Перечислите художественные особенности свадебных песен


Входившие в свадебный обряд песни разнообразны в жанровом отношении. В их числе были плачи и причитания, лирические песни-жалобы, лирико-эпические и величальные песни, свя­занные с поэтической характеристикой девушки — невесты, гостевые, застольные, торжественные поздравительные вели­чанья, шуточные песни, эпические сказы, наконец, плясовые песни. Помимо характерных песен в свадебный обряд вклю­чались своеобразные виды народной словесности˸ заговоры, пословицы, поговорки, прибаутки, комедийные диалоги. Од­ним из жанров обрядовых свадебных песен были свадебные причитания. Они исполнялись невестой и заменяющей её ʼʼвопленицейʼʼ, а иногда также матерью невесты и её старшей сестрой. В свадебных причитаниях ярко раскрывалась тяже­лая женская доля и бесправное положение девушки. В них невеста обращалась поочередно к отцу, к матери, к братьям с просьбой заступиться за нее, не отдавать её в ʼʼчужие людиʼʼ, дать ей погулять ещё ʼʼхоть одну весну краснуюʼʼ, ʼʼхоть одно лето теплоеʼʼ. Жених именовался в свадебных причитаниях как ʼʼчуж-чужанинʼʼ или ʼʼзлодейʼʼ. Особый страх внушали девушке свекор со свекровью, например.


По первой пошла дороженьке

Лежит зверь да со зверятами,

Это свекор со деверьями.

А по второй пошла дороженьке –

Лежит змея да со змеятами,

Это свекровь да со золовками

Свадебные песни отличались архаичностью мелодиче­ского склада. В них можно встретить распевные мелодии, характеризующиеся значительной протяжностью, широтой развития, а иногда изменчивостью, текучестью, подчас даже импровизационностью мелодических очертаний.

В круг календарных и свадебных песен входили˸ риту­альные песни, величальные, шуточные или юмористические, сопровождаемые традиционными обрядовыми действиями -заклинательные, игровые, корильные песни. А также к кален­дарным относятся подблюдные песни-гадания.

Итак, ритуальные песни, возникнув и исполняясь в обряде, играли важную роль, способствуя ᴇᴦο формированию. Основная примета поэтического содержания ритуаль­ных песен — отсутствие в них изображения человека. В цен­тре внимания песен — обряд Именно поэтому в них нет ни описаний природы, ни картин быта. Все подчинено организа­ции ритуала, и если что-то попадает в поле зрения песни, то только благодаря своему значению для обрядового действия. Например, в песне-угрозе скупым хозяевам, исполнявшейся во время колядования˸


Кто не подаст лепешки

Того разобьем окошки!

Кто не подаст ватрушки –

Расстукаем кадушки!

Кто не даст пирога —

Запрем ворота/

ʼʼЛепешкиʼʼ, ʼʼватрушкиʼʼ, ʼʼпирогʼʼ, ʼʼкадушкиʼʼ, ʼʼворо­таʼʼ упоминаются только благодаря обычаю одаривания колядовщиков. Конечно, по отдельным деталям можно предста­вить обстановку исполнения песен на свадебном пиру, в рож­дественские морозы, на Троицу в летний день, когда плелись венки, или во время жатвы. И все это в целом дает верное представление об обрядовой жизни человека. Ритуальные песни исполнялись хором. Хор являлся активным участником обрядов. Он выступал в обряде как бы в роли режиссера, соз­давал, направлял течение обряда, советовал, приказывал, приглашал, наконец, фиксировал сам факт свершения обряда. Велся живой диалог между хором и другими участниками

Источник: referatwork.ru

 Существует  обряд угощения зятя блинами  от тещи. Теща подает на стол  блины, накрытые блюдом и платком.  Молодой берет платок себе, а  вместо него кладет деньги, потом  снимает блюдо. В доказательство  любви к теще, по ее просьбе,  после верхних двух блинов  молодой должен съесть нижний  блин, не трогая верхних и не  пролив масла, для этого молодой  накрывает блины блюдом и быстро  переворачивает. В этом искусстве  теща усматривает степень ловкости  молодого.        


 Что касается значения угощения блинами, то пермяки объясняют это так: платок – девственность дочери, блины – дочь. Взятие платка и раскрытие блинов – сохранение девственности до замужества. Деньги – выкуп за девственность, целование – благодарность. Если жених недоволен своей невестой, то он не снимает платка и блюда, не ест блинов и не целует родителей жены [3].

 

 

 

 

Часть 2: Художественные особенности  свадебных народных песен

 

Состав  семейно-обрядового фольклора сложен. Существует 4 основных жанра – свадебные, величальные, корильные песни и причитания. Величальные и корильные песни тесно связаны друг с другом. Корильные часто пародируют величальные (хула – это величание с обратным знаком). И те, и другие исполнялись весело и, главным образом, в день свадьбы после венца, в доме жениха.

В отличие  от величальных и корильных, другие свадебные песни не были однородными по своей эмоциональной окраске. До венца, особенно на девичнике исполнялись, как правило, грустные песни, после венца – преимущественно веселые.

Свадебные песни исполнялись на разных этапах свадебного ритуала. Некоторые из них  были преимущественно прикреплены  к тому или иному этапу, другие – относительно свободно переходили из одного этапа в другой.


Лирические песни – один из популярнейших жанров народного поэтического творчества. В них раскрываются внутренний мир человека, его переживания, чувства и настроения, отражающие его отношение к окружающей действительности.

Это назначение народной лирики определяет ее жанровые и стилевые черты.  Тематика, поэтика, способы исполнения – все  в лирической песне своеобразно.

Лирические песни – подлинная художественная энциклопедия народа, глубоко поэтическая, задушевная и многообразная.

Высокохудожественная  народная лирика прошлого как песенная классика сохраняет свое значение и  до настоящего времени.

Традиционная  песня отличается от ряда других жанров народного творчества своим жизненным правдоподобием. В ней все многообразие человеческих чувств и переживаний, выражающих отношение к жизненным  явлениям, вполне реально и типично для народа. Вместе с тем в соответствии с фольклорными особенностями принципов типизации все изображаемое подвергалось широкому обобщению. Это специфическое качество фольклора во многом определило поэтику традиционных песен [7, С. 123].

Приемы художественной типизации особенно ярко проявляются при изображении так называемых  песенных героев и окружающей их жизненной обстановки. Герои песен немногочисленны: «красная девица»,  «добрый молодец», «муж», «жена».  Широко обобщение характерно и для художественной обрисовки обстоятельств, в которых изображался лирический герой.


Одним из «типических обстоятельств» в традиционных песнях было место  действия, обычно обобщенно воспроизводящее  природу или деревенскую обстановку: «после чистое», «зеленая дубравушка», «дороженька», «долинушка», «крутенький бережок», «зеленый сад», «улица широкая», «изба», «сени». Оно выполняло эмоционально-психологические функции, создавая поэтический фон, соответствующий общей лирической тональности каждой песни.

В композицию песен широко вводились образы из мира природы, также служившие средством  художественного  раскрытия душевного состояния человека. Одним из таких чисто  народных композиционных приемов является психологический,  или образный, параллелизм, то есть  сопоставление образов из мира природы  и психологических переживаний лирического героя. Смысл такой параллели заключается в установлении общности характерных черт человека и образов природы, благодаря чему происходит их психологическое сближение, усиливающее лиризм и задушевность песни.

В народной  лирике разработаны параллелизмы различных типов. Один из них – положительный одночленный параллелизм, который в первой части параллели содержит только один образ из мира природы:

Туманно красно солнышко, туманно,


Что в тумане красного солнышка не видно,

Кручина красна девица, печальна,

Что никто  ее кручинушки не знает…

Разновидностью  положительного параллелизма является отрицательный параллелизм, который  сопоставляет образы в первой и второй части параллели путем прибавления  частицы «не»:

Не  ясен сокол пролетывал –

Добрый  молодец проезживал.

К композиционным средствам выразительности относится  и так называемое ступенчатое сужение образа, то есть расположение образов в начале песни в нисходящем порядке, когда они все более и более «суживаются»: или в пространственном смысле, если они были взяты из мира природы, или в общественном, если они были взяты из мира социальных или бытовых отношений. Такая цепочка образов, предшествующих лирическому герою, играет роль «обстоятельств» места или действия.

В песнях семейного содержания в порядке  «сужения»  перечисляются  члены крестьянской патриархальной семьи «от старших к младшим»:

Отдавала  меня мать

Во великую семью,

Во великую семью-

В несогласную.

Уж  как свекор да свекровь,


Да  четыре деверька,

Две золовушки,

Да  две тётушки 

    К очень распространенным композиционным средствам в традиционных песнях принадлежит и лирическое обращение.

Особенно  популярны обращения к миру природы  от лица героя песни: к «полю чистому», «дубраве зеленой», «траве-мураве», «калинушке», «жавороночку», «быстрой реченьке», «белой березаньке». В таких обращениях ярко проявляется тесная связь народа с природой,  с которой он делится своими задушевными чувствами и переживаниями. Для обращений характерны элементы лирически окрашенного пейзажа:

Ты  взойди-ка, красно солнышко,

Над горой взойди над высокою,

Над дубравушкой взойди  над зеленою,

Над полянушкой взойди над широкою…

Встречаются в песнях и другие обращения: к близким людям («Уж ты, мать, моя маменька», «Ах ты, девица, красавица моя», «Ох ты, душенка,  удалый добрый молодец», «Уж вы, кумушки-подружки»); к своей доле, судьбе («Уж ты, молодость, моя молодость»; Ах, талан ли, мой талан»; «Уж ты, доля, моя доля»).

Сопоставления переживаний и чувств человека с  природой в традиционных песнях не были случайными.


мира природы народ  отбирали только то, что могло особенно художественно раскрыть основное содержание песни, ее лирическую сущность. Строго отобранные образы стали в песнях устойчивыми и составили песенную символику, условно выражающую переживания лирического героя или сущность жизненного явления, характеризующих народное представление о горе и радости, о счастье и о несчастье. Символы лаконично и вместе с тем глубоко психологически помогают передавать настроение человека, потому они придают песням особую выразительность и красочность.

Наиболее  распространенными символами из мира природы являются следующие: для девушки или девушки-невесты – «белая лебёдушка», «перепелочка», «голубка», «белая березонька», «яблонька», «грушенька», «черемушка», «ивушка», «земляничка»; для молодца или жениха – «ясный сокол», «сизый орел», «сизый голубь», «ясный месяц», «дубочек»; для жениха с невестой «голубь с голубкой», «виноград с ягодкой», «лебедь с лебедушкой»; для мужа и жены – «утка с селезнем»,  для злой свекрови – «живучая крапивушка», «горькая полынь»; для жениховой родни – «гуси сырые».

Помимо  личных символов, употребляющихся для  поэтической характерности отдельных  героев песни, в них принимаются символы общего значения: молодости, радости, веселья – «зеленый сад», «зеленая роща», расцветшие цветы, цветущие деревья; печали и грусти – засохшие цветы, опавший засохший сад, река, «бел горюч камень» и другое; горя и смерти – «черный ворон», «ракитов куст»; верной любви – «золотой перстенек», «золотое колечко». В песнях были известны силы жизненной судьбы человека – «доля», «талан», «горе». Иногда они использовались как олицетворения, например:


Уж  как шло горе по дороженьке,

Оно лыками, горе, связано,

И мочалами перепоясано;

Привязалась горе к красной девушке…

Большую роль в художественном стиле речи играют многочисленные эпитеты, которые особенно метки и поэтичны, а потому стали постоянными, как бы прикрепленными песенной традиции к определенным ими словам. Эпитеты в песнях являются средствами эмоционально-оценочных характеристик: «красна девица», «душа-девица», «млада-младёшенька», «добрый молодец», «сердечный друг», «удалый молодчик»; подчеркивают их красоту – «русы кудри», «ясны очи», «русая коса», «белы руки», «черны брови»; душевные переживания – «ретивое сердечушко», «горючая слеза», «горькая печаль», «буйная головушка», «горе-горькое», «тяжелые вздохи». Множество эпитетов характеризуют явление природы: «шелковая травушка», «лазоревый цветок», «цветы алые», «сады зеленые», «быстрая река», «зеленые луга», «ясный сокол», «мелки пташечки», «сизый орел», «крутенький бережок», «красная весна», «белая береза» и другие.

Замечательные по своей поэтичности двойные названия: «стёжки-дорожки», «трава-мурава», «ковыль-травушка», «камыш-трава», «ельничек-березничек» и двойные эпитеты: «бел-горюч камень», «круты-славны бережочки» и другие.


В целях  наибольшей поэтической выразительности  в песнях при употреблении эпитетов часто применяются инверсии, т.е. обратный порядок слов: «лента алая», «сад зелененький», «слеза горючая», «цветы алые», «леса темные», «кусты ракитовые».

К стилистическим средствам песенной художественной выразительности относится уменьшительные и ласкательные суффиксы существительных, придающие словам дополнительные оттенки: «рощица», «садочек», «пташенька», «соловьюшка», «реченька», «дубравушка», «сердечушко», «горюшко», «кручинушка», «ветерочек», «ночушка», «голосочек», «окошечко» и другие.

Традиционны для стиля свадебных песен сравнения и метафоры, хотя они встречаются довольно редко:

Что во тереме сидит девица,

Что во высоком сидит красная…

Она плачет, как река льётся,

Возрыдает, что ключи кипят…

Немалое значения имеют также различные поэтические средства, связанные с ритмико-синтаксическим строем песен. Среди них большое место занимают разнообразные повторения, придающие песням особую синтаксическую и звуковую выразительность.

С целью  усиления музыкального звучания песен  в них вводится различные ритмические частицы: «Ах-да», «ой-да», «эх-да», «ой», «ах», «да», «эх, ой-ли» и другие.

Ритм  песен иногда зависит и от характера переходных ударений, которые дают возможность певцам как бы мелодически «играть» ими во время пения и придавать песням особый поэтически-музыкальный оттенок, например:

По  реченьке утёнушка

Плавала, плавала,

Плавала, плавала,

Наперед ее салезёнушка

Заплыла, заплыла

Заплыла, заплыла…

Повторение  и музыкальные частицы влияли не только на совпадение словесного текста песен с их мелодиями, но и на их строфическую структуру. Песенные строфы разнообразны, они могут состоять из двух, трех, реже — из четырех строк.

Большие значения для ритмико-музыкального построения песен имеют  рифмы. В протяжных песнях и рифм мало, строки в них только иногда рифмуются попарно. В песнях же с быстрой мелодией, в шуточных и плясовых, рифмы встречаются чаще, а иногда и рифмованной оказывается почти вся песня. Обычно рифмуются такие части речи, как глаголы, существительные  и прилагательные («батюшка-матушка»; «Быстрая речка глубока, а рученька коротка»).

Наряду  с точной полной рифмой в народных песнях имеют место и так называемые созвучия, и неточные рифмы, — ассонансы (рифмы, в которых сходны только гласные звуки), например «сполоскали – со песками», и консонансы (рифмы, в которых совпадают только согласные звуки),  например «Брала меня матушка за праву руку, вела государыня на быструю реку».

Анализ  художественного стиля традиционных песен подтверждает их самобытность и огромные, до конца еще не изученные  поэтические богатства, накопленные  народом за целые века. Однако общий  художественный арсенал выразительных  средств в отдельных песенных группах применяется сообразно  с их темами,  сущностью лирического героя и значения песен в целом.

Причитания занимают своеобразное положение в поэтической системе обрядовых песен. Прежде всего, это не песни или, вернее, не совсем песни в обычном смысле этого слова. Они произносятся нараспев с всхлипываниями, которые завершают каждую строку. Функция причитаний – выражать горестные переживания и размышления. Эмоциональное перенапряжение, с которым они исполнялись, объясняет характерную черту их поэтического строения – нанизывание вопросительных и восклицательных конструкций, открытость структуры, лил, проще, возможность бесконечно продолжать причеть – причитать еще и еще. Причитание завершалось обычно не потому, что наступала развязка повествования, а по обстоятельствам обрядовым и бытовым – истекало время, отведенное обычаем для обряда [8, С.234].

Источник: student.zoomru.ru

Основные обряды традиционной русской свадьбы

Юридически-бытовые были призваны соблюсти экономические и юридические интересы сторон, оговорить брачный контракт. Ритуально-бытовые обряды удовлетворяли эстетические запросы, служили для украшения церемонии (оформление зала).

Русские народные свадебные песни как украшение торжества

Песенный репертуар не соотносящийся с обрядами был многообразен широк и ритмичен. Повествовалось о любви молодых, о праздничном настроении, о счастливой супружеской жизни. На первый план выступало веселое хоровое пение. Песня являлась своеобразным произведением искусства, лишенного импровизации. Исполнял ее коллектив, в котором каждому была отведена своя роль. Сюжет был логичен и закончен.

Народные свадебные песни в наши дни

Русское народное свадебное творчество богато, разнообразно и уникально, но практически забыто в наше время. На современной русской свадьбе уже не услышишь залихватских песен, обращенных к жениху и невесте и ко всем гостям.

В Закарпатье же и в наши дни на свадьбах исполняются народные свадебные песни.

Свадебные песни
Русское народное свадебное творчество богато, разнообразно и уникально

Народные свадебные песни Закарпатья

Обычаи Закарпатских свадеб живы и по сей день и представляют собой сказочное завораживающее действие. Местные жители одевают национальные костюмы, украшают дома и устраивают традиционные свадьбы. Ни одно торжество не обходится без народных свадебных песен, многие из которых переработаны и широко популярны.

Источник: weddingadvice.ru

Похожие:

Реферата icon Решение задачи по теме «Личное страхование»
Автор реферата анализирует, сопоставляет эти позиции. Структура реферата должна включать в себя
Реферата icon 1. Четко сформулируйте тему реферата, которая бы кратко выразила его суть
Реферата icon Требования
При оформлении текста реферата следует учитывать, что открывается работа титульным листом, где указывается полное название ведомства,…
Реферата icon Реферата – Работа с текстовым редактором Word или PowerPoint  
Реферата icon 2. Методические указания к написанию реферата  
Составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Сер- висная деятельность». 
Реферата icon Методические рекомендации по написанию и оформлению реферата Южно-Сахалинск
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Реферата icon Как написать реферат
Клише: “Во введении показана идея (цель) реферата. Глава 1 посвящена во 2 главе в заключении сформулированы основные выводы ”)
Реферата icon Тема реферата
Вопреки распространенному мнению, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, ее значение не уменьшается и у…
Реферата icon Темы для реферата Солнце. Классификация и характеристика звезд
Черная дыра. Формирование и действие черных дыр Земля. Внутреннее строение и атмосфера планеты
Реферата icon Выбрав для своего реферата эту тему, я ставила перед собой
Очень часто в сложных и порой самых неожиданных ситуациях нам приходится рассчитывать в первую очередь на самих себя

Разместите кнопку на своём сайте:

kak.znate.ru

Источник: kak.znate.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.