Платье в стиле барокко


Будет неверным назвать барокко всего лишь одним из стилей изобразительного искусства. Это целая эпоха, которая смогла переломить понимание человеком мира и самого себя. Именно тогда, в 18 веке, место рыцарских турниров заняли карточные игры и «карусели», а мистерии — бал-маскарады и театр. Духовная музыка превратилась в приятную на слух игру звуков, интерьеры начали украшать картинами пейзажей и портретами.

Немало изменений произошло и во внешнем облике людей. Мужчины стали брить бороду и усы, носить напудренные парики и душиться ароматическими эссенциями. Женщины дорожили бледностью кожи, которую поддерживали с помощью обильного нанесения косметики. Естественность отвергали словно порок. Она отождествлялась с сумасбродством, бесцеремонностью и зверством.

От классики до роскоши

Великолепным платьям в стиле барокко, предшествовали наряды разных эпох. В 15 веке вспомнили культуру Древнего Рима и Греции, обратив внимание на пропорции, композиции и симметрию. Потом пришел классицизм — время, где все следовали правилам: гармонично, упорядочено и математически точно. Было спокойно, строго, идеально красиво, но…скучно! Миру это надоело, и в конце 17 века классицизм вытесняет новый стиль, название которого в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы».


Итальянцы называли барокко пошлым и странным. Классицизм всегда был правильным, а то, что пришло ему на смену, — до ужаса нет. Все было слишком! «Слишком» — вот слово, точно характеризующее новый стиль.

Уже спустя век время обернется вспять. С наступлением эпохи романтизма «карусели» начинают проводить в виде рыцарских турниров, а натуральная красота вновь превратится в добродетель. Однако мода на платья в стиле барокко, с роскошными украшениями, великолепными тканями и пышными кружевами, все также привлекает внимание сентиментальных девушек. Согласитесь, что может быть романтичнее, чем представить себя в роли прекрасной леди при блистательном дворе Людо́вика XIV де Бурбо́на, известного как Король-Солнце.

В 30-х годах вновь возвращается мода на характерные силуэты барокко — глубокое декольте со спущенными плечами, туго затянутый корсет и широкие рукава. К слову, подобные наряды на протяжении всего 19 века еще несколько раз заинтересуют прекрасных дам.

Цвета и особенности платьев в стиле барокко

Чтобы без труда определить это направление, достаточно знать характерные черты:


  • использование в юбках принципа многослойности;
  • верхняя и нижняя часть одежды имела контрастные оттенки;
  • обилие деталей и декоративных элементов — кружева, оборки, рюши;
  • открытая зона декольте и спущенные на плечи пышные рукава;
  • туго затянутый корсет, демонстрирующий осиную талию и приподнимающий грудь, делая ее привлекательной.

Цвета тканей для пошива нарядов выбирались глубокие и очень яркие. Это было необходимо для того, чтобы на их фоне вышивка выглядела более эффектной. Востребованными для платьев в стиле барокко 18 века считались фиолетовый, бордовый, перламутровый, коричневый, изумрудный и, конечно же, золотой.

Женский облик

Наряд в первую очередь состоял из корсета. Затем шла невероятно пышная юбка на китовом усе, который выступал в роли каркаса. Без него она бы просто не держала свой объем. Порой размеры были настолько велики, что кавалеры вынужденно стояли подальше, подойти ближе никак не получалось. Поверх надевали платье с длинным шлейфом. При этом нижняя юбка расходилась в стороны от лифа, всегда была светлее и виднелась из-под более темного наряда. Завершением образа служили туфли на каблуке, перчатки, веера, кружевные зонтики и украшения — обязательно с крупными драгоценными камнями.

Фото платьев в стиле барокко

Важным вкладом в становлении моды этого периода стали элементы, характерные для амазонок конца 17 века. Их наряд состоял из манишки или рубашки, приталенного жакета, шляпы и длинной юбки. По портрету графини де сан Жеран несложно понять, что амазонки были очень похожи на мужской костюм. Все тот же подчеркивающий фигуру силуэт, пышные манжеты и жабо, рукава с отворотами.


Еще одной характерной чертой стала раскрывающаяся верхняя юбка. Стоит отметить, что разрезать низ придумали до эпохи барокко, но к концу 17 века это решение обрело наибольшую популярность. Верхнюю юбку специально разрезали, затем подкалывали, чтобы продемонстрировать богатую отделку нижней части. Как это выглядело, можно увидеть на фото ниже.

Кстати, прекрасной иллюстрацией платьев в стиле барокко, да и самого духа этой эпохи служат работы Веласкеса, где испанский художник изображал портреты принцесс-инфант.

Детали

Немало внимания уделялось украшениям и макияжу. Огромную популярность приобрели кружева, муфты, зонтики от солнца, веера и трости с изящными и богато оформленными рукоятками.

Для модников 17-18 веков обязательным условием было нанесение косметики. Как упоминалось ранее, бледное, напудренное лицо — неотъемлемая часть стиля барокко, а мушка на щеке считалась пикантным завершением образа.

Не менее важной являлась прическа. Если в эпоху Возрождения и классицизма она была максимально естественная, то в расцвет стиля барокко на головах женщин красовались целые натюрморты, которые всегда украшались перьями, лентами, камнями, кружевами и даже моделями кораблей.

Мужской облик


Глядя на фото, сложно представить, во сколько обходилось шитье одного платья в стиле барокко 17 века. Сильному полу тоже пришлось несладко. Мужчины носили штаны до колена и рубашки, которые щедро украшались кружевами. Также надевали длинные обтягивающие ноги чулки. Ах да, чуть не забыли про кафтаны до колена с жабо или отложенным воротником. Считаете, что банты не мужской атрибут? Как бы смешно ни звучало, но именно они, равно как и кружева, считались обязательными при шитье костюма. Даже туфли, и те носили с бантами и пряжками.

Но и это не все! Напудренные парики были не только у женщин. Мужчинам тоже досталось. У них они были неимоверно высокими и пышными. А еще благодаря такому объему в них заводились вши и даже… мыши! Несложно догадаться, как у людей чесалась голова. Для облегчения участи быть «в тренде» придумали специальные палочки, с помощью которых кавалеры и дамы могли почесаться во время официальных приемов и бал-маскарадов. Ну не снимать же прилюдно такую красоту!

Наследие

Итак, вот что на сегодняшний день мы имеем в стиле барокко:

  • платья, пошитые из парчи и бархата;
  • пышные рукава и юбки, украшенные кружевами и бантами;
  • рюши и драпировки;
  • декольте и спущенные на плечи рукава;
  • обувь крупными камнями;
  • веера;
  • муфты.

Ярким примером дизайнера, который отдавал предпочтение нарядам этой эпохи, является Кристиан Лакруа. Неудивительно, ведь его дипломная работа была посвящена истории костюма.

Первая коллекция модельера «Прекрасная арлезианка» имела много отсылок к барокко. Она была посвящена югу Франции и отличалась пестрыми узорами на фоне сочных цветов. Пышность, яркость и упомянутое ранее пресловутое «слишком» — все это в дальнейшем присутствовало практически во многих его коллекциях.


Современная интерпретация

Сегодня платья в стиле барокко можно увидеть на многих показах, но первыми продемонстрировали свое видение нарядов этой эпохи модельеры Dolce & Gabbana. Декоративными элементами все также являются кружева, к которым добавились кристаллы и стразы. Особое внимание дизайнеры уделили фактуре и цвету ткани, не позабыв о сложности композиций. Колористическая гамма также осталась неизменной. Здесь доминируют исключительно богатые краски: черный с золотым; синий с серебристым, коричневый, пурпурный и алый.

Образы представленной коллекции полюбились всем. Сложно не согласиться с тем, что крупные цветы на ткани, гобелен и кружево создают ощущение торжественности и радости. Золотые орнаменты и оттенки кристаллов невероятно искрятся и переливаются на фактуре из парчи, бархата и, конечно же, позволяют девушке чувствовать себя настоящей принцессой.

Свадебная мода

Дамы уже осознавали свою привлекательность и хотели только лучшее. Платья шились из атласа, сатина и бархата. В качестве аксессуаров чаще использовали перчатки и веера. В холодные сезоны наряды декорировали натуральным мехом, а руки грели муфты. Надевая такие платья, да и еще и основательно выбеливая лицо, невесты напоминали фарфоровых кукол с тонкой талией, изящными обнаженными плечами и округленными с помощью юбки Панье бедрами.


Традиция выглядеть дорого и роскошно сохранилась и до наших дней. Поэтому дизайнеры, взяв за основу моду 17-18 веков, создают свои интерпретации торжественных образов. Например, в 2013 году в коллекции модного Дома Elle Saab было представлено потрясающее свадебное платье в стиле барокко (на фото ниже).

Как видите, сегодня «жемчужина неправильной формы» все так же роскошна и не менее эксцентрична. Одежда в этом стиле идеально подойдет для торжественных и светских мероприятий, но при одном условии: если вам свойственна яркость и нет страха выглядеть «слишком» и «чересчур».

Источник: fb.ru

К моде эпохи барокко традиционно относят моду Франции, соответствующую периоду правления Людовика XIV (1643-1715 гг.). Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду.

Барокко был не просто одним из стилей изобразительного искусства. Это была целая эпоха, переломившая понимание человеком мира и самого себя. Именно тогда место паломничеств заняли промеды, рыцарских турниров — «карусели» и карточные игры; мистерий — театр и бал-маскарад.


интерьерах вместо икон стали вешать портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука. Мужчина эпохи барокко предпочитает брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, которая достигается благодаря обильному использованию косметики. Естественность теперь отвергается почти как порок. Она отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, зверством и сумасбродством.

Портрет Марии Оранской-Нассау (третья четверть XVII в.) /  Вечернее платье 1893-5 гг.
Рисунок1
Фото платья: www.metmuseum.org

В XIX веке время обернется вспять. В эпоху романтизма естественность вновь станет добродетелью, а «карусели» будет модно проводить в виде рыцарских турниров. Однако мода эпохи барокко, с ее пышными кружевами, великолепными тканями и роскошными украшениями, будет неизменно привлекать сентиментальных леди XIX века. Ведь что может быть романтичнее, чем представлять себя прекрасной дамой при блистательном дворе короля-солнца.

Силуэт.
 Характерный силуэт эпохи барокко – затянутый корсет, широкий вырез декольте, спущенное плечо и пышные рукава вновь входит в моду в 30-х гг. XIX века.

Портрет Амалии ван Сольмс. 1650 г.


486px-Amalia_van_Solms_(Gerard_van_Honthorst,_1650)

"Пандора" — кукла для демонстрации модных нарядов. 1835 г.
pandora (fashionable doll) 1835_v&a
© Victoria and Albert Museum, London.

Платье, 1831-4 гг.
1831-4_met
Источник: http://www.metmuseum.org

Свадебное платье, 1835 г.
wedding dress_1835_met
Источник: http://www.metmuseum.org

Силуэто это будет возвращаться в моду несколько раз напротяжении XIX века.

Вечернее платье. 1858-9 гг.
evening dress_1858-9_met
Источник: http://www.metmuseum.org

Бальное платье, 1889 г.
ball gown 1889_met
Источник: http://www.metmuseum.org

Амазонка
Другим очень важным вкладом эпохи барокко в моду XIX века были элементы, характерные для амазонок второй половины XVII века. Амазонка эпохи барокко состояла из приталенного жакета, длинной юбки, рубашки или манишки и шляпы.

Жозеф Парросель (приписывается). Портрет графини де Сан Жеран (1675 — 1682).


JOSEPH~1

Амазонки очень походили на мужской костюм того же периода. Все те же пышные жабо и манжеты, рукава с отворотами, подчеркивающий фигуру силуэт…

Портрет герцога Мединачелли, 1684.
423px-Medinacelli

Платье, 1880 г.
ca 1880_4_met
Источник: http://www.metmuseum.org

Платье. 1882-6 гг.
1882-6_met
Источник: http://www.metmuseum.org

Платье. 1880-2 гг.
ca 1880_2_met
Источник: http://www.metmuseum.org

Платье. 1890-е гг.


tea gown_1890s_met
Источник: http://www.metmuseum.org

Костюм для прогулок. 1889 г.
walkingsuit_ca 1889_met
Источник: http://www.metmuseum.org

Раскрывающаяся верхняя юбка.
Разрезать верхнуюю юбку так, чтобы из-под нее была видня нижняя, придумали еще это эпохи барокко. Однако в конце XVII века это решение становится особенно популярным. Верхнюю юбку начинают специально придерживать или подкалывать, демонстрируя богатую отделку нижней.

Портрет Шарлотты Амалии фон Гессен-Кассель (вторая половина XVII века).
1650_Charlotte

Платье, 1885-7 гг.
1875-7_met
Источник: http://www.metmuseum.org

Платье, 1881-3 гг.
1881-83_met
Источник: http://www.metmuseum.org

Бальное платье. 1887-9 гг.
ball gown_1887-89_met
Источник: http://www.metmuseum.org

Бальное платье, 1897 г.
ball gown 1897_met
Источник: http://www.metmuseum.org

Свадебное платье, 1881 г.
wedding dress_1881_met
Источник: http://www.metmuseum.org

Банты.
Банты были весьма популярным видом отделки платьев как в эпоху барокко, так и в XIX веке.

Бартоломеус ван дер Гельст, Портрет знатной пары. 1661 г.
492px-Bartholomeus_van_der_Helst_001

Платье, 1870-5 гг.
afternoon dress_1870-75_met
Источник: http://www.metmuseum.org

Платье для вечерних приемов, 1880-2 гг.
dinner dress_1880-82_met
Источник: http://www.metmuseum.org

Платье, 1855 г.
ca 1885_met
Источник: http://www.metmuseum.org

Еще на эту тему можно почитать:
Историзм в моде XIX — начала XX века. Издание второе, переработанное и дополненное.
Историзм в иллюстрациях модных журналов XIX — начала XX вв.

Готические стили в моде XIX в.
Стиль "Медичи" в моде XIX в.
Стиль рококо в моде XIX века

Мода рубежа 19-20 веков: от историзма к модерну.

Источник: alienordis.livejournal.com

История стиля

Наряды высокопоставленных дам в это время также, в основном, выполнялись в стиле барокко. Они также отличались наличием пышных многослойных юбок и объемными рукавами. В нарядах знатных дам жесткие испанские воротники были заменены более изысканными, выполненными изо льна или тонкого кружева. Допускалось даже наличие неглубокого выреза, который нужно было дополнять драгоценными украшениями, например, нитями натурального жемчуга.

В это же время платья стали декорировать драгоценными камешками и цветными лентами. Стали допустимы более открытые декольте и платья с открытыми плечами.

Стиль в современной моде

Характерными для этого стиля являются сочетания таких цветов, как черный, золотой, красный, фиолетовый и белый. Правильно подобранная цветовая комбинация способна заставить образ заиграть новыми красками.

Характерные особенности

Еще одна особенность данного стиля – сочетание двух контрастных цветов. Платья дам из семнадцатого столетия выделялись комбинацией более светлого или темного низа с контрастным верхом.

Еще один важный элемент образа в стиле барокко – эффектные туфли. Их, как правило, шили из натуральной кожи, парчи или даже бархата. Выделял их и необычный острый носок. Каблуки в таких туфельках также часто отличались необычными формой и расцветкой. Сверху такие туфельки декорировались бантиками и пряжками яркого цвета, которые также добавляли обуви оригинальности.

Тенденции сезона весна-лето

Молодым девушкам с романтической натурой понравятся платья, выполненные их бархата насыщенного цвета с пышной юбкой. Также в стиле барокко создают и изысканные кружевные платьица, которые приковывают внимание к хрупкой женской фигурке с первого взгляда.

Если вы не готовы выбрать для себя такое эффектное платье или джинсы, то можно остановить свой выбор на ярких и примечательных украшениях в стиле барокко. Это могут быть длинные ожерелья из изысканных жемчужин или других камешков, роскошные колье, или массивные сережки. Очень часто в этом стиле используется и соответствующая обувь, стилизованная под моду семнадцатого столетия.

Источник: wlooks.ru

Особенности

Исторический барокко

Этот исторический стиль, как и любой другой, появился благодаря противоречиям и стремлениям к переменам. Он возник в XVII веке и стал отдушиной для благородных семей. В то время царствовал классицизм, но он ограничивал людей во многом, заставляя общество чувствовать себя в рамках.

Первым государством, которое решилось стать более свободным, стала Италия. Немного позже барокко стал распространяться по европейским странам и достиг своего расцвета во Франции.

В те времена представительницы прекрасного пола выбирали пышные и изысканные платья. Нижняя часть состояла из каркаса, изготовленного из китового уса. Верхняя часть характеризовалась другим оттенком, темнее или светлее нижней, и расходилась от линии талии пышной драпировкой. Таким нарядам был свойственный светлый тон лица и высокая шикарная укладка, иногда напоминающая парик.

Стиль одежды 17 века и его характерные черты:

  • оборки и кружева;
  • вышивки;
  • длинные шлейфы;
  • глубокое декольте;
  • корсеты со шнуровкой;
  • асимметрия и многослойность.

Культ женственности ввел тенденцию на большое количество аксессуаров, декольте и обувь на каблуке. Туфли создавались из цветной кожи, бархата и парчи, имели острый носок и изогнутый каблук. Модели украшались пряжками и бантами.

Дополнительными элементами к костюму викторианского стиля стали перчатки, косынки с кружевом, светлые чулки из шелка, веера, часы и зеркала в оправе.

В те времена очень ценились ювелирные украшения, в особенности диадемы, серьги, браслеты и ожерелья с жемчугом.  

Современный барокко

Современный барокко

Стиль XVI века и сегодняшний отличаются, хотя общие черты сохранились. В прошлом, барокко превращал женщину в объемное создание, а современное модное веяние стремится подчеркнуть в леди плавные линии и женственность. Но в любое время этот стиль славится дорогостоящими тканями и высоким качеством исполнения.

Все чаще в современном мире барокко ассоциируется со знаменитыми дизайнерами Дольче-Габбана.

Что касается фасонов, но они усовершенствовались, но асимметрия так и осталась. Также актуальными до сих пор является глубокое декольте и летящий силуэт. Стиль распространился как на повседневный гардероб, так и деловой. Здесь фасоны отличаются строгостью и некой сдержанностью.

Для вышивки применяются разные материалы, но наибольшим спросом пользуются качественные серебряные и золотые нити. Одежда в стиле барокко часто украшается камнями, керамическими изделиями, жемчугом, минералами, металлами и пр. Из тканей дизайнеры отдают предпочтение шифону, натуральной кожи, шелку и дорогой шерсти.

Современный стиль имеет определенную цветовую гамму, в которую входит красный, синий, зеленый, золотой, черный и жемчужный цвет. В те времена к любому наряду подбирали аксессуары в том же стиле. Особой популярностью пользовались гребни для волос, тиары, ободки, яркие сумки, массивные украшения, очки в оригинальной оправе и обувь с декоративными элементами.

Викторианская мода: комбинации

Викторианская мода - тренд

Стиль барокко фото в одежде, является тем стилем, который не предназначен для повседневной носки. Для любительниц необычных гламурных нарядов, можно добавить к образу аксессуары в виде кружевных колготок, очков или драгоценных изделий тех времен.

Для такого сочетания рекомендуется использовать золотой и черный цвет. При выборе обуви в таком стиле, стоит удостовериться, что остальные части гардероба будут максимально просты.

Такая одежда как пальто в таком стилевом оформлении смотрится красиво и элегантно. Лучше отдать предпочтение бархату и длине до лодыжки или колена. Высокий воротник с кружевами, немного расклешенные рукава и юбочный подол – это основные характеристики верхней одежды, которая прекрасно сочетается с узкими брюками и высокими сапогами на каблуке. 

Куртки, украшенные золотой вышивкой, должны подчеркивать линию бедер и талии. Пиджак с глубоким вырезом и золотыми деталями на манжетах или воротнике лучше выбирать из твида или велюра. Даже в таком популярном элементе гардероба как джинсы легко воплощается викторианский стиль. Для этого требуется придерживаться нескольких правил: простые линии, декоративные узоры, отсутствие многослойности и текстуры в верхней части.

Разрешено сочетание классических джинсов без излишеств и сложных элементов в стиле барокко. 

Вечерний образ чаще всего подразумевает платье в качестве основы. Но дизайнеры со своей точки зрения уверяют, что для выхода в свет подойдет и элегантный костюм. Он будет эффектно смотреться с простой прической с массивными украшениями и классическим вариантом макияжа, где акцент делается на губы.

Но стиль — это не только одежда. Не стоит забывать и об уходе за лицом и за телом. О первом читайте тут, а о втором — здесь.

Мужская одежда в стиле барокко

Барокко для мужчин

Представители сильного пола также могут позволить носить одежду в викторианском стиле.

Это многослойные костюмы, отличающиеся блеском и роскошью.

Известные дизайнеры демонстрируют оригинальные мужские модели, сочетающие национальные мотивы и некую небрежность.

Современность и былые времена объединяются благодаря объемной вышивке и классическому пошиву.

Для традиционного кроя используются суконные ткани, которые украшены золотыми нитями и богатой вышивкой. В мужских костюмах преобладает черный цвет, хотя также допустимы оттенки серого, темно-зеленого, бордового и песчаного. Классическая полоска дополняется заниженной линией проймы. Под пиджак допустимы не только рубашки, но и футболки с орнаментами в стиле барокко.  

Источник: lubeznaya.ru

Мода эпохи Барокко

Информация раздела Мировые бренды, как и информация раздела Мода + свадьба размещена на сайте исключительно в просветительских целях и не нарушает ничьих авторских прав согласно ст. 444 Цивільного кодексу України.


 

 

Сегодня мы не без удивления наблюдаем возвращение в нашу жизнь стиля Барокко. В дизайне вообще и в моде, в частности, мы видим множество черт «необарокко», но в его совершенно современном прочтении. Нетрадиционные материалы и приемы обработки в сочетании с гламуром, пышностью, декоративностью этого стиля дают совершенно потрясающие результаты, превосходящие, так сказать, «истоки». Так, одна из очень интересных дизайнеров, Стелла де Либеро, не зря назвала одну из своих коллекций цветных свадебных платьев «Barocchissimo», т.е. Барокко в превосходной степени.

Николя де Ларжийер. Портрет Людовика XIV с семьёй

Николя де Ларжийер. Портрет Людовика XIV с семьёй.

О происхождении термина Баро́кко историки спорят до сих пор. По одной из версий слово происходит от итальянского «barocco», что означает «распущенный, склонный к излишествам, порочный». Другой вариант происхождения термина «барокко» – от португальского «perola barroca», что означает «жемчужина неправильной формы», или, в дословном переводе – «жемчужина с пороком». Так или иначе, термин недвусмысленно указывает на достаточно фривольные нравы и обычаи тех времен, царившие при европейских дворах.

В целом Баро́кко — характеристика европейской культуры, центром которой, начиная с конца XVI и до XVII в. была Италия. Позже, когда Италия переживала период государственной раздробленности и упадка, наиболее могущественным и богатым государством стала Испания. В период так называемых «великих географических открытий», когда европейцы в поисках золота, серебра и пряностей бороздили океаны и открывали для Старого Света все новые колонии, испанские завоеватели-конкистадоры наполнили страну серебром и золотом, что, в свою очередь, не замедлило отразиться и на тенденциях моды. Мало какая эпоха может сравниться с этим временем, когда испанский костюм буквально слепил своей пышностью и роскошью. Конечно, правящая верхушка и других европейских стран не могла оставаться в стороне, перенимая модные тенденции. Таким образом, стиль Барокко быстро завоевал всю Европу.

Наиболее ярко новый стиль проявился в зодчестве, и, прежде всего, в церковных сооружениях. Пышный, парадный, торжественный, стиль Барокко был призван возвеличивать и прославлять, прежде всего, могущество Церкви, а также «помазанников божьих», – т.е. власть и аристократию. Этот период дал мировой культуре такие жемчужины, как грандиозные городские ансамбли (Собор и площадь святого Петра в Риме), дворцово-парковые комплексы (Версаль), многих знаменитых художников. Ключевым качеством барокко является стремление к объединению различных видов искусств, синтезу в едином ансамбле живописи, архитектуры, декоративного искусства и скульптуры.

Интерьер Барокко Фонтан Треви (Рим) Дворцовый ансамбль эпохи Барокко
Интерьер Барокко Фонтан Треви (Рим) Дворцовый ансамбль
эпохи Барокко

 

В целом для эпохи барокко свойственны грандиозность, обилие внешних элементов и эффектов, стремление к величию, патетическая приподнятость, демонстрация роскоши, богатства и пышности, театральность, граничащая с аффектацией. Естественность и непринужденность в эту эпоху отождествляется с дикостью и невежеством.

Мадам де Монтеспан, фаворитка Людовика XIV

Мадам де Монтеспан, фаворитка Людовика XIV

С закатом славы Испании пальма первенства переходит к Англии и Франции. Во Франции мода эпохи барокко соответствует времени правления Людовика XIV, которого придворные льстецы называют «Король-солнце» (1643-1715 гг.). Жесткую геометрию испанского костюма, металл и бархат во Франции сменили яркие краски и тона, нарочитая небрежность и вольность, придаваемая обильным использованием в одежде кружев и лент.

К этому времени Франция уже стала признанной законодательницей мод в Европе, а поэтому все законы этикета, стиля, манер и моды диктует королевский французский двор в Версале. Собственные представления короля превалируют над всем, и приняты в качестве эталона также и в вопросах моды, а потому это время в истории известно как «версальский диктат». Французская мода стирает национальные различия и даже сближает по внешнему виду отдельные сословия. Этот момент принято считать началом отсчета триумфального шествия западной культуры, западного стиля и западной цивилизации в целом.

 

Мода эпохи Барокко

Инфанта Маргарита Тереза в голубом платье.
Веласкес, 1659 г.

Версаль постоянно блистал роскошными балами, которые устраивал Король-солнце. Присутствовать на этих балах считала за честь вся европейская знать. Все в туалете эпохи Барокко должно было ярко демонстрировать принадлежность к кругу избранных. Поэтому привычным являлось обильное украшение одежды драгоценностями – например, один из королевских костюмов был украшен двумя тысячами алмазов! Конечно, придворные, в подражание королю, не хотели отставать от моды на роскошь и пышность.

Жизнь высших слоев общества стала напоминать театральную пьесу, которая с утра до ночи разыгрывалась на подмостках реальности. Однако эта декорация была не просто дорогостоящей и сложной забавой, – на самом деле все было поставлено на службу усиления абсолютизма, неограниченную, безраздельную власть короля и дворянства.

Мода эпохи Барокко
Барбара Палмер. Портер работы Джона Майкла.

Одежда этой эпохи очень красочна и живописна. Основная особенность женского костюма этого, так называемого «Галантного века» – это эротизм и женственность. Продолжая общие тенденции стиля Барокко, в сложных драпировках платья отображаются движение и блеск, свет и тень. Кружевные манжеты, полностью закрывающие руки, жесткий корсет, не дающий свободно вздохнуть, высокие каблуки, узкие камлоты, стесняющие движение –  одежда Барокко всячески демонстрирует богатство и праздность своего обладателя. Требования сложного придворного церемониала способствует тому, что в такой одежде можно передвигаться плавно и торжественно.

Императрица Российская императрица Анна Иоанновна.
Российская императрица Анна Иоанновна.
Луи Каравак, 1730

 

Костюм очень декоративен и красочен. Традиционная ткань, из которой в эту эпоху изготавливается платье – узорчатая парча, а также роскошный лионский и белый испанский шелк. Но самого блеска и роскоши ткани для того времени оказывается недостаточно, поэтому платье обильно декорируется. Для украшения используется вышивка, кружево, ленты, шнуры.

Крой платья сложен и многослоен. Швы, соединяющие рукава, специально не сшиваются, открывая взорам нижнее белье, которое становится своеобразным произведением искусства, – изысканным и роскошным.

Мода эпохи Барокко
Элеонора Пфальц-Нойбургская, позже императрица Австрии.
Картина неизв. автора, 1680

 

Мужчины носили пышные парики, шелковые чулки с узорами, галстуки в виде огромных бантов. Для дам обязательным было ношение туго зашнурованных корсетов, создававших чрезвычайно тонкую талию, и кринолины необъятной ширины.

Дополняет костюм, можно даже сказать, «венчает» его заметное новшество XVII века – парик. Парик зрительно увеличивает объем головы и выразительно демонстрирует достоинство его хозяина. Он служит знаком светской власти, призван превозносить государя и сильных мира сего.

 

Мода эпохи Барокко

Портрет Марии-Луизы де Тассис. Ван Дейк, 1630 г.

К концу XVII в. мода снова меняется. Туалеты, подчиняясь предписанной придворным этикетом моде, приобретают черты искусственности и большей стилизации. Свободные формы одежды становятся неподвижными и застывают, юбка, опять опирающаяся на железные обручи, теперь разрезается и приподнимается на боках. Таким образом, становится видна нижняя юбка.

Лиф платья также меняется. Опять в ходу корсет на китовом усе, он плотно зашнурован и снова имеет прямоугольное декольте. Перед лифа, украшенный кружевами, называемый планшетт (planchette), снова укоротился до линии талии. Голова, вырез платья и рукава покрываются кружевами.
.

Мода эпохи Барокко

Инфанта Мария-Тереза в возрасте 14 лет.
Веласкес, 1652 г.

 

К 1680 г. поверх неширокой нижней юбки (робе), сплошь украшенной вышивкой, надевалось верхнее платье другого цвета (манто). Манто сильно собиралось в спине и заканчивалось шлейфом. Цветовая гамма – насыщенных, густых, темных тонов: темно-синего, бордового, густо-красного, королевского пурпурного.

В моде барокко использовалось множество дополнений: веера, муфты, пояса, пряжки, подвязки и корсеты, пуговицы, перчатки, перевязи для тростей.

Мода эпохи Барокко
Принцесса Генриетта Мэри Стюарт.
Ван Хальс, 1652 г

 

В использовании косметики самым продвинутым модницам сегодняшнего дня далеко до дам эпохи Барокко! Пудра, белила и румяна использовались так обильно, что лицо больше напоминало маску. Чтобы оттенить белизну кожи, на лицо приклеивали искусственную родинку – мушку. Существовал целый «язык мушек», и дама, наклеив мушку определенной формы и в определенном месте, могла отказать кавалеру, или, напротив, выказать ему свои страстные чувства.

Мода эпохи Барокко

Леди Дороти Мэйсон, Годфри Кнеллер, 1680 г.

 

Что касается причесок, то в 1660-е гг. в моде были прически «манчини» и «севиньи» (по имени знаменитой писательницы и по имени племянницы кардинала Мазарини, которую король любил в юности). Позднее то, что украшает в эту эпоху женские головы, вряд ли можно назвать просто прическами. Скорее, это сложные и вычурные специальные сооружения, которые называются «фонтанж», – по имени герцогини де Фонтанж – одной из многочисленных фавориток короля Людовика XIV.

 

Король Людовик XIV в окружении придворных дам в концерте

Фонтанж представлял из себя высокую основу на проволочном каркасе, на которую крепился жесткий чепец с несколькими рядами полотняных оборок или кружев, собранных в складки.  Известно более 100 видов фонтанжа. Размеры фонтанжа были чудовищными: говорят, у одной модницы в Вене он достигал 1,3 метра, но обычно высота прически составляла около 50-60 см.

На сооружение фонтанжа, разумеется, уходила масса времени, что не позволяло женщинам не то что мыть голову, но даже ежедневно расчесывать волосы. Даже аристократки могли делать это не чаще одного раза в 1-2 недели, а женщины более низкого сословия причесывались и того реже – раз в месяц. В целях красоты и стойкости прически, отбивания неприятного запаха волосы смазывали белком, растопленным бараньим жиром, а также без меры использовали всевозможные ароматические помады и масла.

Благодаря этому распространенным явлением при королевских дворах становятся неприятные насекомые – вши и блохи. Красавицы того периода имеют в своем арсенале специальные приспособления – блохоловки и палочки для изящного почесывания головы.

На какой то период европейские красавицы отказались от фонтанжа. Когда в 1713 г. на приеме в Версале англичанка герцогиня Шрусбери предстала перед Людовиком XIV с гладко зачесанными волосами, тотчас в моду вошла гладкая маленькая прическа с локонами, рядами ниспадающими на плечи. Популярность маленьких причесок сохранялась довольно долго пока в 70 е годы XVIII в. в моду не вошли сложные конструкции из высоко взбитых волос, значительно превышающие по сложности пресловутые фонтанжи.

В первой половине XVIII ст. Барокко развивается в направлении  к более грациозному и легкому стилю – Рококо. Барокко сосуществует и переплетается с ним, а к 1770-м гг. вытесняется классицизмом и рационализмом.

 

Источник: atelier.kharkov.ua


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.