Клятва при венчании текст


Ответ от сосок[гуру]
Церковь гласит, что христианский брак должен быть единственным в жизни двух людей. Согласно церковным канонам недопустимы ни развод, ни второй брак.
Обычно запись на церемонию осуществляется за 2-3 недели до события. Когда Вы первый раз придете в Храм, обязательно попросите аудиенции у Батюшки. Вы сможете у него поинтересоваться, как все должно происходить, а также получить разрешение на фото и видеосъемку. По церковным правилам, перед тем как венчаться молодым следует держать пост в течение 7-10 дней, а в день венчания прийти в церковь на причастие. Для совершения обряда понадобятся иконы Спасителя и Божией Матери, которыми благословляют жениха и невесту. У Вас также должны быть обручальные кольца (золотое и серебряное) , венчальные свечи и белое полотенце (рушник) , которое будет символизировать чистоту Ваших намерений.
Венчание длится от 30 до 50 минут.


думайте о том, кто будет исполнять роль свидетелей, т. к. им все время придется держать над вашими головами венцы. Опускать их ни в коем случае нельзя, можно лишь менять руку, которой в которой они держат венцы. Помните, что свидетели должны быть крещёными и носить нательный крест.
Платье невеста на венчании не должно быть ярким, темным или красным. Спина, плечи и руки до локтей должны быть закрыты. Ни в коем случае не закрывайте лицо — невеста должна быть открыта Богу и жениху.
Перед венчанием получите благословление своих родителей. Если же их не будет на церемонии, либо по религиозным причинам они не смогут присутствовать, Вы должны выбрать посаженных отца и мать, которые перед церковью смогут Вас благословить. Единственное ограничение здесь — они должны состоять в браке, но не обязательно друг с другом.
Существует несколько причин, по которым венчание состояться не может: кровное родство, большая разница в возрасте, уже имеющийся церковный брак, если один из молодоженов не крещен или это по счету четвертый и более брак.
Венчание обычно совершается после утренней службы — литургии (после 11 часов утра) . Таинство Брака состоит из двух частей — обручения и венчания. Через Царские Врата священник выходит к жениху и невесте. Держа крест и Евангелие, он трижды благословляет молодых. Во время обручения священник дает новобрачным зажженные свечи, а кольца кладет на престол в алтаре. После чтения молитв кольца одеваются.

я завершения обряда венчания молодые переходят в центр Храма и встают на белое полотенце перед аналоем, на котором лежит Крест, Евангелие и венцы. Священник спрашивает о согласии молодых соединить свои сердца перед церковью. Венцы возносятся над головами новобрачных. К ним подносят чаши с вином, и молодые три раза пьют из них. В конце венчания священник берет руки жениха и невесты и ведет их вокруг аналоя три раза по кругу. Подойдя к иконам у Царских Врат, новобрачные целуют их. Заканчивается венчание целомудренным поцелуем жениха и невесты. В завершение таинства венчания супруги встают у Царских врат алтаря, где священник благословляет их и вручает иконы Спасителя и Богородицы.
Венчание не совершается:
*
в период многодневных постов и Святок
*
накануне церковных праздников
*
по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года
*
10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня)
*
накануне престольных храмовых дней (в каждом храме — свои)

Источник: 22oa.ru

Церковь гласит, что христианский брак должен быть единственным в жизни двух людей. Согласно церковным канонам недопустимы ни развод, ни второй брак. Обычно запись на церемонию осуществляется за 2-3 недели до события. Когда Вы первый раз придете в Храм, обязательно попросите аудиенции у Батюшки. Вы сможете у него поинтересоваться, как все должно происходить, а также получить разрешение на фото и видеосъемку.


церковным правилам, перед тем как венчаться молодым следует держать пост в течение 7-10 дней, а в день венчания прийти в церковь на причастие. Для совершения обряда понадобятся иконы Спасителя и Божией Матери, которыми благословляют жениха и невесту. У Вас также должны быть обручальные кольца (золотое и серебряное) , венчальные свечи и белое полотенце (рушник) , которое будет символизировать чистоту Ваших намерений. Венчание длится от 30 до 50 минут. Подумайте о том, кто будет исполнять роль свидетелей, т. к. им все время придется держать над вашими головами венцы. Опускать их ни в коем случае нельзя, можно лишь менять руку, которой в которой они держат венцы. Помните, что свидетели должны быть крещёными и носить нательный крест. Платье невеста на венчании не должно быть ярким, темным или красным. Спина, плечи и руки до локтей должны быть закрыты. Ни в коем случае не закрывайте лицо — невеста должна быть открыта Богу и жениху. Перед венчанием получите благословление своих родителей. Если же их не будет на церемонии, либо по религиозным причинам они не смогут присутствовать, Вы должны выбрать посаженных отца и мать, которые перед церковью смогут Вас благословить. Единственное ограничение здесь — они должны состоять в браке, но не обязательно друг с другом. Существует несколько причин, по которым венчание состояться не может: кровное родство, большая разница в возрасте, уже имеющийся церковный брак, если один из молодоженов не крещен или это по счету четвертый и более брак.

Венчание обычно совершается после утренней службы — литургии (после 11 часов утра) . Таинство Брака состоит из двух частей — обручения и венчания. Через Царские Врата священник выходит к жениху и невесте. Держа крест и Евангелие, он трижды благословляет молодых. Во время обручения священник дает новобрачным зажженные свечи, а кольца кладет на престол в алтаре. После чтения молитв кольца одеваются. Для завершения обряда венчания молодые переходят в центр Храма и встают на белое полотенце перед аналоем, на котором лежит Крест, Евангелие и венцы. Священник спрашивает о согласии молодых соединить свои сердца перед церковью. Венцы возносятся над головами новобрачных. К ним подносят чаши с вином, и молодые три раза пьют из них. В конце венчания священник берет руки жениха и невесты и ведет их вокруг аналоя три раза по кругу. Подойдя к иконам у Царских Врат, новобрачные целуют их. Заканчивается венчание целомудренным поцелуем жениха и невесты. В завершение таинства венчания супруги встают у Царских врат алтаря, где священник благословляет их и вручает иконы Спасителя и Богородицы. Венчание не совершается: * в период многодневных постов и Святок * накануне церковных праздников * по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года * 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня) * накануне престольных храмовых дней (в каждом храме — свои)


Источник: touch.otvet.mail.ru

Брак — это не судьба, нежданно «сваливающаяся» на человека, а задание, которое сам человек принимает на себя. В основании этого задания лежит любовь между двумя людьми: любовь, понимаемая не как минутное, даже самое сильное, эмоциональное переживание, а как нечто неизмеримо более прочное — любовь как акт воли, воли творить добро любимому человеку. Любовь как ответственность за другого человека. Заключение брака — это момент принятия на себя ответственности за другого, избранного и любимого человека, навсегда. Уже в период наречения имеет место определённая ответственность за партнёра, однако в сам момент заключения брака эта ответственность принимается человеком окончательно и бесповоротно.

С момента заключения брака мы имеем дело уже не с союзом двух людей, которых связывают некие общие дела, а с совершенно новой реальностью — общиной. В ней уже нет ни личных утрат, ни личных приобретений, но всё общее. Эта община возникает в момент сознательного принятия решения «навсегда», но формируется и развивается на протяжении всей оставшейся жизни. Брак — это принятие ответственности за развитие этой общины.

Очень важно начать и продолжать супружескую жизнь с убеждением, что подлинная любовь — это непрестанное созидание и развитие. К такой любви супругов делает способными благодать таинства брака. Таинственный брак, как и всякое другое таинство, включает человека в тайну Страстей и Воскресения Христа. Таинство брака обязывает и даёт супругам способность уподобить свою любовь любви Христа к Церкви — любви ко Христу, и в эту любовь их включает.


Любовь Христа к Церкви — это любовь освящающая. Из самой сути таинства брака следует, что любовь супругов также имеет освящающий характер. Поэтому каждодневные заботы о хлебе насущном, обыденные радости и печали, проблемы и успехи, сам супружеский акт и воспитание потомства имеют в христианском браке религиозный характер.

Семья, опирающаяся на таинственный брак, является основополагающим элементом, «кирпичиком» Вселенской Церкви. Она, по словам Второго Ватиканского Собора, является «домашней Церковью, в которой супруги, сотворённые по образу Бога живого… следуя Христу как началу жизни, в радостях и жертвах своего призвания через свою верную любовь становятся свидетелями той тайны любви, которую Господь открыл миру через Свою смерть и Своё Воскресение» (SC 52).

Будучи частью великой Вселенской Церкви, малая домашняя Церковь имеет в Божественном домостроительстве конкретное задание. Супружество и семья являются и строят Церковь Божию, а своим свидетельством и деятельностью призваны преображать мир как община жизни и любви.

Подобно другим таинствам, брак — это великое знамение веры и его действенность будет тем больше, чем больше семья и брак будут верны благодати Бога, полученной через таинство, и будут сотрудничать с этой благодатью.

Наречённым таинство брака преподает Сам Христос Господь в тот момент, когда они произносят друг перед другом слова супружеского обета, пред лицом Бога и Церкви, через который, взаимно отдавая себя друг другу и друг друга принимая, они заключают супружеский завет. Священник исполняет функцию свидетеля, который от имени Бога и Церкви принимает обет и благословляет союз новобрачных.


Таинственному браку присущи единство, святость и нерасторжимость:

— единство: между одним мужчиной и одной женщиной;

— святость: таинство брака особенным образом связывает человека с планом Творца и Спасителя по отношению к тому же человеку;

— нерасторжимость: через взаимное и обоюдное избрание супруги открываются для действия неизменно верного Бога, Который соединил их навеки в Своей любви.
Подготовка к таинству брака

За три месяца до заключения брака наречённые должны обратиться к настоятелю прихода, в котором живёт невеста, для написания предбрачного протокола, и представить ему следующие документы: паспорт, свидетельство о крещении, подтверждение своего участия в курсах для новобрачных. Объявления должны быть сделаны с амвона в течение трех последующих воскресений или церковных праздников, или же должны быть вывешены на приходской доске объявлений в течение восьми дней, на время которых должны приходиться два церковных праздника.

Перед написанием предбрачного протокола настоятель обязан проверить знание наречёнными основных истин веры. Наречённые должны знать: Отче наш, Радуйся Мария, Верую, шесть истин веры, десять заповедей Божиих, пять церковных заповедей, Ангел Господень, святой Розарий, семь таинств, форму крещения, пять условий таинства примирения, приготовление дома к таинству больных.


Непосредственной подготовкой к таинству брака являются предбрачные курсы, охватывающие основные сведения о браке, семье и воспитании детей.

В период подготовки к таинству брака наречённые должны приступить к таинству исповеди и принять святое Причастие перед первым объявлением и перед заключением брака, дабы участвовать в таинстве брака в состоянии освящающей благодати.

Брачный документ, подписанный в ЗАГСе, являющийся принятием на себя обязательств по отношению друг к другу, детям, обществу и государству, для католиков не равнозначен заключению брака и не даёт им возможности пользоваться правами супругов. Церковное право требует от католиков заключения брака в предписанной форме таинства.

Крещёные, сожительствующие вне церковного брака, серьёзно нарушают установленный Богом нравственный порядок. До тех пор, пока они не заключат таинственный союз, они не могут получить отпущения грехов и участвовать в Евхаристии, равно как и быть крёстными родителями и свидетелями при совершении таинства миропомазания.

Таинственный брак, запечатлённый и дополненный, нерасторжим.

Поэтому в Католической Церкви не существует понятия «развод». Отменить супружеский союз может лишь смерть одного из супругов. Развод, данный гражданским судом, упраздняет брак только с точки зрения гражданского права, но брачный завет, заключённый пред Богом и Церковью, остаётся ненарушенным, ибо в таинстве он стал новым Божественным творением, упразднить которое не в силах ни гражданская, ни духовная власть.
Молитва наречённых


Боже, Ты — сама жизнь и любовь. Вселенная исполнена следов Твоей благости и любви, человеку же Ты даровал волю и сердце, способное любить всё доброе и прекрасное. Призри на нас, связанных узами взаимной любви. Благодарим Тебя за то, что мы встретили Тебя и познали Тебя, за радость, которую нам принесло это знакомство с Тобой.

Пусть сердца наши покоятся в Твоей Отцовской длани, чтобы Ты всегда был нашей первой и величайшей любовью. Пусть в наших мыслях и чувствах будет лишь то, что приятно Тебе и в Тебе имеет начало. Да не оставит нас память о Твоём святом присутствии среди нас и о нашем достоинстве чад Божиих.

Соделай, дабы мы возрастали в благодати, в Твоей любви и исполнении заповедей Твоих. Аминь.
Родительское благословение

Перед тем, как отправиться в церковь, наречённые сердечно благодарят своих родителей за все благодеяния, и, преклонив колени, принимают от них благословение:

Сын мой (дочь моя), на новом жизненном пути да благословит тебя Всемогущий Бог, Отец и Сын и Святой Дух. Аминь.

Родители целуют сына (дочь) и знаменуют его чело знаком креста.
ЛИТУРГИЯ ТАИНСТВА БРАКА

Таинство брака обычно совершается во время Мессы. Его можно совершить и вне Мессы, но тогда молодожёны должны попросить служить Мессу в их интенциях в другое время.


Обряд венчания совершается после Литургии Слова. Он начинается словами священника:

С. Возлюбленные N и N, вы слушали слово Божие, напомнившее вам о значении человеческой любви и супружества. Теперь от имени святой Церкви я желаю испытать ваши намерения.

N и N, имеете ли вы добровольное и искреннее желание соединиться друг с другом узами супружества?

Жених и невеста: Да.

С. Имеете ли вы намерение хранить верность друг другу в здравии и болезни, в счастии и в несчастии, до конца своей жизни?

Жених и невеста: Да.

С. Имеете ли вы намерение с любовью принимать детей, которых пошлёт вам Бог, и воспитывать их в христианской вере?

Жених и невеста: Да.

Эти три вопроса, предшествующие венчанию, имеют цель удостовериться в присутствии свидетелей о свободе выбора и о полной свободе вступающих в брак и о христианском подходе к неразрывности уз брака и к целям брака.

Затем все собравшиеся стоя поют гимн к Святому Духу, прося Духа Правды и Освятителя о дарах и благодати в браке.

Центральным моментом в обряде венчания являются супружеские обеты. Жених и невеста поворачиваются друг ко другу и подают друг другу правые руки. Священник связывает их столой.

Слова супружеской клятвы произносит вслед за священником жених, а затем таким же образом — невеста:

Я, N, БЕРУ ТЕБЯ, N, В ЖЁНЫ (В МУЖЬЯ) И ОБЕЩАЮ ТЕБЕ ХРАНИТЬ ВЕРНОСТЬ В СЧАСТИИ И В НЕСЧАСТИИ, В ЗДРАВИИ И БОЛЕЗНИ, А ТАКЖЕ ЛЮБИТЬ И УВАЖАТЬ ТЕБЯ ВО ВСЕ ДНИ ЖИЗНИ МОЕЙ.

Таинство брака свершилось. Венчание произошло пред Христом и пред общиной Церкви. Священник подтверждает заключение брака, говоря:

Что Бог сочетал, того человек да не разлучает. И заключённый вами супружеский союз я подтверждаю и благословляю властью Вселенской Церкви во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Все отвечают: Аминь.

Священник снимает столу с рук молодожёнов.

После заключения брака священник благословляет обручальные кольца. Муж надевает на палец жены её кольцо, и обращаясь к ней по имени, говорит:

N, ПРИМИ ЭТО КОЛЬЦО КАК ЗНАК МОЕЙ ВЕРНОСТИ И ЛЮБВИ — ВО ИМЯ ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА.

Также и жена надевает на палец мужа кольцо, повторяя эти же слова. Обручальные кольца, которые молодожёны надели себе на пальцы, становятся видимым знаком заключённого брака.

Дальше следует продолжение Мессы, Литургия предусматриваете теперь молитву верных.

Во время Евхаристической Литургии, во время приготовления даров молодожёны могут принести к алтарю жертвенные дары — хлеб и вино. Молодожёны принимают Причастие под двумя видами. Месса завершается особым благословением молодожёнов.

Если таинство брака совершалось вне Мессы, молитву о молодожёнах завершает благословляющая молитва священника и совместно произнесённая Молитва Господня «Отче наш».

+

Годовщину венчания супруги отмечают участием в Мессе, принятием Причастия, тихим обновлением супружеской клятвы, подарком для супруга. Во время праздничной трапезы зажигается свеча.

Принято торжественно отмечать серебряную, золотую и бриллиантовую годовщину венчания. Юбиляры занимают во время Мессы особые места. Священник уделяет им особое благословение и торжественно поёт гимн «Тебя, Бога, хвалим» («Te Deum»).
Молитва новобрачных

Отче наш, в руки Твои мы вверяем нашу совместную жизнь. Пребудь с нами в наших скорбях и радостях, благослови наш труд и усталость, благослови наш отдых. Помоги нам добросовестно исполнять обязательства, которые мы взяли на себя. Научи нас истинной верности, глубокому смирению по отношению друг к другу, и любви, лишённой эгоизма. Даруй нам терпение и мудрость в воспитании наших детей. Пусть наша семейная жизнь будет наполнена любовью, которая других людей привлечёт к Тебе, а каждый миг нашей совместной жизни дай прожить во славу Твою. Аминь.

Источник: www.katolik.ru

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания — женихом и невестой.

Таинство Венчания

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству — это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:

  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) — восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть — по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах — женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Читайте также – Православное венчание. Богослужебный очерк

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте — это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества — благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Таинство Венчания

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
( “Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)— “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно—главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью — чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью — о благословении Божием, — теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Таинство Венчания

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” — запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи — малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20—33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене—это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу—подобие отношения Церкви ко Христу Это—взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа — призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому — Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4—5).

Муж и жена — члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1—11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,— явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их — нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши — сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Таинство Венчания

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

Таинство Венчания

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених — к иконе Божией Матери, а невеста — к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя, невесте — образ Пресвятой Богородицы.

Читайте также – Венчание меняет жизнь, но для венчания надо измениться

Какой должна быть свадебная трапеза?

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, — от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.

После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.

Таинство Венчания

Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, “неведущаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: “Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам”. Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.

Что может препятствовать христианскому браку?

Зачастую готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.

Еще одно препятствие к совершению браковенчания — кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.

Когда не совершается венчание?

Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней — среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.

Источник: www.pravmir.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.