Якутская свадьба


Свадьба является древнейшим ритуалом человечества, дошедшим до наших дней. Якуты готовились к свадьбе дочери с ее рождения, а об убранстве якутской невесты весом 40 кг ходят легенды. О том, как готовили невест, какое значение имели свадебные наряды и почему свадьбу могли отменить лишь по звону украшений девушки – читайте в материале ИА YakutiaMedia.

Чаще всего пары находили друг друга на празднике Ысыах, но также существовали специальные люди, которые фактически выполняли роль нынешних агентств знакомств («суорумньут», от якут. «суорумньу» – сватовство). Это было их профессией, призванием. Они имели свои навыки и методы работы. Когда дочь вырастала, а на примете не было жениха, родители обращались за советом именно к ним.

Такие случаи, когда девушка не видела в потенциальном женихе своего спутника по жизни, то ее не выдавали замуж, были единичны и диктовались только острой необходимостью.


нако и представление о любви пришло гораздо позже. Тогда существовали только понятия судьбы («анал») и спутника жизни («до5ор»). У девушки было несколько способов узнать, подходит ли ей мужчина – в первую очередь, он должен был понравиться, но при этом это могли быть и какие-нибудь другие знаки. «Например, моя старшая сестра с детства знала, что ее судьба находится в соседнем поселении («сайылык»). Они даже не виделись с будущим мужем. Когда сестре было 14 лет, ей просто сказали, что в соседнем алаасе есть дом Макаровых. Она любила рассказывать, что у нее в этот момент почему-то вдруг загорелись щеки, и она запомнила их фамилию. Впоследствии она вышла замуж за их сына», – рассказывает профессор, доцент кафедры культурологии Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ Галина Попова.

Перед тем, как соединить молодых, как и у многих народов, проходит обряд сватовства. Затем жених посещает дом невесты и приезжать к ней может до тех пор, пока не будет выплачен весь калым. Потом только невеста переезжает в дом жениха и временно возвращается в родной дом.

Чем больше у девушки в замужестве было детей и, в частности сыновей, тем сильнее она была в почете. Впоследствии такие женщины становились полноправными хозяйками усадьбы («хотун»), которые после кончины стариков следили за всем и держали хозяйство в порядке. Поводом для развода могло быть только отсутствие детей, но это было редкостью.

История свадебного наряда


Исследователи разделяют развитие якутской культуры на три этапа. Первый и самый древний – архаичный (до XVII-XVIII вв), время до прихода русских землепроходцев и развития торговли. Как правило, материалов для исследований того времени крайне мало, а свадебные наряды воссоздают по рисункам и единичным археологическим раскопкам.

Свадебный наряд невесты того времени состоял из ровдужной рубахи, мехового пальто тангалай, меховой дохи, шапки «ураа бэргэсэ», наличного покрывала «аннах», натазников, ноговиц и торбасов. Шуба с орлом, которую тоже иногда надевали невесты, сегодня является большой редкостью для музеев, в свое время они принадлежали шаманам (ойуунам) и женщинам из тотема орла.

Редкостью на сегодня является и меховое пальто тангалай, которое девушки надевали на свадьбу в первую очередь. Говорят, без него женщина не имела права даже показываться мужчинам. По фасону оно было чуть заужено сверху и расширено снизу, делали его из хорошего меха и украшали нашивками из кожи. Пальто имело короткий рукав, что, по мнению историков и этнографов, делает его похожим на национальную одежду монголов и бурятов.

Второй же период в развитии культуры связан с развитием торговли. Местные торговцы начали охотно обменивать шерсть, кожу и другое свое богатство на привозные шелк, ткань. С тех пор национальная одежда немного видоизменяется – люди перестают надевать свои архаичные тяжелые шубы тангалай. Их изготовление всегда было трудоемким процессом, ведь все это делалось руками. Чего стоит только обработка кожи: ее надо вымочить, дубить, катать, выжимать, колотить и так далее.


«С этого времени мастера начинают изготавливать суконные шубы «бууктаах сон», – говорит доцент кафедры фольклора и культуры ИЯКН СВ РФ СВФУ Светлана Петрова.В отличие от ранних шуб, они имели меховое покрытие с внутренней стороны. По строению они были длинные, а нижняя часть тоже была несколько шире. Это было необходимо для максимально комфортной езды на лошади. К тому же мастера в обязательном варианте зашивали по краям меха. Не ради красоты, а для того, чтобы сохранить тепло даже верхом на коне».

Как рассказывает кандидат исторических наук, с XIX века начинает чувствоваться влияние прихода русских. «По сути, все вещи, которые сейчас надевают люди на ысыах («халадай», «хассыат») пришли к нам из Сибири. Халадай, например, был распространен в Московской губернии как «холодай», – утверждает она.

Всегда было что надеть

Одежда у древних якутов имела несколько значений: первое и самое главное – противостоять холоду, второе – эстетическое, а третье – именно по одежде судили о благосостоянии семьи. Потому, если у богатого и влиятельного человека рождалась дочь, он уже собирал самых именитых мастеров со всех улусов готовить ей одежду и украшения для будущего замужества.


Противоборство холоду имело особенную роль еще из-за переезда невесты в дом жениха. Так как расстояния в Якутии огромные, переезд невесты мог длиться неделями. Именно поэтому одежде уделяли много внимания, чтобы невеста добралась целой и невредимой несмотря на холод и все невзгоды. В начале XIX века девушка в путь надевала короткие штаны из ровдуги, конской или телячьей шкуры («сыалдьа»), ноговицы («уллук сутуруо»), меховую одежду на бедра («сутуруо»), три вида халадая и шубу тангалай.

Существуют даже притчи, рассказывающие о том, насколько много одежды надевали девушки в свое время. Согласно одной из них, невеста из богатой семьи пришла в дом жениха, ее посадили перед камельком, но слуга, который должен был ее раздеть, был занят другими делами на улице. В результате эта девушка умерла от перегрева организма.

«Также есть другой случай из жизни. Перед входом в дом жениха девушка должна совершить особый обряд: ей нужно прозвенеть украшением на тазу («кыабака симэ5э»), звук которого означал ее чистоту и непорочность. К этому звону специально должна прислушаться старушка со стороны жениха. Однажды невестка пришла к своему жениху, но то ли из-за неловкости, то ли еще из-за чего, звяканье у нее вышло невыразительным. В результате старушка сказала своим, что она вошла в дом будто виноватая собака и подняла ее на смех. Это было большим позором», – рассказывает Светлана Павлова.


Если никаких казусов не случалось, после входа в дом жениха устраивался общий смотр всей одежды, которую она принесла с собой. Каждую шубу, шапку, пальто вытаскивали из сундука по одному и показывали домочадцам, а затем аккуратно раскладывали. Бывали случаи, когда образовавшаяся «горстка» из одежды невесты доходила до потолка балагана.

Свои приметы были и у мастеров. Как пишет этнограф Иван Худяков, изучавший якутский фольклор в XIX веке, мастерам нельзя было делать вещи слишком красивыми, потому что тогда их могли вызвать на соревнование представители Верхнего мира, а победить их в принципе невозможно. Нельзя было также продолжить работу, если вы поранили руку иглой. Возможно это диктовалось гигиеной, считают эксперты. При работе с раненной рукой всегда есть шанс, что туда попадет инфекция, а когда рука опухала, мастера могли думать, что к ней прикоснулись потусторонние силы (абаасы).

В целом эксперты отмечают, что сейчас народ старается хранить традиции якутских свадеб, а в некоторые поверья люди верят до сих пор. Но в современное время стало популярно понятие «изобретенной архаики», когда искажают историю и культуру. Сегодня можно встретить разные вариации якутской традиционной одежды – яркой и блестящей, но это не является частью истории, заключают они.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Якутский нож: оставаясь верным себе столетия

9.06.2017


Источник: yakutiamedia.ru

Источник: zen.yandex.ru

    У богатых людей сговор предваряется засылкой сватов. После того как отец жениха сделает визит родителям невесты, он посылает кого-либо узнать, какое мнение они имеют о женихе (Павлинов, стр. 100). В некоторых случаях посещение родителями жениха родителей невесты обставляется большой пышностью, которая связана с большими подарками. Еще прежде приезда матери приезжает отец жениха и пригоняет в дом невесты быков и меринов: это называется тӱңӱр тӱсäр — приезд свата (Маак, 94). Этот важный обряд, когда получается согласие на брак со стороны родителей невесты, называется сыңāх хоңнорȳта — раскрытие челюстей, так как самой важной задачей является добиться, чтобы отец невесты раскрыл свои уста и дал согласие. Называется также этот обряд уос асар — раскрытие губ. Уос асар сопровождается выдачей денежных подарков отцу невесты. Тут же передается часть калыма (Олекминский округ). Соблюдение всех правил, связанных со сговором, соблюдается, конечно, в полной мере только людьми состоятельными. Бедняки пытаются устраивать различные обходы. Во время сговора, если присутствуют родители или заменяющие их воспитатели жениха, то родители невесты должны убить, по окончании сговора, скотину не меньше двухгодовалой (тыс аҕас), у богатых — кобылу, напоить топленым маслом и водкою. Родители жениха во время свадьбы несут расходы вдвое более значительные, чем родители невесты. Соотношение расходов начинает чувствоваться с этого самого сговора. По правилам, за то, что во время сговора родителями невесты убивается двухгодовалая телка, родители жениха убивают потом четырехгодовалую скотину и должны, сверх одной ночи, которую родители невесты проводят у них во время свадьбы, пригласить еще на одну ночь и угостить двойным количеством масла и водки. Такой вечер — интимный вечер (бiсiрäм хонук), когда присутствуют только ближайшие родственники. Предвидев все это, Г. Т. Васильев, как человек небогатый, сам на свадьбу не поехал и решил сделать обход обычая. Он послал своего брата, родного отца воспитанника; этому отцу велено было родителями из калымных денег взять 5 рублей в гостинец, но родители невесты взяли их сами, а потому на свадьбе от родного отца ничего не получили в гостинец.

Источник: acaraj-kut.blogspot.com

На дальнем востоке в составе Российской Федерации имеется интересное государство называемое Республикой Саха. Но мы привыкли этот самый большой российский регион называть Якутией. Своим массивом Якутия превышает Аргентину, которая занимает по площади восьмое место в мире. И хотя территория Якутии огромна, на ней проживает всего около миллиона жителей. Якуты своеобразные люди, они очень отличаются от народов, проживающих в современных городах. У них испокон веков существуют обычаи, традиции, нравы которых они очень строго придерживаются на протяжении своей жизни. Якутский народ полностью сроднился с природой, они занимаются натуральным хозяйством-охотой, скотоводством, рыболовством, в общем, всем тем, чем наградила природа. Гордый северный народ свято верит духам Огня, Воздуха и Воды. Якуты – особенный народ, они и сегодня, как и в старину, верят в сверхъестественные силы шаманов. Только великие якутские шаманы имеют право на проведение традиционных народных обычаев и обрядов. Настоящий шаман, наместник бога на земле, может общаться с духами природы, лечить без лекарств и связывать из поколения в поколение брачные узы новобрачных.

Поиски подходящей пары

При рождении девочки в якутской семье родители начинают сразу искать ей спутника жизни. Каким образом можно найти жениха, который будет верным спутником жизни их сегодняшней малышке? Якуты умеют выбирать достойных, хотя на это может уйти несколько лет. Прежде всего, они присматриваются к семье, в особенности к отцу мальчика. Если семья живет в достатке, а у отца будущего жениха крепкое здоровье, да и ростом он не маловат, то его сын может стать потенциальным претендентом. Особое внимание обращают на умения и навыки главы семейства, хороший ли он охотник, рыболов, животновод, строитель юрты – домашнего очага. Якуты уверены в том, что мальчик вырастит таким же, как и его отец. На протяжении многих лет родители невесты будут пристально наблюдать за подрастанием ребенка, который взрослея, перенимает мастерство ловли рыбы, охоты на животных, строительства и прочих житейских навыков.

Сватовство и выкуп

Обряд сватовства имеет свои традиции. Родители девушки отправляются домой к будущему жениху. Якутская невеста, сидя в своей юрте с непокрытой головой с заплетенными косами с волнением дожидается их возвращения. Девушка ни в коем случае не должна выходить из жилища. Это строгий запрет. Родители невесты, придя в дом жениха, совершают своеобразный обряд — расхваливают свою дочь и перечисляют все ее достоинства, все, то, что она умеет делать. Девушка должна, прежде всего, понравиться родителям жениха, после чего они оговаривают калым. Когда-то стадо оленей давали за выкуп невесты, а в настоящее время называют просто определенную сумму денег. Только в глухих районах еще действует этот обряд. Обговорив все условности будущей свадебной церемонии, родители невесты возвращаются домой, и мать начинает готовить приданое для своей дочери. Обязательно мать укладывает три наряда, которые украшены своеобразными вышивками и орнаментами. Эти платья являются настоящими произведениями искусств, они подчеркивают знатность и богатство невесты.

Торжественный день

По традиции жених и невеста должны быть одеты в белоснежные наряды, олицетворяющие чистоту и непорочность. Главный обряд проводит почтенный шаман. Он обходит молодых, окуривая их именно берестовым дымом, который очищает тело молодоженов от злых духов, а их души от сглаза и прочей скверны. До воссоединения жених и невеста находятся в разных юртах. Родители обеих сторон провожают своих детей до юрты, которую опутывают лентой. Завершается процесс выходом молодожен из их будущего поселения. В обязательном порядке по давней традиции им необходимо обойти юрту вокруг. После проведения этого обряда можно поздравить новобрачных — они стали законными мужем и женой! Вот так просто проходит церемония бракосочетания. Обереги, надетые матерью на дочь, помогут защитить супругов от несчастий, болезней и сглаза. Свадебное торжество проходит в юрте, за низенькими столиками гости наслаждаются народными блюдами якутской кухни из оленины, дичи и прочего мяса. В обязательном порядке по особым рецептам готовится рыба. После застолья жена прячет свои волосы под головной убор. Теперь она его снимет только перед мужем. И только он имеет право видеть распущенные волосы своей супруги.

Уже на следующий день муж начинает приучать жену к смирению и повиновению. Женщина должна быть покорна главе семейства. Якутская жена, прежде всего, занимается приготовлением пищи, воспитывает детей и живет, довольна своей судьбой хранительницы домашнего очага. Муж же очень ценит свою супругу и никогда не обижает, гордится ею.

Источник: Yakutsk.Wed-expert.com

Свадебное одеяние

Традиционное свадебное одеяние якутов могло значительно отличаться в зависимости от удаленности их поселений. В прошлом одежда изготавливалась исключительно из натуральных материалов: мех, ровдуга и кожа. Обязательно в наряде должен присутствовать тугой пояс. И, конечно, одеяние было принято делать белым. Как и у других, у якутов данный цвет ассоциировался с невинностью и чистотой невесты.

Прическа

Прическа для якутов тоже имеет своеобразное значение. Свободные и незамужние женщины в Якутии могут ходить с непокрытой головой. Волосы при этом заплетаются в косы. Но, выйдя замуж, молодая жена на следующий день после свадьбы обязательно должна начать носить головной убор.  По правилам, с непокрытой головой ее теперь может видеть только муж.

Подготовка к свадьбе

Выбирать себе супругу и супруга можно свободно, не забывая про общепринятые нормы. Самая главная из них – нельзя жениться на братьях и сестрах. В Якутии близкими родственниками считаются семь поколений одного предка.

До свадьбы все встречи между парой не проходят наедине. Рядом с девушкой обязательно должна находиться либо сестра, либо близкая подруга.

Время для свадьбы выбирается девушкой. Данное обещание при этом будущая невеста должна закрепить платком или кольцом. Но, что примечательно, в назначенный день молодожены не встречаются.

Уже потом подруги невесты меняют наряд девушки на белый и провожают в дом жениха.

Сватовство и выкуп

В этот день невеста должна сидеть дома, ей нельзя выходить на улицу. А ее родители, между тем, отправляются к жениху за калымом. По традиции, родителям жениха расхваливают невесту и ее достоинства, чтобы она им заранее понравилась.

В современном мире калым уже давно измеряется деньгами, но когда-то давно эта традиция включала в себя плату животными, шкурами и мясом.

Договорившись со стороной жениха, родители невесты возвращаются с вестью для дочери – ей, в свою очередь, принято готовить приданное. Традиционно это роскошно украшенные платья и наряды, которые свидетельствуют о богатстве семьи.

Якутская свадьба

Калым и сейчас практикуется в якутских свадьбах. Только это скорее увеселительное развлечение и дань старым традициям, нежели что-то серьезное.

Обряд благословения

Якутская свадьба

Когда-то раньше этим занимался шаман, который следил за проведением всей свадебной церемонии. Жениха и невесту сажали в разные юрты, где их окуривали дымом бересты. Считалось, что так тела и души молодоженов очистятся от сглаза, злых духов и другой черни. Только после этого им разрешали встретиться. И завершалось действие ритуальным обходом вокруг будущего жилья. После этого они могли считаться законными супругами.

Похожим традиционным для якутской свадьбы обрядом считается алгыз – благословение. Это древняя тюркская практика, направленная на то, чтобы все божества смотрели на гостей с улыбкой и были благосклонны к молодоженам. Он сохранился в нынешнее время. Только вместо шамана ответственность за благословение молодых ложится на плечи отцу невесты или свекрови. Ритуальный огонь задабривается дарами, после чего невесту и жениха обкуривают дымом горящего конского волоса.

После этого молодожены могут взяться за руки. Близкие родственники в это время дают им напутствия и дарят особые ритуальные подарки.

Якутская свадьба

Жених ведет невесту к столу. После этого гостям и молодым можно начинать пиршество.

Обереги

Другая, ушедшая в прошлое традиция якутов – во время свадебного пиршества одевать на невесту защитные обереги, чтобы в будущем сберечь ее семью от болезней, злых духов и сглаза.

Праздничный стол

Так как в Якутии очень холодно, праздничный стол на свадьбе изобилует в основном традиционными блюдами из оленины, жеребятины и рыбы. Пьют вино и знаменитый кумыс из кобыльего молока.

Гости и испытания

По традиции, после застолья и танцев никто из гостей не расходится по домам. Так что родителям невесты необходимо позаботиться о том, где их можно будет разместить на ночь. Сама же молодая в этот день и несколько других будет проводить время не дома, а у новых родственников.

Только утром гости расходятся по своим домам, оставив наедине родителей невесты и ее жениха. Казалось бы, свадьба закончилась, но нет – для молодого человека свекор заранее готовит ряд испытаний, которые тот должен будет пройти. И только потом, спустя несколько дней, ему можно идти домой. После этого он вправе находиться в доме невесты и видеться с ней в любое время.

Девушка в свою очередь тоже проходит ряд испытаний, чтобы иметь право приходить в дом к суженному. После этого по обычаям и традициям Якутии они могут считаться мужем и женой.

В нынешнее время подобные испытания для молодоженов если и проводятся, то скорее условно.

Источник: weddingadvice.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.