объявляя ее «своей».

     

    Еврейская свадьба: законы и обычаи

    Еврейская свадьба. Краткое описание

    Перед началом свадебной церемонии жених и невеста становятся под Хупу — свадебный балдахин. Хупа символизирует дом жениха, в который он вводит невесту.

    Хупа» />Под хупой совершается обряд обручения — Кидушин, — который ведет раввин. Жених надевает кольцо на палец невесты и таким образом «приобретает» ее себе в жены. При этом он произносит: «Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля». С этого момента невеста «отделена» от всех других мужчин и принадлежит только своему мужу, «посвящена» ему.

    Затем публично зачитывается Ктуба — договор об обязательствах жениха по отношению к невесте. В Ктуберасписаны обязательства, которые жених берет на себя на время супружеской жизни, а также устанавливается размер материального «страхования» на случай смерти мужа или развода.

    Далее читают Шева Брахот — семь свадебных благословений, а в конце церемонии жених разбивает бокал, ибо даже в самые радостные моменты жизни мы должны помнить о разрушении Храма и многовековом изгнании. После хупы жених и невеста на некоторое время уединяются в специальной комнате — Хедер Ихуд.

    За этим следует праздничное застолье.

    В течение семи дней после свадьбы устраивают праздничные трапезы для жениха и невесты с приглашением «новых гостей», не присутствовавших на свадьбе.

    Перед церемонией бракосочетания уже должна быть составлена Ктуба.

    Согласно обычаю, жених и невеста не должны видеться в последнюю неделю перед свадьбой.

    Помолвка (Тноим)

    Еврейская помолвка называется Тноим, что буквально означает «условия». Помолвка знаменует окончательную договоренность между женихом, невестой и их родителями о свадьбе. Эту договоренность принято закреплять в письменном виде. При этом жених совершает киньян — символическое действие (поднятие какой-либо вещи, например, носового платка), обозначающее окончательность его решения.

    Кроме того, во время помолвки оговаривается доля материального участия родителей в проведении свадьбы и обеспечении молодоженов всем необходимым. Как правило, устанавливается и приблизительный срок свадьбы. Если документ не пишется, то все эти договоренности оглашаются устно.

    После оформления Тноим и их оглашения мать жениха и мать невесты разбивают тарелку. Этот обычай символизирует необратимость принятого решения: подобно тому, как невозможен возврат разбитой тарелки к её прежнему состоянию, таким же необратимым должен быть только что совершённый процесс обручения. И как невозвратимо откололись от тарелки осколки, так же невозвратимо «откололись» жених (от всех других женщин, кроме своей будущей жены) и невеста (от всех других мужчин, кроме своего будущего мужа).

    После этого устраивается небольшое застолье в кругу родственников и близких друзей.

    Несмотря на символическое значение Тноим, договоренность о свадьбе является, по сути, договором о намерениях и не накладывает никаких окончательных обязательств.

    Назначение времени свадьбы

    Существуют некоторые даты, когда проводить свадьбу нельзя.
    Это:

    • шабат (с захода солнца в пятницу и до выхода звезд в субботу)
    • йом тов (еврейский праздник, когда запрещена работа), включая «холь а-моэд» (полупраздничные дни): Рош а-Шана, Йом-Кипур, Шавуот, вся неделя Суккот, все неделя Песах
    • дни постов: 9-е Ава, 17-е Таммуза, 3-е Тишрей («Пост Гедалии»), 10-е Тевета, 13-ое Адара («Пост Эстер»)
    • особые траурные периоды: дни Омера — от начала Песах до Шавуот (кроме Лаг ба Омера) и дни «бейн а-Мецарим» между 17-м Таммуза и 9-м Ава

    До свадьбы невеста должна окунуться в микву — бассейн для ритуального окунания — и стать «чистой». Окунание возможно только в тот период, когда у невесты нет менструации, что также необходимо учитывать при назначении даты свадьбы.

    Миква

    Перед свадьбой невеста должна окунуться в воды ритуального бассейна, микву. Правила окунания достаточно сложны, и для их правильного соблюдения следует тщательно изучить соответствующие разделы еврейского закона.

    Более подробно смотрите здесь.

    Место проведения свадьбы

    Как правило, свадебный обряд проводится в синагоге. В Петербургской синагоге для этого есть специальное помещение — Хупа-зал. Банкет может, в принципе, проходить в любом месте — ресторане, клубе или банкетном зале гостиницы. Однако, с точки зрения соблюдения еврейских традиций, праздничную трапезу лучше устроить в ресторане при синагоге, поскольку там для вас будет приготовлена кашерная, т.е. разрешенная еврейским законом пища, что в Петербурге является большой редкостью.

    Одежда

    Разумеется, одежда и жениха с невестой, и гостей должна быть праздничной. Мужчины во время церемонии должны быть с покрытой головой. Для этого подойдет кипа (ермолка) или любой другой головной убор. Кипу можно купить в магазине «Кошер» при синагоге.

    Свадебное платье невесты традиционно шьется из белой ткани или, по крайней мере, не должно быть темным. Белый цвет — символ безгрешности и чистоты, поскольку вступающим в брак в день свадьбы прощаются все их грехи. Покрой и фасон свадебного платья может быть любым при условии соблюдения еврейских законов о скромности: без глубокого декольте или разрезов снизу, рукава должны прикрывать локти, а юбка — колени, ткань не должна быть прозрачной.

    То же самое относится и к одежде всех остальных участниц свадебной церемонии.Не считается предосудительным выйти замуж в платье, взятом напрокат.

    Неделя до свадьбы

    Перед свадьбой жених и невеста какое-то время не должны видеться. В зависимости от обычая, это время варьируется от одной недели до одного дня. Встречаются они уже под хупой. Перед тем, как лицо невесты закрывают фатой, жених заглядывает ей в лицо, чтобы убедиться, что перед ним его избранница.

    В течение нескольких дней до свадьбы, а также всей свадебной недели, молодая пара считается «королевской четой». Поэтому на протяжении всего этого времени новобрачных непременно должен кто-нибудь сопровождать.

    В субботу, предшествующую хупе, во время утренней молитвы жениха вызывают к Торе. В честь него присутствующие в синагоге поют веселый напев, а из женского отделения его осыпают сладостями, чтобы жизнь молодоженов была счастливой и сладкой.

    Принято также в эту субботу в синагоге устраивать Кидуш при большом стечении народа. Жених использует эту возможность, чтобы продемонстрировать свои познания в Торе: произносит речь, посвященную какой-либо проблеме в понимании текста Торы.

    Невеста проводит последнюю перед свадьбой субботу в семейном кругу. В этот день к ней приходят подруги, чтобы поздравить и пожелать счастья. Суббота перед свадьбой называется Шабат кала («Суббота невесты»), или Форшпиль.

    Пост жениха и невесты

    Для жениха и невесты день их хупы подобен Йом-Кипуру — дню искупления. Закон предписывает жениху и невесте в этот день поститься. Пост жениха и невесты должен продолжаться до окончания церемонии хупы.

    Ктуба

    Перед началом свадьбы составляют и подписывают Ктубу — брачный договор. Обычно это делают незадолго до начала свадебной церемонии. Подписание Ктубы проводится раввином в присутствии жениха и двух свидетелей, которые скрепляют этот документ своими подписями.

    Хупа» />Ктуба — это документ, в котором перечисляются обязательства, которые берет на себя жених, и права его будущей жены. В первую очередь, Ктуба подтверждает обязанности мужа, предписанные ему Торой: «Пищи, одежды и супружеской близости он не лишит ее».

    Функция Ктубы не ограничивается только гарантией прав жены. Ктуба — это еще и средство предотвращения поспешных, необдуманных разводов: выражаясь словами наших мудрецов, она препятствует тому, чтобы «ты относился легкомысленно к разводу с женой».

    Текст Ктубы составлен на арамейском языке — разговорном языке евреев Страны Израиля в эпоху мудрецов. Большая часть ее текста стандартная, поэтому раввин, как правило, приносит с собой стандартный, красиво оформленный бланк, куда вписываются все недостающие подробности. При составлении Ктубы и ее оглашении раввин переводит текст на язык, понятный жениху и невесте.

    Перед подписанием Ктубы раввин, составляющий Ктубу, оглашает ее текст целиком, и перед тем, как документ будет подписан, жених подтверждает свои обязательства совершением киньяна в знак того, что он не передумает и не будет пытаться изменить то, что записано в Ктубе. Киньян — действие символическое: берут платок, олицетворяющий в эту минуту то, что продается или передается, и передают его тому, кто это приобретает. Жених как бы «продает» невесте через свидетелей свои обязательства, записанные в Ктубе, а для большей верности ставит подпись под текстом Ктубырядом с подписями свидетелей. В качестве свидетелей не могут выступать родственники жениха или невесты.

    Ктубу зачитывают публично сразу после того, как жених передает невесте кольцо. После оглашения жених отдает ее невесте. Невеста должна бережно хранить этот документ. 

    Текст Ктубы

    ____ дня недели и ____ числа _______ месяца в _______ год от сотворению мира согласно летоисчислению, принятому здесь в городе,____________свидетельствуем, что (имя) ______, сын (имя)_________, сказал девице (имя)___________, дочери (имя)____________: «Будь мне женой согласно вере и закону Моше и Израиля — а я буду работать, [чтобы зарабатывать на нужды дома] и почитать тебя, и дам тебе пропитание и всяческую поддержку по обычаю мужей израильских, работающих и почитающих жен своих и дающих им пропитание и всяческую поддержку по правде. И я даю тебе дар — двести серебряных монет, как полагается девицам согласно Торе, и пропитание твое, и одежду, и все необходимое тебе, и войду к тебе, как ведется в мире». И эта девица, госпожа (имя)___________, согласилась стать его женой. И вот то приданое, которое она принесла ему с собой из дома отца своего: в золоте, серебре, украшениях, одеждах, постельном белье — всего (количество)__________. И соизволил жених, господин (имя)____________, добавить ей за это треть вышеупомянутого дара в (количество)__________, итого — ____________. И так сказал раби (имя)____________, жених: «Ответственность за эту Ктубу и за прибавку к этой Ктубе, за приданое и за прибавку к приданому я принял на себя и на моих наследников после меня: выплатить из всего лучшего и красивого, что есть в моем имуществе, а также из всего того, что я приобрел под небесами, и из того, что я приобрету в будущем, как недвижимого, так и движимого имущества. Все это будет залогом и поручительством выплаты этой Ктубы и прибавки к этой Ктубе, и даже этот плащ на моих плечах — залог выплаты этого как при моей жизни, так и после моей смерти, начиная с сегодняшнего дня и до века». Ответственность за эту Ктубу и за прибавку к этой Ктубе принял на себя раби (имя)_________, жених, со всей строгостью подобных документов (Ктуба и прибавка к Ктубе), как заведено относительно дочерей Израиля и выполнено согласно постановлению мудрецов наших, благословенной памяти: не как асмахта* и не как бланк документа**.И мы приняли киньян на это от раби __________, жениха, для госпожи __________, невесты, согласно всему, что написано и перечислено выше, — вещью, пригодной для совершения киньяна***; и все это твердо и непоколебимо.

    И всё это верно, ясно и подлинно
    (подпись — имя), свидетель
    (подпись — имя), свидетель
    И я, жених, принимаю на себя всё вышесказанное и подписываюсь в этом сегодня.
    (подпись) 

    *Асмахта — не вполне искреннее обязательство, данное в расчете на благоприятное стечение обстоятельств, которые, однако же, в действительности складываются иначе.

    **Бланк документа — написанный ради тренировки или для другой цели, но не по поручению лица; обязывающегося выполнять то, что перечисляется в этом документе.

    ***Киньян — здесь процедура, которая по закону Торы придает юридическую силу заключенному союзу. 

    Свидетели

    Для составления Ктубы и самой церемонии бракосочетания необходимы два свидетеля. Они должны удовлетворять следующим условиям: быть мужчинами, евреями, религиозными (т.е. «соблюдающими») и взрослыми (согласно еврейскому закону совершеннолетие — это 13 лет.) Свидетели должны не опоздать и прийти заранее, чтобы участвовать в составлении Ктубы и поставить свои подписи.

    Кабалат паним

    Перед началом бракосочетания устраивают встречу гостей — Кабалат паним. Накрывают стол с легкими закусками и напитками. Поскольку до начала свадебной церемонии молодые не должны встречаться друг с другом, Кабалат паним проводят в двух разных местах — отдельно для жениха и отдельно для невесты. В ходе этой церемонии жених и невеста принимают благословения, поздравления и сердечные пожелания от всех присутствующих.

    Бадекениш — закрывания лица невесты

    Перед самым началом церемонии бракосочетания жених в сопровождении родственников и друзей, пришедших на Кабалат паним, отправляется на женскую половину, чтобы совершить обрядБадекениш — покрыть лицо невесты фатой. Жениха ведут под руки его отец и отец невесты. Каждый из них одной рукой поддерживает под руку жениха, а во второй держит зажженную свечу. Эти свечи должны гореть до окончания свадьбы. Далее следуют остальные мужчины.

    Люди, сопровождающие жениха и невесту, называютсяшошвиним. Считается, что жених в день своей свадьбы подобен царю, а невеста — царице, поэтому их должна сопровождать свита. Честь быть шошвиним обычно предоставляют родителям — самым близким людям бракосочетающихся. Если же родителей нет, выбирают чету других, близких и любимых людей. Желательно, чтобышошвиним были женаты в первом браке — это добрый признак для молодых.

    Невеста сидит в кресле, которое обычно украшают лентами и цветами. По обе стороны невесты стоят ее мать и мать жениха. Жених, сопровождаемый своим отцом и отцом невесты, подходит к невесте, чтобы закрыть ее лицо фатой.

    Подойдя к невесте, жених берет откинутую назад фату и закрывает ею лицо невесты.

    Есть в этой церемонии и такой смысл: жених как бы простирает свое покровительство над невестой, в присутствии своих и ее родителей обещая защищать ее, предоставить кров и заботу.

    Затем жених со своей «свитой» направляется к хупе и встает под ней в окружении сопровождающих, а невеста приходит туда же чуть позже.

    Невесту ведут под руки ее мать и мать жениха, в руках у них зажженные свечи. Остальные женщины следуют за ними.

    Невеста вместе с сопровождающими семь раз обходит вокруг жениха. Семь обходов, проводимых вокруг хупы, намекают на цельность мира, цельность Творения. Затем невеста становится по правую руку от жениха. Отцы стоят рядом с женихом, матери — рядом с невестой. 

    Хупа

    Хупа» />

    Хупа — свадебный балдахин — это кусок ткани, устанавливаемый на четырех шестах, либо талит,- большое молельное покрывало, которое держат натянутым за углы (иногда для поддержания углов используют специальную конструкцию на возвышении, а иногда его просто держат четверо — по числу углов — высоких и сильных гостей). Как правило, Хупа устанавливается под открытым небом. Под этим балдахином, собственно, и происходит обряд бракосочетания, поэтому говорят: «поставить хупу», «стоять под хупой». Непосредственно под хупой стоят жених и невеста, их родители и раввин, проводящий свадьбу.

    Хупа символизирует дом жениха, в который он вводит невесту. 

    Кидушин — церемония бракосочетания под хупой

    Кто проводит церемонию
    По давно сложившейся традиции, кидушин — свадебную церемонию — проводит раввин общины, или тот, кому раввин это поручит.

    Музыка во время церемонии
    Не существует раз и навсегда установленного правила о том, должна ли звучать музыка во время свадебной церемонии. Часто музыка сопровождает выход невесты, когда ее ведут под хупу, и завершение свадебной церемонии под хупой. Большинство пар выбирают традиционную еврейскую музыку.

    Надо ли платить за проведение свадьбы?
    Проведение свадьбы — это важная заповедь, поэтому платы за это не берут. Но не возбраняется дать цдаку, пожертвование на благотворительные цели. Можно спросить совета у раввина, который будет проводить свадебную церемонию, на что стоит пожертвовать.

    Начало церемонии
    Раввин, проводящий церемонию, произносит благословения над бокалом вина:
    (1) «Благословен Ты Господь, Владыка мира, создавший плод виноградной лозы».
    (2) «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и предостерегший нас от кровосмешения, запретивший нам невест и разрешивший их нам лишь после того, как они станут нашими женами посредством хупы и кидушин. Благословен Ты, Господь, освящающий народ Свой, Израиль, с помощью хупы и кидушин!»

    Жених и невеста отпивают из бокала вина, над которым раввин произнес благословение.

    Надевание кольца

    Затем свидетелей кидушин приглашают подойти поближе, чтобы они видели, как жених надевает невесте обручальное кольцо. Жених показывает кольцо свидетелям, чтобы те убедились, что оно достаточной стоимости. Перед тем, как надеть кольцо, жених произносит:
    АРЕЙ АТ МЕКУДЕШЕТ ЛИ БЕ-ТАБААТ ЗО КЕ-ДАТ МОШЕ ВЕ-ИСРАЭЛЬ
    «Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля»

    Кольцо надевают на указательный палец правой руки (но носят на безымянном). Свидетели провозглашают 3 раза: «Освящена»: «мекудешет, мекудешет, мекудешет !» Остальные повторяют за ними. С этого момента молодые считаются мужем и женой.

    Обручальное кольцо должно быть круглым, совершенно гладким изнутри и снаружи, без камней, без вырезанных на нём узоров, букв и символов. Обручальное кольцо нельзя одалживать или брать напрокат, оно должно быть собственностью жениха. Положено, чтобы стоимость кольца была не меньше прута — монеты наименьшего достоинства во времена Талмуда, стоимость которой равнялась цене кусочка чистого серебра, равного по объему половине зернышка ячменя. Чтобы не сеять раздоры между бедными и богатыми, мудрецы установили раз и навсегда, что кидушин следует проводить при помощи золотого кольца, на котором нет никаких украшений. По еврейскому закону, обручальное кольцо должна носить только женщина, но не мужчина, поэтому то кольцо, которое жених надевает на палец невесте, на еврейской свадьбе — единственное.

    Хупа» />Вручение Ктубы

    Затем раввин, проводящий церемонию (или человек, делающий это по поручению раввина), оглашает текст Ктубы. После этого жених вручает Ктубу невесте.

    Шева брахот — Семь благословений

    Наливают второй бокал вина и произносят шева брахот — семь свадебных благословений. Иногда их читает сам раввин, но чаще для этого приглашают семерых наиболее уважаемых гостей-мужчин. Следует решить заранее, кому предоставить право произнести эти благословения.

    После каждого благословения все отвечают «амен». Для чтения этих благословений необходимо присутствие миньяна — десяти мужчин-евреев.

     

    Благословение первое:
    БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЕЙНУ МЕЛЕХ А-ОЛАМ БОРЕ ПРИ А-ГАФЕН
    «Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, сотворивший виноградный плод [вино]!»

    Благословение второе:
    БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЛАМ ШЕ-А-КОЛЬ БАРА
    «Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, сотворивший всё во славу Его!»

    Благословение третье:
    БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЛАМ ЙОЦЕР А-АДАМ
    «Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, создавший [первого] человека!»

    Благословение четвёртое:
    БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЛАМ АШЕР ЙАЦАР ЭТА-АДАМ БЕ-ЦАЛЬМО БЕ-ЦЕЛЕМ ДМУТ ТАВНИТО ВЕ ИТКИН ЛО МИМЕНО БИНЬЯН АДЕЙ АД. БАРУХ АТА АДОНАЙ ЙОЦЕР А-АДАМ
    «Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, Который создал человека по Своему образу; по образу подобия Своего, и построил ему из его же плоти [Хава из ребра Адама] здание навеки. Благословен Ты, Господь, создавший человека!»

    Благословение пятое:
    СОС ТАСИС ВЕ-ТАГЕЛЬА-АКАРА БЕ-КИБУЦ БАНЕА ЛЕТОХА БЕСИМХА. БАРУХ АТА АДОНАЙ МЕСАМЕАХ ЦИОН
    «Пусть возрадуется и возликует бездетная [Иерусалим] когда соберутся там в радости сыновья её. Благословен Ты, Господь, радующий Сион её сыновьями!»

    Благословение шестое:
    САМЕАХ ТЕСАМЕАХ РЕИМ АУВИМ КЕ-САМЕХАХА ЙЕЦИРА БЕ-ГАН ЭДЕН МИКЕДЕМ. БАРУХ АТА АДОНАЙ МЕСАМЕАХ ХАТАН ВЕ-ХАЛА
    «Дай же радость нежно любящим — как радовал Ты сотворённого Тобою в Райском Саду в древности. Благословен Ты, Господь, радующий жениха и невесту!»

    Благословение седьмое:
    БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ А-ОЛАМ АШЕР БАРА САСОН ВЕ-СИМХА, ХАТАН ВЕ-ХАЛА ГИЛА РИНА ДИЦА ВЕ-ХЕДВА ААВА ВЕ-АХАВА ВЕ-ШАОЛМ ВЕ-РЕУТ. МЕРА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ ЙИШАМА БЕ-АРЕЙ ЙЕУДА У-ВЕ-ХУЦОТ ИЕРУШАЛАИМ КОЛЬ САСОН ВЕ-КОЛЬ СИМХА КОЛЬ ХАТАН ВЕ-КОЛЬ КАЛА КОЛЬ МИЦЕЛОТ ХАТАНИМ МЕ-ХУПАТАМ У-НЕАРИМ МИ-МИШТЕ НЕГИНАТАМ. БАРУХ АТА АДОНАЙ МЕСАМЕАХ ХАТАН ИМ ХАЛА 
    «Благословен Ты, Господь, наш Бог, Царь Мироздания, сотворивший веселье и радость; жениха и невесту; ликование, пение, торжество и блаженство; любовь, и братство, и мир, и дружбу! Господь, наш Бог, да зазвучат вскоре в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, ликующий голос из-под свадебного балдахина и песни пирующих юношей. Благословен Ты, Господь, радующий жениха с невестой!»

    После последнего из благословений жених и невеста пьют вино — уже как муж и жена.

    Затем отец невесты даёт жениху выпить из бокала, и точно так же мать жениха даёт выпить из бокала невесте.

    Разбивание бокала

    После того, как прочитаны семь свадебных благословений, в завершение церемонии под хупой жених разбивает ногой стеклянный бокал (который для безопасности обычно заворачивают в бумагу или кладут в пакет). Это делается в память о разрушенном Иерусалимском храме.

    Раввин Ури Суперфин. Об обычае разбивать стакан на еврейской свадьбе

    Уединение

    Сразу после церемонии хупы свидетели провожают молодоженов в комнату, где они в первый раз уединятся на некоторое время. Там они едят легкий ужин после поста. Уединение, символизирующее брачное соединение, завершает процесс кидушин, придавая ему необходимую полноту.

    Факт уединения должен быть засвидетельствован достойными свидетелями. В течение всего времени уединения в комнату никто не имеет права входить.

    Трапеза

    Трапеза не обязательно должна следовать непосредственно за хупой. Можно провести хупу в синагоге, а трапезу устроить в другом месте.

    Начинается трапеза с благословения над халами — праздничными хлебами.

    Особое значение во время трапезы придается тому, чтобы веселить жениха и невесту. Перед женихом и невестой поют, танцуют, стараются порадовать их, кто как может.

    По еврейскому закону, мужчинам и женщинам не положено веселиться вместе. Мужская половина должна быть отделена от женской высокой и плотной перегородкой, чтобы мужчины и женщины не видели друг друга.

    По завершении свадебной трапезы произносят благословение после еды и снова повторяют «Семь Благословений», которые уже читали под хупой.

    Подарки

    Принято, что родители невесты в день хупы дарят жениху новый талит, в который на следующее утро, к молитве Шахарит жених в первый раз в своей жизни облачится уже как женатый человек.

    А жених дарит невесте сидур, молитвенник, украшенный инициалами невесты, букет (который будет в руках невесты во время свадьбы) и духи.

    Еврейская традиция никак не регламентирует подарки остальных родственников и гостей. Обычно молодым дарят то, что может пригодиться им в хозяйстве и обустройстве дома. 

    Свадебная неделя

    Если невеста ранее не состояла в браке, на протяжении шести дней после свадьбы принято устраивать для новобрачных трапезы, во время которых произносят семь свадебных благословений. Это делается в напоминание о том, что после женитьбы Якова на Лее прошло семь дней, прежде чем он взял в жены Рахель. Цель этого обычая — дать возможность услышать свадебные благословения тем, кто не попал на свадьбу. Поэтому необходимо, чтобы каждый день, кроме субботы, на трапезе присутствовал хотя бы один новый приглашенный. Для произнесения свадебных благословений необходимо присутствиеМиньяна (десяти мужчин). Эти трапезы обычно устраивают родственники и друзья жениха и невесты.

    В течение «семи дней пира» новобрачные свободны от всех будничных забот.

    Практические советы:

    • Подготовьте заранее стеклянный бокал, который жених должен разбить на свадьбе, и заверните его в прочный пакет, фольгу или платок (чтобы осколки не разлетелись). Практика показывает, что более чем в половине случаев жениху не удаётся с первого удара разбить бокал (наверное, от волнения). Никакой дурной приметы в том нет, но всё-таки проследите, чтобы бокал был из обыкновенного, а не утолщённого (и не тонкого, чтобы не было слишком много осколков), стекла.
    • Платье невесты стоит весьма дорого и не каждому по карману (при этом, что особенно обидно, используется только раз в жизни). Есть многочисленные ателье, где можно взять очень красивое свадебное платье напрокат. Тем, кому и это дорого, рекомендуем обратиться в специальные религиозные благотворительные фонды — «Гмах», где можно получить платье за ещё более низкую плату.
    • Продумайте заранее, кому предоставить право сказать семь благословений под хупой. Это, как правило, самые близкие родственники или наиболее уважаемые из приглашённых. Если они не знают иврит, подготовьте заранее русскую транслитерацию соответствующего благословения.
    • Если даже жених плохо знает иврит, ему полезно заранее выучить наизусть брачную формулировку, произносимую перед надеванием кольца на палец невесты:
      АРЕЙ АТ МЕКУДЕШЕТ ЛИ БЕТАБААТ ЗО КЕДАТ МОШЕ ВЕИСРАЭЛЬ

    Как организовать свадьбу в Петербурге

    Следует иметь в виду, что, согласно еврейскому закону, браки заключаются только между евреями по материнской линии. Если Вы хотите организовать свадьбу по еврейскому обряду, Вам нужно записаться на прием к раввину Певзнеру. Необходимо принести с собой на прием документы, подтверждающие еврейство: свидетельства о рождении будущих супругов и их матерей. Вам предложат посетить занятия по основам еврейской семьи и брака, окажут помощь в установлении даты свадьбы и организации хупы, проконсультируют по всем вопросам.
    Сама Хупа будет проходить в Синагоге. У Вас есть возможность устроить кашерную трапезу для своих гостей в ресторане «Лехаим».
    Обращайтесь в Информационный отдел Синагоги по телефону +7 (812) 713-81-86

    Источник: sinagoga.jeps.ru

    Церемония обручения

    Как и многие народы, евреи чтят свои традиции с древних времен. Родители подбирали жениха и невесту при помощи йентами (сваха). Вся подготовка к обряду Хупа еврейская свадьба ложилась на плечи отцов и матерей молодоженов. Современная еврейская свадьба подразумевает встречу жениха и невесты до свершения церемонии, но без вступления в добрачные отношения.

    После согласования обеих сторон по поводу свадьбы, будущий супруг приходит к отцу невесты и спрашивает разрешение на брак. Это формальность, но таков традиционный обычай. В знак подтверждения своих намерений молодой человек платит выкуп за возлюбленную.

    Еврейские свадебные традиции

    Церемония

    После обручения начинается начальный этап праздничной церемонии—тенаим. Этот обряд заключается в разбивание тарелки, как знак траура о разрушенных храмах Иерусалима.

    День церемонии назначается, следуя строгим правилам. Церемония не играется во время праздников, к примеру, в день Шаббата, начинают справлять по окончании в субботний вечер.

    Интересно! Сравни с православной.

    В зависимости от народности иудеев существуют свои традиции дня Хупа. Мишна планируют торжество на среду, чтобы обманутый супруг, мог на следующий день, представить доказательства на обозрение народа. В некоторых странах объединяют еврейскую свадьбу с субботним застольем. Но популярным все-таки остается воскресенье.

    Незадолго до свадебной церемонии суженный покупает для еврейской невесты перстень. Кольцо, должно быть, без излишеств и иметь гладкую поверхность.

    Праздник празднуется в любую дату года за исключением периода между Песахом и Шавуотом-это траурное время всех израильтян.

    Еврейские свадебные обычаи

    Уфруф для еврейского юноши

    За неделю до торжества для жениха устраивается праздник вовремя служения в Синагоге—Уфруф. Будущий супруг объявляет общине о намерение вступить в брак. Во время сообщения о предстоящем событии парня обсыпают конфетами, а затем следует праздничный обед.

    Миква для еврейской новобрачной

    В эти дни также готовится невеста, проходит обряд очищения в бассейне—Миква. Этот обычаи существует и на сегодняшний день в современном стиле.

    Ритуал заключается в очищение не только тела, но и души. Невеста снимает с себя всю одежду, украшения, даже косметика убирается с лица. Постепенно девушка вступает в воду, читая молитву.

    Еврейская невеста в бассейне проходит ритуал не одна, вместе с ней в Микву вступают женщины из семьи. Во время обряда женщины делятся секретами семейного счастью и дают напутствия. Напутственные речи также говорит почтенная и верующая пожилая женщина.

    Неделя перед праздником

    В давние времена молодожены за семь дней до свадьбы не должны были видеться и поститься. В современном мире эти традиции так рьяно не соблюдаются, постится жених и то только в день тожества. Этот обычай говорит о вступление в брак чистыми и обновленными. Религия имеет влияние и на современных евреев, но они соблюдаются в не столь строгой форме.

    Еврейская свадебная церемония

    Нисуин обряд бракосочетания

    Хупа не всегда проводится в Синагоге, для совершения обычая необходим раввин и сама хупа. Раввин также, может, со стороны наблюдать, как проводит обряд кто-либо из уважаемых родственников.

    Хупа—это полог, на котором стоят брачующиеся во время церемониальной части торжества. Сооружение строят под вид дома, четыре колоны с тканью сверху. Первым под полог заходит мужчина, олицетворяя хозяина дома. Затем входит девушка в сопровождении родителей или отца. Этот обряд символизирует, что теперь за жену несет ответственность муж.

    Суженая должна сделать от одного до семи кругов вокруг мужа, смотря каким поверяем, отдается предпочтение. Также существует обряд, когда жених покрывает лицо возлюбленной вуалью, символизируя защиту.

    И только затем свершается обряд обручения. Перед самим вручением кольца читаются благословения над вином, и начинается церемония. После благословленное вино выпивают молодые. По древним обычаям супруг вручает жене кольцо и произносит торжественную речь. А кольцо супруга по разным традициям одевается и под хупой и при выходе из нее.

    Благословения читает либо раввин, или почтенные мужчины. Если гостям выпадает честь читать благословение, то каждый приглашенный зачитывает по одному. Вино также пьется сначала супруг потом жена.

    Окончание церемонии завершает обычай «разбить бокал». Новобрачный растаптывает стакан правой ногой. Все гости поздравляют молодоженов и кричат «Мазл тов!», это пожелание счастья молодоженам.

    Еврейская свадьба и ее обычаи

    Тонкости

    У евреев нет традиционных свадебных нарядов. Молодожен облачается в черный костюм, а невеста надевает белое скромное платье. Мужская часть свадьбы вместе с раввином покрывает головы белыми ермолками.

    Перед свадебной церемонией принято подписывать брачный договор, в нем обговариваются обязанности обеих сторон и сумма, на которую может рассчитывать женщина после развода. В Ктубе должен содержать пункт, в котором супруг дает свое согласие на вступление бывшей жены в последующий брак.

    Специальной музыкальной композиции также не предусмотрено, включают либо тихую еврейскую мелодию, или Свадебный марш Вагнера. А вот традиция бросать свадебный букет берет свое начало от еврейского народа.

    Застолье

    Религия и здесь пустила свои корни, верующие люди предпочитают вкушать кошерные блюда и праздновать на разных половинах, отдельно женщины от мужчин. Многие по веянию современного общества поддают вегетарианские блюда и рыбные деликатесы, а традиционная еда преподносится некоторым приглашенным. Конечно, во избежание разногласий за столом лучше придерживаться традиционных яств.

    Также на застолье влияет принадлежность народности. Ашкенази предпочитают жареную курицу, на гарнир картофель с овощами. Сефарды подают баранину или курятину с рисом на гарнир все это сдабривается пряностями и приправами.

    На свадьбу приглашают Бадхена-на современный лад тамаду. Именно на его плечи ложится обязанность развлекать всех присутствующих на торжестве.

    Праздник продолжается в течение семи дней и сопровождается застольями. Каждый день приходят новые гости, чтобы преподнести подарки и поздравить молодоженов. Только по прошествии недели пара отправляется в медовый месяц, где они могут провести время вдвоем. В остальном свадьба похожа на торжества других народов и празднуется современно.

    Источник: xwedding.ru


    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.