Причины для развенчания церковного брака


Процедура развенчания церковного бракаЖизнь не всегда складывается именно так, как хочется человеку. Браки и семьи распадаются по многим причинам. И если в мирской жизни проблем с разводом обычно не возникает, то после венчания пара может столкнуться с серьезными проблемами. Ведь это особое таинство, по поверьям, связывающее молодых на всю жизнь.

Поэтому разобраться с тем, возможно ли развенчание церковного брака, процедура которого требует особого подхода, следует подробнее.

  • Процедура развенчания церковного брака
  • Дополнительные поводы для развенчания
  • Поэтапный порядок действий
  • Повторная регистрация церковного брака
  • Когда можно венчаться снова

Процедура развенчания церковного брака

Во все времена церковь отрицательно относилась к расторжению брака, поэтому развенчание — это процедура более сложная, чем простое получение штампа о разводе в загсе. Такие случаи фиксируются документально, и свидетельства о расторжении хранятся в каждом храме, где проводится таинство венчания.

Причины для подобного шага должны быть крайне вескими, чтобы батюшка дал свое разрешение на эту процедуру.

  • Дополнительные поводысупруг (супруга) сменил (-а) вероисповедание;
  • измена;
  • повторное заключение брака при уже существующем;
  • некоторые заболевания, которые могут обнаружиться у одного из повенчанных супругов;
  • пропажа одного из супругов без вести;
  • причинение вреда жизни или здоровью членам семьи;
  • если одного из супругов посадили в тюрьму;
  • невозможность зачать ребенка;
  • брак между кровными родственниками.

Дополнительные поводы для развенчания

В XXI веке к этому списку добавилось еще несколько причин, которые могут способствовать расторжению церковного брака:

  • доказанный факт приема наркотических или алкогольных средств, приведших к зависимости человека;
  • справка из диспансера о том, что супруг болен СПИДом;
  • аборт, сделанный без согласия супруга.

Конечно, причин для расторжения брака может быть еще множество, но священник не всегда признает их довольно вескими для того, чтобы позволить это сделать. Кроме того, священнослужитель может разрешить и повторное венчание после развенчания предыдущего церковного брака.

Если имеются какие-либо из перечисленных причин, то развенчать брак могут даже без согласия одного из супругов. Но в целом каждый случай рассматривается индивидуально. И если священник считает, что причины недостаточно веские, то супруги могут получить отказ.

Поэтапный порядок действий

Поэтапный порядок действийСначала муж и жена должны развестись официально — в загсе. И только после этого можно задуматься, как развенчать церковный брак и обратиться за консультацией к батюшке.


Русской православной церковью определена поэтапность процесса, который пара сможет пройти в течение двух недель.

Первоначально нужно отправиться именно в тот приход, где было совершено таинство венчания. Желательно поговорить именно с тем священником, который выполнял обряд. Так, если свадьба прошла на территории Московской области, то развенчание может быть совершено только в Москве. Если же пара регистрировала церковный брак в другом городе, куда в нужный момент нет возможности попасть, то разрешается обратиться в ближайший церковный приход.

С каждым из пары священник разговаривает по отдельности, пытаясь выяснить основную причину развода и пояснить, какими будут последствия.

После беседы нужно направить прошение на имя Управляющей Епархии, в котором должны быть указаны дата венчания и место, где проводилось таинство. Важно описать всю семейную жизнь супругов, чтобы было понятно, что причина развода не придумана с какой-либо другой целью. Все причины развенчания требуется подтвердить справками и документами, заверенными у юриста. Последним важным документом станет письмо священника, который в нем высказывает свое мнение и отношение к семейной паре.

Список необходимых документов, которые требуется приложить к заявлению, состоит из таких бумаг:

  • свидетельство о разводе, выданное загсом;
  • документ о новом браке (если кто-то из пары уже заключил его);
  • документ, подтверждающий венчание;
  • нотариально заверенное согласие второй половины на развенчание;
  • документы, подтверждающие причины решения расторгнуть брак.

Все это прикладывается к заявлению в виде ксерокопий. Оригиналы остаются у отправителя.

Повторная регистрация церковного брака

Повторная регистрацияМожно ли развенчаться, если брак распался, в одностороннем порядке или по обоюдному желанию — теперь более или менее ясно. Но могут ли супруги повторно пройти обряд венчания с другим человеком, следует разобраться подробнее.

Повторное венчание в православной церкви разрешается только в том случае, когда венчанных супругов разлучила смерть. Во всех остальных случаях церковь относится крайне отрицательно к такому вопросу, как расторгнуть церковный брак.

Повторно таинство венчания может быть совершено только после регистрации в загсе. После этого молодые должны будут правильно составить прошение в Епархию. Образец такого документа есть в каждом храме. Обряд будет совершаться только в том случае, если придет разрешение архиерея. Обычный священник не может сам принять решение о повторном венчании, после того как он дал разрешение паре разводиться.


Однако в этом случае Епархия снимает с себя всю ответственность. Она не выдает официального документа, который подтвердит развенчание. На повторное совершение обряда молодые могут получить лишь благословение, а само таинство будет происходить по «второму чину». На жениха и невесту не будут надеваться венцы, а написать документ о повторном венчании не сможет ни один священник.

Когда можно венчаться снова

В христианском мире есть традиция, по которой венчание совершается трижды. Но третий раз обряд становится возможным только в том случае, когда венчаются вдова и вдовец или у них имеются несовершеннолетние дети. Для этого надо будет обязательно оформить документы, подтверждающие вдовство. С них требуется снять копии и передать в Епархию вместе с заявлением.

Развенчание в православной церкви, правила и каноны которой сильно отличаются от других верований, имеет ряд отличий от обычного развода. Если последний проходит довольно быстро, то для совершения первого должны существовать довольно веские причины, и он будет контролироваться несколькими церковными инстанциями. Главная цель этого обряда заключается в том, чтобы не просто развенчать супругов, а добиться повторного благословения на венчание ввиду признания первого неблагодатным событием.


Прежде чем отправиться в церковь за ответом на вопрос, как развенчаться с бывшим мужем, нужно осознать все последствия для каждой стороны. Ведь на повторное венчание разрешение получит только тот партнер, который признан невиновным в разрыве.

Часто после развода пара забывает о том, что ей необходимо развенчаться. Но если это люди верующие, то сия проблема стоит для них на первом месте. Избежать неприятного действа можно только в том случае, если обряд венчания был осознан супругами за годы совместной жизни, а не стал очередной данью традициям и погоне за красивым торжеством.

Источник: molitva.guru

Как развенчаться в церкви?

Как развенчаться в церкви? Существует ли такой обряд в принципе? На эти вопросы ответит священник Михаил Самохин в данной статье.

Как совершить развенчание в церкви?

Раз – венчание, два – венчание…

Причины для развенчания церковного брака


Священник Михаил Самохин

Честно признаюсь, слово «развенчание» режет мне слух. И не только потому, что в нем есть некая терминологическая или филологическая неправильность. Скорее, настороженность вызывает отношение к Таинству Брака, сквозящее в этом слове. Сошелся – разошелся. Обвенчался – «развенчался». Все просто, буднично, обыденно и поправимо. А самое главное – в наших руках.

На самом деле распад православной семьи – трагедия. Хотя когда на сайт или лично люди приходят с вопросом о «развенчании», как раз трагичности они не осознают.

А ведь Господь задумал семью как союз двух людей на всю оставшуюся жизнь: «Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует». (Мф. 19, 9) Простое и ясное повеление.

Строгое целомудрие было не только оградой от языческой распущенности, царившей вокруг первых христиан. Оно естественно вытекало из понимания того, что брак – это земной образ небесного союза Христа и Церкви. Не может быть у Христа двух Церквей, а у Церкви – кого-то, кроме Христа. Такими же мыслятся отношения мужчины и женщины, соединившихся в христианском браке. Так писал о семье, например, святитель Иоанн Златоуст.

И сейчас мы вкладываем в Таинство именно такой высший смысл, воспринимая семью как малую Церковь, задача которой – духовное спасение всех, кого она объединяет. Есть и еще одна важнейшая черта, объединяющая Церковь и семью. Это действующая в них сила любви. Друг к другу и к Господу.


Таким образом, Церковь, как провозвестница Евангельской истины, не знает развода, как знали его древние или современные люди. Развода, как возвращения добрачной свободы друг от друга. Но есть случаи, когда люди сами разрушили свой брак. И закрывать на это глаза невозможно.

Руководствуясь словами Господа, Церковь признавала факт распада семьи в случае измены одного из супругов. И до сих пор список причин, по которым брак может быть признан распавшимся, невелик. Для точности процитирую официальный документ – «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»:

Причины для развенчания церковного брака«В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в “Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью” признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».


Скорбный список. И очень не хочется, чтобы что-то из него стало реальностью семейной жизни кого-то из читателей. Но, очень может быть, если Вы читаете эти строки, тема церковного развода коснулась лично Вас. Семья распалась. И теперь понятно, почему это называют трагедией. Что же делать? Конечно, молиться. Или о сохранении семьи, или о том, чтобы Господь управил дальнейшую жизнь по Своей всеблагой воле.

И только тогда, когда в ответ на молитву Вы обретете того, с кем захотите пройти по жизни, когда Вы придете к решению скрепить свой союз Божиим благословением, нужно идти в храм. Там подскажут, как обратиться к правящему архиерею епархии за благословением повторного брака.

Заметьте, это решение настолько важно для Церкви, что принять его может только епископ. А право повторного брака дается только тому, кто не виноват в распаде первой семьи. Не правда ли существенная разница? Не «развенчание», а повторный брак. Не свобода, а снова семья, малая церковь.

Это важно. Кардинально важно. Но я, как и многие собратья – священники, считаю неуместным омрачать торжество брака словами о разводе. И потому об этом удается поговорить только во время подготовки к венчанию. Может быть, на исповеди. Но для некоторых то, как понимает Церковь Таинство брака, остается неизвестным. А само Таинство – красивым обрядом.


Поэтому мне очень хочется, чтобы мои нерадостные размышления прочитали, прежде всего, не те, кто расспрашивает о «развенчании». А те, кто радостно готовится к Таинству брака. Не потому что мне нравится омрачать чью-то радость. Но, чтобы молодожены осознали всю важность и ответственность предстоящего события. И пусть немногая полезная информация, изложенная здесь, никогда и никому не пригодится!

Вы прочитали статью “Развенчание. Как развенчаться в церкви?“. Читайте также:

Развенчание церковного брака

Причины для развенчания церковного брака

Многим кажется, что венчание — это заключение союза между двумя любящими сердцами навсегда, ведь их соединяет Бог. Но на практике не все так радужно, распадаются и венчанные в церкви пары, и тут встает вопрос о развенчании церковного брака, как пройти этот обряд?

Расторжение церковного брака

Логично предположить, что если существует обряд венчания, то и развенчание церковного брака тоже быть обязательно должно. Но это для нас, прагматичных детей XXI века, такое предположение логично, но не для церкви – обряда развенчания не существует. Дело в том, что церковь разводы не приветствует вовсе, а потому и никаких обрядов по разрыву священных уз быть не может – семья это вам не игрушка, развлекся, а как надоела, выбросил. Но православная церковь все же относится с пониманием к грешным душам прихожан и разрешает повторное венчание, хоть и не одобряет метания между мужьями. Единственный случай повторного вступления в брак, который менее порицается церковью, это ситуация, когда бывший супруг умер. В этом случае вступление в новый брак разрешено церковными канонами.

Паре, имеющей желание повторно обвенчаться, необходимо подать прошение о расторжении (не развенчании) церковного брака. Это прошение подается в областное Епархиальное управление, после того, как свидетельство о заключении нового брака будет у вас на руках. Также потребуется паспорт и свидетельство о расторжении предыдущего брака, заключенного по светским законам. Подать прошение о повторном венчании может только один из бывших супругов, присутствие обоих обязательным не считается. Разрешить повторное венчание батюшка в церкви не имеет права. Как только разрешение на повторное венчание будет вами получено, можно обращаться в любой храм для проведения таинства венчания. Правда сама процедура повторного венчания будет несколько иной. Так, если оба супруга венчаются второй раз, то венчание производится «вторым чином», то есть венцы не возлагаются, если же один из будущих супругов до того не был венчан, то церемония проходит по полной форме.

Но мало знать, как расторгнуть церковный брак, надо знать, что произойдет это не в любом случае. Церковное законодательство имеет перечень причин расторжения брака, и как вы понимаете графы «не сошлись характерами» там не имеется. Так по какой причине расторгают церковный брак?

Причины расторжения церковного брака

Церковь считает возможным расторжение брака, если оно происходит по следующим причинам:

  • прелюбодеяние: измена или вступление в новый брак одного из супругов;
  • неспособность к зачатию ребенка;
  • отпадение от православной веры: отлучение от православия, принятие другой религии;
  • длительное отсутствие без каких-либо известий от пропавшего супруга или злонамеренное оставление супруга (супруги);
  • осуждение к наказанию;
  • совершение аборта без согласия мужа;
  • незаконное заключение брака: насильно, без сообщения о тяжелой болезни или душевном расстройстве, если венчались родственники или несовершеннолетние, если был законный супруг;
  • посягательство на жизнь или здоровье детей или супруги; Причины для развенчания церковного брака
  • засвидетельствованный алкоголизм или наркомания;
  • заболевание СПИДом, проказой, сифилисом;
  • засвидетельствованное душевное заболевание;
  • снохачество и сводничество.

Разрешение на повторный брак получает тот, кто в распаде семьи не повинен. А вот тот, на чьей душе лежит ответственность за разрыв отношений, сможет получить разрешение на повторный брак только после покаяния и выполнения епитимьи. Всего могут повенчать 3 раза, и в случае венчания в третий раз, наказания будут ощутимее.

Процедура развенчания церковного брака

По закону РФ процедура венчания не является обязательной при официальном заключении брака. Тем не менее, в жизни многих верующих людей эти два события происходят в один день. И поскольку далеко не каждый брак способен выдержать жизненные испытания, то в случае развода осуществляется и процедура развенчания церковного брака.

Венчание и его отличие от бракосочетания

Причины для развенчания церковного бракаСуть венчания состоит в том, что подобный союз заключается перед лицом Бога. Поскольку церемония, проводимая в ЗАГСе, скрепляет союзом только земные отношения, то верующие люди проходят обряд церковного таинства, будучи уверенными в том, что их супружество продолжится и после смерти.

Помимо религиозного аспекта, венчание является своеобразным началом для построения духовной связи, единения молодоженов.

Таким образом, естественные отношения будто переходят на новый уровень.

Венчание для верующего человека имеет куда более серьезное значение, нежели обычное бракосочетание. Это не простая формальность, а процедура, возлагающая на супругов духовную ответственность.

Следует понимать, что далеко не все пары готовы венчаться, и процедура последующего развенчания является главным тому доказательством.

Приходя в церковь с просьбой провести церемонию, будущие супруги должны будут провести беседу со священнослужителем, целью которой является определение того, насколько сильна их вера и готовы ли они вступить в брачные узы.

В ходе ее молодожены узнают и о самом обряде, а больше всего – о подготовке, которая предшествует церемонии. Если в ходе разговора окажется, что один из будущих супругов является некрещеным, то в процедуре будет отказано.

Основания для развенчания

Когда отношения между супругами портятся, то они все чаще задумываются об отмене вечных клятв, данных друг другу перед Богом. И следует сразу оговориться, что в православии отсутствует само понятие «развенчания», поскольку раз данный обет считается вечным и неизменным.

Церковь понимает обряд венчания таким образом: это союз, заключаемый перед Богом один раз в жизни и проводимый с божественным благословением. Ни о какой обратной процедуре не может быть и речи.

Поэтому развестись посредством церкви не представляется возможным.

Однако существует ряд ситуаций, при которых клятвы, данные перед Богом, могут потерять свою силу. Основания для расторжения брака устанавливаются Поместным Собором Православной Церкви. И вот основные из них:

  1. Супружеская измена. Это один из наиболее тяжких грехов, который оскверняет не только чувства, но и честь супруга.
  2. Наличие венерических заболеваний и неспособность продолжить род. Поскольку основной функцией семьи, по мнению Библии, является репродуктивная, то бесплодие партнера выступает достаточным основанием для развенчания церковного брака.
  3. Иноверие. Смысл таинства в автоматическом порядке утрачивает первоначальное значение, если один из супругов сменил веру.
  4. Недееспособность. В данном случае затрудняется установление полноценных отношений между людьми, и брак может быть расторгнут при соответствующем волеизъявлении дееспособного супруга.
  5. Появление привязанности к другому человеку. В этом случае нарушается сама суть клятвы, данной перед Богом.
  6. Сводничество. Это тяжкий грех и веское основание для отмены брака.
  7. Наличие алкогольной или наркотической зависимости. Данные заболевания являются вредными для брака и негативно отражаются на его благосостоянии.
  8. Смерть одной из сторон. Траур дает основание вдовцу или вдове на повторное вступление в брак.
  9. Причины для развенчания церковного бракаАборт. Если женщина осуществляет данную процедуру, не поставив в известность своего мужа, то он будет иметь достаточные основания для дальнейшего развенчания брака.
  10. Длительное отсутствие. Если человек был признан пропавшим без вести.
  11. Ущерб здоровью, нанесенный одному из супругов. Поскольку из-за этого нарушается право на счастье или возникает угроза жизни мужа или жены.

Это лишь основные причины, в соответствии с которыми может быть проведен обряд развенчания в православной церкви. Каждый конкретный случай рассматривается в индивидуальном порядке.

Расторжение церковного брака

Какие существуют правила развенчания в православной церкви? Данная процедура является актуальной только для верующих людей, которые чтут церковные традиции.

В том случае, если супруги прошли обряд венчания, но не придают ему особого значения, развенчиваться им не следует.

Поскольку церковь не имеет права отменять клятвы супругов, данные ранее перед Богом, то развенчание предполагает повторное венчание с другим человеком. Однако и здесь не все так просто. Для прохождения этой процедуры необходимо подать прошение в управление Епархии.

Для этого нужно иметь при себе паспорт и свидетельство о расторжении брака.

Разрешительный документ позволяет человеку пройти повторное венчание с новым избранником. Обычно на получение такого разрешения требуется несколько недель.

Вторая церемония будет отличаться от первой. В частности, она получает название «вторым чином» и не предполагает возложение венцов.

Но следует понимать, что церковь далеко не всегда идет навстречу прихожанам. В некоторых случаях в ходатайстве касательно повторного венчания может быть отказано.

Объясняется это еще и тем, что такой аргумент, как «не сошлись характерами», не воспринимается здесь всерьез.

Таким образом, процедура развенчания включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовить необходимые документы.
  2. Подать ходатайство, заполненное по образцу, в Епархию на имя конкретного священнослужителя, где будет изложена просьба.
  3. Далее следует пройти собеседование с архиереем. Его цель – определить, насколько вескими являются причины для расторжения брачных уз. Желательно использовать основания из вышеприведенного списка.
  4. Получив одобрение, можно осуществить повторное венчание.

Также следует предоставить доказательства, аргументов в пользу развенчания брака. К примеру, это могут быть медицинские справки, которые доказывают недееспособность супруга или наличие у него неизлечимой болезни, бесплодия и т. д.

Причины для развенчания церковного бракаПри алкогольной или наркотической зависимости необходима соответствующее заключение от нарколога. Если супруг умер, то предоставляется свидетельство о смерти.

Обязательная плата за развенчание церковью не взимается. Но для этого могут быть предусмотрены пожертвования, размер которых определяется каждым храмом отдельно.

Процедура без согласия супруга

Поскольку обряда развенчания как такового церковью не предусмотрено, а производится лишь повторное венчание, то и согласия от бывшего мужа для его прохождения не требуется. Также нет необходимости в присутствии супруга при втором осуществлении данной процедуры.

Однако его согласие требуется для официального расторжения брака, без которого повторное венчание считается невозможным. Поэтому если человек может предоставить в Епархию соответствующее свидетельство, то далее вопрос решается в одностороннем порядке.

Сколько раз можно венчаться

Возможность осуществить повторное венчание еще не говорит о том, что к таинству церковного брака следует относиться несерьезно. По церковным меркам данная процедура предполагает союз, благословленный Богом, а потому, его важность не нуждается в объяснении.

Даже вторичное венчание вызывает неодобрение со стороны Епархии. И возможность его прохождения можно считать скорее исключением из правил. Если же речь идет о ходатайстве с целью обвенчаться в третий раз, то осуждение будет гарантировано. Но получить разрешение можно и в этом случае, хоть и шансы на это практически отсутствуют.

Если же гражданин решил развенчаться после развода в третий раз, то подобные действия считаются непростительным грехом. Поэтому даже не стоит подавать ходатайство в данном случае. Таким образом, можно будет добиться разве что укора в неуважении к церкви.

Можно ли развенчаться, если брак распался? Этот вопрос волнует многих верующих людей, надежды которых относительно совместной жизни не оправдались.

Процедура развенчания указывает на то, что выбор предыдущего партнера был неправильным. И это является своеобразным предостережением для верующего человека касательно определения будущего спутника жизни. В отличие от официальной свадьбы, венчание не может происходить сколько угодно раз, потому здесь не следует принимать скоропалительных решений.

Расторжение церковного брака по всем правилам

Венчание – это одно из таинств, совершаемых православной церковью. Красивая и торжественная церемония привлекает молодоженов. Но часто случается так, что венчание – это всего лишь дань современной моде, молодые супруги не понимают огромной ответственности, которую они взяли на себя. Развенчание церковного брака осуждается и не приветствуется священством. Ведь отношения, благословленные Богом – это раз и навсегда!

Основные причины расторжения брачного союза, освященного церковью

При официально состоявшемся разводе в органах ЗАГС, бывшие супруги желают расторгнуть свои отношения и в церкви, но для этого необходимо наличие особо веских причин, причем их факт нужно будет доказать:

  • Неверность (измена, прелюбодеяние) одного из супругов. Лишь эта причина по Учению Христа ранее была единственным поводом к разводу. Это огромный грех и в настоящее время по этому основанию практически не бывает отказов.
  • Отпадение одного из супругов от православной веры. Для признания этой причины церковь потребует доказательство перехода в другое вероисповедание или признание себя атеистом. Самым страшным грехом считается переход человека в мусульманство или язычество.
  • Многобрачие (многоженство). Имеется в виду обзаведение одним из супругов второй семьи на стороне при наличии ныне существующей. Это категорически запрещено как с православной, так и с гражданской точки зрения.
  • Наличие венерических заболеваний у одного из супругов. Еще одно доказательство супружеской измены.
  • Длительное отсутствие мужа или жены (пропажа без вести). Причем церковь признает без вести пропавшим человека по истечении 2 лет (для принимавших участие в военных действиях и для моряков), в остальных случаях срок отсутствия исчисляется 5 годами. Российское Законодательство в данном случае признает человека умершим.
  • Попытки причинения вреда жизни и здоровью домочадцев (супруги (га), детей, родителей). Подразумевается, в том числе, и совершение сексуальных или развратных действий в отношении несовершеннолетних детей.
  • Тюремное заключение мужа или жены.
  • Душевная болезнь. Неизлечимое психическое заболевание, часто представляющее опасность для окружающих.
  • Полное бесплодие мужа или жены.
  • Кровосмешение. Половая связь или заключение брачного союза с кровными родственниками.

В 2000 году к списку существующих были добавлены следующие причины:

  • Алкоголизм и наркозависимость одного из супругов. Эти грехи противоречат христианским заповедям. Хотя гражданское законодательство менее категорично и оставляет людям шанс на излечение и нормальную семейную жизнь.
  • Заболевание СПИДом.
  • Прерывание беременности женой без согласия мужа.

Такие причины, как «различие характеров», «муж не может финансово обеспечивать семью», «не складываются отношения со свекровью» и подобные – это недостаточные причины для развенчания брака. Но все же каждый случай подлежит индивидуальному рассмотрению. Мужчину и женщину соединяет браком сам Господь, поэтому развенчание, как таковое, невозможно. Но Господь милостивый и попускает повторный брак для того, чтобы человек не жил в одиночестве или в блуде (каждому человеку нужна пара).

Бесплатная юридическая консультация

Правила обращения за церковным разводом

Как следует действовать после того, как венчаные муж и жена получили официальный развод в ЗАГСе? РПЦ установлен определенный порядок развенчания.

Вместе со свидетельством о расторжении брака необходимо обратиться в тот приход, где происходило таинство венчания или, если первое невозможно, в ту церковь, которая находится поблизости, для беседы со священником, который совершал венчание, или с настоятелем.

Клирик проведет индивидуальную беседу, выяснит причины разрыва отношений и объяснит последствия развода. Затем инициатор развенчивания напишет прошение на имя Правящего Архиерея с указанием места и даты венчания, полной истории жизни семьи. После этого нужно озвучить причины развода, причем необходимо их подтвердить документами и справками, имеющими юридическую силу.

Список необходимых документов, прилагаемых к прошению:

  • Свидетельство о расторжении брака, выданное органом ЗАГС;
  • Если один из супругов вступил в повторный брак, необходимо предоставить свидетельство о его регистрации;
  • Документ о венчании;
  • Подписанное вторым супругом и юридически заверенное согласие на развенчание;
  • Документы, являющиеся основанием к церковному разводу;

Следует также помнить, что подать прошение можно используя скачав и заполнив: образец прошения на расторжение церковного брака

Возможно ли совершить повторное венчание после развода

Благословение на заключение второго брака получает тот из супругов, который не виновен в разрыве семейных уз. Тот, по чьей вине распалась семья, может вновь вступить в церковный брак при условии покаяния и исполнения епитимии (т.е. священник своей властью может отлучить виновного от Причастия на определенное время, благословит на пост, паломничество по святым местам, милостыню и прочее).

Некоторые пары, далекие от церкви, забывают о том, что после развода необходимо провести процедуру развенчивания. Но для людей, имеющих истинную веру, эта проблема первостепенна. Поэтому к церемонии венчания нужно подходить более чем осознанно. Но в действительности большинство молодоженов не готовы к ней морально, не осознают ее суть и не задумываются о том, навсегда ли это.

Другие супруги после заключения брака в ЗАГСе некоторое время живут без венчания. Проверив свои отношения временем, они понимают, хотят ли быть вместе со своей половинкой до конца своих дней, затем решаются на венчание. Это верное решение, ведь спешить, в принципе, некуда и есть время для обдумывания столь серьезного шага в жизни.

Статья написана по материалам сайтов: love-mother.ru, www.pravmir.ru, womanadvice.ru, famadviser.ru, yurist.help.

»

Источник: jurist-ryazan.ru

Восполнение любви

Почему же сегодня брак стал таким непрочным, почему количество разводов, по существующей статистике, зачастую превышает количество бракосочетаний? Куда уходит любовь и стремление быть вместе у молодых людей, которые разводятся, не успев, порой, отпраздновать и первой годовщины своей свадьбы?

Для чего люди вступают в брак? Вопрос, казалось бы, совершенно бессмысленный, так как в брак вступают не ´для чего´, а ´потому что´. Потому, что любят друг друга, потому, что не мыслят своей дальнейшей жизни без любимого человека рядом. С этим трудно не согласиться. Брак — закономерное следствие взаимной любви мужчины и женщины. В этом смысле он самоценен, и не нуждается в дополнительных обоснованиях.

Но почему же сегодня брак стал таким непрочным, почему количество разводов, по существующей статистике, зачастую превышает количество бракосочетаний? Куда уходит любовь и стремление быть вместе у молодых людей, которые разводятся, не успев, порой, отпраздновать и первой годовщины своей свадьбы?

Пускай деревья не качаются

На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко

Вообще, в современном обществе брак представляет собой печальное зрелище. Брачные контракты, в которых оговаривается — кому, чего и сколько достанется при разводе; так называемые — ´пробные браки´, когда мужчина и женщина договариваются — поживем пока так, а вдруг мы не подходим друг другу… Наконец — совсем уж странная форма сожительства, которую, почему-то, называют — ´гражданский брак´, когда, фактически находясь в брачных отношениях, люди категорически не желают их регистрировать ни в какой форме. За всеми этими новациями скрывается какое-то удивительное неверие своему сердцу, неуверенность в своем выборе, недоверие к чувствам любимого…

Такое ощущение, будто люди просто стали бояться себя и друг друга, причем настолько сильно, что сам брак очень часто рассматривается сегодня, главным образом, в перспективе потенциального развода.

И все ´пробные´, ´гражданские´ и подобные им формы брака, на самом деле просто являются выражением этого страха. Ведь если считать, что брака не было, или он был условным, значит — и развод невозможен в принципе, т.к. нельзя разрушить то, чего вроде бы как и не существовало. Эта хитрая логика весьма напоминает рассуждения Воробьишки из известной сказки: ´… Пускай деревья не качаются! Тогда и ветра не будет´. Получается, что гарантия невозможности развода — в отсутствии брака. А лучшее средство от головной боли — гильотина…

Впрочем, зарегистрированный брак сегодня мало чем отличается от ´пробного´. Когда об известном артисте читаешь в газете, что он: ´… прекрасный семьянин и очень счастлив в четвертом законном браке´, завидовать такому счастью как-то не очень хочется. Четыре брака, и все — по любви! Без комментариев.

Очевидно, следует признать, что взаимная любовь — прекрасное основание для вступления в брак, но для совместной жизни в браке ее, увы, очень часто бывает недостаточно.

Она для этого слишком уязвима. У кого-то, как у Владимира Маяковского, ´любовная лодка разбилась о быт´. А у кого-то — об измену… Даже простое нежелание понять друг друга может убить любовь. Значит, в браке нужны какие-то иные, более устойчивые смыслы и мотивации, которые саму любовь сумели бы уберечь от крушения.

Что же может объединять семью сильнее и надежнее любви? Может быть, дети? Но дети вырастут, и перед ними встанет все тот же вопрос: для чего люди вступают в брак? И если смысл брака лишь в рождении и воспитании следующего поколения, то это не смысл, а бессмыслица. Потому что бесконечная цепь нулей в итоге равна нулю.

Вероятно, основой счастливого брака может стать какая-то его сверхмотивация, делающая изначально неоправданной любую субъективную причину развода. А сфера, где действуют сверхмотивации, — это мир религии, которая выводит человека в вечность, за пределы его земной жизни.

Чем заправляют мотороллер?

Эту необходимость обретения высшего смысла своего супружеского союза понимают или интуитивно чувствуют многие пары, вступающие в брак. Поэтому венчание молодоженов после регистрации в ЗАГСе стало сегодня в России почти традиционным. Причем, венчаются не только воцерковленные пары, но и люди, которые в храм до этого заглядывали разве что из любопытства. Очевидно, предполагается, что венчаный брак будет крепче и счастливее невенчаного, что Бог каким-то сверхъестественным образом обеспечит его нерушимость.

Увы, увы… К сожалению, венчаные браки тоже довольно часто оказываются непрочными. И возникает закономерный вопрос: а в чем тогда, собственно, разница? Что есть в церковном браке такого, чего бы не было в обычном, гражданском? И если это ´что-то´ все таки есть, то почему оно не дает гарантированного результата?

Разница, безусловно, есть. Причем — принципиальная.

В Церкви значение брака столь высоко, что он рассматривается как Таинство. А любое Таинство в Церкви — прямое действие Бога, Который по молитвам верующих подает им Свою благодатную помощь.

Обычный же брак, по определению, — всего лишь запись акта гражданского состояния. Это просто бюрократическое мероприятие, в котором государство признает данный союз юридически законным.

Представьте себе, что два мальчика в один и тот же день появились на свет. Но одному из них на очередной день рождения подарили велосипед, плеер, микроскоп, новый ранец и еще кучу всяких подарков. А другому просто сказали: ´Имей в виду, сегодня тебе исполнилось десять лет´. И все. Никаких подарков, просто констатация факта. И тут, и там — день рождения, но разница между ними — очевидна.

Для чего людям церковный брак?

Фото Наталии Стеценко

Церковь с уважением относится к гражданскому браку, но для своих членов Она приготовила нечто большее, чем простая регистрация. В Таинстве брака молодожены получают от Бога особые дары, новые качества и способности, которых ранее они не имели. Но сами по себе эти дары еще не гарантируют счастливой семейной жизни. Мальчик, получивший подарки, может сломать велосипед, потерять плеер, порвать ранец, а микроскопом — забивать гвозди. И в этом случае он ничем не будет отличаться от своего несчастного ровесника, не получившего в день рождения ничего.

Так и дары Бога может оценить и верно использовать лишь тот, кто осознает, что он получил и для чего ему это нужно.

Таким образом, вопрос о разнице между церковным и гражданским браком сводится к другому вопросу — чем же отличается христианин от неверующего человека? Тут ответить уже проще: неверующий человек, даже самый нравственный и добродетельный, осмысливает свое существование лишь в пределах, ограниченных его физической смертью.

А христианин живет для вечности.

Вся его земная жизнь — лишь приготовление к жизни будущего века. Поэтому все окончательные смыслы и цели его бытия спроецированы именно туда, за порог смерти, где для неверующего человека заканчивается абсолютно все.

Христианский брак — это путь супругов к блаженной вечности со Христом. Он начинается здесь, на земле, но ведет их к Небу. Этот путь — не самодвижущаяся дорожка эскалатора. Идти по нему порой так тяжело, что человеческих сил на его преодоление просто не хватает. Но невозможное человекам возможно Богу. Дары благодати, полученные христианскими супругами в Таинстве брака, как раз и предназначены для восполнения человеческой немощи на этом пути. Господь щедро наделяет ими все христианские семьи, но использовать их можно только по назначению. И тот, кто венчается в Церкви с какой-то иной целью, рискует прожить жизнь, даже не прикоснувшись к этим удивительным Божьим дарам. Потому что силы, данные для восхождения к Небу и Вечности, невозможно использовать для более ´приземленных´ задач. Как топливом для космического корабля невозможно заправлять мотороллер.

Ребро Адама

В Евангелии Христос говорит о браке странные слова: ´… оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть´ (Мк 10, 8). Оказывается, смысл брака в том, чтобы двое стали одним! Причем, ´одна плоть´ здесь совсем не означает только лишь ´одно тело´. Речь идет о такой глубине единения во взаимной любви, когда два человека уже не мыслят жизни друг без друга, и каждый осознает себя как продолжение любимого, его неотъемлемую часть. Как такое чудо становится возможным — трудно понять, если не знать Библейской истории о сотворении человека.

В Библии говорится, что Бог создал человека, в котором мужское и женское начало присутствовали во всей полноте. Все свойства и качества личности, которые мы сегодня определяем как — мужские, или — женские, в Адаме были заложены изначально. Первый человек был самодостаточным существом, он обладал полнотой знания об окружающем его сотворенном мире, так как был создан Богом для господства над этим миром. Но в своем совершенстве и самодостаточности он был один. А жить только для себя тягостно даже в Раю. И тогда Бог сотворил для Адама жену. Вот как об этом написано в Книге Бытия: ´И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему´ (Быт 2, 18). Правда, слово помощник использованное в русском переводе Библии, здесь не совсем соответствует еврейскому подлиннику. Возможен другой перевод этой фразы: ´сотворим ему восполняющего, который был бы перед ним´. И далее, следует акт творения женщины, который совершенно уникален и не имеет в библейской истории сотворения мира никаких аналогов. Бог творит женщину из… самого Адама: ´И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

Для чего людям церковный брак?

Фото Евгения Глобенко

И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть´ (Быт 2, 21-24).

Вот откуда Христос процитировал слова о единстве и нерушимости брака. Первая жена стала плотью от плоти мужа не в аллегорическом, а в самом прямом смысле. Мы не можем сейчас достоверно знать, как именно произошло это удивительное событие. Можно лишь сказать, что пресловутое ´ребро Адама´, над которым в советские времена так любили потешаться пропагандисты ´научного атеизма´, также — результат не совсем точного перевода. Слово, переведенное как ´ребро´ в древнееврейском языке имеет более широкое значение — ребро, бок, сторона и даже — одна из створок двери. Поэтому, нельзя понимать библейское ´ребро´ исключительно в анатомическом смысле. Суть этого слова в том, что женщина есть равноценная и равнозначная по своему достоинству половина человеческого рода. Бог сотворил Адаму жену, отделив от него некую часть, сторону, где женская природа в нем уже существовала. Как это произошло — тайна творения. Но выражение ´моя половина´ по отношению к жене с христианской точки зрения совсем не является поэтической метафорой. Это, скорее, констатация факта. Святитель Иоанн Златоуст говорит об этом совершенно определенно: ´Тот, кто не соединен узами брака, не представляет собою целого, а лишь половину. Мужчина и женщина не два человека, а один человек´.

А о радостном восклицании Адама, увидевшего перед собой восполняющую его бытие жену — ´вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей´, святой Астерий Амасийский пишет: ´Эти слова Адама были общим признанием, высказанным от лица всех мужчин всем женщинам, всему женскому роду. Его слова обязывают всех прочих. Ибо то, что в начале произошло в этих первозданных, перешло в природу потомков´.

Ошибка Казановы

От Адама и Евы мужчина и женщина влекутся друг к другу, стремясь восстановить единство общей природы. Но почему же тогда Церковь так категорично осуждает блуд? Ведь если это влечение заложено в их естестве, то что плохого в его удовлетворении, пусть даже и вне брака? Современная идеология так называемой ´свободной любви´ строится как раз на этом природном влечении полов. Основной тезис этой идеологии звучит примерно так: если у человека есть потребность, нужно ее удовлетворить, ведь что естественно, то не безобразно.

Звучит, вроде бы, складно. Но по своему содержанию эта фраза глубоко ошибочна и внутренне противоречива.

Дело в том, что слово ´безобразие´ — это христианский термин, означающий отсутствие в ком-либо образа Божия. Человек сотворен по образу Божиему, но совсем не естество или природа являются в нем выражением этого образа. Христианство жестко разделяет в человеке личность и естество, принадлежащее этой личности. И поскольку Сам Бог — Личность, то и образ Его в человеке запечатлен на уровне личности. А естество как раз этого образа лишено, потому что — безлико.

Для чего людям церковный брак?

Фото Стеценко Наталии

Брак подразумевает два уровня единства супругов — личностный и природный. В христианском браке человек с радостным удивлением начинает понимать, что та красота души, те достоинства и качества личности, которые так дороги ему в любимом, это не что иное, как — отблеск красоты Божьего образа. И такой взгляд друг на друга, как на икону Создателя, конечно, связывает мужчину и женщину гораздо сильнее обычного естественного влечения.

Блуд же объединяет людей лишь на уровне естества. Это ущербная форма человеческих отношений, в которой мужчина и женщина вступают в телесную близость, лишь повинуясь влечению своей природы, и полностью игнорируют друг в друге личность, образ Божий. Что, собственно, и является безобразием, или отсутствием целомудрия, которое иногда ошибочно воспринимается как отрицание телесных отношений в принципе. На самом деле, именно в браке эти отношения как раз и являются целомудренными, поскольку подразумевают цельное восприятие любимого человека.

Ущербность нецеломудренного отношения к противоположному полу можно лучше понять на примере, взятом из жития прп. Петра и Февронии Муромских.

´Некий мужчина, плывший со своей семьей в одной лодке с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: ´Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, — попросила княгиня. — Одинакова вода или одна слаще другой?´ — ´Одинакова´, — отвечал тот. ´Так и естество женское одинаково, — молвила Феврония. — Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?´ Обличенный смутился и покаялся в душе´.

Здесь хорошо видна удивительно спокойная, цельная мудрость преподобной Февронии. А на фоне этой мудрости — откровенная глупость ´естественного´ порыва ценителя женской красоты.

Несчастный граф Казанова пытался вычерпать океан чайной ложкой. Растратив жизнь на поиски своего идеала в чужих постелях, он так и не понял, что полнота любви достижима лишь в браке. Когда не только естество, но все свои помыслы и стремления, всю свою жизнь без остатка человек посвящает своей избраннице. Когда красота всех женщин мира для мужчины вдруг теряет смысл, потому что вся женская красота и пленительность во всей глубине уже раскрылись для него в любимой жене.

Две стороны единства

В рассказе ´Душечка´ А.П. Чехов описал удивительный феномен супружеской жизни. Героиня рассказа Оленька, настолько проникалась интересами и делами мужа, что незаметно становилась подобной ему почти во всем. Правда, Чехов, с присущей ему иронией изобразил этот ее талант всего лишь как следствие ее внутренней духовной пустоты. Для этого он дважды за рассказ сделал Оленьку вдовой, а напоследок, лишил ее надежды на третий брак с ушедшим от жены ветеринаром. Но несмотря на все усилия Антона Павловича, (а может быть и — вопреки им) Оленька не выглядит в рассказе пустым, бессодержательным существом. Даже в таком карикатурном виде, ее способность полностью отдавать себя любимому человеку вызывает глубокое уважение. Дело в том, что супружеские отношения подразумевают такую степень откровенности и близости, такой тесный контакт двух людей, что подобное взаимопроникновение личностей мужа и жены становится просто неизбежным.

Наверное, каждый встречал в своей жизни людей с особым, неотразимым личным обаянием. Впервые встретив такого человека и пообщавшись с ним пару часов, потом вдруг начинаешь понимать, что непроизвольно стараешься быть на него похожим, копируешь его интонацию, мимику, жест…

В браке такое взаимное влияние супругов друг на друга неизмеримо сильнее. Муж и жена начинают будто бы отражаться друг в друге. И какое же это счастье: видеть, как с каждым днем в тебе появляются все новые и новые черты, которые так дороги тебе в любимом человеке! С какой радостью и изумлением начинаешь замечать, как и в нем все чаще проскальзывает нечто, ранее принадлежавшее лишь тебе!

И как же невыносимо больно и страшно, когда такая близость вдруг рушится, и человек снова остается один, в пустоте. Иногда можно услышать: ´Ну а если любовь прошла? Чего мучиться — разошлись, и все дела. Подумаешь — горе!´.

Нет, это горе, это большая беда. Развод — всегда трагедия, какая бы причина его ни вызвала. Ведь любили же люди друг друга, ведь было же в их жизни то самое единство, которое каждый день наполняло их сердца радостью … Каждая разбитая любовь обязательно оставляет в душе человека глубокую рану. И неважно — разрушенный ли это брак, или оборванный роман. Срастись со своей половинкой, жить с ней одной жизнью, дышать в одно дыхание, и вдруг оторваться и уйти можно только с кровью. А потом, с душой, изорванной в клочья, нужно пытаться жить дальше и надеяться, что новая любовь будет более счастливой…

Развод в Церкви понимается именно как катастрофа, в результате которой брак перестал существовать. Поэтому никаких обрядов и священнодействий для расторжения брака в Церкви нет, и никогда не было. В любом священнодействии Церковь призывает Божье благословение на людей и их добрые начинания. Ну а что можно благословить в разводе? Ничего. Можно лишь с горечью признать, что одной любовью на Земле стало меньше.

Кто бьет нас сзади?

Почему люди ссорятся даже в счастливом браке? Ведь любят же, жить друг без друга не могут, а вот ругаются из за всякой ерунды.

Скорей бы уж хлынул ливень, Скорей бы уж грянул гром.

Живем — как две тучи злые, Господи, как живем…

И повод-то — меньше зернышка, А сразу — сердца на ключ…

Дочурка, тревожное солнышко

Мается между туч.

В этом замечательном стихотворении В. Ермакова особенно интересна одна деталь: в самом деле, причины семейных ссор настолько незначительны, что даже говорить о них всерьез, как-то неловко. Но почему же такие ничтожные поводы вызывают у любящих друг друга людей столь бурную реакцию?

Объяснение этому следует искать все в том же природном и личностном единении мужа и жены в браке. Став одной плотью и одной душой, люди начинают очень болезненно воспринимать даже самый маленький укол неприязни или простого невнимания со стороны супруга. Любая, даже самая мелкая обида при такой степени открытости друг перед другом начинает восприниматься, как предательство и измена. Это состояние психологически очень тонко изображено Львом Толстым в романе ´Анна Каренина´, когда между Левиным и Кити произошла первая ссора после свадьбы.

Для чего людям церковный брак?

Фото Евгения Глобенко

´Но только что она открыла рот, как слова упреков бессмысленной ревности… вырвались у ней. Тут только в первый раз он ясно понял то, чего он не понимал, когда после венца повел ее из церкви. Он понял, что она не только близка ему, но что он теперь не знает, где кончается она и начинается он… Он испытывал в первую минуту чувство подобное тому, какое испытывает человек, когда, получив вдруг сильный удар сзади, с досадой и желанием мести оборачивается, чтобы найти виновного, и убеждается, что это он сам нечаянно ударил себя, что сердиться не на кого и надо перенести и утишить боль´.

Эти удары сзади — действие греха, живущего в человеческой природе. Потому что естество потомков Адама и Евы унаследовало не только способность мужа и жены соединяться в сверхиндивидуальном единстве брака, но и все болезненные искажения нашей природы, которые явились результатом отпадения первых людей от Бога. А смысл любой страсти и любого греха, в конечном счете, можно свести к эгоизму и неспособности падшего человека любить кого бы то ни было, кроме себя самого. В православной аскетике эта страшная сила, отделяющая людей от Бога и друг от друга, называется ´самость´.

И в браке эта сила действует, может быть, разрушительнее, чем где бы то ни было. Супруги стали в браке единым существом, не знают, где кончается она и начинается он; но каждый из них принес в это единство свои духовные болячки. И каждому придется ощутить на себе груз этой ´самости´ своего избранника, его эгоизма и внутренней испорченности. Две ´самости´ начинают разрывать это единство любящих людей изнутри. Любая ссора грозит превратиться в катастрофу, потому что в браке, обижая другого, человек, по сути, наносит рану самому себе. Брак делает взаимопроникновение двух людей почти абсолютным, а два эгоизма мучают эту единую плоть, используя самые незначительные причины для ссоры.

Такая духовная коррозия может незаметно подточить и уничтожить самую горячую любовь. И сохранить ее можно лишь с Божией помощью.

То, что сильнее смерти

Вот здесь и становится понятно, зачем нужны дары благодати, которые муж и жена получают в Таинстве брака. Для христиан любовь — это не абстрактная субстанция, разлитая в воздухе. Это, скорее, способ бытия, уподобляющий человека Богу, Который Сам есть — Любовь. И если супруги-христиане видят, что их грехи убивают в них способность к этому Богоподобному бытию, они знают, чем лечить этот недуг. Причащаясь в Таинстве Евхаристии пречистых Тела и Крови Христовых, члены Церкви непостижимым образом соединяют себя со Христом. И получают силы дальше бороться за свою любовь с собственным эгоизмом. А Венчание открывает для супругов возможность совместно приступать к Евхаристической чаше.

И если в обычном браке муж и жена вынуждены сами, из последних сил пытаться пронести свою любовь сквозь житейские бури и катаклизмы, то в христианском браке гарантия единства мужа и жены — в единении их со Христом. подающим им терпение и кротость, способность уступать в спорах и нести тяготы друг друга.

А чтобы окончательно понять разницу между Церковным браком и гражданским, следует просто посмотреть, каковы свойства любви, подаваемой Христом. Апостол Павел пишет: ´Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит´ (1 Кор 13, 4-7).

Пусть любой человек, сколь бы скептически он ни относился к христианству, попытается примерить эти характеристики к своему чувству. И стазу станет ясно, почему человеческая любовь так уязвима и хрупка, а Божественная — сильнее смерти.

И ´Ты´ и ´Я´ — перекипевший сон, Растаявший в невыразимом Свете.

Мы встретимся за гранями времен, Счастливые, обласканные дети.

(А. Белый)

В христианском браке муж и жена верят, что даже физическая смерть не разрывает единства их любви, и что, по слову святителя Иоанна Златоуста, ´… в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг другом в великой радости´.

иcтoчник: www.bobreparhiya.by

Источник: www.bobruin.by

Можно ли развенчаться с бывшим мужем/женой, если брак распался?

Фото 2Неисповедимы пути Господни. Ни одна пара новобрачных не может предугадать свою судьбу. В день свадьбы преобладающее большинство «новоиспеченных» супругов уверены, что пройдут земной путь рука об руку до самой смерти. К сожалению, не всегда этим мечтам суждено исполниться.

Настает день, когда приходит понимание, что семья окончательно распалась, и путей восстановления союза нет. Расторжение брака становится единственным способом избавления от совместного тягостного сосуществования.

Развод — процедура неприятная и для многих болезненная. Особенно это касается тех случаев, когда один из супругов против расставания. В суде инициатору развода придется предоставлять не самые приглядные факты супружеской жизни, чтобы добиться скорейшего расторжения брака.

Несмотря на то, что процедура закона позволяет сделать небольшую отсрочку для развода, по регламенту она не может быть более трех месяцев. А что же церковь? Как она смотрит на разведение двух обвенчанных супругов? Церковь не выполняет таинств с «разрушительным» смыслом, поэтому процедуры по развенчиванию уже соединенных двух душ в одно целое нет.

Даже получив официальное свидетельство о разводе в ЗАГСе или суде, ни у одного из супругов нет возможности получить расторжение церковного брака. Таким образом, уже разведенная пара перед государством будет оставаться мужем и женой перед Богом. Единственной причиной развенчания предыдущего союза может стать новый брак.

Для проведения повторного таинства необходимо получить благословение у епархиального архиерея, которое дается только в исключительных случаях:

Фото 3

  1. смерть одного из супругов;
  2. неизлечимая болезнь супруга, предоставляющая угрозу жизни детей (СПИД, сифилис и тому подобное);
  3. неспособность к продолжению рода;
  4. факт плотской измены одного из супругов;
  5. один из супругов изменил православное верование на другое;
  6. аборт жены без медицинской необходимости;
  7. один из супругов пропал без вести;
  8. рукоприкладство;
  9. неизлечимые алкоголизм или наркомания;
  10. брак одного из супругов с другим человеком.

Личная беседа со священнослужителем должна быть достаточно открытой и доверительной. Не следует утаивать постыдные причины расставания с бывшим супругом. Священники придерживаются правила тайны исповеди, поэтому ваш рассказ останется только между вами.

Кроме благословения священнослужителя необходимо подать перечень требуемых документов. Рассмотрев все нюансы прошения о повторном венчании, архиерей предоставит ответ.

По той причине, что для развода супругов на Небесах Церковь не проводит никаких обрядов и не выдает соответствующих документов, согласие второго супруга не требуется. Развенчание предыдущего брака происходит во время венчания последующего брака, на котором должны присутствовать только будущие супруги. Единственное, что необходимо для повторного венчания — благословение.

Что нужно сделать, чтобы оформить развод в православной церкви?

Зная о сложностях повторного венчания, некоторые брачующиеся решают утаить факт проведенного церковного таинства во время предыдущего заключения союза.

Для истинно верующих людей это совершенно недопустимо. Обряд венчания призывает Божье благословение на создающуюся семью.

Заведомо пойти на ложь и не признаться священнослужителям о проведенном венчании ранее, значит, согрешить.

Такие необдуманные поступки неприемлемы для людей, стремящихся получить Божью милость и жить по законам Господа. Оформление разрешения на повторное венчание с будущим спутником жизни предусматривает развенчание с бывшим супругом.

Церковь выполняет только созидательные действия, поэтому не использует такое понятие как «развенчание». Несмотря на это, в прошении на повторное венчание указывается просьба в благословении на расторжение предыдущего церковного брака.

Как правильно написать прошение о расторжении церковного брака?

Прошение нужно правильно оформить и подать правящему епархиальному архиерею. Лучше всего самолично отправиться в храм и узнать обо всех нюансах бракоразводной процедуры. На месте вам могут предоставить образец прошения и расскажут о пакете необходимых документов.

Форма прошения выглядит следующим образом:

Фото 4

  1. в правом верхнем углу указывается, кому направляется прошение (Его Преосвященству Преосвященнейшему (Имя). Ниже этого пишутся данные просителя — ФИО, адрес и контактный телефон;
  2. по центру следующей строки указывается вид письма — «Прошение»;
  3. далее, в свободной форме, проситель должен указать дату и место предыдущего венчания, историю брака и причину развода;
  4. после текста перечисляется перечень предоставляемых документов;
  5. ниже, отдельной строкой, указывается согласие или несогласие второго супруга;
  6. в самом низу письма-прошения должны быть дата и подпись;
  7. завершается прошение фразой: «Прошу прощения за расторгнутый брак».

Какие документы необходимо предоставить?

Несмотря на то, что венчание супругов происходило перед лицом Господа, и свидетельство о венчании не имеет юридической силы, рассмотрение прошения о повторном таинстве потребует пакет документов:

Фото 5

  • копия паспорта;
  • копия свидетельства о расторжении брака, выданная ЗАГСом или судом;
  • копия свидетельства о церковном браке;
  • собственноручно написанное согласие второго супруга на церковный развод (при наличии);
  • медицинские документы, подтверждающие наличие заболеваний, если таковые указывались в прошении как основание для церковного развода.

Сроки рассмотрения заявления в Епархии не регламентированы, поэтому при подаче прошения следует уточнить приблизительную дату собеседования со священнослужителем. После рассмотрения письма и документов просителя вызывают на беседу со священником.

Если служитель Церкви считает указанные основания для расторжения брака существенными, то супругов развенчивают. Изучив все особенности церковного развода, можно заранее предусмотреть возможность заключения повторного брака на Небесах.

Как проходит процедура развенчания церковного брака?

Фото 6После того как Епархиальный архиерей ставит на прошении о расторжении церковного брака свою резолюцию, бывшие супруги могут повторно вступать в брак в стенах Церкви.

Повторное венчание является развенчанием предыдущего союза, поэтому никаких дополнительных церемоний проводиться не будет. Единственное, чего не будет в ритуале — момента с возложением венцов на головы будущих супругов.

Эта прерогатива предоставляется только паре, которая впервые сочетается союзом перед Богом. В остальном же вся церемония будет такая же красивая и торжественная.

Сколько стоит обряд?

Любой представитель ЗАГСа официально может назвать точную стоимость бракосочетания в этом учреждении, так как она четко фиксирована и является обязательной госпошлиной при подаче заявления о заключении брака.

В случае с венчанием такую цифру вряд ли можно услышать. По законам православной церкви обряд проводится безвозмездно. На самом же деле, это не так. В каждом храме есть свои правила, о которых стоит узнать заблаговременно.

В некоторых храмах достаточно небольшого денежного пожертвования перед обрядом. В небольших церквях могут попросить от 1 до 4 тысяч рублей. В крупных храмах церемония может стоить более 10 тысяч рублей.

Источник: prozakon.guru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.