Обрядовые песни на свадьбу


Из семейно – обрядовых песен особое значение имеют свадебные обрядовые песни. Свадебный обряд русского народа делится на 5 циклов. Также в свадьбе присутствуют такие элементы, как смотрины невесты, осмотр дома жениха, девичник.
Свадебные причеты являются одним из основных и древнейших видов русской свадебной обрядовой песни. Свадебные причитания исполняются в форме стиха и манере причитаний специальными женщинами – вопленицами.
На сговоре невеста исполняла свадебные плачи. Содержание этих плачей – обращение к родителям, ритуальное «укорение» их за то, что «отдают девицу во чужие люди».

«Затем шла предсвадебная неделя: завершение шитья приданого в доме невесты; поездки ее прощаться с родными; прощанье невесты на могилах с умершими близкими; поездка невестиной родни в дом жениха — знакомиться с его хозяйством и бытом семьи; оповещение о свадьбе всей деревне — подруги невесты ходили по улицам; в доме невесты-вечеринки для молодежи.


е это сопровождалось песнями, каждый раз -своими. Непременными были и присказки, шутки, загадки, рифмованные диалоги.
Заканчивалась предсвадебная неделя девичником, на котором невеста прощалась с женской родней и подругами, получала предсвадебные подарки от гостей, расставалась с «волей» и «красотой». Здесь уже, по мере приближения самого венчания, усиливалось напряжение в исполнении причитаний и песен невестою и другими девушками. В текстах — больше монологов и диалогов, прямо относящихся к происходящим событиям. Невеста нередко причетами переговаривается с отцом, матерью, подругами, родными. То же самое на пути в баню (после девичника — последняя в отцовском доме баня для невесты) и наутро, в день свадьбы, когда приезжают дружки и жених. В отличие от грустного, а иногда и драматического тона причитаний свадебные песни были эмоционально очень разнообразны. В них и веселье, светлые образы, праздничные приемы поэтики и спокойная интонация.
Кульминационный момент в доме невесты — благословение родителями будущих молодых перед венчанием. До этого в доме жениха появлялся дружка со всеми поезжанами, и при них жених принимал благословение от своих родителей.

Громы-то прогрянули,
Часты дождички пробрызнули,
Благословляется чадо милое
У своего родимого ботюшки,
У своей родимой матушки:
Благослови-ко, родимый батюшка!
Благослови-ко, родимая матушка!
Во путь меня, во дороженьку, Во
церковь Божию-матушку
Ко звону колокольному,—


поют девушки в доме жениха. Когда празднично украшенный свадебный поезд подкатывал к дому невесты, здесь их уже ждало много односельчан разных возрастов. Местами девушки в доме прятали невесту в своем кругу, требуя выкупа; в других местах было принято запирать или заваливать ворота перед выездом поезда в церковь — жених тоже должен был откупиться и т. п. А песни между тем продолжали звучать — теперь уже о том, как звонят колокола: «Ой, от Москвы чуть до Вологды, да чуть до славного Питера…»
В церкви набиралось множество народа: наступал главный момент свадьбы — венчание. Ведь в глазах всех только церковное венчание означало вступление в брак. Вид у жениха и невесты был поистине княжеский (в песнях их величали князем и княгинею), особенно после того, как священник надевал на них высокие венцы, подобные коронам. Вот уже священник возводит их на амвон, и они стоят у самых царских дверей, перед иконами, которыми благословили их родители, поставленными на время венчания на алтарный иконостас. Рядом с ними, на клиросе, певчие поют уже «многие лета» новобрачным —заключительную часть чина венчания. Пение, сопровождавшее церковный чин венчания, особенности местных распевов включали многие элементы народных песен. С другой стороны, церковная певческая культура оказала несомненное влияние на музыкальный свадебный фольклор, постоянно впитывавший что-то от духовной музыки.
Выход молодых из церкви — тоже этап свадебного празднества, доступный всем. К свадебному поезду присоединяются новые лица, другие стоят по пути. Целый цикл песен относится к «встрече от венца». Но самая большая серия свадебного фольклора — величания на свадебном пиру, после возвращения.



Listen or download Белорыбица Свадебная величальная for free on Prostopleer

Источник: sbitnevsv.livejournal.com

Обрядовые песни на свадьбу

Русские народные песни можно условно разделить на обрядовые и необрядовые.
Обрядовые песни исполняются только в определенных календарных или семейно – бытовых обрядах, а необрядовые вне обряда, в любых бытовых жизненных условиях.
Обрядовые песни можно разделить на календарные и семейно – бытовые. 
Возникновение обрядовых русских песен относится к древней эпохе наших предков – славян.


авяне поклоняясь силам природы. Племена старались в своих религиозных церемониях символически выражать то, что совершалось на небе или на земле. Подражая действиям своих богов, они думали, что творят им угодное и верили, что таким образом задабривают богов. Например, в честь благодатного возврата весенних гроз, прогоняющих демонов зимы и несущих земле плодородие, славяне устраивали танцы с шумными криками, быстрыми плясками, песнопениями.  Из этого видно, что песня составляла существенную часть праздничных обрядов наших предков, совершаемых при солнечных поворотах, при встрече весны, завивании венков и тд.
Одна из главных задач нашего общества – распространение русской народной обрядовой песни.
Обрядовая песня отождествляет собой поэтическое творчество народа, причем характер и содержание песни определяется характером его быта. Так как наши предки – славяне были преимущественно земледельцами, жили родами, в основе которого лежал крепкий с семейный союз, то вследствие этого, и коренные источники их поэзии заключались, главным образом в земледелии и семье. В свою очередь земледельческий быт, по своим условиям способствует поэтическому творчеству: он дает досуг и имеет столько радостей.
С зачатками культуры и жизни исторического нашего народа, обрядовая песня обогащалась и, растворяясь новыми жизненными элементами, служит уже потребностям эстетическим и увеселительными.
При той целостности характера и эпической непосредственности мировоззрения, какими отличались наши предки, поэзия в его быте не разобщалась с жизнью и не обособлялась в профессиональное искусство. В обрядовой песни выражались реальные чувства и образы, внушенные самой жизнью. Вследствие этого русская обрядовая песня охватывала весь круг понятий и обычаев, которыми жил народ.


Хороводные обрядовые песни.

Обрядовая хороводная песня — Как у наших у ворот.

У ворот, ворот, ворот,
Ворот батюшкиных,

Дунай, мой Дунай,
Веселый Дунай!

Разыгралися ребята,
Распотешилися.

Дунай, мой Дунай,
Веселый Дунай!

Еще ли мне молодцу,
Нездоровится.

Дунай, мой Дунай,
Веселый Дунай!

Нездоровится,
Гулять хочется.

Дунай, мой Дунай,
Веселый Дунай!

Я украдуся,
Да нагуляюся.

Дунай, мой Дунай,
Веселый Дунай!

Я сапожки на ножки,
Смур кафтанчик на плеча.

Дунай, мой Дунай,
Веселый Дунай!

И гудочек под полой,
Под правою стороной.

Дунай, мой Дунай,
Веселый Дунай!

Вдоль по улице прошел,
В хоровод к девкам зашел.


Дунай, мой Дунай,
Веселый Дунай!

В хоровод к девкам зашел,
На скамейку сел.

Дунай, мой Дунай,
Веселый Дунай!

На скамью, скамью, скамью,
На дубовенькую.

Дунай, мой Дунай,
Веселый Дунай!

Я ударю во струну,
Во серебряную.

Дунай, мой Дунай,
Веселый Дунай!

Вы послушайте, ребята,
Что струна – то говорит.

Дунай, мой Дунай,
Веселый Дунай!

Что струна — то говорит,
Мне женится велит.

Дунай, мой Дунай,
Веселый Дунай!

Мне женится, разориться,
Стару бабу взять.
(Саратовская губерния)

 

Обрядовая хороводная песня – Не мое дело чернечкой быть.

Одна из девушек кладет что – нибудь похожее на камилавку под конец стола и ходит посреди хоровода, напевая:

Не мое дело чернечкой быть,
Не мое дело в келейке сидеть,
Не мое дело Богу молиться,
Не мое дело низко кланяться,
Не мое дело камилавку носить.
Только мое дело по саду ходить,
Только мое дело орешки щелкать.
Положу – ткось я камилавку свою,
Положу камилавку под конец стола,
Вдруг камилавочки похаживаю,
На камилавочку поглядываю,
Подыму – ткось я камилавочку,
Подарю – тко ее другу милому.
(Черниговская губерния)


 

Троицкие обрядовые песни

Троицкая обрядовая песня – вот с по лугу, лугу розливалася вода.

Вот с по лугу, лугу розливалася вода,
С по зеленому не струинька текет,
По этой по струецьке бела лебедь пловет,
Выше – то бережку головушку несет,
Гребешком головушка уцесаная,
Шолком коса перевиваная:
Завтря у батюшка цесной пир.
Мне – ка молоде не бывать во пиру,
Пива да вина не пивать будет,
Сладкой водоцьки не кушивати,
Преником, колациков не нашивать домой!
(Вологодская губерния)

 

Троицкая обрядовая песня – над рекою да над быстрою.

Над рекою да над быстрою стояла да береза,
Да над той белой березе сидит птиця пава,
Да што пава, запропала между нами слава,
Между нами, молодцями, молодым ребятам.
Раскололсо сырой дубик на цетыре грани.
Вы роздайтесь, расходитесь, все добрые люди,
Стойте, дайте младюшеньке широку дорожку,
Не широкая, большая – в саде погуляти!
В зеленом саду гуляла, травоньку сминала,
Мураву, траву сминала, цветы сорывала,
Ой я цветоцки срывала, во вьюн завивала,
Ой я вьюноцик завивала да на голову клала,
Ой на головушку я клала да себя украшала,
Ой я всем .


то-же младюшенька была поспешенька,
Скорешенько младюшенька с постели вставала,
На босу ногу башмацьки скоро надевала,
Потихохоньку по синицъкам скоро бежала,
Поплотняя воротецька скоро запирала,
Посмиляя со невеждой реци говорила:
Ты ноцюй, ноцюй-ко, невежа, ноцюй за воротам!
Тибе мяккая постеля – белой снег – пороша,
Тибе шуба – одеяло – лютые морозы!
Я приставлю стережатых серыих волков:
Стерегите, берегите, ево разорвите!
По цисту полю невежи кости разнесите!
(Вологодская губерния)

 

Ивановские обрядовые песни.

Ивановская обрядовая песня – ой да я бежу, бежу по поженке.

Ой да я бежу, бежу по поженке,
Ой да добегаю до цясовенки,
Ой да на цясовенки да два голубя сидят,
Да один-от ницево не говорит,
Другой – от голуб выговаривает:
Завтре праздницек Иванов день,
Мой-от миленькой гулять придет,
Меня девушку с собой возьмет.
На гулянье поцелует, обоймет.
На гулянье говорила молодцю:
Не жанись-ко, не жанись-ко молодец,
Не жанись-ко-ся, удала голова:
С нами девушками жить хорошо,
С молоденькими весело!
(Вологодская губерния)


 

Святочные обрядовые песни.

Святочная обрядовая песня – поиграйте, наши девушки.

Поиграйте, наши девушки,
Поиграйте, поиграйте!
Наиграйтесь, души красны,
Наиграйтесь, наиграйтесь!
И на на год и на на два
И на на век, и на на век!
Не ровен цяс – суженой
Придет, вот придет.
Либо старой, либо млядой,
Либо млядой, либо млядой.
Млядой муж по торгу
Гуляет, вот гуляет,
Мне шелкову плетку
Покупает, покупает.
Мне-ка шелкова плетка
Терпити, вот терпити.
Мне-ка млядово мужа
Полюбити, полюбити!
Старой муж по торгу
Гуляет, вот гуляет,
Мне видь синие сукна
Закупает, закупает.
Мне вид синие сукна
Не носити, не носити,
А видь старово мужа
Не любити, не любити!
(Вологодская губерния)

 

Масляничные обрядовые песни.

Масляничная обрядовая песня – ох, детинка-ли, детинка молодой.

Ох, детинка-ли, детинка молодой,
Чернобровой, .


r />Говорили секлетные с тобой слова, — 
Только слышали зеленые древа.
С того древа сладки яблочки, милой, рвала,
Я рвала, рвала, в гостиницы услала.
Со тые поры сударушка стала мила,
Што мила, мила, с ума меня свела,
Без морозу сердцо вызнобила,
Без морозу, без студеные зимы!
(Костромская губерния)

 

Свадебные обрядовые песни.

Обрядовые свадебные песни на сговорах.

Обрядовая свадебная песня — ты изменная изменьшица.

Ты изменная изменьшица.
Ты изменная изменьшица,
Ты душа – ли красная девица,
А свет Анна Ивановна!
Не хотела ты замуж идти,
Ты сказала: не подумаю.
Ты хотела в монастырь идти,
Ты хотела быть игуминой,
Нас хотела взять в монашины.
Ты чему же польстилася:
Жениху ли ты хорошему,
Или дому богатому?
Как возговорить Аннушка
Возговорить Ивановна:
Вы подруженьки, голубушки,
Я не знала, не ведала,
Што у батюшка сватовья,
Што у матушки свахоньки,
Уж я в те поры сведала,
Ворота – те растворилися,
Женихи – те на двор въехали!
Выходила тут Аннушка,
Выходила Ивановна,
В особливую горницу,
Открывала ларичик свой:
Уж ты, ларичик, ты ларичик мой,
Дубовой ларец, окованной,
Я не год тибя копила,
Одним часом раздарила!
(Костромская губерния)

 

Обрядовая свадебная песня — я не знала, не ведала.

Я не знала, не ведала.
Я не знала, не ведала,
Ко мне сваха приехала.
Ште такая обманщиця,
Молода подговорщиця:
Она сватала, хвастала,
Выхваляла свою сторону:
Уж и наша сторонушка,
Она сахаром сеяна,
Виноградом горожена,
И сытою поливана.
Поди прочь, подговорщиця!
Уж и ваша сторонушка,
Она горюшком сеяна,
Кручиною горожена,
И слезами поливана.
Уж ты сестра, ты сестрица,
Уговаривай батюшка,
Уговаривай матушку,
Хоть бы я у вас год пожила,
Хоть бы я у вас два пожила,
Косу руссу повыростила,
Тонки дары повыбелила,
Ума, разума выкопила.
Уж сестра, Парасковьюшка,
Ты у нас уж не год жила,
Ты у нас уж не два жила,
Косу руссу повыростила,
Тонки дары повыбелила,
Ума, разума выкопила.
(Вятская губерния)

 

Обрядовые свадебные песни на смотреньи.

Обрядовая свадебная песня — не от ветру, не от вихорю.

Не от ветру, не от вихорю.
Не от ветру, не от вихорю.
Не от Божией от милости
Да вереюшки да пошатилися,
Да воротечка растворилися,
Да бояра – те на двор въехали,
Да што княжие на широкой двор.
Да как не знала не ведала,
Не ведала Александра душа.
Она только увидила,
Што Федор свет вступил в горенку,
Да Александрушка испугалася,
Да с бела лица потерялася,
Да резвые ножки подломилися,
Да белые ручки опустилися,
Да ясны очи замутилися,
Да слезы градом покатилися,
Да во слезах – то слово молвила:
Да вон идет погубитель мой,
Да вон идет разлучитель мой,
Да вон идет расплетай – косу,
Да вон идет потеряй – красу.
Проговорит тут Федор свет:
Да што не я погубитель твой,
Да што не я разлучитель твой,
Да што не я расплетай – косу,
Да што не я потеряй – красу. – 
Што погубитель твой – батюшко,
Разлучительница – матушка,
Расплетай – косу – свашенька,
Потеряй – красу – подруженька.
(Вологодская губерния).

 

Обрядовая свадебная песня — не было ветру.

Не было ветру.
Не было ветру,
Вдруг навенуло.
Не было гостей,
Вдруг наехали.
Полон двор
Все коней вороных.
Полны сени
Все князьев да бояр.
Новые сени
Подломити хотят,
Золоту чару
Ростопити хотят,
Соловья во саду
Испугати хотят,
Што Еленушку
Прослезити хотят.
Утешал ей Федор
Михайлович свет:
Ты не плач, Еленушка
Гурьяновна.
Новые сени
Перестроить велю,
Золоту чару
Перелить прикажу,
Соловья во саду
Уж я сам взвеселю!
(Костромская губерния).

 

Обрядовые свадебные песни на девишнике.

Обрядовая свадебная песня — как при вечере, вечере.

Как при вечере, вечере.
Как при вечере, вечере,
При Парасковьином девишнике
Прилетал млад ясен сокол,
Он садился на окошечко,
На серебряну полочку,
На золочену прибоечку.
Как узрила, усмотрила
Парасковьина матушка,
Што Гавриловны родимая:
Ты дите – ли мое, дитятко,
Ты дите – ли цядо милое мое,
Приголубь яснова сокола,
Ясна сокола залетнова,
Добра молодца заезжова,
Михайла свет Иваныча.
Государыня ты, матушка,
Мое сердце испугалося,
Ретивое не воротится,
Мне назвать ево не хочется
Не по имени, не по отчеству
Мне Михаилом Иванычем!
(Костромская губерния).

 

Обрядовые свадебные песни после венца.

Обрядовая свадебная песня — вострубила трубонька.

Вострубила трубонька.
Вострубила трубонька
Рано по заре!
Ах рано по заре!
Расплакалась девушка
По русой косе.
Да светлая косонька,
Русая коса!
Вечор мою косоньку
Маменька плела,
Золотом, серебром
Увививала,
Праським – то жемчугом
Унизывала.
Пришли – то две свахоньки
Немилосливы
Начинали мою косоньку
Рвать, порывать,
Разделяли мою косоньку
На шесть прядей,
Завивали мою косоньку
На два плетня,
Увивали мою косоньку
Круг головы,
Надевали на головушку
Вечной колпачек.
Ах, вечной колпачек!

 

Вернуться

Источник: weddinglook.ru

Обрядовые песни на свадьбуXileen РІСЃРµ записи автора

***

Русский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов. Он включает в себя множество этапов: сватовство, смотрины, рукобитие, вытие, проведение девичника, проезд свадебного поезда, выкуп невесты, свадебный обряд в узком смысле, гуляние, послесвадебные обряды… Большинство этих этапов обязательно сопровождается обрядовыми песнями, причитаниями, обрядовыми играми. Свадебный обряд — отнюдь не произвольный набор песен и обрядовых действий, а стройная ритуальная система, сложившаяся в 13 — 14 веках.

Крестьянская_свадьба_в_Тамбовской_губернии (700x296, 55Kb)

Андрей Рябушкин. «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии.» 1880 год

Свадебные песни  — песни, исполняемые в разные моменты традиционного свадебного празднества. Старинные русские свадебные песни разнообразны. Перед свадьбой девушка собирает у себя подруг на девичник. На самой свадьбе вначале девушка прощается с родными, затем одаривает новых родственников подарками, которые она приготовила своими руками: вышитыми полотенцами, вязаньем.

Древнейшей частью складывавшегося постепенно свадебного обряда был плач невесты, оплакивавшей разлуку с привольной жизнью в родном доме, с девичеством. Свадебные плачи особенно разнообразны.

13 (700x526, 139Kb)

Маковский К.Е. "Под венец"

Свадебные песни, причитания невесты и подружек.

Жениху, невесте, свату, дружке и гостям поются величальные песни. На свадьбе исполняются не только печальные песни о расставании девушки со своей семьёй, но и много веселых, шуточных песен.

Свадебная-величальная. Русская народная песня в обработке Сергея Прокофьева.
Поёт Раиса Бобринева.

 В древности основная функция свадебного фольклора была утилитарно-магической: устные произведения способствовали счастливой судьбе, благополучию. Но постепенно они начали играть иную роль: церемониальную и эстетическую.

Девичник.

Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами.

Фрагмент свадебного обряда. Прощание невесты с подругами. Коллективное причитание.

 На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда  — расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» — лента или ленты, вплетённые в косу девушки. 

1024px-AlexeyKorzukhin_GirlyBBQ_1889 (700x436, 108Kb)

Корзухин А. И."Девичник", (1889)

Девичник сопровождается причетами и специальными песнями. Часто причет невесты звучит одновременно с песней, которую поют подружки. При этом имеет место противопоставление причета песне — причет звучит очень драматично, в то время как сопровождает его весёлая песня подруг.

Русский свадебный обряд конца XIX — начала XX вв. Фильм 1981 года 


 

Источник: www.liveinternet.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.